ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7675/2017 от 05.12.2017 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Дело № 2а-7675/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2017 года г. Тюмень

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Жижина А.А.,

при секретаре Гавриш Е.В.,

с участием административного истца Ли Л.А., представителя административного истца Малыгина Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ли Л.А к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Ли Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, выразившегося в отказе в выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий – отца ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, матери ФИО6ДД.ММ.ГГГГ года рождения Ли Л.АДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В обоснование административного иска указала, что решением УМВД Росси по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу было отказано в выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий, так как в результате проверки архивных документов не было обнаружено документального подтверждения административного выселения в 1937 году по национальному признаку из села <адрес> родителей административного истца: отца ФИО8ДД.ММ.ГГГГ года рождения, матери ФИО9ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от ДД.ММ.ГГГГ. Административным истцом ДД.ММ.ГГГГ было получено письмо об отказе в выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий, следовательно, с указанной даты стало известно о нарушении ее прав, свобод и законных интересов. С указанным решением Ли Л.А. не согласна, считает, что она и ее семья были подвергнуты политическим репрессиям по национальному признаку, выразившимся в ограничении их прав и свобод, однако при отсутствии справки о реабилитации у административного истца отсутствует возможность воспользоваться социальными льготами, предусмотренными действующим законодательством, для реабилитированных граждан.

Административный истец Ли Л.А., представитель административного истца Малыгин Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям изложенным в иске.

Представитель административного ответчика УМВД России по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв.

Выслушав объяснения административного истца Ли Л.А., представителя административного истца Малыгина Е.В., изучив материалы дела, суд считает административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее - Закон о реабилитации) политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судом и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.1 Закона о реабилитации подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были, в том числе, подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение (пункт "в" статьи 3 Закона о реабилитации").

Согласно ст. 7 Закона о реабилитации органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.

Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

В силу п. 22 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденного Приказом МВД РФ от 23 ноября 2011 г. N 1165, (далее - Административный регламент) основаниями для отказа в реабилитации - предоставлении государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий является отсутствие: правовых оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о реабилитации жертв политических репрессий; архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке; политического мотива при принятии решения о применении репрессии к конкретному лицу.

В соответствии с п. 48.2 Административного регламента справка о реабилитации жертв политических репрессий выдается детям, находившимся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами их замещавшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, в случае: документального подтверждения факта принятия решения о применении репрессий по политическим мотивам в административном порядке к родителям или лицам, их заменявшим; реабилитации родителей или одного из них; документального подтверждения сроков нахождения родителей или одного из них в ссылке, высылке, на спецпоселении; документального подтверждения факта рождения (свидетельство о рождении) заявителя в период нахождения его родителей или одного из них в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Согласно п. 48.3 Административного регламента при отсутствии правовых оснований, закрепленных законодательством Российской Федерации о реабилитации, архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке, политического мотива при принятии решения о применении репрессии к конкретному лицу, осуществляется подготовка мотивированного письма об отказе в выдаче справки о реабилитации.

Как следует из Письма УМВД России по Приморскому краю ДД.ММ.ГГГГ Ли Л.А. отказано в выдаче справки о реабилитации, ввиду отсутствия документального подтверждения административного выселения в 1937 году по национальному признаку из села <адрес> семьи Ли Л.А.: отца ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., вместе с родителями: ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ., матери ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с родителями: ФИО16, <данные изъяты>., ФИО17, <данные изъяты>

На основании Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от ДД.ММ.ГГГГ и нахождения в ссылке, высылке, на спецпоселени в Казахстане, Узбекистане в архивах не обнаружено.

В возражениях на исковое заявление административный ответчик в их обоснование указывает на отсутствие архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Принимая во внимание обстоятельства дела, а также положения приведенных выше нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, выразившегося в отказе в выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий – отца ФИО18ДД.ММ.ГГГГ года рождения, матери ФИО19ДД.ММ.ГГГГ года рождения Ли Л.АДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 13, 14, 62, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Ли Л.А к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.

Мотивированное решение составлено и подписано судьей 15 декабря 2017 года.

Судья А.А. Жижин