ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-761/18 от 27.11.2018 Судакского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-761/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения оглашена 23 ноября 2018 года.

Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2018 года.

23 ноября 2018 года г. Судак

Судакский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Иванов М.Г.,

при секретаре – Игнатюк А.С.,

с участием:

административного истца – ФИО1,

представителя административного ответчика – ФИО2,

заинтересованного лица – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Судака Республики Крым, заинтересованные лица – ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО11, ФИО12, о признании незаконным и отмене постановления, -

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Судака о признании незаконным Постановление администрации города Судака Республики Крым от 10 сентября 2018г. № 1060 и его отмене.

Требования административного иска ФИО1 мотивирует тем, на основании решения исполнительного комитета Судакского городского совета от ДД.ММ.ГГГГФИО7 была принята на квартирный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в список депортированных лиц составом семьи 4 человека: ФИО7 - заявитель, ФИО1 - дочь, ФИО3 - внук, ФИО9 - внучка. Решением исполнительного комитета Судакского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ учетное дело квартирного учета ФИО7 переоформлено в связи со смертью, на ФИО1 составом семьи 3 человека. На основании постановления администрации города Судака от 13.10.2016г., ФИО1 составом семьи 3 человека включена в список граждан, состоящих на учете (в том числе отдельном квартирном учете депортированных граждан), в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым и прошедших перерегистрацию в администрации города Судака по состоянию на 01.09.2016г. ДД.ММ.ГГГГ, административный истец обращалась к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма с включением в него всех членов ее семьи фактически с ней проживающими. Указанное заявление по существу ответчиком рассмотрено не было. 28 февраля 2018 года, административный истец обращалась к ответчику с заявлением о внесении изменений ее учетное дело и просила дополнительно включить в состав семьи фактически проживающую вместе с ней жену сына ФИО4 и внуков ФИО5, ФИО6 и ФИО11, на что также не получила ответа. В результате бездействия Администрации города Судака Республики Крым, ФИО1 была вынуждена обратиться в суд с иском о признании права пользования квартирой и обязании заключить договор социального найма квартиры. Решением Судакского городского суда Республики Крым от 16.07.2018г. по делу исковые требования ФИО1 были удовлетворены полностью, после чего администрация города Судака Республики Крым ДД.ММ.ГГГГг. заключила с ней договор социального найма <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в состав ее семьи были включены все, проживающие с ней совместно. Тем не менее, не смотря на указанное, администрация города Судака, ошибочно приходит к выводу, что состав семьи ФИО1 только три человека и ее обеспеченность жилой площадью составляет 13,7 кв.м., что более учетной нормы, установленной Судакским городским советом. Администрация города Судака Республики Крым письмом от ДД.ММ.ГГГГ уведомила ФИО1, что постановлением от 10.09.2018г. она снята с учёта (в том числе отдельного квартирного учёта депортированных) граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым. Однако, как свидетельствуют письменные доказательства, семья ФИО1 состоит из 8 человек и норма обеспеченности ее жилой площадью значительно ниже учетной нормы: 39,2:8=4,9 кв.м, на одного члена семьи и соответственно ФИО1 имеет право на получение иного жилого помещения по договору социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала, просила суд признать незаконным Постановление администрации города Судака Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГг. и отменить его.

Представитель административного ответчика ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска ФИО1, по основания изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Заинтересованное лицо – ФИО3, в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований административного истца ФИО1

Заинтересованные лица - ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО11, ФИО12 в судебное заседание не явились, в судебное заседание не явилмсь, о причинах неявки в суд не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьей 150 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав позиции сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает необходимым требования административного искового заявления ФИО1 удовлетворить исходя из следующего.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 обжалуется постановление администрации города Судака Республики Крым №1060 от 10 сентября 2018 года «О снятии ФИО1 с учета (в том числе отдельного квартирного учёта депортированных) граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым» (л.д.38).

В силу статьи 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

На основании статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Судакского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ за учетное дело квартирного учета ФИО7 переоформлено на дочь ФИО10, в связи со смертью матери. Считать ФИО13, состоящей на квартирном учете и в списке депортированных в общей очереди, исключив из списка первоочередников в связи с выбытием из состава семьи лица, пользующегося льготой участника войны. Считать состав семьи 3 человека (л.д.21).

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Исполнительного комитета Судакского горсовета от ДД.ММ.ГГГГФИО10 с семьей из трех человек выдан ордер на право занятия жилого помещения жилой площадью 28,3 кв.м. из одной комнаты в <адрес>, расположенной в г. Судак, по <адрес> (л.д.25).

ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет Судакского городского совета в лице городского головы ФИО14, с одной стороны и ФИО1 на основании решения исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма коммунального жилого помещении, согласно которого нанимателю и членам его семьи ФИО1, ФИО9, ФИО3 предоставляется в наем жилье сроком до ДД.ММ.ГГГГ, а именно изолированная квартира, расположенная по адресу: г. Судак, <адрес>, общей площадью 40,3 кв.м., состоящая из 1 комнаты жилой площадью 28,3 кв.м., (л.д.22-23).

ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением к вышеуказанному договору от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, а именно: изложив п. 4.6. в следующей редакции: «4.6. Срок действия настоящего договора по ДД.ММ.ГГГГ» (л.д.24)

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Судакского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , администрация города Судака Республики Крым, в лице Главы администрации города Судака ФИО15 и ФИО1 заключен договор социального найма жилого помещения . Согласно указанного договора администрация города Судака передает, а ФИО1 принимает в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, состоящее из однокомнатной квартиры, общей площадью 39,2 кв.м., жилой площадью 18,1 кв.м., расположенное по адресу: РФ, <адрес>, городской округ Судак Республики Крым, г. Судак, <адрес> для проживания в нем (л.д.31-33).

ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением к указанному договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в указанный договор внесены изменения, а именно пункт 3 изложен в новой редакции: «3. Совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: 1) ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – дочь; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – сын; ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внучка; ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внучка; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внучка; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внук; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – невестка.» (л.д.35).

10 сентября 2018 года администрацией города Судака Республик Крым вынесено постановление №1060 ФИО1, ФИО3 – сын, ФИО8 – дочь, сняты с учета (в том числе отдельного квартирного учёта депортированных) граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым (л.д.38).

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Из содержания постановления следует, что основанием для принятия решения о признании ФИО1 утратившей право на получение жилого помещения по договору социального найма, послужило то, что с ней заключен договор социального найма жилого помещения от 27.08.2018 года №51 и что обеспеченность площадью жилого помещения ФИО1 членов её семьи составляет:30,2/3=13,07 кв.м. на каждого члена семьи, что более учтенной нормы, установленной Судакским городским советом в размере 8 и менее квадратных метров на каждого члена семьи, дающих право принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу ст. ст. 15, 16 ЖК РФ, жилым помещением (жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната) признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом, т.е. самостоятельным объектом права, и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам). К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (ч. 1 ст. 69 ЖК РФ).

В соответствии со справкой, выданной ТСН «Айвазовка» за исх. от ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи ФИО10 входят ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – сын; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – невестка; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внучка; ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – дочь; ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внучка; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внук; ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внучка (л.д.36).

Кроме того, как уже было указано, дополнительным соглашением в договор социального найма внесены изменения, согласно с которым с Нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи: 1) ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – дочь; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – сын; ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внучка; ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внучка; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внучка; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внук; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – невестка. Следовательно административным ответчиком признано, что в предоставленной по договору социального найма, квартире проживают члены семьи ФИО1, в количестве 7 человек, что с учетом нанимателя составляет 8 человек.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований ФИО1, поскольку на момент вынесения оспариваемого административным истцом постановления, жилищные условия ФИО1 соответствовали условиям, при которых сохраняется право граждан состоять на жилищном учете, поскольку на момент вынесения, указанного постановления в квартире были зарегистрированы 8 человек. Следовательно, уровень обеспеченности семьи истца составлял 39,2/8=4,9 кв.м. общей площади на 1 человека, что меньше нормы предоставления, установленной в городе Судаке Республик Крым. Таким образом, на дату вынесения постановления ФИО1 не утратила основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к администрации города Судака Республики Крым, заинтересованные лица – ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО11, ФИО12, о признании незаконным и отмене постановления – удовлетворить.

Признать Постановление Администрации города Судака Республики Крым от 10 сентября 2018г. № 1060 незаконным и отменить его.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Составление мотивированного решения суда отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.

Председательствующий – судья М.Г. Иванов