ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7670/2022 от 15.08.2022 Красногорского городского суда (Московская область)

50RS0021-01-2022-007017-61 Дело № 2а-7670/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2022 года город Красногорск, Московская область

Красногорский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Белоусовой М. А.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика по доверенности ФИО4, представителя административного ответчика по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Администрации г. о. Красногорск, Управлению образования администрации г. о. Красногорск МО о признании незаконным бездействия в решении вопроса устройства несовершеннолетнего ребенка в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания, обязании реализовать право несовершеннолетнего ребенка на бесплатное дошкольное образование, путем создания и предоставления места в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении,

установил:

Административный истец ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанными требованиями к Администрации г. о. Красногорск, Управлению образования администрации г. о. Красногорск МО.

В обоснование своих требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление образования администрации г.о. Красногорск с заявлением о постановке на учет для получения места в дошкольном образовательном учреждении своей несовершеннолетнего сына ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В качестве приоритетных ею выбраны дошкольные учреждения МБДОУ детский сад , МБДОУ детский сад , МБДОУ детский сад .

21.03.2022г. истец обратилась с заявлением о предоставлении места в выбранном ДОУ с сентября 2022 года.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением дан ответ об отказе в предоставлении места в выбранных ДОУ без указания законных причин, а также сообщено, что вопрос о предоставлении места будет рассматриваться с соблюдением очередности при освобождении мест, при этом распределение производит электронная система.

После неоднократных обращений истцу были предложены альтернативные варианты, которые находятся в значительном отдалении от места их проживания, в связи с чем их посещение не возможно.

Административный истец полагает, что административный ответчик не исполнил своих обязанностей и не принял мер по обеспечению ее несовершеннолетнего ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении, несмотря на то, что сын достиг требуемого возраста, был поставлен в очередь на предоставление места по письменному обращению.

На основании изложенного, уточнив требования в порядке ст. 46 КАС РФ, административный истец просил признать незаконным и дискриминационным бездействие ответчиков в решении вопроса устройства несовершеннолетнего ребенка ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания; возложить обязанность на ответчиков реализовать право несовершеннолетнего ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на бесплатное дошкольное образование, предусмотренное ст. 43 Конституции Российской Федерации, путем создания и предоставления в течение месяца со дня вступления в силу решения суда места в группе полного дня МБДОУ не далее 800 метров от места проживания ребенка.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала.

Административный ответчик Администрация г. о. Красногорск МО в лице представителя по доверенности в судебном заседании возражала против иска, по доводам, изложенным в письменном отзыве, полагая права административного истца не нарушенными. Указывала, что предоставление ребенку административного истца места в ДОО ранее лиц, стоящих в очереди перед ним, нарушит право на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования иных детей, вставших на учет ранее, и детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление места в ДОО. Администрацией предпринимаются меры в целях сокращения очередности на предоставление мест в ДОО, а именно открыт ряд детских садов, групп кратковременного пребывания.

Административный ответчик Управление образования администрации г. о. Красногорск МО в лице представителя по доверенности в судебном заседании возражала против иска, по доводам, изложенным в письменном отзыве, указывала, что административному истцу предлагалось рассмотреть возможность устройства ребенка в другие дошкольные образовательные учреждения с сохранением права на перевод в приоритетное учреждение, однако административный истец данным правом не воспользовался.

Исследовав материалы дела в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В силу части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для признания оспариваемых административным истцом решения, действия (бездействия) незаконными судом должно быть установлено их несоответствие нормативным правовым актам с одновременным нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца с последующим обязанием административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению либо препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц.

Как следует из материалов дела, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, стоит на учете (очереди) в ЕИС «Зачисление в ДОУ» для получения направления (путевки) в дошкольное образовательное учреждение (далее МБДОУ). Дата постановки на учет – 28.09.2019г. Льготный статус семьи не заявлен. На территории г.о. Красногорск имеет регистрацию по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ. Регистрация ребенка учтена в ЕИС «Зачисление в ДОУ».

Согласно сведениям, отображаемым в ЕИС «Зачисление в ДОУ», в заявлении Административного истца в качестве приоритетных указаны МБДОУ детский сад , МБДОУ детский сад , МБДОУ детский сад .

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ позиция в ЕИС «Зачисление в ДОУ» ФИО2 в МБДОУ д/с – 62; МБДОУ д/с – 69, МБДОУ д/с .

21.03.2022г. истец обратилась с заявлением о предоставлении места в выбранных ДОУ с сентября 2022 года.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением образования дан ответ на обращение, в котором заявителю разъяснен порядок набора детей в ДОО и что вопрос предоставления места ФИО2 в одном из указанных в качестве приоритетных учреждений, будет рассматриваться согласно очередности при комплектовании дошкольных образовательных учреждений.

Для скорейшего решения вопроса устройства ребенка в ДОО административному истцу было предложено рассмотреть другие ДОО городского округа Красногорск, в которых наименьшая очередность, с сохранением права перевода в ДОО, выбранные в качестве приоритетных (а именно: МБДОУ детский сад , МБОУ СОШ (д/с ), расположенные в центральной части ).

Административный истец обратилась с жалобами в Прокуратуру и Уполномоченному по правам ребенка.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования истцу дан ответ, в котором заявителю разъяснен порядок набора детей в ДОО, разъяснено об отсутствии мест в выбранных ДОО, предложено в качестве альтернативного варианта МБОУ СОШ (д/с ).

Согласно справке представленной административным истцом, в настоящее время в выбранных истцом учреждениях в качестве приоритетных нет свободных мест.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9, частью 5 статьи 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований.

Постановлением администрации городского округа Красногорск от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории городского округа », который разработан на основании Типового административного регламента Министерства образования .

В соответствии с пунктом 8 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ, прием в муниципальные образовательные организации осуществляется по направлению органа местного самоуправления посредством использования региональных информационных систем, указанных в части 14 статьи 98 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Во исполнение части 14 статьи 98 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» постановка детей на учет для зачисления в ДОО, а также распределение детей для получения направления (путевки) в ДОО осуществляется с помощью Единой информационной системы «Зачисление в ДОУ» (далее – ЕИС «Зачисление в ДОУ») в автоматическом режиме согласно очередности с учетом возраста ребенка, даты постановки на учет для зачисления в ДОО и льготного статуса семьи.

ЕИС «Зачисление в ДОУ» функционирует в 68 муниципальных образованиях , интегрирована с Порталом государственных услуг Российской Федерации, Порталом государственных и муниципальных услуг (функций) , МФЦ и др.

В соответствии с пунктом 2.7 Административного регламента направление детей в ДОО осуществляется в соответствии со следующим порядком:

- дети льготных категорий граждан, зарегистрированные по месту жительства на территории городского округа , и проживающие на закрепленной территории за ДОО;

- дети льготных категорий граждан, зарегистрированные по месту жительства на территории городского округа , и не проживающие на закрепленной территории за ДОО;

- дети льготных категорий граждан, зарегистрированные по месту пребывания на территории городского округа , и проживающие на закрепленной территории за ДОО;

- дети льготных категорий граждан, зарегистрированные по месту пребывания на территории городского округа , и не проживающие на закрепленной территории за ДОО;

- дети льготных категорий граждан, не зарегистрированные по месту жительства или по месту пребывания, но фактически проживающие на территории городского округа , и не проживающие на закрепленной территории за ДОО;

- дети, получающие Муниципальную услугу на общих основаниях, зарегистрированные по месту жительства на территории городского округа и проживающие на закрепленной территории за ДОО;

- дети, получающие Муниципальную услугу на общих основаниях, зарегистрированные по месту жительства на территории городского округа и не проживающие на закрепленной территории за ДОО;

- дети, получающие Муниципальную услугу на общих основаниях, зарегистрированные по месту пребывания на территории городского округа и проживающие на закрепленной территории за ДОО;

- дети, получающие Муниципальную услугу на общих основаниях, зарегистрированные по месту пребывания на территории городского округа и не проживающие на закрепленной территории за ДОО.

- дети, получающие Муниципальную услугу на общих основаниях, не зарегистрированные по месту жительства или по месту пребывания, но фактически проживающие на территории городского округа , и не проживающие на закрепленной территории за ДОО.

Согласно пункту 2.8 Административного регламента при поступлении заявлений о предоставлении Муниципальной услуги от одной категории Заявителей, такие заявления рассматриваются в порядке очередности в зависимости от даты их подачи Заявителями.

Пунктом 6.2 Административного регламента установлено, что направление детей в ДОО осуществляется в рамках основного направления (комплектования) в ДОО на новый учебный год (для предоставления ребенку места с 1 сентября календарного года) ежегодно на дату, установленную администрацией городского округа с 01 апреля по 01 июля текущего года и в рамках доукомплектования в течение всего календарного года при наличии свободных мест, и определяется настоящим Административным регламентом.

В соответствии с пунктом 16.16 Административного регламента если в процессе направления (комплектования) места в ДОО предоставляются не всем детям, состоящим на учете для предоставления места с 1 сентября текущего года, эти дети переходят в статус «очередников». Они обеспечиваются местами в ДОО на свободные (освобождающиеся, вновь созданные) места в течение учебного года либо учитываются в списке нуждающихся в месте в ДОО с 1 сентября следующего календарного года.

В соответствии с пунктом 16.5 Административного регламента направление (комплектование) в ДОО осуществляется Управлением образования в автоматическом режиме посредством ЕИС «Зачисление в ДОУ». На основании Заявлений Заявителей формируется единый электронный реестр заявлений по каждой ДОО по учебным годам с учетом следующих критериев:

- даты желаемого поступления ребенка в ДОО, заявленной на начало учебного года (1 сентября желаемого года поступления, например: ДД.ММ.ГГГГ);

- возрастных категорий детей и возрастных групп на начало учебного года (для детей от 6 (шести) до 7 (семи) лет, от 5 (пяти) до 6 (шести) лет, от 4 (четырех) до 5 (пяти) лет, от 3 (трех) до 4 (четырех) лет, от 2 (двух) до 3 (трех) лет и другие);

- даты постановки на учет ребенка для поступления в ДОО;

- наличие льготы для получения Муниципальной услуги;

- наличие свободных мест в ДОО для каждой возрастной категории детей в соответствующей возрастной группе;

- регистрации по месту жительства на территории, закрепленной за ДОО городского округа ;

- регистрации по месту жительства на территории городского округа , не закрепленной за ДОО;

- регистрации по месту пребывания на территории городского округа , закрепленной за ДОО;

- регистрации по месту пребывания на территории городского округа , не закрепленной за ДОО;

- фактического проживания на территории городского округа .

Данный регламент является действующим, не отменен, в установленном законом порядке не оспорен.

Аналогичные положения о порядке направление детей в ДОО, порядке формирования единого электронного реестра заявлений по каждой ДОО по учебным годам, порядке определения возраста ребенка при направлении (комплектовании) в ДОО содержались и в Административном регламенте, утвержденном постановлением администрации городского округа Красногорск МО от ДД.ММ.ГГГГ N 1148/5.

Положения ст. 43 Конституции Российской Федерации устанавливают право каждого на образование и гарантируют общедоступность и бесплатность, в том числе, дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Конвенция о правах ребенка в ст. 3 предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.

Взаимосвязанные положения ст. ст. 9 и 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" относят организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, закрепляют право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяют, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, а также обуславливают отказ в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию только причиной отсутствия в ней свободных мест.

В силу ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3).

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи и ст. 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч. 4).

Согласно положениям п. п. 9, 19 и 20 Рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенных в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 08-1063, список детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении с 1 сентября текущего календарного года, формируется на определенную дату; дети, родители которых заполнили заявление о постановке на учет после установленной даты, включаются в список детей, которым место необходимо предоставить с 1 сентября следующего календарного года; при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка; при отказе родителей или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных учреждений изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет.

В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в дошкольном образовательном учреждении ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях, что предусмотрено п. 21 вышеназванных рекомендаций.

Таким образом, в случае соблюдения родителем (законным представителем) ребенка всех необходимых условий для получения места в детском саду для ребенка, уполномоченный орган обязан обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, с учетом его доступности относительно места жительства.

При этом, законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления обеспечить место именно в избранном законным представителем ребенка дошкольном учреждении в отсутствие в нем мест при наличии возможности обеспечения местом ребенка в аналогичных и иных расположенных на территории муниципального образования детских дошкольных учреждениях с учетом конкретных особенностей развития ребенка.

Исходя из приведенных норм действующего законодательства в рассматриваемом случае административный ответчик в случае отсутствия свободных мест в выбранном дошкольном образовательном учреждении обязан предложить свободные места в других учреждениях, прежде всего, в доступной близости от места проживания ребенка, а при невозможности обустройства принять меры с целью обеспечить ребенку возможность получения дошкольного образования в иных формах с сохранением учета ребенка в соответствующем списке.

Давая оценку действиям ответчиков, установив, исходя из исследованных в судебном заседании доказательств, что в выбранных административным истцом образовательных учреждениях отсутствуют свободные места, принимая во внимание то обстоятельство, что реализация права несовершеннолетнего ребенка на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных в очередь ранее, а также то, что заявителю в предоставлении места в иных дошкольных образовательных учреждениях, находящихся в границах городского округа , отказано не было, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным.

Судом также принято во внимание, что административному истцу были предложены места в детских садах, расположенных в центральной части городского округа , от которых она отказалась.

Так, в ходе судебного разбирательства административному истцу, в связи с проведением доукомплектования ДОО на новый 2022-2023 учебный год предложено рассмотреть вопрос о получении направления в дошкольное отделение МБОУ гимназии или МБДОУ д/с .

Административным ответчиком предприняты в пределах его компетенции меры необходимые для реализации права несовершеннолетнего ФИО2 на дошкольное образование: ребенок зарегистрирован в очереди в ЕИС «Зачисление в ДОУ» по заявлению родителей, родителям разъяснен порядок предоставления места в МБДОУ, пояснены причины невозможности предоставления места в приоритетных детских садах (отсутствие свободных мест), а также даны пояснения относительно возможности изменения приоритетной дошкольной образовательной организации, предложены варианты детских садов с меньшей очередностью.

Администрацией также были сообщены сведения об открытии ряда детских садов, расположенных на территории городского округа .

Ссылка административного истца на положения п.2.1.2 санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28 судом отклоняется, поскольку они распространяются на размещение вновь создаваемых объектов, а не на уже существующие.

Таким образом, необходимой совокупности обстоятельств – незаконность действий (бездействия) административного ответчика и нарушение ими прав административного истца не установлено, следовательно, оснований для удовлетворении требований о признания незаконным бездействия ответчика не имеется.

Таким образом, не предоставление места несовершеннолетнему ребенку административного истца связано не с бездействием административного ответчика, который предпринимают необходимые действия для расширения сети ДОУ и создания новых мест в детских садах, а с превышением числа лиц, претендующих на получение места в указанных ДОУ и их зачисление в детские сады с учетом положения Регламента, над реальным количеством мест, которые могут быть единовременно предоставлены всем детям, нуждающимися в обеспечении местом в детском саду.

Что касается требований о возложении на административного ответчика обязанности создать и предоставить в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда места в указанных детских садах, то суд не усматривает оснований для их удовлетворения.

В силу ст.ст. 10 и 118 Конституции Российской Федерации суд не вправе подменять собой иные органы власти и выполнять их функции. Иное означало бы вмешательство в компетенцию, органа, к полномочиям которого отнесена организация предоставления бесплатного дошкольного образования на территории городского округа Красногорск.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что предоставление ребенку административного истца места в детском дошкольном учреждении осуществляется в установленном порядке, с учетом даты постановки на учет, в порядке очередности, с учетом возраста ребенка, наличия (отсутствия) льготного статуса у семьи, с учетом наличия свободных мест в заявленных истцом детских садах, а потому не имеется оснований для удовлетворения административного иска в части возложения обязанности на административного ответчика.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Администрации г. о. Красногорск, Управлению образования администрации г. о. Красногорск МО о признании незаконным и дискриминационным бездействия в решении вопроса устройства несовершеннолетнего ребенка ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания; возложении обязанности реализовать право несовершеннолетнего ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на бесплатное дошкольное образование, предусмотренное ст. 43 Конституции Российской Федерации, путем создания и предоставления в течение месяца со дня вступления в силу решения суда места в группе полного дня МБДОУ не далее 800 метров от места проживания ребенка – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Белоусова М. А.

В окончательной форме решение суда принято 19 августа 2022 года