ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-767/2022 от 19.05.2022 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2А-767/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2022 года город Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Дубовицкого В.В., при секретаре Соколовой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Центр занятости населения города Саратова» о признании незаконными бездействия, обязании поставить на учет в качестве безработного,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным иском и просит суд признать незаконным действия Государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр занятости населения города Саратова» по не постановке его на учет в качестве безработного. Обязать Государственное казенное учреждение Саратовской области «Центр занятости населения города Саратова» зарегистрировать его в качестве безработного с выплатой пособия по безработице с 23.11.2021. По тем основаниям, что он обратился в подразделение по содействию занятости населения Заводского района г. Саратова (далее ПСЗН Заводского района г. Саратова) 23.11.2021 для признания безработным и назначения пособия по безработице через Единую цифровую платформу посредством подачи заявления в электронной форме № 000004632101-003. Указывает, что по результатам его рассмотрения он был поставлен на учет в целях поиска подходящей работы. Указывает, что в связи с установлением факта отсутствия у него постоянной регистрации по месту жительства в признании безработным ему отказано ( с сохранением права на оказание государственной услуги по поиску работы и других услуг, не связанных со статусом безработного гражданина). Обратился за защитой права в прокуратуру Заводского района г. Саратова. Указывает, что согласно ответа ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» от 10.12.2021, направленное в прокуратуру, решение об отказе в виде документа не принималось, поскольку ГК «Катарсис» не содержит такого основания для отказа, как отсутствие постоянной регистрации по месту жительства. Указывает, что прокуратура 17.01.2022 вынесла представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения не устранены. Согласно ответу на представление от 01.02.2022 решение об отказе в признании его безработным не выносилось, нарушений в действиях сотрудников ПСЗН Заводского района г. Саратова не установлено. Полагает, что действия ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» нарушают его права о признании его безработным и выплате пособия.

Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Фрунзенского районного суда г.Саратова (fr.sar.sudrf.ru ) (раздел судебное делопроизводство).

В судебном заседании ФИО2 требования поддержал и просит суд их удовлетворить. Представитель ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку при подаче заявления административный истец не имел постоянной регистрации по месту жительства. Представитель ПСЗН Заводского района г. Саратова в суд не явился, представил возражения, в которых просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела 23.11.2021 ФИО2 обратился в ПСЗН Заводского района г. Саратова с заявление о признании безработным и назначения пособия по безработицу через Единую цифровую платформу подачи заявления в электронной форме. При изучении документов установлен факт отсутствия постоянной регистрации по месту жительства, в связи с чем ФИО2 отказано в признании безработным с сохранением права на оказание государственной услуги по поиску работы и других услуг, не связанных со статусом безработного гражданина. Судом установлено, что в заявление указан адрес: <адрес> (ФИО1<адрес>) по месту пребывания.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.

Пунктом 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.

В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (абзац первый пункта 7 Правил регистрации безработных граждан).

Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказа гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; б) двух отказов гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявки гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявки гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; д) представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным (пункт 9 Правил регистрации безработных граждан).

Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц (пункт 10 Правил регистрации безработных граждан).

Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения (пункт 11 Правил регистрации безработных граждан).

Согласно ст. ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 2 и ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и принимая во внимание, что истцом при подаче в ГКУ СО «Центр занятости населения города Саратова» заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в целях принятия решения о признании безработным, представлены достоверные сведения о месте своего фактического проживания, по месту нахождения центра занятости, к полномочиям которого отнесены признание гражданина безработным и постановка на регистрационный учет в качестве безработного, в то время как, регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку право на постановку на учет в городе Саратов не может быть ограничено отсутствием у истца постоянной регистрации по месту проживания в городе Саратов, поскольку регистрация не входит в понятие места жительства и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления фактического места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Суд полагает, что у ГУ СО «ЦЗН города Саратова» имелись основания для принятия решения о признании ФИО2 безработным, исходя из того, что он был зарегистрирован ответчиком в целях поиска подходящей работы, данный факт представитель ответчика в судебном заседании не отрицает.

Судом, на основании оценки представленных сторонами доказательств, не установлены предусмотренные вышеназванными нормами действующего законодательства основания, препятствовавшие признанию ответчиком истца безработным с назначением пособия.

Руководствуясь ст. ст. 174 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным действия Государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр занятости населения города Саратова» по не постановке на учет в качестве безработного ФИО2.

Обязать Государственное казенное учреждение Саратовской области «Центр занятости населения города Саратова» зарегистрировать ФИО2 в качестве безработного с выплатой пособия по безработице с 23.11.2021.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня его изготовления, решение в окончательной форме изготовлено 25 мая 2022 года.

Судья В.В.Дубовицкий