ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-761/19 от 26.06.2019 Советско-гаванского городского суда (Хабаровский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Советская Гавань

Хабаровского края 26 июня 2019года

Советской- Гаванский городской суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Манушенковой Н.Б.,

С участием прокурора Булдаковой А.А.,

При секретаре Кужель А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Боровского Павла Юрьевича об оспаривании решения Совета депутатов четвертого созыва городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края № 11 от 25 июня 2019года незаконным и его отмене

Установил:

Боровский П.Ю. обратился в суд с административным иском, указав в нем следующее. Боровский П.Ю. является главой муниципального образования «Город Советская Гавань». 25 апреля 2019 года было проведено очередное заседание Совета депутатов четвертого созыва городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее - Административный ответчик), указанное заседание было оформлено протоколом № 4 от 25 апреля 2019 года. Как следует из протокола очередного заседания № 4 от 25апреля 2019 года, на заседании присутствовало 14 депутатов из 19 избранных. Согласно повестки дня очередного заседания, одним из вопросов поставленных на рассмотрение депутатов (Вопрос № 1) звучал следующим образом: «О ежегодном отчете главы муниципального образования городского поселения «Город Советская Гавань» о своей деятельности и о результатах деятельности администрации города Советская Гавань за 2018 год, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования». В соответствии с п. 4 протокола очередного заседания № 4 от 25 апреля 2019 года перед депутатами с отчетом выступил глава муниципального образования городское поселение «Город Советская Гавань» Боровский Павел Юрьевич (далее - Административный истец). По итогам выступлений Административного истца, Б., Ч Глебовой О.А. предложила на основании заслушанного отчета Административного истца признать деятельность Административного истца и результаты деятельности Администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования в 2018 году, удовлетворительными. На основе выдвинутого предложения было проведено голосование депутатов. результаты были следующими: «за» - 5 депутатов, «против» - 7 депутатов; «воздержался» - 2 депутата. По итогам голосования депутатами было принято следующее решение: «Признать не удовлетворительным заслушанный ежегодный отчет главы муниципального образования городское поселение «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о своей деятельности и о результатах деятельности администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования за 2018 год». Административным ответчиком было оформлено решение № 11 от 25 апреля 2019 года, согласно которому решено: « 1.Признать не удовлетворительным заслушанный ежегодный отчет главы муниципального образования городское поселение «Город Советская Гавань» Советско- Гаванского муниципального района Хабаровского края о своей деятельности и о результатах деятельности администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования за 2018 год. 2.Признать оценку деятельности Главы городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края не удовлетворительной. 3. Настоящее решение вступает в силу после его подписания и подлежит опубликованию.» Указанное решение Административный истец считает незаконным, так как оно принято в нарушение положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131), Устава городского поселения «Город Советская Гавань» (далее - Устав), Регламента Совета депутатов городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения «Город Советская Гавань» Советско- Гаванского муниципального района Хабаровского края от 28 июня 2005 года № 1 (далее - Регламент). В силу ч. 11.1 ст.35 ФЗ № 131 представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. (ч. 1.1 ст. 35 ФЗ № 131, ч. 5.1 ст. 36). Аналогичные положения содержаться в ч. 3 ст. 21, ч. 10 ст. 31 Устава муниципального образования. Согласно ч. 5 ст. 22 Устава заседание Совета депутатов не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Аналогичное положение содержится в ст. 18 Регламента. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 23 Устава решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено Федеральным законом. Решение Совета депутатов, носящее нормативный правовой характер, считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов от установленного числа депутатов Совета депутатов. Иные решения Совета депутатов принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Совета депутатов (ч. 4 ст. 23 Устава). Из анализа приведенных норм права следует, что решения, носящие ненормативный характер, принимаются большинством голосов депутатов от числа, принимающих участие в заседании Совета депутатов, при этом заседание депутатов правомочно, если на нем присутствовало не менее 50% от общего числа избранных депутатов. К решениям, носящим ненормативный характер, относится и решение о признании неудовлетворительным деятельности Административного истца, таким образом, для принятия такого решения необходимо чтобы большинство депутатов, от принявших участие в собрании, проголосовало за такое решение. В соответствии с ч. 1 ст. 79 Регламента, если при голосовании ни один из предложенных кандидатов, проектов решений не набрал необходимого числа голосов, то Совет депутатов вправе отложить рассмотрение вопроса, создать согласительную комиссию из депутатов либо предложить постоянным комиссиям на раздельных или совместных заседаниях сформулировать новые проекты решений, выдвинуть новых кандидатов, после чего вынести на голосование данные вопросы. При голосовании по вопросу № 1 повестки дня очередного заседания депутатов от 25 апреля 2019 года, Глебова О.А., как председательствующий, выдвинула предложение о признании удовлетворительным деятельности Административного истца и Администрации городского поселения «Город Советская Гавань». |Следуя порядку проведения заседания и принятию решения по поставленным вопросам и предложениям, решение по Вопросу № 1 принято не было. Исходя из фактических обстоятельств, говорить о законности решения Административного ответчика № 11 от 25 апреля 2019 года невозможно, так при предложенной Глебовой О.А. формулировке перед депутатами фактически был поставлен вопрос о признании удовлетворительными действия Административного истца и Администрации городского поселения «Город Советская Гавань, но число проголосовавших «ЗА» признание удовлетворительным составило менее половины от числа депутатов, присутствовавших на заседании, в связи с чем решение не может считаться принятым в каком-либо виде в силу ч. 4 ст. 23 Устава, а также ст. 79 Регламента. Таким образом, решение Административного ответчика № 11 от 25 апреля 2019 года принято в нарушение положений ст. 23 Устава, а также ст. 79 Регламента, так как для принятия такого решения отсутствует необходимое количество голосов депутатов, присутствовавших на очередном заседании Совета депутатов от 25 апреля 2019 года, а также не выдвигалось предложение о признании неудовлетворительным деятельности Административного истца и Администрации городского поселения «Город Советская Гавань». Говоря о нарушении прав Административного истца, необходимо отметить следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 74.1 ФЗ № 131 Представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд (п. 3 ч. 2 ст. 74.1 ФЗ № 131). Такое незаконное решение создает опасность принятия в дальнейшем решения об удавлении в отставку Административного истца, что повлечет за собой нарушение его права на избрание в органы муниципальной власти, а также нарушение трудовых прав, так как деятельность им осуществляется на постоянной основе. Таким образом, принятие решение о неудовлетворительной оценки деятельности Административного истца и Администрации городского поселения «Город Светская Гавань» не только нарушает порядок принятия такого решения, установленный Уставом и регламентом, а также нарушает и в последствии создает опасность нарушения прав Административного истца на осуществление трудовой деятельности. Просит признать решение Совета депутатов четвертого созыва городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края № 11 от 25 апреля 2019 года незаконным; обязать Совет депутатов четвертого созыва городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края отменить решение Совета депутатов четвертого созыва городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края № 11 от 25 апреля 2019г.

В судебное заседание административный истец Боровский П.Ю. не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии с п.6 ст. 226 КАС РФ, неявка административного истца не является препятствием к рассмотрению дела.

В судебном заседании представитель по доверенности Костреюк Д.И. поддержал административный иск по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика председатель Совета депутатов городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края Глебова О.А. административный иск не признала, представила письменные пояснения, из которых следует: 1. Предмет судебного разбирательства отсутствует. 2. Приобщенные документы не могут считаться доказательствами, поскольку не отражают действительности и не соответствуют требованиям ст.ст. 131, 132 ГПК РФ, доказательства не соответствуют требованиям относимости, допустимости и достоверности, поскольку оригиналы истек представить не сможет. 3.В материалах судебного дела отсутствует заверенные должным образом копии (либо оригиналы) нормативно- правовых актов, регламентирующих деятельность Совета депутатов, взаимоотношения депутатов и Главы поселения. Такими нормативно правовыми актами являются Устав городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, Положение о Совете депутатов и Регламент Совета депутатов поселения «Город Советская Гавань» Советско- Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее Устав, Положение и Регламент). На основании этих документов можно сделать вывод о правильности, законности действий Совета депутатов, либо Главы поселения. 4.Главой поселения не соблюдена досудебная, согласительная процедура урегулирования административных споров, прописанная в Уставе (п.5 ст.23), Положения (п.6 ст. 24) (Приложения №1,2). По существу и процедуре принятия Решений Совета депутатов. Согласно п.1 ст. 20, п.1 ст.23 Устава; п.1 ст.1 п.1 ст. 10 Положения (Приложения №3,4,5) все решения, принимаемые Советом депутатов, являются нормативно-правовыми актами на территории г. Советская Гавань, входящими в систему муниципальных правовых актов (п.1 ст.37 Устава) (Приложение №6). При этом Решение Совета депутатов считается принятым, если за него проголосовало определенное достаточное число депутатов, согласно п.4 ст. 23 Устава (приложение 1) В рассматриваемом случае ни «за», ни «против» пункта повестки «О ежегодном отчете Главы муниципального образования городское поселение «Город Советская Гавань» …за 2018 год» не проголосовало достаточное число депутатов («за» - 5 депутатов, «против» - 7 депутатов, «воздержались» - 2 депутата, при минимальном числе голосов 8). Фактически на заседании Совета депутатов 25.04.2019года, протокол заседания №4, произошло заслушивание ежегодного отчета Главы поселения (согласно п.6 т.31.1 Устава) (Приложение №7), по которому решение не принято. Голосование по спорному вопросу повестки признано несостоявшимся, так как ни за одну из позиций не набрано достаточного числа голосов депутатов. Решение Совета депутатов должно быть подписано Председателем Совета депутатов, согласно п.6 ст.23 Устава (Приложение №1) и зарегистрировано. В Решении, оформленном должным образом, прописывается срок, в течение которого оно вступает в силу и становится обязательным к исполнению, либо подлежит обжалованию, что предусматривает п.7 ст.23 Устава (Приложение №1). Суду предоставлены рабочие материалы, не подписанные Председателем Совета депутатов, не зарегистрированные. Из копий этих материалов следует, что обсуждаемое Решение не вступило в силу. Решение, принятое Советом депутатов и оформленное в соответствии с нормативно-правовыми актами, должно официально направляться Главе поселения (Администрации) для обнародования и исполнения ( согласно п.5 ст.23 Устава) (Приложение №1),а в соответствии с п.7 ст.31.1 Устава «предложения, высказанные депутатами в ходе ежегодного отчета Главы Города, обобщаются постоянной комиссией Совета депутатов по местному самоуправлению и городскому хозяйству и направляются Председателем Совета депутатов Главе города (Приложение №7). Доказательств, подтверждающих официальную передачу Решения Совета депутатов за №11, протокола заседания №4 от 25.04.2019г. Главе поселения административный истец суду не предоставил. Их этого следует, что данные материалы не передавались Главе города для обнародования и исполнения. Нельзя считать мотивированными, объективными и законными доводы истца о возможности отставки истца с поста Главы поселения в случае неудовлетворительной оценки его деятельности Советом депутатов два года подряд. Это право закреплено за Советом депутатов законом, но такой цели у депутатов нет. На основании вышеизложенного, прошу суд признать иск Боровского П.Ю. не подлежащим удовлетворению в полном объеме. На вопросы пояснила: представленные истцом протокол заседания Совета депутатов от 25.04.2019г это рабочий материал, протокол ею не подписан до настоящего времени, поскольку протоколы несколько раз исправляются, несколько раз отправляются делопроизводителю администрации. После предъявления протокола заседания Совета депутатов от 25.04.2019г за подписью председателя Совета Глебовой О.А., представитель административного ответчика пояснила, что она подписала протокол заседания Совета депутатов от 25.04.2019г в таком виде, т.к. администрации города срочно нужно было отправлять документы в министерство юстиции. Решение Совета депутатов от 25.04.2019г она не направляла в администрацию, представленная в судебном заседании копия решения - это черновик, она его подписывала, но регистрации Совета депутатов на нем нет, по исходящим документам он не был направлен в администрацию города. Все решения Совета депутатов являются нормативно-правовыми актами и подлежат направлению Главе для подписания и обнародования. В данном случае решение не было принято, не прошло эту процедуру и юридической силы не имеет.

В судебном заседании прокурор Булдакова А.А. дала заключение об удовлетворении исковых требований, поскольку установлено, что обжалуемое решение не соответствует нормам №131 - ФЗ РФ и Устава городского поселения. Материалами дела, что правовой акт был принят ненадлежащим количеством депутатов, кроме того вопрос именно о неудовлетворительной оценке главы не выносился на рассмотрение Совета депутатов. Административный ответчик не представил ни одного доказательства, подтверждающего его пояснения, о том, что данный правовой акт отсутствует, что на заседании Совета не принимался.

Заслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8, ч.9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч.1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч.3 ст. 43 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.5 ст. 43 указанного Федерального закона, председатель представительного органа муниципального образования подписывает решения представительного органа муниципального образования. (аналогичное положение в ч.1 ст. 23 Устава городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края).

Согласно ч. 1.1 ст. 35 указанного Федерального закона, Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Согласно ч. 11.1 ст. 35 указанного Федерального закона, представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (аналогичное положение в ч.1 ст. 31.1 Устава городского поселения).

Согласно ч.1 ст. 22 Устава городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее- Устава городского поселения), Совет депутатов решает вопросы, отнесенные к его компетенции, в коллегиальном порядке на заседаниях.

Согласно ч. 4 ст. 23 Устава городского поселения, решение Совета депутатов, носящее нормативный правовой характер, считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов от установленного числа депутатов Совета депутатов.

Иные решения Совета депутатов принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Совета депутатов ( аналогичные положения в ст. 60 Регламента, ч.1, ч.5 ч.6 ст.10 Положения о Совете депутатов ).

Из буквального толкования данной нормы следует, что решение Совета депутатов, не нормативно-правового характера, считается принятым, если «за» него проголосовало более половины депутатов от числа депутатов присутствующих на заседании.

Согласно ч.7 ст. 23 Устава городского поселения, решения Совета депутатов вступают в силу в срок, установленный этими правовыми актами.

Согласно п.7, п.8 ст. 26 Устава городского поселения, председатель Совета депутатов подписывает протоколы заседаний и другие документы Совета депутатов (аналогичное положение в п.6 ст. 14 Положения о Совете депутатов).

Согласно ч.2 ст. 23 Устава городского поселения, порядок внесения проектов решений, других правовых актов, перечень и форма прилагаемых документов устанавливаются Регламентом Совета депутатов.

Согласно ч.1, ч.2 ст. 10 Положения о Совете депутатов городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее Положение о Совете депутатов), Совет депутатов по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимает муниципальные правовые акты – решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города. Порядок внесения проектов решений Совета устанавливаются Регламентом Совета депутатов. Согласно п.6, п.7 ст. 9 Положения о Совете депутатов, заседание Совета депутатов не может считаться правомочным, если на нем присутствовало менее 50% от числа избранных депутатов. Решения на заседаниях Совета депутатов принимаются голосованием, которое может быть открытым, тайным и поименным. Порядок голосования по различным вопросам определяется Регламентом Совета депутатов. Как следует из ч.6 ст. 10 Положения о Совете депутатов, решения Совета депутатов, не носящее нормативно-правовой характер, принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Совета депутатов ( аналогичные положения в ст. 60 Регламента).

Согласно ст. 27 Регламента Совета депутатов городского поселения "Город Советская Гавань" (далее Регламент Совета депутатов), заседание Совета депутатов проводится в соответствии с утвержденной повесткой. Повестка заседания Совета депутатов утверждается отдельно на каждый день работы Совета депутатов.

Согласно ст. 33.1, ст.33.3 Регламента Совета депутатов, по итогам заслушивания ежегодного отчета главы города Советская гавань Совета депутатов принимает решение.

Порядок внесения проектов решений в Совет депутатов, их рассмотрение и принятие регламентированы главами 6,7 Регламента совета депутатов.

Проекты решений включаются в повестку заседания Совета депутатов.(ст.48)

Согласно ст. 59 Регламента Совета депутатов, по результатам обсуждения проекта решения Совет депутатов может решить: 1) принять проект решения в целом; 2) принять проект решения за основу, продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний в прениях и принять в целом; 3) отклонить проект решения.

Проект решения считается принятым либо отклоненным, если проголосовало более половины от установленного числа депутатов.

Как следует из п.5 этой же статьи, решения Совета депутатов, не носящее нормативно-правовой характер, принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Совета депутатов.

Согласно ст. 75, ст. 79 Регламента Совета депутатов, на заседании Совета депутатов решения Совета депутатов принимаются: 1) открытым голосованием; 2) поименным голосованием; 3) тайным голосованием. Открытое голосование производится путем поднятия руки депутата. Перед началом открытого голосования председательствующий на заседании указывает количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет (либо зачитывает) их формулировки или указывает страницу, статью, часть (пункт), абзац статьи, строку в проекте решения, напоминает, каким числом голосов может быть принято каждое предложение в соответствии с настоящим Регламентом. При голосовании каждый депутат имеет один голос и подает его или "за" предложение, или "против" него, либо "воздерживается" в оценке предложения, поставленного на голосование.

При рассмотрении административного дела судом установлено следующее:

25 апреля 2019 года было проведено очередное заседание Совета депутатов четвертого созыва городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.

Как следует из протокола очередного заседания № 4 от 25апреля 2019 года, на заседании присутствовало 14 депутатов из 19 избранных, заседание Совета депутатов было правомочным. Согласно повестки дня, первый вопрос: «О ежегодном отчете главы муниципального образования городского поселения «Город Советская Гавань» о своей деятельности и о результатах деятельности администрации города Советская Гавань за 2018 год, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования».

В соответствии с п. 4 протокола очередного заседания № 4 от 25 апреля 2019 года перед депутатами с отчетом выступил глава муниципального образования городское поселение «Город Советская Гавань» Боровский П.Ю.

Председатель Совета депутатов Глебова О.А. предложила на основании заслушанного отчета Административного истца признать деятельность Главы городского поселения и результаты деятельности Администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования в 2018 году, удовлетворительными.

Было проведено открытое голосование депутатов. За предложение Глебовой О.А. голосовали: «за» - 5 депутатов, «против» - 7 депутатов; «воздержался» - 2 депутата.

Согласно протоколу очередного заседания, по итогам голосования 25.04.2019г депутатами было принято решение: «Признать не удовлетворительным заслушанный ежегодный отчет главы муниципального образования городское поселение «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о своей деятельности и о результатах деятельности администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования за 2018 год».

Указанное решение оформлено отдельным документом - решение № 11 от 25.04.2019г, согласно которому Совет депутатов решил: 1. признать не удовлетворительным заслушанный ежегодный отчет главы муниципального образования городское поселение «Город Советская Гавань» Советско- Гаванского муниципального района Хабаровского края о своей деятельности и о результатах деятельности администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования за 2018 год, 2. признать не удовлетворительной оценка деятельности Главы городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края не удовлетворительной.

Согласно решению, оно вступает в силу после подписания и подлежит опубликованию.

Протокол очередного заседания Совета депутатов от 25.04.2019г, решение Совета депутатов №11 от 25.04.2019г подписаны председателем Совета депутатов Глебовой О.А.

Согласно Реестру решений Совета депутатов четвертого созыва городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края за 2019год, указанное решение зарегистрировано в Реестре за №11.

Как следует из представленных документов, в нарушение п.27, п.48, п. 79 Регламента Совета депутатов, на заседании Совета депутатов 25.04.2019г принято решение, проект которого не был внесен в повестку заседания Совета депутатов, не выносился на голосование, а именно - проект решения о признании не удовлетворительным заслушанного отчета Главы муниципального образования городское поселение «Город Советская Гавань» Советско- Гаванского муниципального района Хабаровского края о своей деятельности и о результатах деятельности администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования за 2018 год, о признании не удовлетворительной оценки деятельности Главы городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края не удовлетворительной.

Оспариваемое решение принято по итогам голосования по другому вопросу -внесенному предложению председателя Совета депутатов о признании деятельности Главы городского поселения и результаты деятельности Администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования в 2018 году, удовлетворительными. Как следует из протокола очередного заседания, за предложение председателя Совета депутатов проголосовало 5 депутатов, против 7 депутатов; воздержалось 2 депутата. Решение о признании деятельности Главы городского поселения и результаты деятельности Администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования в 2018 году, удовлетворительными, не было принято, т.к. за его принятие проголосовало менее большинства голосов от числа присутствующих депутатов.

Вместе с тем необоснованно, в нарушение процедуры принятия решений Советом депутатов, без внесения проекта такого решения в повестку заседания, без вынесения его на голосование, без получения большинства голосов присутствующих депутатов «за» его принятие принято противоположное решение - о признании не удовлетворительным заслушанного отчета Главы муниципального образования городское поселение «Город Советская Гавань» Советско- Гаванского муниципального района Хабаровского края о своей деятельности и о результатах деятельности администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования за 2018 год, о признании не удовлетворительной оценки деятельности Главы городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края не удовлетворительной.

Таким образом, при рассмотрении административного иска судом установлено, что оспариваемое решение принято с нарушением положений Устава городского поселения ( ч.4 ст. 23), Положения о Совете депутатов (ч.6 ст.10), Регламента Совета депутатов (ст.ст. 27, 48,59).

В соответствии с ч. 1 ст. 74.1 ФЗ № 131 представительный орган муниципального образования в соответствии вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд (п. 3 ч. 2 ст. 74.1 ФЗ № 131).

Принятое административным ответчиком решение создает опасность принятия решения об удалении в отставку Административного истца, что воспрепятствует осуществлению им трудовой деятельности.

Сроки обращения в суд с административным иском об оспаривании решения представительного органа соблюдены.

Суд, установив, что оспариваемое решение принято с нарушением положений нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок его принятия, создает угрозу осуществлению прав административного истца, признает его незаконным.

Доводы административного ответчика, изложенные в пояснениях, суд признает несостоятельными, поскольку суду представлены доказательства тому, что оспариваемое решение имеет место в действительности, решение принято на заседании Совета депутатов 25.04.2019г, протокол заседания Совета депутатов от 25.04.2019г, свидетельствующий о принятии решения, подписан председателем Совета депутатов, представлен в администрацию городского поселения, оспариваемое решение оформлено отдельным документом, подписано председателем Совета депутатов, представлено в администрацию городского поселения. С момента подписания оспариваемого решения председателем Совета депутатов оно вступило в силу, решение включено в реестр решений Совета депутатов за 2019г за №11.

Оспариваемое решение не носит характер нормативно-правового акта, поскольку не направлено на установление, изменение или отмену правовых норм, в связи с этим не требует соблюдения специальной процедуры подписания и обнародования.

Оспариваемое решение, протокол очередного заседания Совета депутатов от 25.04.2019г, реестр решений Совета депутатов представлены суду администрацией городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, сомневаться в их достоверности у суда нет оснований.

Доказательства доводам о том, что оспариваемое решение не принималось, не подписано уполномоченным лицом, в администрацию для включения в реестр не направлялось, административный ответчик не представил.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 226 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Боровского Павла Юрьевича удовлетворить.

Признать решение Совета депутатов четвертого созыва городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края № 11 от 25 апреля 2019 года о признании не удовлетворительным ежегодного отчета главы муниципального образования городское поселение «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского района Хабаровского края о своей деятельности и о результатах деятельности администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского района Хабаровского края, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования за 2018год, признании оценки деятельности Главы городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского района Хабаровского края не удовлетворительной - незаконным.

Возложить обязанность на Совет депутатов четвертого созыва городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края восстановить нарушенные права путем отмены решения Совета депутатов четвертого созыва городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края № 11 от 25 апреля 2019 года. Об исполнении решения сообщить административному истцу и в суд в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Советско- Гаванский городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 29.06.2019г.

Судья подпись Н.Б. Манушенкова

Копия верна судья Н.Б. Манушенкова