Дело № 2а-7641/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2017 года город Владивосток,
ул. Адмирала ФИО1, д.23А
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Кучер Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Департаменту по тарифам Приморского края о признании решения незаконным и возложение обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по тарифам <адрес> о признании решения Департамента по тарифам ПК № от дата не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца ФИО3, и возложение обязанности повторно рассмотреть поданное ранее заявление ФИО3 на предмет соответствия действий (бездействия) ООО «Артемовская электросетевая компания» действующему законодательству на дату подачи названного заявления (дата).
В обоснование заявленных требований истец указывает, что в ответ на заявку на техприсоедииение энергоприпимающих устройств объекта «новое строительство жилого дома», расположенного по адресу: г.<адрес>) дата сетевой организацией ООО «Артемовская электросетевая компания» лично была передана оферта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от дата№/ТП (Договор) и прилагаемые к нему технические условия (ТУ) от дата№. Согласно выданным ООО «АЭСК» условиям Договора и ТУ, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя строительство сетей 6/0,4 кВ и СТП-6/0,4 25кВА, а также строительство СТП 6/0,4 кВ с трансформатором 25 кВА. Размер платы по договору определен ООО «АЭСК» в соответствии с постановлением № от дата департамента по тарифам Приморского края в размере <...>. Расчет платы выполнен сетевой организацией на основании стандартизированных ставок по мероприятиям «последней мили». Однако вышеназванным постановлением департамента, примененным сетевой компанией при расчете платы по договору, утверждены два вида ставок - стандартизированные ставки и ставки за 1 кВт максимальной мощности лишь на 2016 год. Получив вышеуказанный договор от ООО «АЭСК» с одним вариантом расчеты платы, обратилась в сетевую организацию за предоставлением расчета платы по второму варианту (т.е. уже на стадии заключения договора) - по ставке платы за 1 кВт максимальной мощности. Однако ООО «АЭСК» всячески уклонялось от выдачи второго варианта расчета. дата она обратилась в Департамент по тарифам Приморского края с заявлением, в котором просила произвести проверку размера платы по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от дата№ проверку действий ООО «АЭСК» в части нарушения моего права на выбор вида ставки платы за технологическое присоединение; осуществить и предоставить расчет платы за технологическое присоединение по ставке за 1 кВт максимальной мощности. В ответ на обращение Департамент по тарифам ПК направил письмо № от дата, с которым она не согласна, поскольку считает его не соответствующим законодательству в сфере электроэнергетики и нарушающим законные права и интересы. В своем письме ответчик указал, что расчет платы за техприсоединение выполнен ООО «АЭСК» верно. Следовательно, департаментом не были усмотрены нарушения в действиях (бездействии) сетевой компании в части определения размера платы по договору от дата с применением стандартизированных ставок на 2016 год. Вместе с тем Департамент в своем ответе информирует о необходимости при заключении договора техприсоединения в 2017 году применения ставок, утвержденных постановлением департамента от дата№. Из чего следует, что ответчик установил, что ООО «АЭСК» при определении платы за техприсоединение применило ставки, не подлежащие в данном случае применению. Таким образом, в ответе Департамента по тарифам ПК № от дата содержатся взаимоисключающие выводы. Кроме того, указанные в вышеназванном ответе Департамента (л.3) приложения на 4-х листах (ответ сетевой организации), направлены в ее адрес не были. Ответчик не предоставил второй расчет платы за технологическое присоединение по ставке за 1 кВт максимальной мощности, несмотря на наличие данного пункта в просительной части ее обращения, не направил в ее адрес выполненный департаментом расчет платы по стандартизированным тарифным ставкам. Кроме того, однозначного и обоснованного вывода на предмет наличия или отсутствия нарушений со стороны сетевой компании в данной части ответчиком дано не было. Считает, что обжалуемый акт, его содержание, не соответствует законодательству в сфере электроэнергетики, в частности постановлениям департамента по тарифам Приморского края: № от дата «Об утверждении единых стандартизированных тарифных ставок и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края»; № от дата «Об утверждении ставок за единицу максимальной мощности за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Артемовская электросетевая компания»; абзацу 2 пп.2 п.7 Приказа ФСТ России от дата№ «Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям», вынесенного в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата№; а также Федеральным законом от 26.03.03 №35-Ф3 "Об электроэнергетике".
ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 по ордеру ФИО4 требования искового заявления поддержала в полном объеме, в том числе по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
В судебном заседании начальник отдела правовой экспертизы и административно-правового сопровождения ФИО5 и начальник отдела контроля цен и тарифов ФИО6, представляющие интересы Департамента по тарифам Приморского края, возражали против удовлетворения искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве. Утверждали, что департамент рассмотрел в установленный Федеральным законом № 59-ФЗ срок обращение ФИО3 и, проверив его, дал мотивированный ответ, тем самым принял все зависящие от него меры по выяснению обстоятельств дела.
Определением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от дата. к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено – ООО «Артемовская электросетевая компания».
В судебное заседание представитель заинтересованного лица – ООО «Артемовская электросетевая компания» не явился, направил письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просил в удовлетворении требований искового заявления отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.
В соответствии с пунктом 2 постановления Администрации Приморского края от 6 августа 2007 года № 214-па «О переименовании региональной энергетической комиссии Приморского края и об утверждении Положения о департаменте по тарифам Приморского края» Департамент по тарифам Приморского края (далее - департамент) является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают для территориальных сетевых организаций плату за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы.
В соответствии с п. 9.4. постановления № 214-па, органом, уполномоченным устанавливать плату за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы, а также контроль за их применением на территории Приморского края, является департамент.
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц <адрес> к распределительным электрическим сетям ООО «Артемовская электросетевая компания» (далее - ООО «АЭСК») на 2016 год утверждена постановлением департамента от дата№ «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Артемовская электросетевая компания, на 2017 год - постановлением департамента от дата№ «Об утверждении единых стандартизированных тарифных ставок и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края» и постановлением от 27.12.2016 № 74/21 «Об утверждении ставок за единицу максимальной мощности за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Артемовская электросетевая компания».
Указанные постановления были приняты департаментом в соответствии с действующим законодательством в области регулирования платы за технологическое присоединение.
В соответствии с абзацем 4 пункта 87 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение в соответствии с особенностями, предусмотренными методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение.
При этом, размер платы для конкретного заявителя зависит от мероприятий, прописанных сетевой организацией в технических условиях на технологическое присоединение. Выбор ставки платы осуществляется заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
Таким образом, плата за технологическое присоединение может быть определена двумя способами, поскольку постановлением департамента утверждены и стандартизированные ставки, и ставки за 1 кВт максимальной мощности.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 59-ФЗ), письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно материалам дела, дата ФИО3 обратилась в Артемовскую электросетевую компанию с заявкой на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), в связи со строительством жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>», земельный участок № (кадастровый №).
дата. ООО «АЭСК» направило в адрес ФИО3 для согласования и подписания два экземпляра договора № № г. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> а также технические условия № от дата., являющиеся неотъемлемым приложением к данному договору.
В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства № 861 от 27.12.2004 г. (далее Правила № 861) в случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.
дата. от ФИО3 в адрес ООО «АЭСК» поступило заявление вх. № от дата о предоставлении двух вариантов расчета платы за технологическое присоединение для выбора вида ставки платы. В ответ на данное заявление сетевая организация направила ФИО3 письмо исх. № от дата об аннулировании заявки на технологическое присоединение на основании п. 15 Правил № 861 в связи с тем, что ФИО3 в установленный 60-ти дневный срок не вернула в ООО «АЭСК» подписанный проект договора технологического присоединения, а также не представила мотивированный отказ от его подписания, в связи с чем предоставление двух вариантов расчета платы невозможно.
Однако по независящим от ООО «АЭСК» причинам, указанное письмо не было получено заявителем, почтовый конверт вернулся в сетевую организацию спустя месяц с указанием «истек срок хранения».
дата от ФИО3 в адрес сетевой организации вновь поступило письмо вх. № о предоставлении договора технологического присоединения с вариантом расчета платы по ставке за единицу максимальной мощности. В ответ на данное заявление ООО «АЭСК» направило ФИО3 письмо исх. 1765 от дата о невозможности предоставления запрашиваемых сведений в связи с аннулированием заявки на технологическое присоединение по вышеизложенным причинам.
дата в адрес ООО «Артемовская электросетевая компания» от ФИО3 поступил мотивированный отказ вх. № от дата от подписания проекта договора об осуществлении технологического присоединения.
В ответ на вышеуказанный мотивированный отказ сетевая организация направила заявителю письмо исх. № от 28.дата. о несостоятельности требования внесения изменений в договор технологического присоединения, в связи с аннулированием заявки на технологическое присоединение вх. № от дата в соответствии с пунктом 15 Правил №. Данное письмо было получено ФИО2дата согласно почтового уведомления о вручении.
дата. ФИО3 обратилась в Департамент по тарифам Приморского края с заявлением, в котором просила произвести проверку размера платы по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от дата№/ТП; проверку действий ООО «АЭСК» в части нарушения права истца на выбор вида ставки платы за технологическое присоединение; осуществить и предоставить расчет платы за технологическое присоединение по ставке за 1 кВт максимальной мощности.
дата за исх. № Департамент по тарифам Приморского края направил ФИО3 ответ по ее обращению, сообщив, что согласно представленному сетевой организацией ответу, на стадии подачи заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного в <адрес>, заявителем не был указан вариант расчёта платы за технологическое присоединение, в связи с чем сетевая организация исходя из технических условий вправе выбрать вариант расчёта. В целях осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, согласно выданным техническим условиям, необходимо выполнить строительство BJI-6 кВ (протяженностью 560 м), установку СТП-6/0,4 кВ (с трансформатором 25 кВА) и строительство ВЛИ-0,4 кВ (протяженностью 90 м).
На основании вышеизложенного, ООО «Артемовская электросетевая компания» был выполнен расчёт платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного в <адрес>, по стандартизированным ставкам по мероприятиям «последней мили» в соответствии с постановлением №. Таким образом, размер платы за технологическое присоединение вышеуказанного объекта составил <...>, с учетом НДС.
Результат проверки департаментом расчета показал, что плата, предъявленная ООО «АЭСК» заявителю, рассчитана верно, в соответствии с выданными техническими условиями, стандартизированные тарифные ставки соответствуют постановлению №.
При этом Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденные постановлением Правительства РФ от дата№, не обязывают сетевую организацию направлять расчет платы за технологическое присоединение заявителю.
Копия ответа ООО «АЭСК» и расчеты, выполненные сетевой организацией, были направлены заявителю в качестве приложений к ответу департамента, несмотря на то, что предоставление расчета заявителю органом исполнительной власти не предусмотрено действующим законодательством, в связи с чем является правом, а не обязанностью департамента.
Также заявителю было разъяснено, что при заключении договора между заявителем и сетевой организацией в 2017 году необходимо применять ставки, утвержденные постановлением департамента от дата№.
Кроме того, согласно п. 87 Основ ценообразования, с дата в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
В соответствии с п. 9.10. постановления № 214-па, департамент рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в пределах своей компетенции.
Вместе с тем, поскольку оферта договора заявителем не подписана, счета на оплату услуг технологического присоединения сетевой организацией не выставлялись, оплата по договору технологического присоединения заявителем не производилась, в действиях сетевой организации отсутствуют нарушения порядка ценообразования, в связи с чем департамент не имел правовых оснований для привлечения ООО «АЭСК» к административной ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ. Прерогатива на привлечение к административной ответственности предоставлена непосредственно органу исполнительной власти в пределах его полномочий. Иное бы противоречило принципам, закрепленным в Конституции РФ, являющейся гарантом прав и свобод как граждан, так и юридических лиц.
В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Таким образом, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод заявителя и с обязательным указанием на способ восстановления такого права.
Анализируя ответ Департамента по тарифам Приморского края от дата., суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято департаментом в соответствии с компетенцией, в рамках полномочий, предоставленных административному ответчику; обращение ФИО3 рассмотрено департаментом в установленный Федеральным законом № 59-ФЗ срок, дан мотивированный ответ, тем самым ответчик принял все зависящие от него меры по выяснению обстоятельств дела.
Оспариваемый ответ не нарушает каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца, при этом административным истцом в нарушение требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ не представлено доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов, создания препятствий к их осуществлению, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Кроме того, дата в сетевую организацию ООО «АЭСК» поступила новая заявка ФИО3 вх. № от дата на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с Правилами № 861 «06» октября 2017 г. ООО «Артемовская электросетевая компания» направила в адрес ФИО3 исх. № от дата оферту договора на технологическое присоединение к электрическим сетям №/ТП от дата, с расчетом платы за технологическое присоединение.
Также на основании поступившего в адрес сетевой организации мотивированного отказа ФИО3 от подписания вышеуказанного договора вх. № от дата ООО «АЭСК» направило исх. № от дата в адрес ФИО3 два варианта расчета платы по договору технологического присоединения (за протяженность и мощность).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Департаменту по тарифам Приморского края о признании решения от № незаконным и возложение обязанности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 21.12.2017г.
Судья Н.А.Буланова