ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-767/20 от 06.02.2020 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а-767/2020 (УИД 37 RS0022-01-2020-000033-10)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 февраля 2020 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи: Орловой С.К.,

при секретаре: Силантьевой В.В.,

с участием:

административного истца Рытова А.Ф.,

административного ответчика – заместителя прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области Евтушенко В.Г., выступающего также в качестве представителя административного ответчика прокуратуры Ивановской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рытова Андрея Федоровича к заместителю прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области Евтушенко В.Г., прокуратуре Ивановской области о признании незаконным решения в форме ответа и обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

Рытов Андрей Федорович обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области Евтушенко В.Г., прокуратуре Ивановской области, в котором просит признать незаконным решение в форме ответа от 13.11.2019 г. и обязать «спецпрокуратуру» ознакомить его с материалами прокурорских проверок, проведенных по факту его обращений в «спецпрокуратуру» за период с 2012 г.

Требования мотивированы тем, что в настоящее время Рытов А.Ф. отбывает наказание в <данные изъяты>. 24.10.2019 г. административный истец обратился в Ивановскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области с заявлением об ознакомлении его с материалами прокурорских проверок, касающихся рассмотрения его обращений. Решением заместителя прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области от 13.11.2019 г., полученным Рытовым А.Ф. 22.11.2019 г., последнему разъяснено, что согласно нормам Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющую государственную или иную охраняемую Федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств. При этом, в решении заместителя прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области указано, что особая процедура ознакомления с проверочными материалами по обращениям граждан для лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, законодательством РФ не предусмотрено. В связи с чем, истец и (или) его представитель вправе ознакомиться с материалами проведенных проверок в спецпрокуратуре. Административный истец считает данное решение (бездействие) по не предоставлению для ознакомления материалов проверки по его обращению незаконным. Полагает, что указанными бездействиями заместитель прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области Евтушенко В.Г нарушил его конституционные права, поскольку не оказал содействие в ознакомлении истребуемой информации, на получение которой заявитель имеет право.

В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи, административный истец Рытов А.Ф. суду пояснил, что свои административные исковые требования поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, дополнив, что прокуратурой не были приняты во внимание те обстоятельства, что он находится в местах лишения свободы. Полагает, что материалы проверки необходимо было направить ему по почте либо лично их привезти в колонию.

Просит его административные исковые требования удовлетворить.

Административный ответчик - заместитель прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области Евтушенко В.Г., выступающий также в качестве представителя административного ответчика - прокуратуры Ивановской области, суду пояснил, что административные исковые требования не признает в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, из которых следует, что ответ на обращения Рытова А.Ф. был дан на основании Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, в частности в соответствии с п. 4.15 данной Инструкции. Согласно п. 4.15 указанной Инструкции заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в материалах провреки, с использованием собственных технических средств. Обязанности прокуратуры знакомить истца лично или направить ему копии документов материалов проверки, у прокуратуры не имеется. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Более подробно позиция административных ответчиков изложена в письменных возражениях на иск.

Изучив материалы административного дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Из материалов дела следует и судом установлено, что административный истец Рытов А.Ф. в настоящее время по приговору суда отбывает наказание в виде лишения свободы в <данные изъяты>.

07.11.2019 г. в Ивановскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области поступило обращение Рытова А.Ф. от 24.10.2019 г. об обеспечении возможности его ознакомления с проверочными материалами прокурорских проверок, касающихся рассмотрения его обращений, за период времени с 2012 г. до настоящего времени.

13.11.2019 г. на обращение Рытова А.Ф., поступившее в прокуратуру 07.11.2019 г., заместителем прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области Евтушенко В.Г. дан письменный ответ, согласно которому Рытову А.Ф. разъяснено, что в соответствии с пунктом 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 г. № 45, заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющую государственную или иную охраняемую Федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств. В данном ответе также разъяснено, что особая процедура ознакомления с проверочными материалами по обращениям граждан для лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, законодательством РФ не предусмотрено; ознакомиться с материалами проведенных по обращениям административного истца проверок, последний и (или) его представитель вправе в спецпрокуратуре по адресу: <адрес> (с 9 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. с понедельника по четверг, с 09 час. 00 мин. до 16 час. 45 мин. в пятницу, обеденный перерыв ежедневно с 13 час. 00 мин. до 13 час. 45 мин.).

Данный ответ заместителя прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области Евтушенко В.Г. от 13.11.2019 г. дан в

порядке и в сроки, предусмотренные Федеральными законами Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан» и «О прокуратуре Российской Федерации».

В суд с настоящим административным иском Рытов А.Ф. обратился 29.12.2019 г., в связи с чем, срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, для предъявления настоящего административного иска в суд не пропущен.

Доводы Рытова А.Ф. о том, что он не был ознакомлен с материалами проведенной проверки, не является основанием для признания оспариваемого решения незаконным.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Пунктом 2 статьи 5Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

В силу пункта 3 статьи 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого же Федерального закона, или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с частью 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством (пункты 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации").

В соответствии с поименованными выше Законами Приказом Генерального Прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).

По результатам предварительного рассмотрения обращения гражданин принимается одно из решений, перечисленных в пункте 3.1 Инструкции (о принятии к разрешению или направлении в другие органы).

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. При этом не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Нормы законодательства не возлагают на органы прокуратуры обязанность обеспечивать возможность ознакомления осужденных к лишению свободы с материалами прокурорской проверки путем копирования таких материалов и отправки заявителю по месту отбытия наказания; гражданин в случае невозможности личной явки в органы прокуратуры не лишен возможности реализовать свои процессуальные права через представителя. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24, часть 2), не определяет порядок и условия реализации данного права - это относится к компетенции федерального законодателя. Законодатель, избирая конкретные механизмы осуществления прав, не может устанавливать такие правила, которые противоречили бы принципам уголовного судопроизводства и создавали неустранимые препятствия в реализации прав, приводя тем самым к фактическому их упразднению (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года N 3-П), но вместе с тем он не обязан во всяком случае гарантировать выдачу заинтересованным лицам копий запрашиваемых ими документов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2008 года N 65-О-О).

Отсутствие прямого указания на право лица получить копии материалов прокурорских проверок в статье 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», регулирующей общий порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений, не исключает возможность обеспечения права заявителя на ознакомление с материалами, затрагивающими его права и свободы, другим способом, в том числе с помощью адвоката или иного представителя. При этом пункт 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, конкретизируя это право, прямо закрепляет, что представитель заявителя по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 2066-О).

Изпункта 4.15Инструкции следует, что содержащаяся в нем правовая норма не препятствует осужденным при отбытии наказаний осуществлять гарантированные права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, как это предусмотреночастью 2 статьи 10Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Данная норма направлена на обеспечение права лица на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, которое может быть реализовано осужденным, в частности, через его представителя.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что направление копий материалов проверок по обращениям осужденных либо этапирование для ознакомления с ними, равно как и выезд к ним прокурора с материалами проверки законом не предусмотрены.

Соответственно, разъяснение Рытову А.Ф, в оспариваемом ответе права на ознакомление с материалами проверки не противоречит закону и не нарушает права административного истца, так как может быть реализовано лично заявителем после освобождения из мест лишения свободы, либо посредством направления представителя.

Как следует из материалов дела, письменное обращение Рытова А.Ф. должностными лицами прокуратуры рассмотрено в соответствии с приведенными выше требованиями Федеральных законов и ведомственной Инструкции, в адрес заявителя в установленные сроки направлен ответ.

Следовательно, оценив все доказательства по делу в совокупности с требованиями ст.ст. 60, 61 КАС РФ, суд исходит из того, что нарушений прав административного истца допущено не было, препятствий к осуществлению им прав и свобод не создано, требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, порядок действий, основания их совершения, административными ответчиками соблюдены, их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Вместе с тем, факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения заявления и в силу части 11 статьи226Кодекса административного судопроизводстваРоссийскойФедерации обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

При указанных обстоятельствах основания для признания незаконным решения (ответа) заместителя прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области Евтушенко В.Г. от 13.11.2019 г.отсутствуют.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Рытова Андрея Федоровича к заместителю прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области Евтушенко В.Г., прокуратуре Ивановской области о признании незаконным решения в форме ответа и обязании совершить определенные действия отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /С.К. Орлова/

Решение изготовлено в окончательной форме 18 февраля 2020 года.

Судья: /С.К. Орлова/