ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7668/2022 от 08.09.2022 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2022-013059-38

Дело № 2а-7668/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 08 сентября 2022 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре И.И. Волковой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Винокуровой Юлии Василеьвны к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

у с т а н о в и л :

Винокурова Ю.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указывая на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ___ с видом разрешенного использования под жилой дом, однако в выдаче уведомления о соответствии планируемого строительства параметрам и допустимости размещения ей отказано ввиду нахождения данного земельного участка в зоне затопления. Между тем ею в орган местного самоуправления были представлены доказательства об обеспечении инженерной защиты земельного участка и жилого дома. Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, просила признать незаконным отказ административного ответчика в согласовании строительства объекта капитального строительства на вышеуказанном земельном участке, обязать административного ответчика устранить нарушение прав путем направления ей уведомления о соответствии.

В судебное заседание административный истец Винокурова Ю.В. не явилась, извещена, направила своего представителя Портнягину А.П., которая требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.

Представитель административных соответчиков Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска Прокопьев А.А. в судебном заседании с административным иском не согласился, ссылаясь на законность действий органа местного самоуправления. Пояснил, что земельный участок административного истца расположен в зоне затопления, что препятствует выдаче положительного уведомления.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

14 июля 2022 г. административный истец направил в Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска уведомление, зарегистрированное 15 июля 2022 г. с входящим № 7863-ДГиТИ о планируемом строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ___

20 июля 2022 г. Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска направил административному истцу уведомление № 2893 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Основанием указано подпадание данного земельного участка в зону затопления.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 62 КАС РФ устанавливает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 11 августа 2022 г., оспариваемый отказ датирован 20 июля 2022 г., следовательно, установленный срок обращения в суд не пропущен.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ___ с видом разрешенного использования под жилой дом.

Согласно ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также – уведомление о планируемом строительстве).

В соответствии с ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Пунктом 24.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги Окружной администрацией города Якутска «Прием уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома», утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 26.11.2018 № 307п, предусмотрено, что в рамках предоставления муниципальной услуги осуществляются следующие административные процедуры: 1) проверка документов и регистрация заявления; 2) формирование и направление межведомственных запросов о предоставлении документов (информации), необходимых для предоставления муниципальной услуги; 3) рассмотрение документов и сведений (проверка соответствия документов и сведений установленным критериям для принятия решения); 4) принятие решения о предоставлении услуги (формирование решения); выдача (направление) результата по услуге, в том числе направление результата в виде электронного документа заявителю в профиль ЕСИА, выдача экземпляра электронного документа, распечатанного на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью ГАУ МФЦ Республики Саха (Якутия).

Как установлено из материалов дела административный ответчик при рассмотрении уведомления административного истца совершил все необходимые действия, возложенные на него ГрК РФ и названным Административным регламентом.

В соответствии с ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в ч. 9 данной статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Кроме того, в силу ч. 11 данной статьи в уведомлении о несоответствии должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены действующими нормативными правовыми актами.

Частью 7 данной статьи предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство … орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства … предельным параметрам разрешенного строительства … и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства …; 2) направляет застройщику … уведомление о соответствии … либо о несоответствии ….

Согласно п. 14.5 вышеуказанного Административного регламента основаниями для принятия решения о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке являются:

1) указанные в уведомлении параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 статьи 51.1 ГрК РФ, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) от 01 сентября 2022 г. № 07-077380 земельный участок с кадастровым номером ___ находится в территориальной зоне «Ж-2А»: зоне для индивидуального жилищного строительства, ограничения по линиям градостроительного регулирования (красные линии) отсутствуют, решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды и о развитии застроенных территорий не приняты, согласно проекту планировки территории относится к объектам индивидуальной жилой застройки, проекту межевания территории соответствует. При этом обозначены зоны экологического ограничения, в том числе водоохранная зона.

В вышеуказанной выписке из Единого государственного реестра недвижимости имеются сведения о нахождении земельного участка в зоне затопления, подтопления и приаэродромной территории (третья подзона аэродрома «Якутск», шестая подзона аэродрома «Маган»).

В соответствии с п. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным кодексом, федеральными законами. Пунктом 2 данной статьи установлено, что могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в пп. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с данным кодексом.

При этом ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

В силу п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Пункт 7 данной статьи предусматривает, что ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Согласно п. 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 «О зонах затопления, подтопления» зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с данным кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод. Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 6 данной статьи в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Как установлено судом земельный участок административного истца, на котором им планируется строительство индивидуального жилого дома, полностью находится в зоне затопления, которая установлена в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, и зарегистрирована в Едином государственном реестре недвижимости до обращения административного истца в орган местного самоуправления.

Вместе тем судом также установлено, что испрашиваемый земельный участок уже на момент подачи административным истцом заявления в орган местного самоуправления был обеспечен инженерной защитой.

Так, согласно письму Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2021 г. №; 18/04-01-26-12657 в адрес Винокуровой Ю.В. земельный участок с кадастровым номером 14635:108001:130 согласно исполнительной съемке с отметкой 94,80 мБС (наименьшая точка участка) не входит в зону затопления, так как по результатам инженерных изысканий и обследований выявлено, что мкр. Марха частично затапливается от вод р. Маганка при половодьях 1% обеспеченности с максимальным уровнем воды 94,49 мБС.

Из объяснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что административным истцом испрашиваемый земельный участок был отсыпан (его поверхность искусственно повышена) и находиться на уровне выше уровня затопления.

В соответствии с ч. 4 ст. 67.1 ВК РФ инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами – правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита.

Таким образом, поскольку административный истец предоставил вышеназванные доказательства нахождения земельного участка в настоящее время вне зон затопления, подтопления в орган местного самоуправления при подаче уведомления о планируемом строительстве, данное основание отказа в выдаче ей положительного уведомления не может быть признано законным и обоснованным.

Относительно нахождения в приаэродромной территории в оспариваемом отказе доводов не указано, тем не менее, учитывая содержание в Едином государственном реестре недвижимости указанных сведений, суд считает возможным рассмотреть данное ограничение прав на земельный участок.

Пунктом 8 ст. 105 ЗК РФ определено, что приаэродромная территория относится к зоне с особыми условиями использования территорий.

Согласно ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (часть 1).

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий (часть 2).

Положение о приаэродромной территории утверждается Правительством Российской Федерации (часть 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.

Согласно указанных Правил на приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:

а) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

б) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;

в) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный федеральный орган) при установлении соответствующей приаэродромной территории;

г) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;

д) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, определенные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;

е) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;

ж) седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового и электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» Саха (Якутского) межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее – Росавиации) проводит согласование архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, размещения радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном ВК РФ.

Приказом Росавиации от 27.04.2020 № 432-П установлена приаэродромная территория аэродрома Якутск, которая внесена в Единый государственный реестр недвижимости.

Приказом Саха (Якутского) межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации от 29.01.2021 № 16-П установлена приаэродромная территория аэродрома Маган совместного базирования филиала «Аэропорт Маган» федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» и внесена в Единый государственный реестр недвижимости.

Печатные материалы, схемы и допустимость расположения жилых объектов строительства в зонах приаэродромных территорий аэродрома Якутск акционерного общества «Аэропорт Якутск» и аэродрома Маган филиала федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» размещены в соответствующем разделе на официальном сайте «Федеральное агентство воздушного транспорта».

Из материалов дела установлено, что спрашиваемый земельный участок с кадастровым номером ___ находится в пределах третьей и шестой подзон приаэродромной территории аэродрома Якутск акционерного общества «Аэропорт Якутск» и шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома Маган федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера».

Согласно п. 1.1 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ в случае, если до 01 июля 2021 г. приаэродромная территория установлена с выделением с первой по седьмую подзон приаэродромной территории или с выделением с первой по шестую подзон приаэродромной территории, такая приаэродромная территория признается установленной.

Согласно пп. 1 п. 7 ст. 4 данного федерального закона в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу данного закона до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном ВК РФ (в редакции данного закон), ограничения использования земельных участков и (или) распложенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу данного федерального закона, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах указанных в ч. 1 данной статьи приаэродромных территорий или указанных в ч. 2 данной статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, зон санитарных разрывов аэродромов, не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу данного закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

В силу п. 12 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном ВК РФ, получение предусмотренного ч. 3 данной статьи согласования, а также предусмотренного ч. ч. 9 и 10 данной статьи санитарно-эпидемиологического заключения не требуется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд. После установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном ВК РФ, использование земельных участков, указанных в данной части, и созданных на них объектов недвижимости, строительство новых объектов недвижимости осуществляется в соответствии с ограничениями, установленными в границах таких территорий, с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела следует, что право собственности на испрашиваемый земельный участок у административного истца возникло в 2019 г., то есть ранее установления приаэродромной территории аэродрома Якутск (в 2020 г.) и аэродрома Маган (в 2021 г.), а также до установления вышеуказанных подзон. Следовательно, вышеприведенные ограничения не распространяются на данный земельный участок.

Доказательства, свидетельствующие о том, что испрашиваемый земельный участок отнесен к первой или второй подзоне приаэродромной территории, суду не предоставлены.

Доказательств наличия какие-либо иных ограничений, обременений, санитарно-защитных или охранных зон в отношении этого земельного участка административными ответчиками не представлено. Доказательств того, что спорный земельный участок изъят из оборота, ограничен в обороте и в отношении земельного участка принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, также не имеется.

Иных препятствий к выдаче положительного заключения в судебном заседании не установлено.

При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает действия органа местного самоуправления незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы административного истца. Нарушенные права административного истца подлежат восстановлению путем возложения на Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска обязанности в установленные действующими нормативными правовым актами порядке и сроки повторно рассмотреть уведомление административного истца о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам размещения объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке – с учетом выводов суда, так как данные действия входят в исключительные полномочия органа местного самоуправления.

Следовательно, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Винокуровой Юлии Васильевны к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и возложении обязанности устранить допущенное нарушение – удовлетворить частично.

Признать незаконным уведомление Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска от 20 июля 2022 г. № 2893 о несоответствии указанных Винокуровой Юлией Васильевной в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ___, расположенном по адресу: ___

Обязать Окружную администрацию города Якутска в лице Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки уведомления Манзя Андрея Васильевича от 21 октября 2021 г. № 9683-ДГ о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ___, расположенном по адресу: ___

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: п/п М.А. Кузьмина

Копия верна.

Судья: М.А. Кузьмина

Секретарь: И.И. Волкова

Решение изготовлено в окончательной форме 16 сентября 2022 г.