ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-763/2022 от 16.02.2022 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-763/2022

73RS0001-01-2022-000260-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2022 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи Анциферовой Н.Л.,

при секретаре Евстигнеевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Семеновича ФИО16, Бойко ФИО17 к администрации г.Ульяновска, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, признании действий по формированию и предоставлению земельного участка в аренду, в собственность незаконными, их отмене,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации г.Ульяновска Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, признании действий по формированию и предоставлению земельного участка в аренду, в собственность незаконными, их отмене.

В обоснование административного иска указали, что ФИО1 владеет участками с кадастровыми номерами и , граничащий с участком . Участок с кадастровым номером принадлежит ФИО3 ФИО2 принадлежит на праве собственности участок с кадастровым номером , участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности ФИО4

В 2021 году на участке с кадастровым номером началось строительство.

13.09.2021 в ответ на жалобу ФИО1 и ФИО4 УАИГ указало, что участок находится и находился в зоне Ц3, что разрешение на строительство не выдавалось.

В декабре 2021 года на заборе появился паспорт объекта, ведется строительство, вырыт котлован, осуществляется подъезд строительной техники.

Разрешение на строительство многоквартирного жилого дома № 73-73-172-2021 от 10.10.2021 на участке нарушает интересы истцов и других соседей. В том числе создавая угрозу безопасности жизни и здоровью, нарушает закон.

Котлован на участке выкопан по границе с участком , в частном секторе в непосредственной близости от участка.

Согласно Правилам землепользования и застройки в зоне Ж1 и в зоне Ц3 минимальный градостроительный отступ от границы участка при наличии смежного должен быть 3 м. Кроме того, необходимо соблюсти противопожарный разрыв от 6 м (п. 4.3 СП 4.13130.2013). С другой стороны предусмотрен противопожарный проезд.

Подъезд пожарных автомобилей с одной стороны может быть обеспечен в случаях, если высота дома ниже 28 м, окна квартир смотрят на обе стороны дома, имеются наружные открытые лестницы, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестницы 3 типа при коридорной планировке здания.

Проектом эти условия не выдержаны, но подъезд явно организован с одной стороны. Нарушена и ширина проезда. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты должна составлять не менее: 3,5 м – при высоте зданий и сооружений до 13 м включительно; 4,2 м – при высоте здания от 13 м до 46 м включительно; 6 м – при высоте здания более 46 м.

В данном случае примерно 24 м, следовательно, ширина проезда должна быть 4,2 м.

В общую ширину противопожарного проезда допускается включать тротуар, примыкающий к проезду. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения следует принимать для зданий высотой до 28 м включительно: 5-8 м, для зданий высотой более 28 м:8-10 м.

Таким образом, добавляется минимально еще 8 м, итого минимальный отступ от противопожарной границы 12,2 м – не выдержан.

Нарушение отступов может привести к сползанию территории соседнего участка и риску распространения возможного пожара по всей улицы, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью.

Как следствие, оспариваемое разрешение на строительство нарушает градостроительный регламент в части отступа, п.п. 4.3, 8.1 СП 4.13130.2013.

Согласно Правилам землепользования и застройки г.Ульяновска нормативов обеспеченности машино-местами и (или) парковочными местами для многоквартирных домов 0,27 машино-мест и (или) парковочных мест на одну квартиру. Этот норматив не выдержан.

Кроме того, указанное положение муниципального правового акта при принятии не соответствовало нормативному акту региона и подлежал применению п. 3.5.6.4 Региональных нормативов градостроительного проектирования Ульяновской области, согласно которому на территории застройки многоквартирными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки автостоянки открытого типа для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать из расчета не менее чем для 40% индивидуальных легковых автомобилей, принадлежащих жителям, проживающих на данной территории.

Также не выдержано правило, что в соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» парковка с местами от 10 до 50 должна располагаться на расстоянии 10 м от здания без окон и 15 м от здания с окнами. Эти расстояния не выдержаны проектом строительства. Разрешение на строительство многоквартирного дома № 73-73-172-2021 от 19.10.2021 на участке нарушает СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Парковка не может быть организована на месте пожарного проезда, так как таким образом исключается возможность осуществления проезда.

Расчет парковочных мест неверен. Согласно Приказу Минэкономразвития от 07.12.2016 минимально допустимые размеры машино-места – 5,3 х 2,5 м; максимально допустимые размеры машино-места – 6,2 м х 3,6 м.

Максимальный процент застройки земельного участка в зоне Ц3 – 60 %, нарушен. Соответственно нарушены интересы всех жителей этой улицы и их гостей.

Местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования «город Ульяновск» предусматривает следующие нормативы, которые нарушены оспариваемым разрешением на строительство.

Нормативы размера придомовых земельных участков следует принимать для многоквартирных жилых домов – не менее 30 кв.м на 1 квартиру.

Не предусмотрен отвод ливневых вод в централизованную ливневую канализацию. Нормативы по отводу поверхностных вод (в километрах дождевой канализации и открытых водоотводящих устройств на квадратные километры территории населенного пункта) для среднеэтажных жилых домов 3,5 кв.м/кв.м.

Земельный участок принадлежит ФИО3 Однако разрешение на строительство выдано «СК Стройкомплекс». При этом застройщик указан и заказчиком, но у него нет прав на земельный участок.

Разрешение на строительство нарушает ст. ст. 51, 52 ГрК РФ, ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

Рассматриваемая территории относится к 3 (сложной) категории сложности инженерно-геологических условий. Участок подтоплен грунтовыми водами, отмечено проявление морозной пучинистости, горизонт грунтовых вод на глубине 0,75 м. При дальнейшей застройки территории прогнозируется прогрессирование фактора подтопления. Земляные работы рекомендуется проводить в сухое время года с укреплением стенок котлована, обязательна гидроизоляция подземных частей здания. Данное обстоятельства установлены Техническим отчетом ЗАО «Ульяновск ТИЗИС» в 2017 году. Спорное строительство ведется с нарушением данных требовании, есть риск затопления подвалов в близлежащих домах, обрушения строящегося дома.

Участок примерно на 176 кв.м выступает за линию застройки. В ответе от 17.12.2021 прокуратуры Ленинского района указывается о нарушении ФИО3 ст. 7.1 КоАП РФ, самовольное занятие земельного участка. Разрешение на строительство нарушает ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 85 Земельного кодекса РФ.

Земельный участок относится к нескольким функциональным зонам. Согласно Генеральному плану г.Ульяновска участок относится сразу к нескольким функциональным зонам. Оспариваемое разрешение на строительство нарушает ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, ч. 2 ст. 85 ЗК РФ. В нарушение закона границы территориальных зон в Ульяновске не определены в координатах и не отражены в кадастре. В таком случае, недопустимо, чтобы ответчик сам определял в каких территориальных (функциональных) зонах находится спорный участок и на его пояснения выносить решение.

ФИО3 приобрела земельный участок в собственность у ответчика под индивидуальным жилым домом в 2020 году. Ранее участок был предоставлен ответчику в аренду под ИЖС. Однако участок расположен и был расположен в зоне Ц3, в которой размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено. Таким образом, действия по предоставлению ответчику земельного участка в аренду, а затем в собственность незаконны.

Просят признать незаконными разрешение на строительство многоквартирного жилого дома № 73-73-172-2021 от 19.10.2021 на участке , действия по формированию и предоставлению в аренду участка , в собственность участка , отменить распоряжение № 2833-од от 16.12.2019, распоряжение по предоставлению участка .

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещалась. Ранее в судебном заседании заявленные требования поддержала. Пояснила, что 08.10.2020 она с супругом приобрела жилой дом и земельный участок. До приобретения жилого дома и земельного участка, они смотрели, узнавали, там был только частный сектор и не предусмотрено смешанное строительство. Если бы знали о данном обстоятельстве ранее, то не приобрели бы жилой дом за данную денежную сумму, он был бы дешевле в стоимости. Если построят многоквартирный дом, то проездные пути будут проходить мимо их дома. Рядом стоит четырехэтажный дом, имеются недопонимания, поскольку около их дома ставят автомобили. Кроме того, имеются нарушения в строительстве многоквартирного дома. В связи с данными обстоятельствами стоимость ее жилого дома снижается.

В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал. Пояснил, что в 2017 году он приобрел земельный участок и построил жилой дом с кадастровым номером . После он решил построить еще один дом в 2018 году. Когда приобретал земельный участок, то узнавал про местность, было видно, что все дома находятся в категории Ж1. Он даже не допускал такого обстоятельства, что за забором жилых домов развернется такое строительство. Застройщиком является женщина, но он общался с мужчиной ФИО5, который представлялся хозяином участка. Сначала когда он приобрел земельный участок, то звонил и задавал вопросы по подключению канализации. Он спрашивал у него, что будет на земельном участке, он говорил, что индивидуальный жилой дом. Потом выяснилось, что на данном участке будет строиться многоквартирный дом. Кроме того, на кадастровой карте в октябре 2021 года данная территория была указана как индивидуальные жилые дома, но уже в ноябре 2021 года все изменилось. Данный участок никак не может быть в другой зоне. Либо получается, что он неправильно построил дом. На данной территории должны быть только индивидуальные жилые дома по всем правилам.

В судебном заседании представитель административных истцов и заинтересованного лица ФИО4 – ФИО6 заявленные требования поддержал. Пояснил, что в зоне Ж1 может быть построено здание с этажами не больше четырех. Данная территория осваивалась недавно. Участок ФИО3 расположен между участком ФИО1 и <адрес>, перпендикулярно <адрес>. Участок ФИО1 находится в зоне Ж1, участок ФИО3 же находится в зоне Ц3. При этом никаких изменений на карте не было. Сначала ФИО3 ставит на участке сруб, после получает разрешение на строительство девятиэтажного дома. Планирование города - интересы всего города. Планирование нужно делать открыто, чтобы люди понимали, в каком месте будет увеличена этажность. Разрешение на строительство многоквартирного дома незаконно. ФИО3 должна была построить на участке индивидуальный жилой дом. Допущено большое количество нарушений. Участок находится в зоне усадебной и коттеджной застройки. Участок с кадастровым номером находился законно. С момента перераспределения участка пошли незаконные действия. Участок был увеличен и выходит за красную линию. Застройщик приобрел в собственность увеличенный незаконный земельный участок. В зоне Ц3 возможно наличие индивидуальной жилой застройки. Градостроительный план прямо противоречит документации. Если градостроительный план незаконный, то рушится все. Многоквартирный дом в девять этажей невозможно расположить на 12 сотках. Нормы противопожарного проезда нарушены. Парковочные места на плане указаны за территорией, но там расположены деревья. Нарушается принцип квадратного метра на квартиру. Земельный участок входит в 3 сложную категорию. Тот факт, что для строительства нужно снести 22 дерева, еще раз доказывает, что в границы частной территории незаконно включили территорию зеленых насаждений общего пользования. Границы зон красной линии расположены под разным углом по отношению к <адрес>. Генеральный план не соответствует Правилам землепользования и застройки. Парковочные места спроектированы на месте зеленых насаждений, которые по факту еще и являются противопожарным проездом. В генеральном плане и на Проекте планировки граница зоны в рассматриваемом месте идет перпендикулярно дороги по <адрес>, в ПЗЗ под углом. И если, по выкопировке ответчика, в генплане зона зеленых насаждений, идущая перпендикулярно дороге, начинается от угла дома <адрес> и имеет небольшой градус отклонения, то в ПЗЗ такой зоны зеленых насаждений нет, а зона ЦЗ начинается с угла дома <адрес> и имеет большой градус отклонения. Как следствие, границы зон заходят на спорный участок, и он оказывается расположенным в двух зонах. Это тем более явно, если принять, что зоны в ПЗЗ должны соответствовать зонам в ГП и Ц3 не может начинаться с угла дома <адрес>. ПЗЗ, как на соответствующие в этой части ГП, являются ничтожными. При отсутствии установленного в ПЗЗ регламента законодательством прямо предусмотрен запрет на выдачу разрешений на строительство. При этом на выкопировке с генплана видно, что зеленая зона заходит на середину дома Семенович, а значит и на спорный участок тоже. Суды Ульяновска еще в 2018 году сформировали позицию, что по закону парковки должны быть на земельном участке под многоквартирным домом. Этот норматив не выдержан. Доказательств наличия на участке места под 13 парковок с отступом в 10 м от самого дома и пожарного проезда не представлено. Распоряжение Министерства строительства и архитектура Ульяновской области от 25.08.2020 1826-од ничтожно и противоречит п. 4 ст. 3.3 закона «О введении в действие земельного кодекса РФ», Постановлению Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов». Так как предоставление места для размещения парковок не предусмотрено указанными нормативными актами. Нарушается градостроительный регламент в части плотности застройки. Кроме того, на указанной территории утвержден проект планировки территории и рассчитан показатель плотности, который также нарушен. Нарушены размер придомовой территории и отвод ливневых вод как нормативы градостроительного проектирования. Если принять высоту дома, указанную в отзыве, то в любом случае организация пожарного подъезда должны быть со стороны наружных открытых лестниц, то есть с восточной стороны. Чего не сделано, так как подъезд предусмотрен к дому с другой стороны по дороге общего назначения, и места под разворот спецтранспорта на участке недостаточно. Нарушена и ширина проезда. Ширина проездов для пожарной техники 4,2 метра - при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно. Расстояние от внутреннего края проезда до смены здания или сооружения следует принимать для зданий высотой до 28 метров включительно: 5 - 8 метров, для зданий высотой более 28 метров: 8 - 10 метров. Таким образом, добавляется минимально еще 8 метров. Итого минимальный отступ от противоположной границы 12,2 метра. То есть отступ дома от границ с восточной стороны должен быть 12,2 метра. В документах застройщика прямо указано, что пожарный проезд организован за счет благоустройства дополнительной территории. В отдельных местах она указана, как предоставленная в аренду. Однако доказательств получения дополнительного участка этому не представлено. В судебной практике в случаях, когда пожарный проезд организован за пределами существующего участка, проектная документация строительства признается не соответствующей ГПЗУ. ФИО3 является номинальным лицом, не подписывала документы. Администрация г.Ульяновска не должна была выдавать разрешение на строительство. 06.07.2017 администрацией было выдано разрешение на строительство на земельный участок с кадастровым номером «», администрация знала о наличии зоны Ж1. Формирование земельного участка произошло сложным образом. Земельный участок площадью 10 соток был выкуплен у города за 11 000 руб. Спорный участок и участки истцов были оформлены в одно время. Даже если это зона Цз, то нельзя было строить индивидуальные жилые дома.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г.Ульяновска, заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска ФИО7 с исковыми требования не согласилась. Считает их незаконными. Пояснила, что в градостроительном плане от 08.04.2020 № RU 73304000-271 земельного участка с кадастровым номером указано, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» рассматриваемый земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Ц3 (зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения). Градостроительным регламентом территориальной зоны Ц3 установлен минимальный отступ от границ красных линий и границ земельного участка - 3 метра, при отсутствии смежных земельных участков минимальный отступ от границ земельного участка - 1 метр. В градостроительном плане отображена зона допустимого размещения объекта при условии соблюдения действующих норм. Объект запроектирован в пределах данной зоны. В разделе 2 «Схема планировочной организации земельного участка проектной документации, указано, что проектируемый многоквартирный жилой дом расположен в границах зоны допустимого размещения объекта, определенный градостроительным планом и соответствует градостроительному регламенту по виду разрешенного использования. С севера, юга и востока участок граничит со свободными от застройки территориями, с запада - с жилой застройкой. Как указано в положительном заключении экспертизы проектной документации, пожарно-техническая высота здания – 24,3 м. Класс функциональной пожарной опасности объекта – Ф 1.3. Подъезд пожарных автомобилей к проектируемому жилому дому обеспечен по всей длине с одной продольной стороны, с учетом устройства со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой с южной стороны здания. Таким образом, поскольку проектной документацией предусмотрены наружные открытые лестницы, связывающие лоджии и балконы смежных этажей между собой с южной стороны здания, по прямому указанию СП 4.13130.2013 допустимо проектировать подъезд пожарных автомобилей с одной продольной стороны. Также нельзя согласиться с доводом о нарушении ширины проезда. Согласно разделу 8 СП 4.13130.2013 ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 4,2 метра при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду. Расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен или других ограждающих конструкций жилых и общественных зданий, сооружений должно составлять для зданий высотой до 28 метров включительно - 5-8 метров. Запроектированный объект отвечает всем указанным требованиям. Проектируемый жилой дом расположен с соблюдением пожарных норм и обеспечен противопожарным проездом шириной 6 м на расстоянии 6,5 м от наружных стен. Противопожарным является проезд шириной 6 м, расположенный с западной стороны от проектируемого участка в границах дополнительного благоустройства. Проектируемый пожарный проезд примыкает к дороге по <адрес>. B положительном заключении экспертизы проектной документации указано, что въезд на проектируемую территорию многоквартирного жилого дома предусмотрен с местного проезда с юго-западной стороны участка. Противопожарный подъезд обеспечен проездами вдоль продольных частей здания шириной от 4,2 м до 6 м (в границах отвода и границах дополнительного благоустройства) и существующей разворотной площадкой размером не менее 15*15 м (за границами отвода с юго-западной стороны от проектируемого здания). Проезды предусмотрены с твердым покрытием, радиусом поворота 6,0 м. B зоне пожарных проездов нет ограждений, воздушных линий электропередачи, не осуществляется рядовая посадка деревьев. Кроме того, согласно графической части схемы планировочной организации земельного участка, расстояние от проектируемого здания до границы дополнительного благоустройства с южной стороны составляет 16,5 м, с восточной стороны - от 10 м до 16,5 м (выполняется норматив ширины проезда 4,2 м и расстояния от внутреннего края проезда до стены здания 5-8 м). Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлен перечень разделов проектной документации, предоставление которых необходимо для выдачи разрешения на строительство. Данный перечень не включает раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности». Согласно ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов. При этом раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» проектной документации был разработан и направлен на экспертизу. B соответствии с правилами землепользования муниципального образования «город Ульяновск» норматив обеспеченности и застройки машино-местами и (или) парковочными местами для среднеэтажной жилой застройки составляет 0,27 на расчетную единицу. Расчетной единицей является квартира. Площади машино-мест и (или) парковочных мест для хранения индивидуального транспорта определяются из расчета 5,3 х 2,5 м, а для инвалидов, пользующихся креслами-колясками - 6,0 х 3,6 м на автомобиль. Количество квартир согласно разрешению на строительство составляет 47. В силу п. 5.2.1 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, на всех стоянках (парковках) общего пользования или в объеме жилых, около общественных (в том числе объектов физкультурно-спортивного назначения, культуры и др.) и производственных зданий, зданий инженерной и транспортной инфраструктуры, а также у зон рекреации следует выделять не менее 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машино-мест для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках. Проектом предусмотрено 13 мест для временного хранения автомобилей, включая одно машино-место для маломобильных групп населения. В разделе 2 «Схема планировочной организации земельного участка» проектной документации указано, что габариты машино-места составляют 5,5*2,5 м, а для инвалидов, пользующихся креслами-колясками - 6,0*3,6 м. Расположение машино-мест не препятствует пожарному проезду. Также проектом предусмотрено, что расстояния от парковочных мест до окон жилого дома составляет не менее 10 м. Градостроительным регламентом территориальной зоны Ц3 установлен максимальный процент застройки земельного участка - 60%. Площадь земельного участка с кадастровым номером - 1234,0 м. Площадь застройки согласно технико-экономическим показателям, указанным в разделе 1 «Пояснительная записка» проектной документации и разрешении на строительство - 543,8 м. Соответственно, процент застройки земельного участка составляет 44,06 %, что не нарушает указанный предельный параметр допустимого строительства. Исчерпывающий перечень обстоятельств, подлежащих изучению и проверке при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство, установлен ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и не включает в себя нормативы размера придомового земельного участка. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство установлен ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и не включает в себя такое основание как несоответствие проектируемого объекта. Согласно заключению на отвод поверхностных вод в сеть ливневой канализации при строительстве и реконструкции объекта , утвержденному начальником Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска, отвод поверхностных вод с территории земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома осуществить устройством емкости-накопителя с последующей утилизацией. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством градостроительной деятельности, техническому заказчику. Согласно сводному плану инженерных сетей закрытый водоотводный лоток идет в проектируемую ливневую канализацию. На земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право собственности ФИО3 С заявлением о выдаче разрешения на строительство обратилась ИП ФИО3 разрешение на строительство от 19.10.2021 № 73-73-172-2021 выдано ИП ФИО3 ООО «CK СТРОЙКОМПЛЕКС» разрешение на строительство объекта капитального строительства на указанном земельном участке не выдавалось. Довод о нарушении положений ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» при выдаче оспариваемого разрешения на строительство не обоснован, поскольку данный федеральный закон не регламентирует вопросы выдачи разрешения строительство. Выдача осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Привлечение денежных средств участников долевого строительства осуществляется после выдачи разрешения на строительство, о чем и говорит ст.3 Федерального закона, на которую ссылаются административные истцы. Было проведено три вида инженерных изысканий. Отчеты о проведении инженерно-геологических, инженерно-геодезических, инженерно-экологических были представлены. Согласно данным изысканий земельный участок пригоден для строительства, установлены определённые рекомендации. Инженерные изыскания являлись предметом экспертизы. Инженерные изыскания соответствуют всем требованиям. Исчерпывающий перечень обстоятельств, подлежащих изучению и проверке при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство, установлен ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и не включает в себя законность образования и предоставления земельного участка. Земельный участок, на котором предполагалось осуществление строительства, был поставлен на государственный кадастровый учет, на него было зарегистрировано право собственности застройщика. Согласно схеме планировочной организации земельного участка проектируемое здание расположено на территории элементов планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы) согласно проекту планировки территории Ленинского района города Ульяновска (за исключением территории центральной части города Ульяновска), утвержденному постановлением мэрии города Ульяновска от 29.06.2010 № 3242, за пределы красных линий не выходит. Административными истцами не указано в связи, с чем сделан вывод о том, что границы земельного участка выходят за пределы красных линий и чем это подтверждается. Кроме того, согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером , дата присвоения кадастрового номера - 21.01.2020, соответственно образовала земельный участок не администрация города Ульяновска. В соответствии с Правилами землепользования и застройки образования «город Ульяновск» земельный участок с кадастровым номером расположен в пределах территориальной зоны Ц3 (зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения). Согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок расположен на территории общественных центров с сопутствующей жилой застройкой. Согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером право собственности на него зарегистрировано 13.03.2020, а с 01.01.2016 вступил в силу Закон Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-30 «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области». В силу ст. 2 указанного Закона уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной Ульяновской области в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с пп. 20 п. 2.2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/557-П, Министерство в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-30 распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Соответственно, решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность принималось не администрацией г.Ульяновска. Кроме того, при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство уполномоченный орган не вправе осуществлять проверку законности возникновения у застройщика права на земельный участок, на котором предполагается осуществление строительства. Администрация г.Ульяновска не наделена правом по проверке проектной документации всем существующим нормам строительства. Проектная документация содержит заверение главного инженера проекта. Проектная документация и инженерные изыскания прошли экспертизу, было представлено положительное заключение. Проектная документация и изыскания соответствуют всем требованиям законодательства РФ. Администрацией г.Ульяновска и Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска не было допущено каких-либо нарушений при выдаче оспариваемого разрешения на строительство.

Представитель административного ответчика Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области ФИО8 в судебное заседание не явилась, извещалась. Из письменного отзыва следует, что земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 был сформирован администрацией г.Ульяновска и предоставлен на праве аренды ФИО9 на основании постановления администрации г.Ульяновска от 18.01.2016 № 174 и договора аренды от 01.03.2016 № 24-4-1145. По договору передачи прав и обязанностей от 15.03.2018 права и обязанности по договору аренды переданы ФИО3 ФИО3 осуществлено строительство индивидуального жилого дома с кадастровым номером , права на который были зарегистрированы в Управлении Росреестра по Ульяновской области 20.05.2019. На основании заявления ФИО3 от 22.05.2019 заключен договор купли-продажи земельного участка от 17.06.2019 № 24/04/П-2019- 165 в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3, ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. В Министерство обратилась ФИО3 с заявлением от 25.11.2019 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 1000 с видом разрешенного использования: индивидуальные жилые дома и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 234 кв.м. Независимо от территориальной зоны, перераспределение земель и земельного участка с кадастровым номером и образование нового земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования: индивидуальные жилые дома соответствует действующему законодательству вне зависимости от территориальной зоны. Ввиду отсутствия оснований для отказа в заключение соглашения о перераспределении земельного участка, установленных п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжением от 16.12.2019 № 2833-од Министерством утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером площадью 1000 кв.м с видом разрешенного использования «индивидуальные жилые дома» и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 234 кв.м и, в последующем, заключено соглашение о перераспределении от 20.02.2020 № 24/СП-2020-17. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденными решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, отсутствовали ограничения на перераспределение данного участка, а также предельные максимальные размеры земельных участков не установлены, таким образом, перераспределение было осуществлено на законных основаниях. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО3 – ФИО10 заявленные требования не поддержал. Пояснил, что ФИО3 приобрела земельный участок в собственность в соответствии с действующим законодательством. Ранее приобрела земельный участок на праве аренды. Указания на незаконность приобретения, формирования и установления границ не находит свое подтверждение. Все необходимые процедуры соблюдены в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с действующим законодательством и Градостроительным кодексом РФ ФИО3 получила градостроительный план, был составлен проект, который соответствует всем требованиям. Были проведены установленные законом исследования. Все разделы проектной документации прошли экспертизу. Вся проектная документация изготовлена в соответствии с действующим законодательством. На основании данных документов и в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ администрация г.Ульяновска выдала разрешение на строительство. Строительство ведется с привлечением подрядчика ООО «Берма». Договор с подрядчиком ООО СК «Стройкомплекс» расторгнут. Довод истцов о применении ФЗ №214 не обоснован, поскольку строительство ведется на личные денежные средства ФИО3, без привлечения средств граждан. Объект регулярно проходит проверку. Каких-либо замечаний нет. Позиция истцов основана на том, что они не согласны с существующем генеральным планом и правилами застройки. Земельный участок формировался до приобретения его ФИО3 В настоящий момент административный ответчик подтвердил факт того, что объект строится на территории зоны Ц3.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО11 - ФИО12 заявленные требования поддержал. Пояснил, что ФИО4 в 2019 году приобрела земельный участок и жилой дом, в котором проживает. Когда приобретался жилой дом, то из публичной карты и документов было видно, что территория находится в зоне Ж1.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии со статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 является собственником индивидуального жилого дома и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

ФИО1 пользуется земельным участком с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

ФИО4 на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 кв.м был сформирован администрацией г.Ульяновска и предоставлен на праве аренды ФИО9 на основании постановления администрации г.Ульяновска № 174 от 18.01.2016 и договора аренды от 01.03.2016 №24-41145.

15.03.2018 между ФИО9 и ФИО3 заключен договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, согласно которому в соответствии с п. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ арендатор (ФИО9) по договору аренды земельного участка № 24-4-1145 от 01.03.2016 передает все права и обязанности новому арендатору (ФИО3) в отношении земельного участка, площадью 1000 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес> западнее здания , для использования под индивидуальное жилищное строительство.

ФИО3 осуществлено строительство индивидуального дома, площадью 52,4 кв.м с кадастровым номером , право собственности зарегистрировано 20.05.2019.

17.06.2019 между Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и ФИО3 был заключен договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, согласно которому в собственность ФИО3 передан земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальные жилые дома, общей площадью 1000 кв., с кадастровым номером , расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, западнее здания .

20.02.2020 между Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и ФИО3 заключено соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которое не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, согласно которому в результате перераспределения образовался 1 (один) земельный участок 1234 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (п.3 соглашения).

В результате перераспределения площадь земельного участка, указанного в п. 1 соглашения, увеличилась на 234 кв.м.

При распределении существование указанного в п. 1 соглашения земельного участка прекращается.

Согласно ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

В соответствии с ч.1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 3).

Частью 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Ввиду отсутствия оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, установленных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, распоряжением от 16.12.2019 № 2833-од Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером площадью 1000 кв.м с видом разрешенного использования «индивидуальные жилые дома» и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 234 кв.м.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденными решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, отсутствовали ограничения на перераспределение данного участка, а также предельные максимальные размеры земельных участков не установлены, таким образом, перераспределение было осуществлено на законных основаниях.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером сформирован и предоставлен в соответствии с действующим законодательством.

При таком положении, основания для признания незаконными действия Министерства строительства и архитектуры по формированию и предоставлению в аренду участка , в собственность участка , а также отмене распоряжения Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 2833-од от 16.12.2019, распоряжения по предоставлению участка не имеется.

19.10.2021 Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска ИП ФИО3 выдано разрешение № 73-73-172-2021 на строительство многоквратирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>.

На проектную документацию было выдано положительное заключение экспертизы ООО ИПК «БЭСТ-Регион».

Проектная документация составлена 2021 года ООО «КАНГРО-ПРОЕКТ».

Срок действия настоящего разрешения – до 20 апреля 2023 года.

Основанием для выдачи разрешения, в том числе является градостроительный план земельного участка от 08.04.2020 № RU 73304000-271, выданный Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска.

Градостроительный план земельного участка года № RU 73304000-271 от 08.04.2020 содержит следующие сведения: раздел 2. Информация о градостроительном регламенте либо требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства.

Информация о видах разрешенного использования земельного участка зона Ц 3 – зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения.

К основным видам разрешенного использования относятся, в том числе малоэтажная многоквартирная жилая застройка, среднеэтажная жилая застройка, многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).

Предельное количество этажей: максимальное количество надземных этажей многоэтажной жилой застройки (высотной застройки) – 16 (отдельные доминанты до 24 этажей); максимальное количество надземных этажей среднеэтажной жилой застройки – 8; максимальное количество надземных этажей малоэтажной многоквартирной жилой застройки – 4.

Максимальный процент застройки земельного участка – 60 %.

Иные показатели. В соответствии с Генеральным планом г.Ульяновска, утвержденным Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок расположен на территории общественного центра с сопутствующей жилой застройки.

Максимальный коэффициент плотности застройки применяется в случае разработки и утверждения проекта планировки и проекта межевания территории.

Максимальный коэффициент плотности застройки: блокированной жилой застройки – 0,6; малоэтажной многоквартирной жилой застройки – 0,8; среднеэтажной жилой застройки – 0,8; многоэтажной жилой застройки (высотная застройка) – 1,2 (в случае реконструкции объектов капитального строительства – 1,6): для иных видов разрешенного использования коэффициент плотности застройки земельного участка не устанавливается.

Минимальная площадь озеленения земельного участка, предоставленного для строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого назначения – 20 %.

Процедура выдачи разрешения на строительство регламентирована ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

Частью 7 указанной статьи предусмотрен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения на строительство.

В судебном заседании установлено, что к заявлению ИП ФИО3 о выдаче разрешения на строительство был приложен полный пакет необходимых документов.

Проектная документация (шифр 13-20-ПЗУ) содержит заверение главного инженера проекта о том, что она разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, заданием на проектирование, градостроительным регламентом, документами об использовании земельного участка для строительства, техническими регламентами, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, и с соблюдением технических условий.

На проектную документацию (шифр 13-20-ПЗУ) получено положительное заключение негосударственной экспертизы, подготовленное ООО ИПК «БЭСИ-Регион», согласно которому многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует требованиям технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации.

В соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Частью 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что градостроительный план № RU 73304000-271 от 08.04.2020 выдан в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» утвержденными Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 №90 с изменениями.

Рассматриваемый земельный участок расположен в переделах территориальной зоны Ц3 (зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения).

Согласно Генеральному плану г.Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок расположен на территории общественных центров с сопутствующей жилой застройки.

Согласно схеме планировочной организации земельного участка проектируемое здание расположено на территории планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы) согласно проекту планировки территории Ленинского района г.Ульяновска (за исключением территории центральной части г.Ульяновска), утвержденному постановлением мэрии г.Ульяновска № 3242 от 29.06.2010, за предела красных линий не выходит.

С учетом документов территориального планирования и градостроительного зонирования рассматриваемый земельный участок не расположен в нескольких зонах.

Согласно ч.4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Из выписки ЕРГН следует, что земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО3 с видом разрешенного использования «среднеэтажная жилая застройка».

Согласно статье 57.3 Градостроительного кодекса РФ, информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.

В силу ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их стройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о левом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В соответствии со ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Собственник земельного участка самостоятельно выбирает вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Указанное следует их пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, которая допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Территориальное планирование, под которым в Градостроительном кодексе РФ понимается планирование развития территорий (пункт 2 статьи 1), направлено, как следует из статьи 9, на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.

Градостроительным регламентом территориальной зоны Ц3 установлен минимальный отступ от границ красных линий и границ земельного участка – 3 м, при отсутствии смежных земельных участков минимальный отступ от границ земельного участка – 1 м.

В градостроительном плане отображена зона допустимого размещения объекта при условии соблюдения действующих норм. Объект запроектирован в пределах данной зоны.

В разделе 2 «Схема планировочной организации земельного участка» проектной документации указано, что проектируемый многоквартирный жилой дом расположен в границах зоны допустимого размещения объекта, определенной градостроительным планом и соответствует градостроительному регламенту по виду разрешенного использования. С севера, юга и востока участок граничит со свободными от застройки территориями, с запада – с жилой застройкой.

Доводы административных истцов о нарушении требований о плотности застройки, количества парковочных мест также заявлены без оснований.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» норматив обеспеченности машино-местами и (или) парковочными местами для среднеэтажной жилой застройки составляет 0,27 на расчетную единицу. Расчетной единицей является квартира. Площади машино-мест и (или) парковочных мест для хранения индивидуального транспорта определяются из расчета 5,3 х 2,5 м, а для инвалидов, пользующихся креслами-колясками – 6,0 х 3,6 м на автомобиль.

Количество квартир согласно разрешению на строительство составляет 47.

В силу п. 5.2.1 СП 59.13330.2020. Свод правил. Допустимость зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Минстроя России № 904/пр от 30.12.2020, на всех стоянках (парковках) общего пользования около или в объеме жилых, общественных (в том числе объектов физкультурно-спортивного назначения, культуры и др.) и производственных зданий, зданий инженерной и транспортной инфраструктуры, а также у зон рекреации следует выделять не менее 10% машиномест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машино-мест для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках.

Проектом предусмотрено 13 мест для временного хранения автомобилей, включая одно машино-место для маломобильных групп населения.

Площадь застройки согласно технико-экономическим показателям, указанным в разделе 1 «Пояснительная записка» проектной документации и разрешения на строительство – 543,8%. Соответственно, процент застройки земельного участка составляет 44,06 %, что не нарушает указанный предельный параметр допустимого строительства (60%).

Доводы административных истцов о нарушении требований подъезда пожарных автомобилей и нарушении ширины проезда, являются необоснованными. Проектная документация прошла экспертизу. В проектной документации, пожарно-техническая высота здания – 24,3 м. Класс функциональной пожарной опасности объекта – Ф 1.3 (многоквартирные жилые дома). Подъезд пожарных автомобилей к проектируемому жилому дому обеспечен по всей длине с одной продольной стороны, с учетом устройства со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой с южной стороны здания. Проектной документаций предусмотрены наружные открытые лестницы, связывающие лоджии и балконы смежных этажей между собой с южной стороны здания, по прямому указанию СП 4.13130.2013 допустимо проектировать подъезд пожарных автомобилей с одной продольной стороны.

Согласно разделу 8 СП 4.13130.2013 ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий и сооружений должна составлять не менее 4,2 м при высоте здания от 13 м до 46 м включительно.

В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

Расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен или ограждающих конструкций жилых и общественных зданий, сооружений д составлять для зданий высотой до 28 метров включительно - 5-8 метров.

Проектируемый жилой дом расположен с соблюдением пожарных норм и обеспечен противопожарным проездом шириной 6 м на расстоянии 6,5 наружных стен.

Противопожарным является проезд шириной 6 м, расположенный с западной стороны от проектируемого участка в границах дополнительного благоустройства. Проектируемый пожарный проезд примыкает к дороге по <адрес>.

В положительном заключении экспертизы проектной документации указано, что въезд на проектируемую территорию многоквартирного жилого дома предусмотрен с местного проезда с юго-западной стороны участка. Противопожарный подъезд обеспечен проездами вдоль продольных частей здания шириной от 4,2 м до 6 м (в границах отвода и границах дополнительного благоустройства) и существующей разворотной площадкой размером не 15 х15 м (за границами отвода с юго-западной стороны от проектируй здания). Проезды предусмотрены с твердым покрытием, радиусом поворота 6 м.

В зоне пожарных проездов нет ограждений, воздушных линий электропередачи, не осуществляется рядовая посадка деревьев.

Согласно графической части схемы планировочной организации земельного участка расстояние от проектируемого здания до границы дополнительного благоустройства с южной стороны составляет 16,5 м, с восточной стороны - от 10 м до 16,5 м (выполняется норматив ширины проезда 4,2 м и расстояния от внутреннего края проезда до стены здания 5-8 м).

Также доводы административных истцов о том, что инженерно-геологические характеристики неблагоприятны для застройки, являются необоснованными.

Согласно заключению на отвод поверхностных вод в сеть ливневой канализации при строительстве и реконструкции объекта № 068, утвержденному начальником Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска, отвод поверхностных вод с территории земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома осуществить устройством емкости-накопителя с последующей утилизацией.

Согласно сводному плану инженерных сетей закрытый водоотводный лоток идет в проектируемую ливневую канализацию.

С учетом положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 15.07.2021 № 73-2-1-3-038424-2021, подготовленному ООО ИПК «БЭСТ-Регион», инженерно-геологически изыскания для объекта соответствуют требованиям технического задания, программы инженерно-геологических изысканий, Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», национальных стандартов и свода правил, вошедших в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1524. раздел 2 проектной документации соответствует требованиям технических регламентов и нормативных документов.

Доводы административных истцов о том, что разрешение на строительство нарушают требования ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», являются несостоятельными и основаны на неверном толковании правовых норм.

В случае несогласия с градостроительным планом земельного участка, о чем заявлялось в судебном заседании, административные истцы не лишены права предъявить соответствующие требования в общем порядке.

Административными истцами не представлены доказательства тому, что разрешение на строительство было выдано без проверки соответствия проектной документации требованиям к строительству.

Исходя из приведенных выше правовых норм, учитывая изложенные обстоятельства, установленные на основании совокупности исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 218 - 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного иска Семеновича ФИО18, Бойко ФИО19 к администрации г.Ульяновска, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, признании действий по формированию и предоставлению земельного участка в аренду, в собственность незаконными, их отмене отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Л. Анциферова

Решение в окончательной форме будет принято 03.03.2022.