ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-764/2022 от 30.08.2022 Советского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

копия

Дело №2а-764/2022

УИД 56RS0033-01-2022-001407-03

Решение

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г.Орска в составе председательствующего судьи Кучерявенко Т.М., при секретаре Мамаевой А.С.,

с участием представителей административного истца Юртаева С.С. - Лисовской Е.М., административного ответчика Администрации г. Орска - Шелемина А.В., Мукменевой А.И., административного ответчика КАиГ администрации г. Орска - Кучукбаевой Ю.Р., администрации Советского района г.Орска– Челнакова А.Г., Ашировой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Юртаева С.С. к Администрации Советского района г.Орска, Администрации г.Орска, КАиГ администрации г. Орска, КУИ Администрации г. Орска о признании действий администрации Советского района г. Орска об отказе по согласованию красных линий незаконными, признании заключения от 19.05.2021 КАиГ администрации г. Орска незаконным, признании постановления администрации г. Орска от 11.06.2021 незаконным, утверждении проекта межевания территории квартала,

Установил:

Юртаев С.С. обратился с иском к Администрации Советского района г.Орска, Администрации г.Орска, КАиГ администрации г. Орска, КУИ Администрации г. Орска о признании действий администрации Советского района г. Орска о признании действий незаконными, утверждении документации.

В обоснование иска указал, что 16.10.2020 обратился с заявлением в администрацию г. Орска с просьбой разрешить подготовку документации по планировке территории ограниченной в изменении существующих границ указанного проекта межевания территории состоит в том, что существующая красная линия территории проходит непосредственно по фасадам домов жителей данных улиц, что препятствует оформлению права собственности путем перераспределения земельных участков, фактически используемых в пределах ограждения домовладений. Постановлением администрации г. Орска от 06.11.2020 -п заказчикам Юртаеву С.С., Острашинской О.В. было разрешено подготовить документацию по планировке территорий, ограниченной , разрабатываемой с целью изменения красных линий и установления границ земельных участков, предназначенных для эксплуатации индивидуальных жилых домов. На основании данного постановления КАиГ администрации г. Орска подготовлено техническое задание на подготовку документации по планировке территории от 09.11.2020. ООО «ГеоСтар» был подготовлен проект межевания территории квартала, ограниченного , согласно которому были изменены красные линии, определены местоположения границ земельных участков, площади и границы земельных участков. Подготовленная документация предоставлена на рассмотрение КАиГ администрации г. Орска. По результатам рассмотрения в адрес истца направлено письмо от 25.02.2021 с замечаниями, в которых указано на необходимость приведения красной линии в соответствие с эталонной формой, согласовать проект с владельцами инженерных сетей, уточнить ширину улиц, привести в соответствие масштабом. Поступившие замечания были устранены. Постановлением администрации г. Орска от 11.03.2021 -п назначены публичные слушания по рассмотрению документации по планировке территории и утверждению данной документации в срок с 25.03.2021 по 27.04.2021. Исходя из протокола заседания по публичным слушаниям от 25.03.2021, заказчику предложено доработать проект по замечаниям КАиГ администрации г. Орска. Однако, в ходе публичных слушаний, каких-либо новых замечаний озвучено не было. В ходе заседания высказывались предположения о сохранении исторической части города. Заключением от 19.05.2021 КАиГ администрации г. Орска, со ссылкой на протокол от 17.05.2021 рекомендуется отказать в утверждении документации, поскольку это приведет к нарушению существующей застройки, так как жилой массив «Старый город» является уникальной застройкой 50-60-х годов. Постановлением администрации г. Орска -п от 11.06.2021 отказано в утверждении документации по планировке территории, ограниченной этом основания отклонения проекта, как и недостатки проекта, требующие доработки в постановлении не указаны. Юртаев С.С. обратился в администрацию Советского района г. Орска по вопросу согласования переноса красных линий и проведения границ земельных участков. На данное обращение был получен отказ. Истцом был направлен запрос в инспекцию государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области. 21.02.2022 поступил ответ , согласно которому, в границах планируемого квартала отсутствуют объекты культурного наследия. Планируемый квартал находится в местонахождении исторического поселения регионального значения «город Орск». Установив, что планируемый квартал не является исторической застройкой, как указано в протоколе публичных слушаний и заключении, Юртаев С.С. 23.02.2022 обратился в администрацию г. Орска восстановить срок на подачу замечаний и возражений, либо принять проект. При этом указал, что планируемый квартал находится в зоне Ж1, каких-либо ограничений, либо зон с особым использованием не имеет, не является объектом культуры, в данной зоне допускается перенос красных линий, иные замечания были устранены еще до публичных слушаний. 09.03.2022 в ответе на обращение администрация г. Орска указывает, что запрашиваемая территория не относится к историко-культурной зоне, напоминает о решении об отказе по результатам публичных слушаний, что в соответствии с историко-архитектурным опорным планом и проектом охраны памятников истории, культуры, утвержденных распоряжением администрации г. Орска от 14.02.1994 -р, рассматриваемая территория является зоной охраны памятников строго режима реконструкции, исторически ценной рядовой и исторически ценной фоновой застройки, что генпланом г Орска от 05.08.1947 красные линии проходят по фасадам домов. Руководствуясь вышесказанным, администрацией принято решение о нецелесообразности изменений красных линий. Следует отметить, что генплан от 05.08.1947 утратил свою силу со дня утверждения генплана г. Орска решением Совета депутатов от 04.02.2009 . Таким образом, если в ответе от 09.03.2022г. указано, что рассматриваемая территория попадает в зону охраны памятников, соответственно такая зона должна быть внесена в ЕГРН. В то же время рассматриваемая территория находится в зоне Ж1 и никаких ограничений в отношении данной территории в ЕГРН не зарегистрировано. Как следует из протокола публичных слушаний от 25.03.2021г., замечаний, касающихся проекта межевания от участников публичных слушаний, поданных в ходе проведения собрания как письменно, так и устно, либо посредством записи в книге (журнале) учета посетителей, подлежащих рассмотрению на публичных слушаниях, не поступало, высказывались предложения о возврате к истокам и сохранении исторической части города. В замечаниях от 19.05.2021г. указано, что в ходе проведения публичных слушаний замечаний и предложений не поступило. Истец исправленную по замечаниям документацию не предоставил. Однако протокол не содержит, каких либо замечаний, которые он должен был бы исправить. По результатам слушаний КАиГ администрации г. Орска рекомендует отказать в утверждении документации. Однако, административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждения документации по планировке территории», утвержденный постановлением администрации г. Орска от 25.03.2021г. -п (п. 2.9 регламента) не содержат такого основания отказа в утверждении документации по планировке, как сохранение уникальной застройки и нарушение существующей застройки. Как следует из текста постановления -п от 11.06.2021г. «Об отказе в утверждении документации по планировке территории (проект межевания территории), ограниченной » оно принято с учётом протокола публичных слушаний от 1705.2021г. (однако истцу предоставили протокол от 25.03.2021г.).изаключения о результатах публичных слушаний от 19.05.2021г., на основании ст. 25 Устава МО г. Орск, отклоняя проект межевания территории административным ответчиком не указано, на основании чего отказано в утверждении, поскольку ни протокол публичных слушаний, ни заключение о результатах публичных слушаний не содержат замечаний по составленному проекту. Таким образом, отклонение органом местного самоуправления проекта межевания территории без указания причин, при условии, что замечаний при обсуждении проекта межевании территории от участников публичных слушаний не поступало, создает необоснованные препятствия в легализации перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности в административном порядке, предусмотренном градостроительным законодательством, и установление красных линий. Истец, после получения ответа об отсутствия историко-культурной зоны в испрашиваемой территории, желая разрешить вопрос в досудебном порядке, обратился с ходатайством в администрацию. Административный ответчик отказался повторно рассмотреть вопрос по проекту планировки, и отказал фактически в предоставлении муниципальной услуги, по основаниям, что территория находиться в охранной зоне памятника, хотя на публичных слушаниях высказывались об исторической ценности территории застройки. То есть, основания, которые не высказывались при проведении публичных слушаний, теперь стали основаниями для отказа. Таким образом, установление красных линий в существующей застройке в зоне Ж1 допускается, каких либо ограничений в испрашиваемой территории нет, и ФЗ не устанавливает запрет на установление красных линий, поскольку ни какие строительные, или иные работы проектом не предусматривались. Просит восстановить срок на обжалование; признать действия администрации Советского района об отказе по согласованию красных линий незаконными; признать заключение от 19.05.2021г. КАиГ администрации г. Орска незаконным; признать постановление администрации г. Орска от 11.06.2021г. -п незаконным. Признать действия администрации г. Орска об отказе в предоставлении муниципальной услуги и принятии проекта, незаконными; утвердить проект межевания территории квартала, ограниченного .

Определением от 23.06.2022 рассмотрение исковых требований Юртаева С.С. в порядке гражданского судопроизводства прекращено. Суд перешел к рассмотрению исковых требований Юртаева С.С. в порядке административного судопроизводства.

Представитель административного ответчика Администрации Советского района г.Орска в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представители администрации Советского района г.Орска – Челнаков А.Г., Аширова Е.В. иск не признали, пояснили, что никаких юридически значимых действий не совершали, решений не принимали, просили в иске отказать.

Представитель административного ответчика Администрации г.ОрскаМукменева А.И., в судебном заседании иск не признала, пояснила, что Постановлением администрации г.Орска от 06.11.2020 -п истцу разрешено подготовить документацию по планировке территории, разрабатываемой с целью изменения красных линий и установления границ земельных участков, предназначенных для эксплуатации индивидуальных жилых домов, КАиГ администрации г.Орска подготовлено техническое задание. 28.01.021 истец обратился в адрес главы города Орска с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по утверждению подготовленной на основании документов территориального планирования документации по планировке территории. КАиГ администрации г.Орска письмом от 25.02.2021 ;14-484 до сведения истца было доведено о выявленных недостатках представленного проекта, а также сообщено о том, что документация будет направлена на рассмотрение на публичных слушаниях. В ходе проверки представленного проекта был установлен изгиб красной линии, который ведет к искривлению улицы, в связи с чем ее необходимо привести к эталонной форме; в материалах проекта отсутствовали согласования с владельцами сетей на их прохождение в границах земельных участков, необходимо дополнить материалы проекта согласованиями владельцев сетей; проектируемая ширина улиц в красных линиях не соответствовала ширине, указанной в пояснительной записке заявления на разработку документации по планировке территории и подлежала приведению в соответствие; ширина в проектируемых красных линиях составляет от 13м. до 14м., что нарушает действующие нормативы (15-30м.); границы зон с особыми условиями использования территории отображены не в полном объеме. Масштаб, указанный в в угловом штампе листа 7 графической части представленного проекта не соответствует масштабу отраженной на нем информации. Постановлением администрации г.Орска от 11.03.2021 -п были назначены публичные слушания по рассмотрению документации по планировке территории. Заседание по публичным слушаниям состоялось 25.03.2021 в 17.00 час. По результатам заседания был составлен протокол, было принято решение до окончания публичных слушаний 27.04.2021 доработать рассматриваемый проект по замечаниям КАиГ Администрации г.Орска. 17.05.2021 составлен протокол публичных слушаний по рассмотрению документации, согласно которому в срок проведения публичных слушаний, исправленную по замечаниям документацию по планировке территории, либо письма о несогласии с выставленными замечаниями заявитель в комитет архитектуры и градостроительства не предоставил. 19.05.2021 подготовлено заключение о результатах публичных слушаний, согласно которому КАиГ администрации г.Орска рекомендовал отказать в утверждении документации по планировке территории, указывая на замечания, изложенные в письме КАиГ администрации г.Орска от 25.02.2021, а также указывая, что жилой массив «Старый город» является уникальной застройкой 50-60х годов. Генеральный план того времени устанавливал красные линии по фасадам домов, что позволило жилому массиву «Старый город» сохранить исторически сложившуюся прямоугольно-решетчатую структуру и застройку, определяемую «фасадными» домами в «внутренней» структурой хозяйственных построек и земельных участков. В соответствии с указанными рекомендациями администрацией г.Орска принято Постановление от 11.06.2021 -п «Об отказе в утверждении документации по планировке территории».Кроме того, в представленном истцом документации по планировке территории, разработанный ООО «ГеоСтар» указывается перечень и сведения о площади земельных участков и способы их формирования. Согласно данному перечню земельные участки увеличивают свою площадь. При этом, не представлены документы, являющиеся основанием для увеличения площади земельных участков. Просит в иске отказать.

Административный ответчик КУИ Администрации в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика, отказать в удовлетворении требований в связи с пропуском срока на обжалование. отказать

Представитель административного ответчика КАиГг.Орска в судебное заседание не явился, извещен о времени рассмотрения дела надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что специалистами КАиГ была проведена проверка документации по планировке территории квартала,ограниченного . В ходе проверки документации были выявлены замечания, в том числе по проектируемым красным линиям. Заявителю Юртаеву С.С. было направлено письмо от 25.02.2021 об устранении замечаний до рассмотрения документации по планировке территории на публичных слушаниях.Постановлением администрации г.Орска -п от 11.03.2021 назначены публичные слушаня по рассмотрению документации по планировке территории, ограниченной . В ходе публичных слушаний с 25.03.2021 по 27.04.2021 было выяснено, что замечания заявителем Юртаевым С.С. устранены не в полном объеме и по рассматриваемому проекту было предложено доработать замечания до окончания публичных слушаний, т.е. до 27.04.2021. В ходе собрания по публичным слушаниям 25.03.202 участники публичных слушаний отметили уникальность застройки Старого города г.Орска и было высказано предложение об установлении красных линий по фасадам зданий. На сегодняшний день согласно действующему опорному плану и проекту охраны памятников истории культуры, утвержденных распоряжением администрации г.Орска-р от 14.02.1994, решению Орского городского Совета депутатов от 20.02. 2020 рассматриваемая территория находятся в зоне охраны памятников строгого режима реконструкции, исторически ценной рядовой и исторически ценной фоновой застройки. В соответствии сГенеральным планом г.Орска, утвержденным решением Орского городского Совета депутатов от 04.02.2009 , действующим на момент подготовки документации по планировке территории, часть рассматриваемого квартала (более половина) располагается в зоне охраны объектов культурного наследия, что в представленном проекте учтено не было. Публичные слушания по рассматриваемому проекту были окончены 27.05.2021. Заявителем Юртаевым С.С. в КАиГ администрации г.Орска не было представлено исправленной по замечаниям документации по планировке территории либо письмо о несогласии с выставленными замечаниями. Таким образом, администрацией города Орска вынесено постановление -п от 11.06.2021 об отказе в утверждении документации по планировке территории. Отказ мотивирован тем, что рассматриваемый проект планировки не соответствует Генеральному плану, проектируемая ширина улиц в красных линиях не соответствует ширине, указанной в пояснительной записке, что нарушает действующие нормативы. 23.02.2022 посредством приемной официального сайта Администрации г.Орска поступило обращение Юртаева С.С. о востановлении срока на подачу возражений к протоколу от 17.05.2021.Обращение рассмотрено, дан ответ о невозможности корректировки красных линий квартала по , поскольку изменение исторических красных линий приведет к изменению решетчатой структуре застройки и как следствие, к нарушению требований установленных историко-архитектурным опорным планом и проектом зон отдыха памятников истории и культуры г.Орска, утвержденным распоряжением администрации г.Орска от 14.02.1994 -р.Также, Правилами землепользования и застройки установлено, что замечания и предложения лиц по публичным слушаниям принимаются в течение 2 дней после проведения публичных слушаний, тем самым по обращению с замечаниями и предложениями Юртаева С.С. истекли сроки. Кроме того, Юртаев С.С. знал об отказе в утверждении градостроительной документации по планировке территории квартала, об этом свидетельствует отметка о вручении 15.06.2021 копии постановления -п от 11.06.2021, однако в течение установленного законом трехмесячного срока обращения в суд не предпринял никаких действий по его обжалованию. Доказательства уважительных причин пропуска срока для обращения с исковым заявлением не представил. Считает срок на обращение в суд пропущенным по неуважительной причине, что является самостоятельным основанием для отказа в иске. Дополнительно пояснил, что в представленном истцом документации по планировке территории, разработанный ООО «ГеоСтар» указывается перечень и сведения о площади земельных участков и способы их формирования. Согласно данному перечню земельные участки увеличивают свою площадь. При этом, документы, являющиеся основанием для увеличения площади земельных участков не представлены. Просит в иске отказать.

Заинтересованное лицо Острашинская О.В. в с судебное заседание не явилась, извещена о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При этом, согласно правовой позиции, изложенной в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом, превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно п.26ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросамместного значения муниципального, городского округа отнесены утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдачаразрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков вграницах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимостиразмещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиямзаконодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса).

В соответствии со ст. 43 Градостроительного Кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.

Подготовка проекта межевания территории осуществляется в том числе для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

В проекте межевания территории, подготовленном применительно к территории исторического поселения, учитываются элементы планировочной структуры, обеспечение сохранности которых предусмотрено законодательством об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 8 статьи 45 Градостроительного кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса).

В силу ст. 46 Градостроительного Кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.

Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

Заинтересованные лица, указанные в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения или в орган местного самоуправления городского округа.

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В случае внесения изменений в указанные в части 5 настоящей статьи проект планировки территории и (или) проект межевания территории путем утверждения их отдельных частей общественные обсуждения или публичные слушания проводятся применительно к таким утверждаемым частям.

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.

Основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается.

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В силу ч.10 ст.45 Градостроительного Кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развитиясоциальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.

Как установлено судом, Постановлением администрации г.Орска от 06.11.2020 -п «О подготовке документации по планировке территории (проект межевания территории), ограниченной » на основании заявлений Юртаева С.С., Острашинской О.В. заказчикам разрешено подготовить документацию по планировке территории (проект межевания территории), ограниченной , разрабатываемой с целью изменения красных линий и установления границ земельных участков, предназначенных для эксплуатации индивидуальных жилых домов.

На основании указанного Постановления ООО «ГеоСтар» подготовлена документация по планировке территории (проект межевания территории) с целью изменения красных линий и установления границ земельных участков, предназначенных для эксплуатации индивидуальных жилых домов.

25.02.2021 КАиг Администрации г.Орска в адрес Юртаева С.С. направлено письмо о результатах проверки представленной документации, в ходе которой выявлено: в соответствии с п.2 представленной пояснительной записки проектируемая красная линия должна соответствовать эталоннойформе – прямоугольнику. Согласно представленному проекту красная линия имеет изгиб, который ведет к искривлению улицы. Красную линию необходимо привести в соответствие с эталонной формой; в соответствии с представленным проектом, инженерные сети будут располагаться в границах земельных участков индивидуальных жилых домов. В материалах проекта отсутствуют согласования с владельцами сетей на их прохождение в границах земельных участков, необходимо дополнить материалы проекта согласования владельцами сетей; в запросе на разработку документации по планировке территории были указаны планируемые изменения красных линий по улицам, а также ширина улиц в красных линиях не соответствует ширине, указанной в пояснительной записке заявления на разработку документации по планировке территории и подлежит приведению в соответствие с вышеуказанной пояснительной запиской; ширина в проектируемых красных линиях составляет от 13м. до 14м., что нарушает действующие нормативы; границы зон с особыми условиями использования территории ( лист 7 графической части) отражены не в полном объеме. Масштаб, указанный в угловом штампе листа 7 графической части представленного проекта не соответствует масштабу отраженной в нем информации. Рекомендовано устранить вышеуказанные замечания до рассмотрения документации по планировке территории.

Согласно Протоколу заседания публичных слушаний от 25.03.2021 на заседании по публичным слушаниям рассмотрена документация по планировке территории (проект межевания территории), ограниченной принято решение до окончания публичных слушаний (27.04.2021) доработать рассматриваемый проект по замечаниям КАиГ администрации г.Орска. После окончания публичных слушаний, направить главе города доработанную документацию для принятия решения.

Из заключения от 19.05.2021 о результатах публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (проект межевания территории), ограниченной следует, что публичные слушания проводились в период с 25.03.2021 по 27.04.2021, заседание по публичным слушаниям состоялось 25.03.2021. При рассмотрении представленной документации КАиГ Администрации г.Орска было подготовлено письмо от 25.02.2021 с замечаниями по рассматриваемому проекту. На заседании по публичным слушаниям были высказаны предложения об устранении замечаний до окончания публичных слушаний, об отказе в изменении красных линий, так как это приведет к нарушению существующей застройки. В срок проведения публичных слушаний, исправленную по замечаниям документацию по планировке территории, либо письмо о несогласии с выставленными замечаниями заявитель в КАиГ не представил. По результатам публичных слушаний КАиГ рекомендует отказать в утверждении документации по планировке территории.

11.06.2021 Постановлением Администрации г.Орска -п в утверждении документации по планировке территории (проект межевания территории), ограниченной , разработанной с целью изменения красных линий и установления границ земельных участков, предназначенных для эксплуатации индивидуальных жилых домов отказано.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что Администрацией Советского района г.Орска каких-либо действий по отказу в согласовании красных линий не совершалось, истцом данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались, в связи с чем требования о признании незаконными действий удовлетворению в данной части не подлежат.

Также судом установлено, что решение о подготовке документации по планировке территории (проекта межевания территории), подготовка заключения о соответствии проекта межевания требованиям закона, отказе в утверждении проекта межевания территории принято в пределах полномочий органа местного самоуправления с соблюдением порядка принятия решения, т. е. по результатам публичных слушаний с учетом высказанных на них мнений участников слушаний.

Оценивая законность принятых решений, суд исходит из следующего.

Как следует из письма от 25.02.2021 КАиг Администрации г.Орска о результатах проверки представленной документации, выявлены замечания по проектируемой красной линии, которая не соответствует эталонной форме – прямоугольнику, имеет изгиб, который ведет к искривлению улицы; инженерные сети располагаются в границах земельных участков индивидуальных жилых домов, но отсутствуют согласования с владельцами сетей на их прохождение в границах земельных участков; ширина улиц в красных линиях не соответствует ширине, указанной в пояснительной записке заявления на разработку документации по планировке территории; ширина в проектируемых красных линиях составляет от 13м. до 14м., что нарушает действующие нормативы; границы зон с особыми условиями использования территории ( лист 7 графической части) отражены не в полном объеме; масштаб, указанный в угловом штампе листа 7 графической части представленного проекта не соответствует масштабу отраженной в нем информации.

Представителем административного истца наличие указанных недостатков не оспаривалось. Доказательства их устранения суду не представлены.

Для проверки соответствия проекта межевания территории градостроительным регламентам, нормам и правилам, правилам землепользования и застройки муниципального образования городского округа г.Орск судом назначалась судебная землеустроительная экспертиза документации, производство которой поручалось эксперту ООО «Архикада+» Саурмбековой Т.П.

Согласно заключению эксперта от 17.08.2022 проект межевания территории, ограниченной с целью изменения красных линий и установления границ земельных участков, предоставленных для эксплуатации индивидуальных жилых домов разработан на основании постановления администрации г.Орска -п от 06.11.2020 и технического задания, подготовленного Комитетом архитектуры и градостроительства от 09.11.2020; согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования городского округа г.Орск, ограничений по данной территории, находящейся в зонеЖ.1 и в частности изменений красных линий нет; уменьшение ширины в районе до 13 м. допускается согласно СНиП 42.13330.2011 и СНиП 2.0502-85; земельные участки, сформированные площадью меньшей чем утверждено правилами землепользования и застройки МО городской округ г.Орск имеют право быть, так как они внесены в ЕГРН как ранее учтенные с меньшей площадью и принадлежат гражданам на праве собственности; проект межевания территории соответствует градостроительным регламентам, нормам и правилам, правилам землепользования и застройки.

Оценивая данное заключение, суд не соглашается с доводами эксперта о соответствии требованиям закона проекта межевания в части уменьшения ширины улицы в районе до 13 м., поскольку вывод экспертом сделан в соответствии со СНиП 42.13330.2011 и СНиП 2.0502-85, утратившими силу с 01.08.2020 согласно Постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 и Приказом Минстроя России от 09.02.2021 \пр от 09.02.2021 соответственно.

Согласно п.11.5 свода правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 \пр) ширина улиц и дорог в красных линиях принимается для улиц и дорог местного значения – 15-30 метров, что свидетельствует о несоответствии подготовленного проекта требованиям градостроительного законодательства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о несоответствии проекта межевания территории в данной части требованиям закона.

Доказательства устранения нарушений закона проекта межевания территории в данной части ответчику и суду представлено не было.

Как следует из материалов дела, генеральным планом г.Орска от 05.08.1947 г. установлено, что красные линии проходят по фасадам зданий. Согласно результатам публичных слушаний, изменение исторических красных линий приведет к нарушению требований установленных историко – архитектурным опорным планом и проектом зон отдыха памятников истории и культуры г.Орска, утвержденным распоряжением администрации г.Орска от 14.02.1994г.-р.

Доказательства устранения иных замечаний по проекту суду не представлено.

Как следует из пояснений сторон, 23.02.2022 посредством приемной официального сайта администрации г.Орска поступило обращение Юртаева С.С. о восстановлении срока на подачу возражения к протоколу от 1705.2021. Обращение рассмотрено, Юртаеву С.С. отказано в корректировке красных линий квартала по , поскольку изменение исторически красных линий приведет к изменению решетчатой структуре застройки и как следствие, к нарушению требований установленных историко- архитектурным опорным планом и проектом зон отдыха памятников истории и культуры г.Орска, утвержденным распоряжением администрации г.Орска от 14.02.1994 -р., а также в связи нарушением срока подачи замечаний и предложений лиц по публичным слушаниям.

Согласно п.2.9.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение документации по планировке территории в случаях,, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ», утв. Постановлением администрации г.Орска от 25.03.2021 -п основанием для отказа в предоставлении услуги являются несоответствие проекта планировки территории Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки муниципального образования, отсутствие документов территориального планирования; несоответствие представленной документации по планировке территории требованиям технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов и границам территориальных зон; несоответствие проекта планировки территории градостроительным регламентам с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно п.4 ст. 30»Правил землепользования и застройки МО г.Орска» замечания и предложения лиц по публичным слушаниям принимаются в течении 2 дней после проведения публичных слушаний.

Заявитель Юртаев С.С. знал об отказе в утверждении документации по планировке территории квартала, что подтверждается отметкой о вручении Юртаеву С.С. 15.06.2021 копии постановления -п от 11.06.2021.

При таких обстоятельствах оснований для признания действий незаконными в данной части не имеется.

Возражая против исковых требований, ответчиками заявлено ходатайство о пропуске административным истцом трехмесячного срока на обжалование действий.

Согласно ст. 219 КАС РФесли настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Истцом обжалуются заключение от 19.05.2021г. КАиГ администрации г. Орска, постановление администрации г. Орска от 11.06.2021г. -п. Принимая во внимание, что истцу стало известно о принятом решении 155.06.2021, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока на обжалование действий ответчиков.

Уважительных причин пропуска срока на обжалование действий судом не установлено. Обращение в Инспекцию государственной охраны объектов культурного наследия не может свидетельствовать об уважительной причине пропуска срока.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Юртаева С.С. к Администрации Советского района г.Орска, Администрации г.Орска, КАиГ администрации г. Орска, КУИ Администрации г. Орска о признании действий администрации Советского района г. Орска об отказе по согласованию красных линий незаконными, признании заключения от 19.05.2021 КАиГ администрации г. Орска незаконным, признании постановления администрации г. Орска от 11.06.2021 незаконным, утверждении проекта межевания территории квартала, отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Советского района города Орска в течение месяца, со дня изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 13.09.2022.

Судья: Т.М. Кучерявенко