ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7656/2022 от 02.09.2022 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-7656/2022

УИД 35RS0010-01-2022-010695-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда

«25» августа 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2022 года.

Мотивированное решение составлено 02 сентября 2022 года.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Бондаренко Е.В.,

при секретаре Шепель М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СеверНефтьСнаб» к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Вологде об оспаривании отказа в приеме документов,

установил:

12 июля 2022 года представитель общества с ограниченной ответственностью «СеверНефтьСнаб» (далее – ООО «СНС») Уляновская С.Н. через ЕПГУ обратилась в РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде с заявлением о предоставлении государственной услуги по проведению регистрационных действий для внесения изменения в регистрационные данные транспортного средства – полуприцепа-цистерны «BONUM» 914210, идентификационный номер , 2021 года выпуска, в связи со сменой владельца.

14 июля 2022 года госинспектором РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде Сивковой Н.А. было отказано в приеме заявления и документов на основании пункта 32 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 года № 950 (далее – Административный регламент) со ссылкой на то, что при предоставлении государственной услуги не принимаются документы, не соответствующие требованиям пункта 28 Административного регламента, а именно: не представлен правоустанавливающий документ при выходе из лизинга.

Не согласившись с вынесенным отказом, ООО «СНС» обратилось в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по г. Вологде, с учетом уточнения административных исковых требований просит признать незаконным отказ РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде в приеме заявления и документов для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства – полуприцепа-цистерны «BONUM» 914210, идентификационный номер , 2021 года выпуска, в связи со сменой владельца от 14 июля 2022 года; возложить на РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде обязанность повторно рассмотреть заявление ООО «СНС» от 12 июля 2022 года о проведении регистрационных действий.

В обоснование заявленных требований указало, что полагает оспариваемый отказ незаконным, нарушающим права административного истца. 22 апреля 2021 года между ООО «Газпромбанк Автолизинг» и ООО «СНС» был заключен договор финансовой аренды (лизинга) № ДЛ-42608-21 в отношении транспортного средства – полуприцепа-цистерны «BONUM» 914210, идентификационный номер , 2021 года выпуска. ООО «СНС» в соответствии с графиком лизинговых платежей в полном объеме оплатило сумму лизинговых платежей и выкупную стоимость предмета лизинга, право собственности на предмет лизинга перешло от лизингодателя к лизингополучателю автоматически после оплаты последнего лизингового платежа. В РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде копии договора лизинга и платежных поручений были представлены. Оснований для отказа в приеме документов не имелось.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «СНС» по доверенности Новикова А.А. административные исковые требования поддержала.

В судебном заседании представитель административного ответчика УМВД России по г. Вологде по доверенности Лялько А.Н. административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым оспариваемый отказ является законным, поскольку административным истцом при подаче заявления о проведении регистрационных действий не был представлен договор, подтверждающий выкуп транспортного средства, что предусмотрено пунктом 1.1 договора лизинга.

В судебное заседание заинтересованное лицо государственный инспектор РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде Сивкова Н.А. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ООО «Газпромбанк Автолизинг» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представили письменные пояснения, в которых просят в удовлетворении административных исковых требований отказать, ссылаясь на наличие у ООО «СНС» перед ООО «Газпромбанк Автолизинг» задолженности по оплате пеней по договору лизинга, в связи с чем право собственности на предмет лизинга не было передано лизингополучателю.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В данном случае такая совокупность условий усматривается.

Приказом МВД РФ от 21 декабря 2019 года № 950 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), связанных с предоставлением государственной услуги, а также порядок взаимодействия подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены функции по предоставлению государственной услуги, с федеральными органами исполнительной власти при предоставлении государственной услуги.

В пункте 22 Административного регламента указано, что срок предоставления государственной услуги не должен превышать одного часа. Срок предоставления государственной услуги исчисляется с момента приема к рассмотрению у заявителя документов, необходимых для предоставления государственной услуги, независимо от способа подачи заявления.

В силу пункта 61 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

- прием заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги,

- проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах,

- осмотр транспортного средства,

- принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий,

- принятие решения о возможности нанесения дополнительной маркировки,

- оформление и подписание документов, подлежащих выдаче заявителю, присвоение государственных регистрационных номеров,

- внесение информации в автоматизированные информационные системы,

- выдача документов и государственных регистрационных знаков,

- оформление и выдача выписки из государственного реестра транспортных средств.

Таким образом, прием заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий являются самостоятельными административными процедурами.

Согласно пункту 27 Административного регламента для получения государственной услуги заявители представляют документы, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно: заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий; документ, удостоверяющий личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства, а в случае обращения представителя владельца транспортного средства - также документ, удостоверяющий личность представителя владельца транспортного средства, и документ, подтверждающий его полномочия; документы, идентифицирующие транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных; документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета.

В силу пункта 32 Административного регламента единственным основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является невыполнение требований пункта 28 Административного регламента, согласно которому текст документов должен быть написан разборчиво; фамилии, имена и отчества (при наличии) физических лиц должны быть написаны полностью, а наименования (фирменные наименования) юридических лиц - без сокращений; документы, представляемые для регистрации транспортных средств, составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык и иметь удостоверительные надписи нотариуса либо другого должностного лица, имеющего право совершать такие нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации, о верности перевода; для регистрации транспортных средств принимаются документы, составленные за пределами Российской Федерации, при условии их легализации консульскими должностными лицами или выданные официальными органами других государств путем проставления на документах апостиля в порядке, установленном Конвенцией, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов, либо эти документы должны быть скреплены гербовой печатью в соответствии с требованиями Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, если иное не предусмотрено другими международными договорами Российской Федерации; копии представляемых для регистрации транспортных средств документов не могут служить заменой подлинников.

Из материалов дела следует, что 12 июля 2022 года представитель ООО «СНС» Уляновская С.Н. через ЕПГУ обратилась в РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде с заявлением о предоставлении государственной услуги по проведению регистрационных действий для внесения изменения в регистрационные данные транспортного средства – полуприцепа-цистерны «BONUM» 914210, идентификационный номер , 2021 года выпуска, в связи со сменой владельца.

14 июля 2022 года госинспектором РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде Сивковой Н.А. в решении, поименованном как отказ в проведении регистрационного действия, было отказано в приеме заявления и документов на основании пункта 32 Административного регламента со ссылкой на то, что при предоставлении государственной услуги не принимаются документы, не соответствующие требованиям пункта 28 Административного регламента, а именно: не представлен правоустанавливающий документ при выходе из лизинга.

При этом госинспектором РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде Сивковой Н.А. не учтено, что прием заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий являются самостоятельными административными процедурами. В силу приведенных выше положений Административного регламента отказу в совершении регистрационных действий предшествуют иные административные процедуры, а именно: прием заявления и документов, проверка полноты и достоверности сведении, указанных в заявлении и прилагаемых документах, осмотр транспортного средства.

Административный ответчик не оспаривает, что административному истцу было отказано в приеме заявления и документов к рассмотрению по проведению регистрационных действий в отношении транспортного средства. Однако оснований к отказу, предусмотренных пунктами 32 и 28 Административного регламента, административным ответчиком не приведено. Непредоставление правоустанавливающего документа при выходе из лизинга не является основанием для отказа в приеме заявления и документов. Наличие/ отсутствие данного документа является предметом проверки на последующей стадии - при осуществлении административной процедуры принятия решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий.

Соответствующая правовая позиция отражена и в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 20 октября 2020 года .

На основании изложенного отказ должностного лица в приеме заявления и документов не может быть признан законным, административные исковые требования подлежат удовлетворению с возложением на РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде в целях восстановления нарушенных прав административного истца обязанности повторно рассмотреть вопрос о приеме у ООО «СНС» заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги по проведению регистрационных действий для внесения изменения в регистрационные данные транспортного средства – полуприцепа-цистерны «BONUM» 914210, идентификационный номер , 2021 года выпуска, в связи со сменой владельца.

Руководствуясь статьями 175-180, 227-228, 295-298 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «СеверНефтьСнаб» к УМВД России по г. Вологде об оспаривании отказа в приеме документов удовлетворить.

Признать незаконным решение госинспектора РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде Сивковой Н.А. от 14 июля 2022 года об отказе в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги по проведению регистрационных действий для внесения изменения в регистрационные данные транспортного средства – полуприцепа-цистерны «BONUM» 914210, идентификационный номер , 2021 года выпуска, в связи со сменой владельца.

Возложить на РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде обязанность повторно рассмотреть вопрос о приеме у общества с ограниченной ответственностью «СеверНефтьСнаб» заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги по проведению регистрационных действий для внесения изменения в регистрационные данные транспортного средства – полуприцепа-цистерны «BONUM» 914210, идентификационный номер , 2021 года выпуска, в связи со сменой владельца.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Бондаренко