ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-761/17 от 29.12.2017 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-761/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 декабря 2017 года г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе: председательствующего судьи - Фетисовой М.А.,

при секретаре судебного заседания - Артазей Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации сельского поселения «Село Новый Мир» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с указанным иском к административным ответчикам, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что ФИО1 13.09.2016 г. приобрел у ФИО2 и ФИО3 земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. 31.05.2017 г. между администрацией Комсомольского муниципального района и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , для индивидуального жилищного строительства. На земельном участке с кадастровым номером , по имеющимся документам, расположено жилое строение - жилой дом из трех квартир, однако данный жилой дом сгорел в 2010 г.. ФИО1 планирует строительство жилого дома на земельном участке, но наличие на участке не снятого с кадастрового учета несуществующего жилого строения затрудняет получение разрешения на новое строительство. Часть участка, на котором расположен фундамент сгоревшего дома, находится в запущенном состоянии и представляет угрозу для жителей поселка. Администрации с.п.с. Новый Мир, для проведения работ по снятию объекта с кадастрового учета, был необходим акт об отсутствии объекта недвижимости, который ФИО1 предоставил по просьбе администрации поселения, однако администрация поселения никаких действий по снятию сгоревшего дома с кадастрового учета не предприняла. Администрация Комсомольского муниципального района на обращение ФИО1 сообщила, что мероприятия по подготовке документов для снятия сгоревшего дома с кадастрового учета планирует закончить до 30.09.2017 г., но до настоящего времени необходимых действий не совершила, в результате чего не устранены препятствия пользования ФИО1 земельным участком, а ФИО2 и ФИО3 продолжают выплачивать налог на несуществующее жилое помещение. Просят признать незаконным бездействие административных ответчиков по снятию с кадастрового учета уничтоженного (сгоревшего) объекта недвижимости с кадастровым номером , обязать административных ответчиков снять с кадастрового учета спорный объект.

В судебном заседании административный истец ФИО1, действующий в своих интересах и как представитель ФИО2 и ФИО3 на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований настаивал по обстоятельствам, изложенным в заявлении. Кроме того, суду пояснил, что он обращался в кадастровую палату, где получил разъяснение, что с кадастрового учета должно быть снято всё здание одновременно, для чего все собственники квартир дома по <адрес> должны обратиться с заявлениями о снятии объекта с кадастрового учета. Поскольку П-вым принадлежит только квартира в сгоревшем доме <адрес>, а в доме было ещё две квартиры, то он не смог снять с кадастрового учета весь объект. Его обращения в администрацию поселения и в администрацию района для совместного снятия объекта с кадастрового учета не привели к положительному результату, при этом ему не поступало от административных ответчиков отказа совершить действия, направленные на снятие объекта с кадастрового учета. Полагает, что обязанность совершить необходимые действия, направленные на снятие объекта с кадастрового учета, должна быть возложена на обоих административных ответчиков, поскольку при обследовании объекта кадастровым инженером было установлено, на основании выписки из реестра муниципальной собственности от 20.10.2016 г., что квартиры и в доме <адрес>. В 2013 г. жилой дом по <адрес> был исключен из реестра муниципальной собственности сельского поселения. Ни один из административных ответчиков не регистрировал своё право на объект, однако объект учтен в Реестре недвижимости, каждой из квартир в отдельности и объекту в целом присвоены кадастровые номера, что позволяет административным ответчикам снять объект с кадастрового учёта.

В судебное заседание административные истцы ФИО2 и ФИО3 не явились, о времени и месте судебного заседания извещены. На основании ст. 150 КАС РФ дело подлежит рассмотрению в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрация Комсомольского муниципального района Хабаровского края ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении истцам отказать, ссылаясь на то, что в реестре муниципальной собственности муниципального района отсутствуют объекты недвижимого имущества, расположенные в <адрес>: - квартира, кадастровый ; - квартира, кадастровый ; - жилой дом, кадастровый . Реестр муниципальной собственности имеется в свободном доступе на сайте администрации района. Полагает, что поскольку приобретенный ФИО1 земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, то имеющийся на земельном участке фундамент не препятствует ФИО1 в ведении такого хозяйства. Строительство жилого дома ФИО1 может осуществлять на арендованном земельном участке с кадастровым номером , предоставленном для индивидуального жилищного строительства. Полагает, что истцами не доказано нарушения их прав администрацией муниципального района, у которой не имеется оснований для совершения действий по снятию с кадастрового учета квартир и в доме по <адрес>, ввиду отсутствия права собственности на данные объекты. Полагает, что у истцов имеется возможность самостоятельно снять с кадастрового учета находящуюся в собственности ФИО5 квартиру в доме по <адрес>, поскольку не представлено соответствующего письменного отказа кадастровой палаты. Кроме того, ввиду регистрации по месту жительства в квартире названного дома семьи ФИО, полагает, что снятие объекта с кадастрового учета повлечет невозможность их обеспечения жилым помещением взамен сгоревшего.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрация сельского поселения с. Новый Мир, ФИО6, исковые требования не признал, суду пояснил, что жилой дом по <адрес> был исключен в 2013 г. из реестра муниципальной собственности поселения и снят с баланса, в связи с тем, что данный дом полностью сгорел в 2010 г. Право собственности на квартиры и в указанном жилом доме, либо право собственности на весь объект не было зарегистрировано за сельским поселением.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

ФИО1 по договору купли-продажи от 13.09.2016 г. приобрел у ФИО2 и ФИО3 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>., с кадастровым номером , что подтверждается договором купли-продажи и выпиской из ЕГРП.

ФИО2 и ФИО3 на праве совместной собственности принадлежит квартира, кадастровый номер: , расположенная по адресу: <адрес>.

Указанная квартира расположена в здании, кадастровый номер которого - . В данном здании также находились квартира , кадастровый номер и квартира , кадастровый номер . Данные обстоятельства подтверждаются кадастровыми паспортами и выписками из Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в которых не содержится сведений о правообладателе квартир и .

Как следует из справок отдела государственного пожарного надзора по Комсомольскому району от 09.03.2010 г., жилой дом по ул. <адрес> 06.03.2010 г. уничтожен пожаром.

Актом обследования, подготовленным 14.11.2016 г. кадастровым инженером в результате кадастровых работ в целях предоставления в орган кадастрового учета заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости - здания с кадастровым номером , также подтверждается, что жилой дом в <адрес>, полностью уничтожен пожаром. В указанном здании расположены помещения с кадастровыми номерами: , и .

Поскольку принадлежащая административным истцам П-вым квартира в доме по <адрес> была уничтожена пожаром в 2010 г., то не могла в 2016 г. быть предметом сделки купли-продажи одновременно с земельным участком по тому же адресу, ввиду отсутствия объекта.

31 мая 2017 г. между администрацией муниципального района и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , для индивидуального жилищного строительства, расположенный северо-восточнее земельного участка с адресом <адрес>..

В соответствии с ч.1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ч.1 ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с п.п. 1, 6 ст. 131 ГПК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом, процедуры снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и прекращения права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним носят заявительный характер.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 приобрел земельный участок по адресу: <адрес>. По данным государственного кадастрового учета значится объект недвижимости - жилой дом, в котором, в том числе, расположена квартира , принадлежащая административным истцам ФИО2 и ФИО3 Правообладатель квартир и в Реестре прав на недвижимое имущество не указан.

Представленными материалами дела (выписка от Реестра муниципальной собственности Комсомольского муниципального района, зарегистрирована 20.10.2016 г. за ) подтверждается, что жилой дом по <адрес> и расположенные в нём квартиры , , на основании распоряжения главы Комсомольского района от 28.08.1998 г. № 463-р, являются муниципальной собственностью и внесены в Реестр собственности Комсомольского муниципального района Хабаровского края.

Распоряжением главы Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 22.11.2005 г. № 961-р утверждён перечень муниципального имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность поселений.

Согласно перечню имущества, изымаемого из оперативного управления жилищно-коммунального хозяйства Комсомольского муниципального района и передаваемого в собственность сельского поселения с. Новый Мир (приложение №10 к распоряжению № 961-р от 22.11.2005 г.), в собственность сельского поселения передан объект по адресу <адрес>.

Актом приемки-передачи от 31.12.2005 г. подтверждается передача администрацией района администрации поселения объекта по <адрес>.

Справкой администрации Комсомольского муниципального района от 25.12.2017 г. подтверждается отсутствие в реестре муниципального имущества муниципального района объектов недвижимого имущества, расположенные в <адрес>: - квартира, кадастровый ; - квартира, кадастровый ; - жилой дом, кадастровый .

Постановлением администрации сельского поселения «Село Новый Мир» Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 08.07.2013 г. № 77, из реестра муниципальной собственности сельского поселения исключен сгоревший в 2010 году дом по <адрес>.

Выпиской из реестра муниципального имущества администрации поселения от 15.12.2017 г. подтверждается, что объект по <адрес> выбыл из реестра.

Актом о списании объекта основных средств от 23.04.2014 г. подтверждается, что объект по <адрес> списан с бухгалтерского учета, причина списания - на основании документов о праве собственности.

В судебном заседании установлено, что администрация поселения после принятия в 2005 г. от администрации муниципального района жилого дома <адрес>, не осуществляла регистрацию своего права собственности на данный объект. Следовательно, право на спорный объект не перешло в установленном порядке от администрации муниципального района, передавшей его администрации поселения в 2005 г..

Представленными материалами дела подтверждается, что административный истец ФИО1 обращался ДД.ММ.ГГГГ в администрацию сельского поселения с просьбой подать с ним совместно в Росреестр заявление на снятие с кадастрового и с технического учета объекта недвижимости по <адрес>. 31.05.2017 г. ФИО1 сообщено о рассмотрении его обращения, а для проведения работ по снятию объекта с кадастрового учета администрация поселения просила предоставить акт об отсутствии объекта недвижимости. Указанный акт ФИО1 предоставил в администрацию поселения 06.06.2017 г.

В связи с тем, что после ДД.ММ.ГГГГ администрацией поселения не были приняты меры, направленные на снятие, совместно с ФИО1, с кадастрового учета названного объекта, ФИО1 27.06.2017 г. обратился к главе Комсомольского муниципального района с заявлением об оказании содействия в разрешении вопроса о снятии с учета фундамента сгоревшего жилого дома. Письмом от 24.07.2017 г. главы муниципального района ФИО1 извещён, что мероприятия по подготовке документов для снятия сгоревшего дома планируется закончить 30.09.2017 г.

Однако, ни администрацией поселения, ни администрацией муниципального района не были проведены мероприятия, направленные на снятие объекта с кадастрового учёта, в связи с чем 13.11.2017 г. истцы, в целях защиты своих нарушенных прав, обратились в суд с административным иском к ответчикам.

Согласно ч. 1 ст. 131 ГГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В судебном заседании установлено, что административными ответчиками не был зарегистрирован в установленном порядке переход права собственности на объект с кадастровым номером - жилой дом по <адрес>, вследствие чего в настоящее время в Реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не указан правообладатель данного объекта в целом, а также правообладатель квартир и в указанном жилом доме, с кадастровыми номерами и .

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что как администрация сельского поселения, так и администрация муниципального района, не принявшие мер, направленных на снятие с кадастрового учета объекта с кадастровым номером , должны, в пределах своих полномочий каждый, совершить мероприятия, направленные на снятие с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером: , расположенного <адрес>.

В судебном заседании установлено, что непринятие административными ответчиками мер, направленных на снятие с кадастрового учета указанного объекта, препятствует административному истцу ФИО1 в реализации правомочий собственника земельного участка по адресу <адрес> арендатора земельного участка, расположенного северо-восточнее названного. Регистрация на данных земельных участках уничтоженного пожаром объекта недвижимости влечет невозможность получения разрешения на строительство на земельных участках нового объекта недвижимости.

Кроме того, непринятие административными ответчиками мер, направленных на снятие с кадастрового учета спорного объекта, нарушает права административных истцов ФИО5, которые в течение нескольких лет после пожара продолжают производить оплату налога на уничтоженный объект.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Доводы представителя администрации муниципального района о том, что снятие объекта с кадастрового учета повлечет нарушение прав зарегистрированных в квартире <адрес> лиц на предоставление им жилого помещения взамен утраченного, суд находит не состоятельными, поскольку суду не представлены сведения о том, что названные лица до настоящего времени ещё не обеспечены иным жилым помещением, либо что названные лица признаны в установленном порядке нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, в судебном заседании установлено, что спорный объект в 2014 г. снят с баланса сельского поселения, что не препятствует названным лицам сохранять до настоящего времени регистрацию по месту жительства по адресу несуществующего с 2010 г. объекта. Наличие либо отсутствие объекта недвижимости на кадастровом учете не влияет в данном случае на право ( при его наличии) граждан на обеспечение жилым помещением.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края и администрации сельского поселения «Село Новый Мир» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, выразившиеся в отсутствии мероприятий по снятию с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером: , расположенного <адрес>.

Возложить на администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края и на администрацию сельского поселения «Село Новый Мир» Комсомольского муниципального района Хабаровского края обязанность, каждого - в пределах своих полномочий, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда, совершить мероприятия, направленные на снятие с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером: , расположенного <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме - 09 января 2018 г.

Судья