РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Спасск-Дальний
Приморский край 13 июля 2020 года
Спасский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи - Середыч С.М.,
при секретаре судебного заседания - Былковой М.С., с участием:
представителя административного ответчика – адвоката Резниченко С.В., предоставившего удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <адрес> к депутату муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>ФИО1 о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального комитета,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором указал, что согласно решению территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ “О результатах дополнительных выборов депутатов муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района третьего созыва по десятимандатному избирательному округу” ФИО1 избран депутатом муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района третьего созыва.
В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ “О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений” (далее - Закон), на основании поступившей в <адрес> информации прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ха № департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений <адрес> проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>ФИО1, в том числе соблюдения ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных федеральными законами “О противодействии коррупции”, “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”.
По результатам проведенной проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2017 года, представленных депутатом муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>ФИО1, выявлены факты несоблюдения им ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ “О противодействии коррупции”, выразившихся в представлении недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2017 года.
В ходе анализа справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1 за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что ФИО1 не отразил сведения о наличии у него в собственности земельного участка для сельскохозяйственного производства площадью 840000 кв.м (кадастровый №; адрес (местоположение): <адрес>, р-н Спасский; вид права, доля в праве: общая долевая собственность, доля в праве 1/12; государственная регистрация от ДД.ММ.ГГГГ№, основание государственной регистрации: свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серия РФ-XXXI ПК-16 №, выдавший орган: комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>; Соглашение об определении долей от ДД.ММ.ГГГГ).
Информация о наличии у ФИО1 в собственности вышеуказанного объекта недвижимого имущества получена департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений <адрес> в Управлении Росреестра по <адрес> (выписка из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№).
Письмом департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ “Уведомление о проведении проверки” ФИО1 извещен о проведении в отношении него проверки и необходимости предоставления письменных пояснений по факту представления недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ года с приложением подтверждающих документов.
Из пояснений ФИО1 следует, что в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера он не указал сведения об объекте недвижимого имущества, поскольку он передал объект недвижимого имущества в безвозмездное пользование колхозу «Русановский», в связи с чем, полагал, что право его собственности на данный объект недвижимого имущества прекращено.
Таким образом, депутатом муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>ФИО1 в нарушение части 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ представлены неполные и недостоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 статьи 40 Федерального закона, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в суд. В связи с вышеизложенным административный истец просит суд досрочно прекратить полномочия депутата муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>ФИО1.
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в заявлении в суд просит рассмотреть административное дело по административному исковому заявлению <адрес> к депутату муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>ФИО1 о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального комитета без участия истца.
Административный ответчик - депутат ФИО1, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайств не заявил.
Представитель ответчика – адвокат Резниченко С.В. в судебном заседании с заявленным административным иском не согласился, полагал, что оснований для досрочного прекращения полномочий депутата муниципального комитета Духовского сельского поселения ФИО1 в настоящее время не имеется. Предоставил суду письменный отзыв, в котором изложил свою позицию относительно несогласия с заявленными исковыми требованиями.
Представитель заинтересованного лица - директор департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений <адрес>ФИО3 в заявлении в суд исковые требования <адрес> к депутату муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>ФИО1 о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального комитета поддержал, просит дело рассмотреть без его участия.
Представитель заинтересованного лица – муниципальный комитет Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В заявлении в суд просил дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив административное исковое заявление, рассмотрев имеющиеся материалы дела, находит, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определяет понятие «лицо, замещающее муниципальную должность» - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ, Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).
Пункт 4 статьи 5 ФЗ № 273-ФЗ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13.1 ФЗ № 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
В силу ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Частью 7.3-1 ст. 40 указанного Федерального закона установлен перечень мер ответственности, которые могут быть применены к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ “О результатах дополнительных выборов депутатов муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района третьего созыва по десятимандатному избирательному округу” ФИО1 избран депутатом муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района третьего созыва.
В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ КЗ “О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений” (далее - Закон), на основании поступившей в <адрес> информации прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ха № департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений <адрес> проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>ФИО1, в том числе соблюдения ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных федеральными законами “О противодействии коррупции”, “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”.
По результатам проведенной проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ года, представленных депутатом муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>ФИО1, выявлены факты несоблюдения им ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), выразившихся в представлении недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ года.
В ходе анализа справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1 за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что ФИО1 не отразил сведения о наличии у него в собственности земельного участка для сельскохозяйственного производства площадью 840000 кв.м (кадастровый №; адрес (местоположение): <адрес>, р-н Спасский; вид права, доля в праве: общая долевая собственность, доля в праве 1/12; государственная регистрация от ДД.ММ.ГГГГ№, основание государственной регистрации: свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серия РФ-XXXI ПК-16 №, выдавший орган: комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>; Соглашение об определении долей от ДД.ММ.ГГГГ).
Информация о наличии у ФИО1 в собственности вышеуказанного объекта недвижимого имущества получена департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений <адрес> в Управлении Росреестра по <адрес> (выписка из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№).
Письмом департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ “Уведомление о проведении проверки” ФИО1 извещен о проведении в отношении него проверки и необходимости предоставления письменных пояснений по факту представления недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2017 года с приложением подтверждающих документов.
Из пояснений ФИО1 следует, что в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера он не указал сведения об объекте недвижимого имущества, поскольку он передал объект недвижимого имущества в безвозмездное пользование колхозу «Русановский», в связи с чем, полагал, что право его собственности на данный объект недвижимого имущества прекращено.
Материалами административного дела подтверждается, что административным ответчиком ФИО1 предоставлены недостоверные и неполные сведения, содержащиеся в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, принадлежащем ФИО1 за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Невыполнение ФИО1 требований Закона о противодействии коррупции, касающихся представления недостоверных и неполных сведений, содержащихся в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, обоснованно признанные <адрес> фактом несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», суд признает в качестве проступка, влекущего привлечение депутата к дисциплинарной ответственности.
Вопреки доводам представителя ответчика об отсутствии умысла на представление заведомо неполных сведений о доходах и малозначительности совершенного нарушения, суд признает их несостоятельными, поскольку для принятия решения о прекращении полномочий депутата досрочно достаточно лишь факта предоставления им неполных сведений, при этом направленность целей такого непредоставления, отсутствие корыстной заинтересованности в этом, иные факторы, правового значения не имеют.
Применяя к допущенным депутатом ФИО1 нарушениям критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения ввиду малозначительности и несущественности, изложенные в письме Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N №, и Методических рекомендациях по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов или неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, утвержденных письмом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № (далее - Методические рекомендации), суд полагает, что не указание сведения о наличии у него в собственности земельного участка для сельскохозяйственного производства площадью 840000 кв.м (кадастровый №; адрес (местоположение): <адрес>, р-н Спасский; вид права, доля в праве: общая долевая собственность, доля в праве 1/12 не может расцениваться в качестве малозначительного и несущественного.
При этом в силу части 7.3.2 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, также дополненной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 228-ФЗ, порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3.1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. В настоящее время такой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации не принят.
Кроме того, вопреки доводу представителя административного ответчика в данном случае не истек срок применения дисциплинарного взыскания, установленный ст. 193 ТК РФ, поскольку дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка.
Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата.
Учитывая изложенное, исходя из того, что допущенные ФИО1 нарушения антикоррупционного законодательства имеют значительный характер и являются основанием для досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, согласно ч.7.3 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес>ФИО4 к депутату муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>ФИО1 о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального комитета- удовлетворить.
Прекратить досрочно полномочия депутата муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца
через Спасский районный суд Приморского края.
Судья С.М. Середыч