ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-761/18 от 24.08.2018 Благодарненского районного суда (Ставропольский край)

№2а-761/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Благодарный 24 августа 2018 года

Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Каневского М.О., при секретаре Скоковой Н.А.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика межмуниципального отдела по Петровскому, Туркменскому и Благодарненскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица ФИО4 – ФИО5, действующего на основании ордера №с103687 от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании решения о приостановлении государственной регистрации - незаконным и возложении обязанности произвести регистрацию,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Благодарненский районный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании решения о приостановлении государственной регистрации, возложении обязанности произвести регистрацию - незаконным, в котором указано следующее.

В соответствии с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято Решение о приостановлении государственной регистрации Дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц со стороны арендодателей от ДД.ММ.ГГГГ с участниками общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ

Считает данное Решение незаконным по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:13:0:0309 сроком на 10 лет, вступивший в силу с момента государственной регистрации данного договора (ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании собственников земельных долей было принято Решение о заключении дополнительного соглашения к указанному выше договору аренды земельного участка, в результате чего между ним - уполномоченным от собственников земельных долей земельного участка - ФИО1 и ФИО4, было заключено дополнительное соглашение к указанному выше договору аренды земельного участка, в соответствии с которым Раздел 1 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ изложен в следующей редакции:

«Арендодатели передают а Арендатор принимает а аренду часть земельного участка кадастровый общей площадью <данные изъяты> кв.м., состоящую из обособленных участков, которые соответствуют учетным частям:

1. кв.м.

2. кв. м.

3. кв.м.

4. кв.м.

5. кв.м.

6.Часть м. ,площадью <данные изъяты>

7. Часть кв.м. , площадью <данные изъяты> м2

8. кв.м., площадью <данные изъяты> м2

9. кв. м. площадью <данные изъяты> м2

местоположение участка установлено относительно ориентира бригада , поле юго-западная часть бывшего колхоза « Россия» между рекой Мокрая Буйвола и железной дорогой Благодарный - Буденновск расположенного в границах участка. Адрес ориентира СПКК « Спасское».

Оставшаяся часть земельного участка в составе:

- Часть кв.м, учетная часть

- Часть кв. м. учетная часть в аренду не передается.

Пункт 2.1. договора изложен в следующей редакции:

«2.1. «Размер ежегодной арендной платы, выплачиваемой каждому Арендодателю на одну земельную долю в праве общей долевой собственности равную <данные изъяты> га)с ДД.ММ.ГГГГ года включительно, после государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды составляет:

Виды арендной платы

Размер арендной платы

Сроки выдачи

Пшеница фуражная

<данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ (ежегодно)

Мука

<данные изъяты> кг

С ДД.ММ.ГГГГ (ежегодно)

Арендодатель, чья доля в праве общей долевой собственности больше или меньше доли по пункту 2.1, получает арендную плату пропорционально своей доле.

Арендатор имеет право выдать арендную плату, по письменному заявлению Арендодателя, в денежном выражении по цене, согласованной между Арендатором и Арендодателем.

Пункт 2.2 исключен.

Пункт 3.1 договора аренды изложен в следующей редакции:

«Настоящий договор вступает в силу с момента его государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю и действует до ДД.ММ.ГГГГ».

Остальные условия договора аренды, не затронутые настоящим дополнительным соглашением - остаются неизменными.

В своем Решении о приостановлении государственной регистрации указанного дополнительного соглашения административный ответчик указывает, что в качестве основания для принятия такого решения послужило три причины, в частности указано что часть земельного участка не учтена на кадастровом учете и не является предметом дополнительного соглашения к договору аренды.

Данный вывод не соответствует действительности, т.к. договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в установленном законом порядке и земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.

В аренду по дополнительному соглашению передается часть этого же участка, который кадастровый учет прошел.

Кроме того, в соответствии со ст. 607 ГК РФ, в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ объектом земельных правоотношений является, в том числе часть земельного участка.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о кадастре объектом кадастрового учета могут быть земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства.

Пункт 9 части 2 статьи 7 названного закона определяет, что сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, являются дополнительными сведениями об объекте недвижимости.

Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23, частей 11 и 13 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет части объекта недвижимости возможен в случае государственной регистрации обременения вещного права на соответствующую часть объекта недвижимости.

Таким образом, если исходный земельный участок поставлен на кадастровый учет, его часть также может быть объектом кадастрового учета в случае регистрации в государственном реестре прав обременения на данную часть объекта недвижимости.

Однако, с заявлением о регистрации обременения на часть указанного выше участка никто не обращался, в связи с чем, предоставлять сведения о кадастровом учете данной части в данной ситуации не требуется. Заявление подано о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, который уже поставлен на государственный кадастровый учет, в связи с чем, решение о приостановлении государственной регистрации дополнительного соглашения по этому основанию считает незаконным.

Далее в уведомлении о приостановлении государственной регистрации указано, что стороной дополнительного соглашения должны быть именно собственники земельного участка, а не лицо, уполномоченное ими и указанное в дополнительном соглашении.

Считает данный вывод также не обоснованным по следующим основаниям.

Согласно протоколу общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ он, ФИО1 был избран в качестве лица, уполномоченного от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, дополнительных соглашений к договору аренды, соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе об объеме и о сроках таких полномочий, уполномоченного действовать без доверенности от имени участников долевой собственности при подписании, заключении и государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка или его части сельскохозяйственного назначения при множественности лиц со стороны арендодателей от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером . Сроком полномочий на три года без права передоверия.

Вместе с дополнительным соглашением в Управление Росреестра был предоставлен протокол общего собрания с приложением участников общей долевой собственности на данный земельный участок.

В соответствии с ч. 4 ст. 185 ГК РФ, Правила о доверенности применяются также в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений.

В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения: о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе об объеме и о сроках таких полномочий.

Таким образом, указание в дополнительном соглашении в качестве стороны данного соглашения на него - ФИО1 не противоречит требованиям ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также ГК РФ, в связи с чем приостановление государственной регистрации по этому основанию также является незаконным.

Своими незаконными действиями по приостановлению государственной регистрации дополнительного соглашения, административным ответчиком нарушаются его права как арендодателя земельного участка в связи с тем, что дополнительное соглашение к договору аренды считается заключенным и вступает в силу с момента его регистрации. Так как государственная регистрация приостановлена, он не имеет возможности использовать земельный участок, указанный по его назначению, не имеет возможности заключать какие - либо сделки, связанные с данным земельным участком, что и послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.

В соответствии со ст. 218 ч. 1 КАС РФ, Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Просит признать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по принятию решения о приостановления государственной регистрации Дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц со стороны арендодателей от ДД.ММ.ГГГГ с участниками общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зарегистрировать в установленном законом порядке Дополнительное соглашения к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц со стороны арендодателей от ДД.ММ.ГГГГ с участниками общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица ФИО4 – ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика межмуниципального отдела по Петровскому, Туркменскому и Благодарненскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ФИО3 в судебном заседании представила возражения на административное исковое заявление, в котором указано следующее.

В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) имеется запись о государственной регистрации договора аренды частей земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, местоположение установлено относительно ориентира бригада 2 поле 1 юго-западная часть бывшего колхоза Россия между рекой <адрес> и железной дорогой <адрес> расположенного в границах участка адрес ориентира СПКК Спасское с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м., заключенного ДД.ММ.ГГГГ в отношении следующих частей:

- - площадью <данные изъяты> кв.м

- - площадью <данные изъяты> кв.м

- площадью <данные изъяты> кв.м

- - площадью <данные изъяты> кв.м

- - площадью <данные изъяты> кв.м

- - площадью <данные изъяты> кв.м

- - площадью <данные изъяты> кв.м

- - площадью <данные изъяты> кв.м

- - площадью <данные изъяты> кв.м

- - площадью <данные изъяты> кв.м

- - площадью <данные изъяты> кв.м

Вышеуказанные части земельного участка поставлены на кадастровый учет.

ДД.ММ.ГГГГ на государственную регистрацию представлено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация дополнительного соглашения приостановлена сроком на три месяца по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101 -ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон);

В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанного договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности.

А так же, согласно ст. 607 Гражданского Кодекса РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.

Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Заявление о регистрации Дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц со стороны арендодателей от ДД.ММ.ГГГГ., с участниками общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с КН рег. от ДД.ММ.ГГГГ.

Из выше изложенного следует, что часть земельного участка с не учтена на кадастровом учете, и не является предметом Дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц со стороны арендодателей от ДД.ММ.ГГГГ, с участками общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером . от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 60 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N943 (далее - Порядок) установлено, что в записи реестра прав на недвижимость об ограничении прав и обременении объекта недвижимости указываются сведения о лицах, в пользу которых установлены ограничения права и обременения объекта недвижимости, и лицах, права которых ограничиваются и обременяются в объеме сведений, предусмотренных пунктом 50 Порядка.

В соответствии с пунктом 50 Порядка в отношении физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, - фамилия, имя и отчество (последнее - наличии), дата и место рождения, гражданство, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии), а также наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность.

Согласно пункту 1 статьи 182 сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного с самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Таким образом, стороной Дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц со стороны арендодателей от ДД.ММ.ГГГГ., с участниками общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с КН . от 01.08.2008г., в данном случае выступает представитель, подписавший дополнительное соглашение, а собственники земельного участка с кадастровым номером права которых подлежат обременению не указаны.

Вместе с тем, представленное Дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц со стороны арендодателей от 27.05.2007г., с участниками общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с рег. от ДД.ММ.ГГГГ не содержит каких-либо сведений об арендодателях (собственниках) земельного участка с кадастровым номером , права которых подлежат обременению.

Доводы административного истца о том, что решение о приостановлении государственной регистрации является незаконным, необоснованны по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

Согласно ст. 607 Гражданского Кодекса РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются в том числе и части земельных участков.

Согласно пункту 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Индивидуализация земельного участка осуществляется посредством его государственного кадастрового учета, поэтому до тех пор, пока земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, он не может являться объектом гражданско-правовых отношений, то есть быть предметом сделок.

Административный истец ссылается на то, что если исходный земельный участок поставлен на кадастровый учет, его часть также может быть объектом кадастрового учета в случае регистрации в государственном реестре прав обременения на данную часть объекта недвижимости, а с заявлением о государственной регистрации обременения на часть земельного участка никто не обращался.

В рассматриваемом случае по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ в аренду переданы части земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м., заключенного ДД.ММ.ГГГГ в отношении следующих частей:

- - площадью <данные изъяты> кв.м

-- площадью <данные изъяты> кв.м

- - площадью <данные изъяты> кв.м

- площадью <данные изъяты> кв.м

- - площадью <данные изъяты> кв.м

- - площадью <данные изъяты> кв.м

- - площадью <данные изъяты> кв.м

- - площадью <данные изъяты> кв.м

- - площадью <данные изъяты> кв.м

- - площадью <данные изъяты> кв.м

- - площадью <данные изъяты> кв.м.

Однако, исходя из содержания дополнительного соглашения, меняется предмет аренды.

- площадью <данные изъяты> кв.м., от части площадью <данные изъяты> кв.м.

- площадью <данные изъяты> кв.м., от части площадью <данные изъяты> кв.м.. Доказательства формирования образованных частей земельного участка и постановки их на государственный кадастровый учет государственному регистратору не представлены. Следовательно, в указанном договоре аренды, в редакции Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ нет данных, позволяющих идентифицировать объект арендных правоотношений (Согласно Обзора по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом ВС РФ 30 ноября 2016 года)

В соответствии с п.3 ст.44 Закона № 218-фз от 13.07.2015 года « О государственной регистрации недвижимости» Государственная регистрация договора аренды части земельного участка осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части.

В качестве обоснования доводов о незаконности приостановления государственной регистрации административный истец ссылается на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, где объектом земельных правоотношений является, в том числе и часть земельного участка. Ссылка в исковом заявлении на п.9 ч.2 ст.7, п.3 ч.2 ст.23, ч.11 и 13 ст.25 Закона « о кадастровой деятельности» -фз от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованной, поскольку данные нормы Закона утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Также следует отметить, что в дополнительном соглашении указаны кадастровые номера обособленных земельных участков, которые не могут являться одновременно частями земельного участка.

Кроме этого, в дополнительном соглашении выявлены противоречия по передаче в аренду части земельного участка с учетным номером .

Из выше изложенного следует, что часть 8 площадью <данные изъяты> кв.м., от части площадью <данные изъяты> кв.м., и площадью <данные изъяты> кв.м., от части площадью <данные изъяты> кв.м. участка с КН не учтены на кадастровом учете, и не могут являться предметом Дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц со стороны арендодателей от ДД.ММ.ГГГГ, с участками общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером рег. от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме этого, пунктом 60 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее - Порядок) установлено, что в записи реестра прав на недвижимость об ограничении прав и обременении объекта недвижимости указываются сведения о лицах, в пользу которых установлены ограничения права и обременения объекта недвижимости, и лицах, права которых ограничиваются и обременяются в объеме сведений, предусмотренных пунктом 50 Порядка.

В соответствии с пунктом 50 Порядка в отношении физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, - фамилия, имя и отчество (последнее - наличии), дата и место рождения, гражданство, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии), а также наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность.

Согласно пункту 1 статьи 182 сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Таким образом, стороной Дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц со стороны арендодателей от ДД.ММ.ГГГГ., с участниками общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с КН рег. от ДД.ММ.ГГГГ., в данном случае выступает представитель, подписавший дополнительное соглашение, а собственники земельного участка с кадастровым номером права которых подлежат обременению, не указаны.

Вместе с тем, представленное Дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц со стороны арендодателей от ДД.ММ.ГГГГ., с участниками общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с КН рег. от ДД.ММ.ГГГГ., содержит сведения о собственниках земельного участка, а не об арендодателях (собственниках) земельного участка с кадастровым номером , права которых подлежат обременению, поскольку лица ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9ФИО10 указанные в списке собственников, являющемся приложением к Дополнительному соглашению, не являются арендодателями..

В нарушении п.4 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101 -ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в протоколе общего собрания от 17.03.2018 года не указаны данные, позволяющие идентифицировать уполномоченное лицо ( паспортные данные)

В силу части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии со статьёй 38 КАС РФ сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик. При этом, под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

Следовательно, административный истец ФИО1 вправе обращаться в суд только в защиту своих прав, но не всех участников общей долевой собственности земельного участка с кадастровым .

Согласно пункту 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если:

административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

В обоснование заявленных требований административным истцом суду представлены следующие доказательства:

- уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ,

- копия паспорта выданного на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>,

- уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ,

- расписка в получении документов на государственную регистрацию ,

- единый государственный реестр прав на недвижимое имущество на объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, местоположение установлено относительно ориентира бригада 2 поле 1 юго-западная часть бывшего колхоза «Россия» между рекой <адрес> и железной дорогой Благодарный-Буденновск, расположенного в границах участка адрес ориентира СПКК Спасское.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО11 и собственниками земельного участка с кадастровым номером 26:13:0:0309 заключен договор аренды сроком на 10 лет, вступивший в силу с момента государственной регистрации данного договора (ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании собственников земельных долей было принято Решение о заключении дополнительного соглашения к указанному выше договору аренды земельного участка, в результате чего между ФИО11 и уполномоченным от собственников земельных долей земельного участка - ФИО1 было заключено дополнительное соглашение к указанному выше договору аренды земельного участка, в соответствии с которым Раздел 1 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ изложен в следующей редакции:

«Арендодатели передают, а Арендатор принимает в аренду часть земельного участка кадастровый общей площадью <данные изъяты> кв.м., состоящую из обособленных участков, которые соответствуют учетным частям:

1. <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

местоположение участка установлено относительно ориентира бригада 2, поле 1 юго-западная часть бывшего колхоза «Россия» между рекой <адрес> и железной дорогой <адрес>, расположенного в границах участка. Адрес ориентира СПКК «Спасское».

Оставшаяся часть земельного участка в составе:

Часть <данные изъяты>

<данные изъяты>

в аренду не передается.

В аренду по дополнительном соглашению передается часть этого же участка, который кадастровый учет прошел, а именно: .

В соответствии со ст. 607 ГК РФ, в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Как установлено в судебном заседании, договор аренды земельного участка с КН зарегистрирован в установленном законом порядке.

Все 11 частей данного земельного участка также поставлены на государственный кадастровый учет.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 73
"Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", Разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации названных договоров аренды, судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи).

Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным.

Как установлено в судебном заседании, в дополнительном соглашении указаны данные, позволяющие определить площадь договора аренды земельного участка и его частей, что было согласовано сторонами и подтверждается протоколом общего собрания.

При таких обстоятельствах, с учетом указанных разъяснений Пленума ВАС РФ, приостановление государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды по данным основаниям является незаконным.

ФИО1 с заявлением о регистрации какой – либо части земельного участка не обращался, а обратился с заявлением о регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка.

В случае, если выделяющийся собственник, с соблюдением порядка, установленного ч.3 или 4 ст. 13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обратиться с заявлением о регистрации части указанного земельного участка, такая часть должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.

Однако, как указано выше, с таким заявлением никто не обращался.

В силу требований ст. 62 ч. 2 КАС РФ, Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Исходя из смысла данной нормы, административный ответчик обязан указать, каким Законом или иным правовым актам не соответствует дополнительное соглашение, регистрация которого по решению ответчика приостановлена.

В соответствии с п. 1 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - Порядок) устанавливает:

1) структуру реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) и объем вносимых в него сведений;

2) структуру реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость) и объем вносимых в него сведений;

3) структуру реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также соответственно - реестр границ, объекты реестра границ) и объем вносимых в него сведений;

4) правила внесения сведений в кадастр недвижимости, реестр прав на недвижимость, реестр границ.

Таким образом, ссылка ответчика на п. 50 указанного порядка не соответствует требованиям закона.

Как обосновано указано в административном исковом заявлении, ФИО1 уполномочен от имени собственников подавать заявления в том числе и на государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, что отдельно отражено в Протоколе общего собрания. Кроме того, ФИО1 также является и собственником доли в праве на земельный участок и мог подать заявление о регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка.

При таких обстоятельствах, ссылка на то, что ФИО1 не имел права обращаться в регистрирующий орган – не основана на законе.

Так в соответствии п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О государственной регистрации Недвижимости», При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению: собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ограничений прав и обременений объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения;

иного лица в случаях, установленных федеральным законом.

Как указано выше, ФИО1 имел право на обращения с заявлением о регистрации дополнительного соглашения и как собственник доли праве на данный земельный участок и как уполномоченное от имени собственников лицо.

В соответствии с ч, 4, 5 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

При таких обстоятельствах приостановление регистрации дополнительного соглашения не соответствует требованиям ст.ст.14,16,18,26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», т.к. основания для приостановления государственной регистрации отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании решения о приостановлении государственной регистрации - незаконным, возложении обязанности произвести регистрацию - удовлетворить.

Признать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по принятию решения о приостановления государственной регистрации Дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц со стороны арендодателей от ДД.ММ.ГГГГ с участниками общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировать в установленном законом порядке Дополнительное соглашения к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц со стороны арендодателей от ДД.ММ.ГГГГ с участниками общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 24.08.2018 года.

Судья М.О. Каневский