УИД: 91RS0018-01-2019-000397-92
дело №2а-763/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10.04.2019 г. Саки
Сакский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Басараб Д.В.,
при секретаре судебного заседания Петренко А.Р.,
с участием представителя административного истца Насрулаев А.А.,
представителя административного ответчика Демко А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сакского межрайонного прокурора Республики Крым, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов муниципального образования <адрес> Республики Крым к администрации <адрес>, заинтересованные лица Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Государственное унитарное предприятие «Институт стратегического планирования» о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер и обязании принять организационные и практические меры
установил:
Заместитель Сакского межрайонного прокурора Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов муниципального образования <адрес> Республики Крым обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер и обязании принять организационные и практические меры.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства и архитектуры Республики Крым.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное унитарное предприятие «Институт стратегического планирования».
Требования административного иска мотивированы тем, что ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИСОГД), информационная система) осуществляемой на территории муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района п.15 ч.1 ст.15 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ).
Пунктом 6 ч.2 ст.8 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся: ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях муниципальных районов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Так, за ведение ИСОГД отвечает администрация <адрес> Республики Крым. Однако, предусмотренные законом обязанности по ведению государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, осуществления градостроительной деятельности на территории муниципального района, и предоставлению сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, административным ответчиком в нарушение требований ст.ст.8, 56, 57 ГрК РФ и п.15 ч.1 ст.15 Закона №131-ФЗ не исполняются.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с настоящим административным иском, в котором последний просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> Республики Крым, выразившееся в непринятии мер по ведению государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территории <адрес> Республики Крым и предоставлению сведений, документов и материалов, содержащихся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности; обязать администрацию <адрес> Республики Крым принять организационные и практические меры по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в виде систематизированного свода документированных сведений, указанных в пунктах 3, 5 -14 ч.4 ст.56 ГрК РФ, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, на бумажных и электронных носителях.
В судебном заседании прокурор ФИО3 заявленные требования поддержал в полном объёме и настаивал на их удовлетворении, пояснив, что административным ответчиком не обеспечивается создание и ведение соответствующей компьютерной программы для ведения ИСОГД в <адрес>, что было выявлено в ходе проведённой проверки. В адрес администрации <адрес> было направлено представление ДД.ММ.ГГГГ, только ДД.ММ.ГГГГ после направления прокурором замечания от ответчика поступил ответ, согласно которому для ведения программы и её ведения запланировано выделение денежные средства в 2019 году. Указанные доводы прокуратура посчитала несостоятельными, так как для ведение ИСОГД не требует материальных затрат, так можно использовать типовое программное обеспечение, кроме того ведение ИСОГД в электронном виде это только часть необходимой работы, так как ИСОГД должно вестись на бумажном носителе. Указанные обязанности администрацией <адрес> до настоящего времени не выполнены, что лишает неопределённый круг лиц доступа к этой информационной системе, что соответственно негативно отражается на соблюдение законности в сфере градостроительного законодательства. Кроме этого, законодательство предусматривает получение платы за предоставление информации из ИСОГД, соответственно не обеспечение ведение данной системы ведёт не получение содержащихся в ней сведений за плату в бюджет, поэтому они считают, что ответчик обязан внедрить эту систему в свою деятельность. На вопросы суда пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, которые обязывают орган местного самоуправления использовать типовое программное обеспечение, которое имеется выложено в национальном фонде программ и алгоритмов. Процесс ведения ИСОГД должен быть обеспечен постоянно, как в 2017, 2018 и в текущем году. Требование было в июне направлено, представление внесли не сразу, мы подождали, однако орган местного самоуправления нечего не сделал, ответ на представление нам только прислали после напоминания в декабре 2018 года и до момента предъявления в суд администрация <адрес> не делала ничего. Исходя из материалов дела бездействие административного ответчика началось с июня 2018 года.
Представитель административного ответчика ФИО4 в судебном заседании не согласился с доводами прокурора, пояснив, что работа в данном направлении до 2019 года велась не так активно как хотелось бы, но начиная с 2019 года, с учётом тех указаний, которые были даны прокурором, администрация <адрес> добилась выделения денежных средств на эту работу. На сегодняшний день районный совет выделил администрации <адрес> 400 000 рублей на приобретение компьютерной техники для реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности. Процедура закупки компьютерной техники по 44 Федеральному Закону процесс довольно длительный и отчасти независящий от администрации <адрес>. На сегодняшний день объявлены торги, однако не состоялись, так как ни кто не заявил, что хочет участвовать в приобретении компьютерной техники, торги объявлены заново. Относительно того, что программное обеспечение для ИСОГД на данный момент можно использовать бесплатно, то речь идёт исключительно о том, что необходимо закупить компьютерную технику, которая по техническим характеристикам сможет работать с требуемым программным обеспечением, так как для неё требуются определённые критерии, в связи с чем, администрация района довольно активно вела работу в этом направлении, так как без денежных средств, нельзя было приобрести соответствующий компьютер. Ранее денежные средства районным советом не выделялись на эти нужды. На вопросы суда пояснил, что до ДД.ММ.ГГГГ программное обеспечение для ведения ИСОГД было платным. На сегодняшний день для ведения ИСОГД выделено 400 000 рублей, в эту сумму входит не только стоимость оргтехники, но и стоимость программного обеспечения (200 000 рублей на приобретение компьютерной техники и на приобретение программного обеспечения тоже 200 000 рублей), ему неизвестно платное ли на сегодняшний день программное обеспечение или нет, но как сказал прокурор, то с ДД.ММ.ГГГГ бесплатное. Для ведения программы нужен большой экран и мощный компьютер, которого в настоящее время в администрации не имеется, однако письменных доказательств этому не имеется, данное утверждение сделано им на основании того, что об этом ему рассказал иной представитель, который не явился в судебное заседание.
Представитель заинтересованного лица - Министерства строительства и архитектуры Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель заинтересованного лица - Государственного унитарного предприятия «Институт стратегического планирования» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
С учётом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, суд счёл возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения участников процесса, изучив доводы административного иска, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Порядок ведения, состав сведений, включаемых ИСОГД, порядок предоставления таких сведений предусмотрен ст.ст.56-57 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно ч.4 ст.56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя: предусмотренные схемами территориального планирования Российской Федерации карты планируемого размещения объектов федерального значения и положения о территориальном планировании применительно к территории субъекта Российской Федерации; предусмотренные схемами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемами территориального планирования субъектов Российской Федерации карты планируемого размещения объектов регионального значения и положения о территориальном планировании применительно к территории субъекта Российской Федерации; предусмотренные схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, генеральными планами городских округов карты планируемого размещения соответственно объектов местного значения муниципального района, объектов местного значения поселения, объектов местного значения городского округа, карты функциональных зон, а также положения о территориальном планировании; региональные нормативы градостроительного проектирования; местные нормативы градостроительного проектирования; правила землепользования и застройки; правила благоустройства территории; основную часть проекта планировки территории; основную часть проекта межевания территории; материалы и результаты инженерных изысканий; сведения о создании искусственного земельного участка; сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий и об их характеристиках, в том числе об ограничениях использования земельных участков в границах таких зон; положение об особо охраняемой природной территории, лесохозяйственные регламенты лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда; план наземных и подземных коммуникаций, на котором отображается информация о местоположении существующих и проектируемых сетей инженерно-технического обеспечения, электрических сетей, в том числе на основании данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, едином государственном реестре заключений; решения о резервировании земель или решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд; дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках; иные сведения, документы, материалы.
Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, документы и материалы в текстовой и графической формах (ч.2 ст.56 ГрК РФ).
Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст.57 ГрК РФ.
Так, ч.1.3 ст.57 ГрК РФ предусматривает, что размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности сведений, документов, материалов, не указанных в части 1.2 настоящей статьи, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов применительно к территориям таких муниципальных районов, в том числе входящих в их состав поселений, или органами местного самоуправления городских округов применительно к территориям таких городских округов.
В силу ч.3 ст.57 ГрК РФ утвержденные, принятые, согласованные или выданные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района документы, материалы, которые подлежат размещению или сведения о которых подлежат размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности указанными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, размещаются в указанных системах в течение десяти рабочих дней со дня их утверждения, принятия или выдачи.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки исполнения требований градостроительного законодательства, ДД.ММ.ГГГГ Сакский межрайонный прокурор обратился в адрес администрации <адрес> Республики Крым о предоставлении информации (л.д.9).
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация <адрес> Республики Крым сообщила Сакскому межрайонному прокурору о проводимой работе, в том числе о том, что схема территориального планирования подготовлена и находится в стадии согласования. По итогам проведённой согласительной комиссии разработчиком ООО «ПИТП» проводится работа по исправлению замечаний в соответствии со сводным заключением Министерства экономического развития Российской Федерации, после получения положительных заключений, откорректированный вариант в срок до ДД.ММ.ГГГГ будет размещён в системе ФГИС ТП и направлен в представительный орган власти Сакского рай она на утверждение. Генеральные планы сельских поселений проходят стадию снятия замечаний региональных министерств и ведомств, направлены откорректированные варианты генеральных планов в Министерство образования, науки и молодёжи РК, Министерство культуры РК, Государственный комитет по охране культурного наследия РК, Министерство курортов и туризма РК и иное (л.д.10-14).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации <адрес> Республики Крым прокурором направлено представление об устранении нарушений закона в котором требовалось, в том числе в течении месяца принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, путём обеспечения ведения ИСОГД на территории <адрес> (л.д.15-16).
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 11 ст.226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом N 131-ФЗ, этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
Так, решением <адрес> совета от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального образования <адрес> Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» утверждены основные характеристики бюджета муниципального образования <адрес> Республики Крым на 2019 год (л.д.36-38).
В приложении 6 к решению <адрес> совета от ДД.ММ.ГГГГ указаны расходы на обеспечение деятельности администрации <адрес> Республики Крым за исключением оплаты труда и коммунальных услуг в сумме 2 628 621 рублей (оборот л.д.39). Как указывает представитель административного ответчика в письменных возражениях на административный иск в указанной сумме включены денежные средства в размере 400 000 рублей на приобретение компьютерной техники для реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также приобретение программного обеспечения для реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности, ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (л.д.34-35).
Так, представителем административного ответчика составлена заявка на осуществление закупки из текста которой следует, что необходимо приобрести компьютерную технику для реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности, ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (сумма финансирования 200 000 рублей), а также приобретение программного обеспечения для реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности, ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (сумма финансирования 200 000 рублей) (л.д.42).
Из плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд на 2019 год следует, что запланировано приобретение компьютерной техники и периферийного оборудования на сумму 395 620,23 рубля (л.д.43-51).
Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в <адрес>» предусмотрено создание региональной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Республики Крым (далее – РИСОГД РК).
Постановление Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждён Порядок организации и функционирования РИСОГД РК, а также порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления по ведению данной системы.
Из текста письма Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что Государственной унитарное предприятие Республики Крым «Институт стратегического планирования» (далее – ГУП РК «ИСП») определено оператором по ведению РИСОГД РК, а также единственным поставщиком для заключения государственного контракта на создание и ведение РИСОГД РК (л.д.87-89).
Также в указанном письме Минстроя РК указано, что в рамках проведения следственных мероприятий сотрудниками Министерства внутренних дел по <адрес> в рамках возбуждения уголовных дел в отношении должностных лиц ГУП РК «ИСП» были изъяты протоколами обыска (выемки) от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ документация на бумажных и электронных носителях, имеющая отношение к РИСОГД РК, а также техническое оборудование, программное обеспечение, сервера и другое имущество, необходимое для ведения РИСОГД РК. Согласно информации, полученной от Следственного управления УМВД России по городу Симферополю, данное оборудование находится на экспертизах, его возврат в настоящее и ближайшее время невозможен. Ход расследования уголовного дела находится на контроле МВД России по <адрес> и Прокуратуры Республики Крым. Учитывая вышеизложенное, исполнить постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно ввод системы в промышленную эксплуатацию, регистрацию в Едином реестре информационных ресурсов Республики Крым, а также наполнения РИСОГД РК необходимыми для её функционирования утверждёнными документами территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Республики Крым и другой документацией, связанной с осуществлением градостроительной деятельности, не представляется возможным. Кроме того, Минстроем Крыма в настоящее время в целях выработки мероприятий функционирования информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Республики Крым, ведётся работа по получению в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в установленном порядке доступа в информационный ресурс национального фонда алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин для скачивания необходимых материалов и типового программного обеспечения, а также определения объёмов финансирования на пуск, наладку, регистрацию информационной системы и проведения мероприятий по наполнению указанной системы утверждёнными документами территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Республики Крым (л.д.87-89).
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик предпринимал меры, направленные на организацию ведения РИСОГД, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Относительно процессуального срока на обращение в суд с настоящим иском, суд считает необходимым указать следующее.
В административном иске прокурор просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по ведению государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
С учётом характера спорных правоотношений, имеющих длящийся характер, невозможностью установления конкретной даты нарушения прав и свобод неопределённого круга лиц, интересов муниципального образования <адрес> Республики Крым, суд приходит к выводу, что установленный трёхмесячный процессуальный срок на обращение в суд с настоящим административным иском не истёк.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 186, 295-298 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Сакского межрайонного прокурора Республики Крым, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов муниципального образования <адрес> Республики Крым к администрации <адрес>, заинтересованные лица Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Государственное унитарное предприятие «Институт стратегического планирования» о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер и обязании принять организационные и практические меры – отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Д.В. Басараб
Решение суда в окончательной форме принято 15.04.2019.