ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-768/2023 от 02.10.2023 Барабинского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2а-768/2023, УИД 54RS0012-01-2023-000454-64

Поступило в суд 27.03.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«02» октября 2023 г. г. Барабинск, Новосибирской области

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе судьи Сафоновой Е.В.,

с участием:

помощника Барабинского межрайонного прокурора Ладесовой Л.Б.,

представителя муниципального бюджетного учреждения города Барабинска Барабинского района Новосибирской области «Городская служба благоустройства»– Коржук Е.А., действующей на основании доверенности и имеющей высшее юридическое образование,

при секретаре судебного заседания О.Н.Власовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Барабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, муниципальному бюджетному учреждению города Барабинска Барабинского района Новосибирской области «Городская служба благоустройства» о признании незаконным бездействия, о возложении обязанностей совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ. Барабинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области (далее по тексту – администрация, административный ответчик), в котором просил:

- признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по надлежащему обеспечению муниципального бюджетного учреждения города Барабинска Барабинского района Новосибирской области «Городская служба благоустройства» специализированной техникой для содержания улично-дорожной сети;

-обязать администрацию в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, в целях содержания улично-дорожной сети г.Барабинска обеспечить муниципальное бюджетное учреждение города Барабинска Барабинского района Новосибирской области «Городская служба благоустройства» необходимой специализированной техникой, в виде: 1-го автогрейдера Д 3145 (либо аналог), 1-ой поливомоечной машины с щеткой К0829Л1-21, КДМ-7610, 1-им фронтальным погрузчиком ХСМG-1.8 (либо аналог), 1-им снегопогрузчиком лаповым Амкадор 37 (либо аналог), 1-им самосвалом КАМАЗ G5115, 1-ой пометально-уборочной машиной КО806 на шасси КАМАЗ (либо аналог), которое определением от ДД.ММ.ГГГГ. принято к производству суда.

ДД.ММ.ГГГГ. в судебном заседании определением в протокольной форме к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено муниципальное бюджетное учреждение города Барабинска Барабинского района Новосибирской области «Городская служба благоустройства».

В обоснование заявленных требований прокурор в иске (л.д.8-13) указал и в судебном заседании пояснил, что по результатам проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», «ГОСТ Р 50597-2017. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" административными ответчиками, несмотря на объявление предостережений, внесение представлений, в зимний период 2022-2023г.г. улично-дорожная сеть г.Барабинска содержалась ненадлежащим образом, не очищался снег, наледь, колейность, в связи с отсутствием в МБУ «ГСБ» достаточного количества специальной техники и отсутствием на территории г.Барабинска организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, готовых заключить контракт по очистке дорог города в зимний период времени, что создает угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие угрозу жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.

ДД.ММ.ГГГГ. в судебное заседание представитель администрации не явилась, ранее, участвуя в судебном заседании требования иска не признала, в его удовлетворении просила отказать, указав, что в бюджете города отсутствуют денежные средства для приобретения специальной техники, необходимой, в том числе для очистки улично-дорожной сети в зимний период времени. Имеющейся техники у учреждения, с учетом приобретения 2-х единиц техники в ДД.ММ.ГГГГ. и привлечению к очистке дорог города других организаций и предпринимателей достаточно для надлежащего содержания дорог улиц города.

Представитель муниципального бюджетного учреждение города Барабинска Барабинского района Новосибирской области «Городская служба благоустройства» (далее по тексту МБУ «Городская служба благоустройства») в судебном заседании обстоятельства, указанные прокурором в иске подтвердил, и указал, что имеющаяся спецтехника у учреждения, даже с учетом приобретения за счет учреждения двух единиц новой техники, не позволяет своевременно и надлежащим образом содержать улично-дорожную сеть города. Организации и индивидуальный предприниматель, ранее привлекаемые к очистке улиц города от снега, в настоящий момент необходимой спецтехники не имеют; оставшаяся у них техника используется последними для выполнения основной деятельности. Именно приобретение спецтехники для учреждения, позволит содержать дороги улиц города в надлежащем состоянии.

Суд, заслушав прокурора, представителей ответчиков, изучив основание и требование административного иска, письменные материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, …. прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) …..органа местного самоуправления ….. незаконными, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Участие прокурора в административном судопроизводстве регулируется ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов … неопределенного круга лиц ……

Суд, учитывая возникшие правоотношения, считает, что прокурор, в соответствии с положениями ч.1 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ, вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на … организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного кодекса суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с пунктами 5 и 7 статьи 14 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» понятие дороги представляется как обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу статьи 12 названного закона содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Статья 21 данного Федерального закона возлагает осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Пунктом 11.4 "Сеть улиц и дорог" Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 года N 820, в составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 7, согласно которой "проезд" отнесен к категории "улицы и дороги местного значения", основное назначение дороги - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.

На основании пункта 9 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статья 13 названного Федерального закона закрепляет полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждения нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Согласно статье 46 этого данного Федерального закона, действия (бездействие) … органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог… обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 дороги автомобильные и улицы требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, действующим с 1 сентября 2018 года (за исключением отдельных положений) которым определены, в том числе, перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.

Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Установленные стандартами требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Согласно пункту 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения. Очередность работ по снегоочистке дорог и улиц определяется проектами содержания автомобильных дорог. Максимальное время уборки рыхлого или талого снега, зимней скользкости составляет 12 часов.

В соответствии с пунктом 8.5 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии тротуаров, служебных проходов мостовых сооружений, пешеходных, велосипедных дорожек и на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств в городах и сельских поселениях не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, выполняемых в сроки по таблице 8.4 от часа до 24 часов.

Допускается наличие уплотненного снежного покрова толщиной от 3 до 8 см в период зимнего содержания дорог с интенсивностью движения не более 1500 авт./сут. На дорогах с УСП должно быть установлено ограничение максимальной скорости до 60 км/ч с помощью дорожных знаков 3.24 по ГОСТ Р 52289, также рекомендуется устанавливать знаки 1.15 "Скользкая дорога" (пункт 8.10 ГОСТ Р 50597-2017).

Статьей 34 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения за счет средств местных бюджетов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждается органом местного самоуправления.

К вопросам местного значения городского поселения в соответствии со ст.5 Устава города Барабинска Барабинского района Новосибирской области относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, …. а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст. 5 Устава города Барабинска Барабинского района Новосибирской области в их взаимной связи ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности, является администрация города Барабинска Новосибирской области.

Муниципальное бюджетное учреждение города Барабинска Барабинского района Новосибирской области «Городская служба благоустройства» является некоммерческой организацией и создано городом Барабинском для выполнения работ (оказания услуг) в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления города Барабинска в сфере дорожной деятельности, благоустройства и озеленения территории города…

Согласно ст.2 Устава предметом и видами деятельности Учреждения являются:

- работы в сфере дорожной деятельности по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе объектов инженерной инфраструктуры;

- обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, включая создание и обеспечение функционирования парковок;

- выполнение работ по содержанию, уборке и ремонту проезжей части дорог, тротуаров, внутридворовых проездов….

Имущество учреждения формируется за счет:

- имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления;

- средств, полученных от разрешенной Учреждению деятельности, приносящей доходы;

- иных не противоречащих законодательству источников.

Учреждение управляет и распоряжается находящимся у него в оперативном управлении имуществом ….

В оперативном управлении МБУ «Городская служба благоустройства» находится 143 км. дорог на территории г.Барабинска Новосибирской области.

В зимний период ДД.ММ.ГГГГ. прокуратурой были установлены следующие нарушения на дорогах г.Барабинска Новосибирской области:

-ДД.ММ.ГГГГ. по <адрес> в районе <адрес> нарушение п.8.1 ГОСТ Р 50597-2017 установлена зимняя скользкость в виде снежного наката, что в установленный срок не устранялось (л.д.31-32);

-ДД.ММ.ГГГГ. по <адрес> от <адрес> до <адрес> в районе пересечения <адрес> и пер.Водопроводный установлена зимняя скользкость в виде снежного наката, что в установленный срок не устранялось (л.д.33-34);

-ДД.ММ.ГГГГ. по <адрес> установлена зимняя скользкость в виде снежного наката и уплотненный снег в виде колеи, что в установленный срок не устранялось (л.д.35-37);

-ДД.ММ.ГГГГ. на <адрес> установлена зимняя скользкость в виде снежного наката, что в установленный срок не устранялось (л.д.41-472);

- ДД.ММ.ГГГГ. на <адрес> районе пешеходного перехода, в районе пересечения <адрес>, в районе пересечения <адрес> и <адрес> имеется зимняя скользкость в виде снежного наката, на посадочных площадках остановочных пунктов «Кирзавод» и «Газовиков» на автомобильной дороге «К-23 подъездная к городу Барабинску» имеется уплотненный снег, что в установленный срок не устранялось (л.д.38-40);

-ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> установлена зимняя скользкость в виде снежного наката, что в установленный срок не устранялось (л.д.29-30).

По каждому факту выявленных нарушений в адрес МБУ «Городская служба благоустройства» прокурором вносились предостережения и представления, в которых прокурор требовал устранить выявленные нарушения по содержанию дорог и не допускать их в будущем (л.д.29-42).

По результатам рассмотрения представлений директор учреждения в каждом ответе (л.д.14-22, 24-25) прокурору сообщал, что для обслуживания улично-дорожной сети города Барабинска задействовано 12 единиц техники (трактор МТЗ 80, введенный в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ., имеющий износ 100%; Белорус 82.1, введенный в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ., имеющий износ 10%; ПУМ 4853,, введенный в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ., имеющий износ 100% экскаватор ЭО -2202, введенный в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ имеющий износ 100%; погрузчик ТО-18 (малый), введенный в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ., имеющий износ 100%; погрузчик фронтальный ХСМGZLGZL30G (большой), введенный в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ., имеющий износ 100%; погрузчик фронтальный LONKING CDM308, введенный в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ., имеющий износ 100%; автогрейдер GR-165, введенный в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ имеющий износ 100%; автомобиль ГАЗ 66 с будкой, введенный в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, имеющий износ 100%; автомобиль ГАЗ 53, введенный в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, имеющий износ 100%; КАМАЗ самосвал, введенный в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, имеющий износ 100%; ЗИЛ самосвал, введенный в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, имеющий износ 100%).

При этом, для выполнения бесперебойной работы по содержанию улично-дорожной сети г.Барабинска и обеспечения соблюдений соответствий требований законодательства Российской Федерации безопасности дорожного движения, необходимо дополнительное минимальное количество техники: автогрейдер ДЗ143 (с боковым отвалом) либо аналог 1 единица; поливомоечная машина с щеткой КО829 КДМ -7610 либо аналог 1 единица; фронтальный погрузчик XCMG 1.8 либо аналог 1 единица; снегопогрузчик лаповый Амкадор 37 (DM-09) либо аналог 1 единица; самосвал КАМАЗ 65115 либо аналог 1 единица; подметально-уборочная машина КО806 на шасси КАМАЗ либо аналог 1 единица.

С целью разрешения дефицита специальной техники необходимой для обеспечения соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и принятия мер по устранению выявленных недостатков во временные сроки, установленные требованиям ГОСТ Р 5597-2017, директор МБУ «Городская служба благоустройства» обращался в администрацию города Барабинска с целью выделения дополнительного финансирования для заключения контрактов по привлечению дополнительной техники, принадлежащей 3-им лицам для выполнения работ по уборке и очистке улиц города (л.д.23).

ДД.ММ.ГГГГ. глава города Барабинска Новосибирской области обращался к главе Барабинского района (л.д.27-28), где указал, что имеющееся количество техники (12 единиц) у МБУ «Городская служба благоустройства» не соответствует нормативному обеспечению, установленному ОДМ 218.2.018-2012 «Методические рекомендации по определению необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог при разработке проектов содержания автомобильных дорог», что не позволяет соблюдать обязательные требования законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности при содержании улично-дорожной сети г.Барабинска, как в зимний, так и летний период.

С целью соблюдения указанных требований глава города просил рассмотреть вопрос о выделении средств бюджетного финансирования в размере 149 175 000 руб. для приобретения специальной техники в количестве 28 единиц.

При этом, ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. МБУ «Городская служба благоустройства» были заключены муниципальные контракты, в рамках исполнения которых учреждением были приобретены: 2 сельскохозяйственных колесных трактора Беларус -82.1 с навесным оборудованием, которые постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ. включены в реестр муниципального имущества и закреплены за учреждением на праве оперативного управления.

Согласно муниципальному заданию МБУ «Городская служба благоустройства» на ДД.ММ.ГГГГ плановый ДД.ММ.ГГГГ., утвержденному постановлением администрации города Барабинска от ДД.ММ.ГГГГ., вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ. учреждение обязано производить:

- очистку автобусных установок в зимний период времени 2 раза в неделю;

- вывоз снега из города;

- очистку дорог города от снега, наледи и накатов автогрейдером (регулярно);

- очистка лежачих полицейских в зимний период по городу (регулярно);

-промыв и очистка от снега и наледи водосточных труб;

-посыпка улиц пескосоляной смесью (при выпадении осадков и гололедице);

-посыпка остановок пескосоляной смесью (при выпадении осадков и гололедице);

- полив автомобильных дорог в центральной части города (регулярно).

Согласно положениям расчета объема финансового обеспечения для выполнения муниципального задания на ДД.ММ.ГГГГ. и плановые ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены нормативные затраты, в том числе на услуги по уборке снега в размере 145 000 руб..

С целью очистки улично-дорожной сети г.Барабинска от снега и наледи учреждением заключались контракты по уборке снега, в том числе с <данные изъяты> и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (л.д.____), у которых на момент рассмотрения дела отсутствует специальная техника и возможность в будущем заключения контрактов по оказанию услуг, связанных с уборкой снега, будет рассматриваться при наличии транспортных средств, свободных от основной работы.

Иных подрядчиков, кроме МБУ «Городская Служба благоустройства» готовых оказать услуги по уборке улично-дорожной сети г.Барабинска в зимний и летний период, не установлено; не указали о наличии таких подрядчиков и ответчики.

Таким образом, судом установлено, что МБУ «Городская служба благоустройства», основным видом деятельности которого, в том числе являются работы в сфере дорожной деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, имеющее на праве оперативного управления 14 единиц спецтехники (2 единицы техники приобретены в январе – ДД.ММ.ГГГГ. и 11 единиц из 12 единиц спецтехники, имеющих 100% износ) ненадлежащим образом содержит указанные дороги в зимний период.

Многочисленные нарушения, выявленные в сфере безопасности дорожного движения, законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в том числе и в содержании улично-дорожной сети г.Барабинска Новосибирской области, в течение 2022-2023г. и установленные причины ненадлежащего содержания дорог в зимний период, когда выпадают осадки в виде снега, явились основанием для обращения Барабинского межрайонного прокурора в суд в защиту неопределенного круга лиц.

Выявленные нарушения ГОСТ нарушают права граждан на безопасные условия движения по дорогам, создают угрозу безопасности дорожного движения, способствуют дорожно-транспортным происшествиям, и, следовательно, их устранение направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, что должно обеспечиваться собственником, который в течение длительного времени не принимает достаточные меры по надлежащему обеспечению муниципального бюджетного учреждения города Барабинска Барабинского района Новосибирской области «Городская служба благоустройства» специализированной техникой для содержания улично-дорожной сети, т.е. бездействует, что следует признать незаконным.

Приобретение в январе-феврале 2023г. за счет средств учреждения двух единиц спецтехники, а не за счет средств бюджета, не позволяет содержать автомобильные дороги общего пользования местного значения в надлежащем состоянии и безусловно не может подтверждать, что администрацией были приняты достаточные и надлежащие меры, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения.

Учитывая, что бездействие администрации является длящимся, срок на подачу административного иска прокурором соблюден. Само по себе направление прокурором представлений об устранении нарушений законодательства с необходимостью сообщения о результатах их рассмотрения в прокуратуру, не свидетельствует о пропуске прокурором срока обращения в суд с административным исковым заявлением, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Способ исполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности отнесен к компетенции уполномоченного органа.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить, возложенные на администрацию законом обязанность.

В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).

С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что другого способа для надлежащего содержания улично-дорожной сети г.Барабинска, в том числе в зимнее время, не имеется, так как необходимая специальная техника у учреждения отсутствует, а коммерческие организации и индивидуальные предприниматели на территории г.Барабинска, имеющие в собственности спецтехнику, использующие ее в своей основной деятельности, не всегда заключают контракты и, следовательно, не имеют возможности в полной мере и своевременно предоставлять технику для содержания дорог на улицах города.

Суд, удовлетворяя требования прокурора, считает необходимым указать способ восстановления нарушенного права, что подразумевает необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

При разрешении дела суд применяет материальную норму к спорному правоотношению и в решении указывает, какие конкретно действия орган власти должен произвести, с тем чтобы решение суда не вызывало затруднений при исполнении (абзац 2 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").

Отсутствие (недостаточность) денежных средств для выполнения полного комплекса мер, направленных на устранение нарушений требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения на указанных дорогах, сами по себе не являются основанием для отказа в удовлетворении требований иска прокурора, поскольку исполнение органом местного самоуправления полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения не может быть поставлено в зависимость от наличия соответствующей финансовой возможности.

Данные полномочия являются расходными обязательствами муниципальных образований и должны исполняться таким образом, чтобы жителям муниципального образования и участникам дорожного движения была гарантирована безопасность при передвижении по дорогам, созданы условия для организации дорожного движения на дорогах общего пользования в границах поселения.

В силу статей 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд, определяя срок исполнения решения, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание объем предполагаемых действий, особенности финансирования, а также учитывая характер и существо выявленных нарушений, степень их влияния на обеспечение безопасности дорожного движения, требования разумности, полагает необходимым определить срок исполнения решения в течение 12 месяцев со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с требованиями ст.227 КАС РФ административному ответчику необходимо сообщить об исполнении настоящего решения в суд, в течение 3-х дней со дня его исполнения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по надлежащему обеспечению муниципального бюджетного учреждения города Барабинска Барабинского района Новосибирской области «Городская служба благоустройства» специализированной техникой для содержания улично-дорожной сети города.

Обязать администрацию города Барабинска Барабинского района Новосибирской области (ОГРН ) в срок не позднее 12-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в целях содержания улично-дорожной сети г.Барабинска Новосибирской области:

- обеспечить муниципальное бюджетное учреждение города Барабинска Барабинского района Новосибирской области «Городская служба благоустройства» необходимой специализированной техникой

или

- выделить необходимое финансирование муниципальному бюджетному учреждению города Барабинска Барабинского района Новосибирской области «Городская служба благоустройства» для заключения контрактов на приобретение специализированной техники,

в виде:

-1-го автогрейдера Д 3145 (либо аналог),

-1-ой поливомоечной машины с щеткой К0829Л1-21, КДМ-7610,

-1-го фронтального погрузчика ХСМG-1.8 (либо аналог),

1-го снегопогрузчика лапового Амкадор 37 (либо аналог),

-1-го самосвала КАМАЗ G5115,

-1-ой пометально-уборочной машины КО806 на шасси КАМАЗ (либо аналог).

Администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области в течение 3-х дней со дня исполнения решения суда сообщить о его исполнении в Барабинский районный суд Новосибирской области.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения в Новосибирский областной суд.

Судья Барабинского районного

суда Новосибирской области Е.В.Сафонова

Мотивированное решение изготовлено судом 23.10.2023г.