ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7664/2021 от 08.10.2021 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-013156-56 дело № 2а-7664/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

при секретаре Малоземовой О.А.,

с участием представителя УФСИН России по Республике Коми Алябушевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 08 октября 2021 года гражданское дело по иску Алексейчука Ивана Владимировича к УФСИН России по Республике Коми, начальнику УФСИН по Республике Коми Коновалову Д.Н. о признании незаконным решения по ограничению переписки осужденных, находящихся в строгих условиях содержания,

установил:

Алексейчук Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным решения административного ответчика, ограничивающего ведение осужденными, находящимися в строгих условиях содержания, переписки посредством электронной почты, указывая в его обоснование, что такое ограничение противоречит установленным требованиям, положениям статьи 8 Конвенции по правам человека и свобод, ставит его в неравное положение с иными лицами, отбывающими наказание. Ссылаясь на положения статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, пункт 54 Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях, настаивает на том, что предоставление электронной переписки должно быть доступно каждому заключенному без ограничения по какому - либо признаку.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник Управления ФСИН России по Республике Коми Коновалов Д.Н.

Истец, будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела, личного участия в судебном заседании не принимал, соответствующего ходатайства об обеспечении его участия посредством видеоконференц-связи не заявлял. При направлении административного искового заявления ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласилась, настаивая на том, что предоставление электронной переписки является мерой поощрения, и обязанности предоставления ее осужденным в безусловном порядке не имеется. Соответствующее решение принято уполномоченным лицом в рамках предоставленных полномочий. В части доводов, касающихся прав истца, указала, что в результате установленного ограничения истец не ограничен в правах, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством по осуществлению переписки, гарантированных ему статьей 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ и установленные по результатам их оценки обстоятельства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Алексейчук И.В., осужденный приговором Темрюкского районного суда Краснодарского края от 20.10.2017, отбывает наказание в ИК – 24 УФСИН России по Республике Коми.

ФКУ ИК – 24 УФСИН России по Республике Коми является колонией особого режима, в которой функционируют облегченные, обычные и строгие условия содержания.

Начиная с 17.06.2019 Алексейчук И.В. переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания. С 19.05.2020 поставлен на профилактический учет как склонный к совершению преступлений с использованием технических средств связи.

Согласно установленным обстоятельствам до 01.05.2021 осужденным в исправительном учреждении предоставлялась возможность осуществления переписки посредством отправления электронных писем. С 01.05.2021 возможность пользоваться данной услугой осужденным, в частности, истцу как лицу, содержащемуся в строгих условиях отбывания наказания, приостановлена.

Указанные обстоятельства явились поводом обращения истца в суд с настоящим иском.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (статья 45) а также судебную защиту его прав и свобод, закрепляя право обжаловать решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в судебном порядке (статья 46).

В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с положениями статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя их требований пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу требований названных нормативных предписаний для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года, целью которой является обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, гуманизация условий отбывания наказания и мер пресечения; исправление осужденных, предполагающее обеспечение исполнения наказания в условиях, не унижающих человеческого достоинства, соответствующих законодательству Российской Федерации и международным стандартам, совершенствование воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, направленное на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития.

До утверждения названной Концепции Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р ранее была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2020 года.

Указанием врио начальника УФСИН по Республике Коми от 28.01.2018 № исх-15-3619 во исполнение реализации положений Концепции до 2020 года в целях стимулирования правопослушного поведения осужденных было поручено обеспечить в учреждениях УФСИН по Республике Коми предоставление осужденным услуги «электронное письмо» с оговоркой предоставления такой услуги осужденным, содержащимся в обычных и облегченных условиях отбывания наказания исправительных колоний общего, строгого и особого видов режима, и в колониях-поселениях.

В связи с установлением случаев предоставления услуги «электронное письмо» осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания, 26.04.2021 начальником УФСИН по Республике Коми № исх-12/ТО/15-9620 в адрес начальников исправительных учреждений УФСИН по Республике Коми направлено указание о прекращении с 01.05.2021 практики предоставления осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях отбывания наказания, услуги «электронное письмо» с обязательным разъяснением осужденным порядка предоставления данной услуги, с рекомендациями изменения поведения в лучшую сторону, для возможности перевода из строгих условий в обычные условия отбывания наказания, где появится возможность в полном объеме пользоваться телекоммуникационными услугами.

В соответствии с Положением об УФСИН России по Республике Коми, утвержденном приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, УФСИН России по Республике Коми является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей.

Одной из основных задач Управления являются организация исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержания под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых.

Начальник Управления вправе издавать в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, организует проверку их исполнения.

Концепция, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р, имея своей целью совершенствование уголовно-исполнительной политики в целях ее гуманизации, в целях повышения эффективности управления уголовно-исполнительной системой предусматривала предоставление осужденным и лицам, содержащимся под стражей, технической возможности использования широкого спектра телекоммуникационных услуг, в том числе средств видео-конференц-связи, электронной почты и пр., устанавливала возможность расширения способов поддержания социальных связей, в том числе посредством использования теле – и радиоприемников, иных электронных устройств, а также исходя из возможностей учреждений уголовно-исполнительной системы посредством использования информационно-телекоммуникационной сети «интернет» и телефонной связи (с ограничениями в отношении злостных нарушителей порядка отбывания наказания) в условиях контроля, осуществляемого учреждениями уголовно-исполнительной системы в рамках законодательства Российской Федерации.

Имея аналогичные указанным цели, действующая в настоящее время Концепция, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р, на период до 2030 года, в целях обеспечения порядка и условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также повышения уровня их материально-бытового обеспечения предполагает принятие дополнительных мер, предусматривающих реализацию права подозреваемых, обвиняемых и осужденных на отправление и получение электронных писем, а также электронное обращение к уполномоченным по правам человека.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ является документом планирования, определяющим цели и приоритетные направления ее развития на указанный период в соответствии с законодательством РФ, а также с учетом международных норм и стандартов.

Учитывая, что целью принятых и утвержденных Концепций является, в том числе, исправление осужденных, предполагающее обеспечение наказания в условиях, не унижающих человеческого достоинства, соответствующих законодательству РФ и международным стандартам, совершение воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, направленное на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, наряду с этим, в соответствии с положениями действующего законодательства предоставление электронной переписки посредством направлений электронных писем, именно таким способом, законодательно не регламентировано и не установлено, исходя из полномочий начальника Управления как уполномоченного лица принятого оспариваемое решение, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Статья 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которой состоит в том, что на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении принадлежащих ему прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (статья 43 Уголовного кодекса РФ).

Руководствуясь изложенным, суд учитывает, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В статье 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Данные письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения (часть 1).

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с генеральной прокуратурой РФ (часть 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 54 Правил внутреннего распорядка, утвержденных Приказом Минюста РФ от 16.12.2016 № 295, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения из количества. С этой целью в каждом изолированном участке ИУ вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ корреспонденция изымается для отправления. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.

Письма отпускаются в почтовые ящики или передаются администрации исправительного учреждения в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре (пункт 55).

Отправление почтовых карточек, телеграмм производится путем заполнения осужденными бланков установленной формы, получаемых у администрации исправительного учреждения (пункт 56).

Пунктом 17 Правил внутреннего распорядка определено, что осужденным запрещается нарушать порядок переписки, установленный Правилами и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Оценивая правомерность ограничения административному истцу предоставления услуги «электронное письмо» в рамках реализации им предусмотренного статьей 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ права на переписку, нарушения установленных требований закона суд не усматривает, руководствуясь тем, что нарушения прав осужденного в изложенной части не допущено.

В силу установленного порядка ограничение на получение и отправление электронных писем осужденными, содержащимися в строгих условиях отбывания наказания, принято в целях стимулирования их правопослушного поведения, носит временный характер и направлено на обеспечение их стремления к переводу из строгих условий наказания в обычные условия, где в качестве поощрительной меры осужденным предоставляется возможность пользоваться в полном объеме телекоммуникационными услугами, имеющимися в учреждении, что согласуется с целями и задачами уголовно-исполнительного законодательства, одним из принципов которого выступает исправление осужденных.

Суду не представлено доказательств ограничения прав истца, гарантированных ему статьей 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, учитывая, что в силу установленного порядка предоставление услуги «электронных писем» не является безусловным, названная услуга по сути является мерой стимулирующего характера с целью исправления осужденных, с учетом их поведения при отбытии наказания.

Гарантируя лицам, отбывающим наказание в пенитенциарных учреждениях, право на осуществление переписки, закон, закрепляя возможность направления ими писем, почтовых карточек и телеграмм, возможность реализации данного права путем отправления электронных писем прямо не устанавливает. Порядок получения и отправления электронных писем осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, уголовно-исполнительным законодательством и организационно-распорядительными документами Минюста России и ФСИН России не регламентирован. Соответствующих норм, обязывающих исправительное учреждение обеспечивать ведение осужденными электронной переписки, действующее законодательство не содержит. Указанные вопросы находятся в компетенции ФСИН России и ее территориальных органов.

Такая возможность предоставлена осужденным, исходя из условий ее предоставления, как мера воспитательного воздействия, с тем, чтобы способствовать их исправлению.

Истец ограничен в пользовании услугой отправки электронных писем как лицо отбывающее наказание в строгих условиях отбывания наказания. Согласно пункту 3 статьи 124 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия содержания, которые характеризуются повышенной степенью ограничений.

Принимая решение по делу, суд учитывает и исходит из того, что право истца на осуществление переписки путем направления писем, почтовых карточек и телеграмм, что прямо регламентировано в статье 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, при отбытии им наказания не ограничено, доказательств обратного суду не представлено и судом не установлено.

Вопреки доводам истца о нарушении его прав и законных интересов в результате прекращения переписки, таких нарушений не установлено.

Ограничение на отправление и получение электронных писем осужденными, содержащимися в строгих условиях отбывания наказания, вопреки утверждениям административного истца не может свидетельствовать о дискриминационном характере данного ограничения, поскольку на законодательном уровне, о чем указано выше, порядок получения и отправления электронных писем не регламентирован, не является обязательным и не носит безусловный характер. Предоставление указанной услуги является мерой поощрения.

Статья 8 Конвенции по правам человека и основных свобод предусматривает, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Вопреки доводам административного искового заявления, истец не ограничен в контактах с внешним миром, реализация гарантированных прав как уже неоднократно указывалось выше обеспечена истцу в рамках предоставления в порядке статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осуществления переписки, отправлении почтовых карточек и телеграмм. Право истца на получение информации в контексте заявленных требований также не ограничено.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 09.06.2005 № 248-0, статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих актах, применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осужденных различен и дифференцируется в зависимости в первую очередь от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также в зависимости от поведения осужденного в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (определения от 20.03.2008 №162-О-О и от 23.03.2010 №369-О-О). Установленный нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ специальный порядок ведения переписки осужденными к лишению свободы является неотъемлемой частью данного комплекса ограничений.

В этой связи, при совокупности фактических обстоятельств и требований законодательства, на основании изложенных выводов суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, учитывая, что в соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства РФ необходимая совокупность для такого удовлетворения по причине отсутствия нарушений прав истца не установлена.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Алексейчука Ивана Владимировича к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, начальнику УФСИН России по Республике Коми Коновалову Д.Н. о признании незаконным решения, выраженного в письме начальника УФСИН России по Республике Коми от 26.04.2021 № 12/ТО/15-9620, ограничивающего ведение осужденными, содержащимися в строгих условиях отбывания наказания переписки путем отправления «электронных писем», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий Л.А. Печинина

<данные изъяты>