Дело №2а-7697/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 24 ноября 2020 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего - Воробьевой А.П.
при секретаре судебного заседания - Иванович А.Е.,
с участием истца – ФИО1
представителя административного истца – адвоката Пичугиной С.А.,
представителя административных ответчиков администрации города Тюмени, департамента земельных отношений и градостроительства – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-7697/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, выраженного в уведомлениях о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства, возложении обязанности на административного ответчика выдать соответствующее уведомлении о соответствии,
установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования – для строительства дома и ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ им получено разрешение на строительство нескольких домов на данном участке. Однако, при обращении в 2020 году с уведомлением об окончании строительства, ему ответчиком было направлено уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства. Указывает, что данным решением нарушено его право собственника, какие-либо ограничения на момент приобретения земельного участка, выдачи разрешения на строительство отсутствовали.
Административный истец ФИО1 и его представитель – адвокат Пичугина С.А., действующая на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ№, в судебном заседании заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Представитель также пояснила, что сведения об обременении внесены в ЕГРН лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административных ответчиков администрации города Тюмени, департамента земельных отношений и градостроительства – ФИО2, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражал против заявленных требований по тем основаниям, что поскольку участок расположен в зоне затопления, размещение объекта жилищного строительства на нем недопустимо. Также пояснила, что при выдаче оспариваемого уведомления информация о том, что участок находится в зоне затопления получена с публичной кадастровой карты, эти сведения вносятся туда также Росреестром и находятся в общедоступном пользовании.
Заинтересованные лица Управление Росреестра по Тюменской области, Управа Ленинского АО г. Тюмени представителей для участия в судебном заседании не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела и, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов настоящего административного дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования – для строительства дома и ведения личного подсобного хозяйства, адрес: <адрес>
В 2019 году ФИО1 в границах указанного земельного возведен объект индивидуального жилищного строительства.
Желая ввести жилой дом в эксплуатацию, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Департамент земельных отношений и градостроительства с уведомлением об окончании строительства.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ ответчик сообщил заявителю о несоответствии планируемого объекта строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, со ссылкой на приказ Нижне-Обского бассейного водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ и п. 1 ч. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе, зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Из содержания пункта 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360 (далее - Правила), следует, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил).
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).
В силу ст. 5 ч.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года.
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. К числу таких ограничений, в частности, относится нахождение земельного участка в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления и подтопления (пункт 17).
В силу ч. 6 ст. 67. 1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
В силу части 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Приказом Нижне-Обского бассейного водного управления от 20 июня 2019 года № 100 утверждены границы зон затопления, подтопления территории г. Тюмень, Тюменского и Ярковского районов Тюменской области, в которые входит земельный участок, принадлежащий истцу.
Согласно ответа Управы Ленинского АО г. Тюмени, гидротехнические сооружения, обеспечивающие инженерную защиту от затопления и подтопления земельного участка водами р. Тура, отсутствуют.
В ЕГРН содержатся сведения об установленных ограничениях (обременениях) в отношении земельного участка истца, в том числе, установленных на основании вышеуказанного приказа Нижне-Обского бассейного водного управления от 20 июня 2019 года № 100.
При указанных обстоятельствах, оспариваемое решение (уведомление) основано на требованиях действующего законодательства, ответчики руководствовались сведениями о зонах затопления, имеющихся на публичной кадастровой карте и внесенных в ЕГРН, уведомление принято уполномоченным должностным лицом. Полномочия на принятие оспариваемого решения установлены Положением о департаменте земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени, утвержденном распоряжением администрации г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ№, что отражено также в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № и не требует доказывания в рамках настоящего дела.
Доводы иска о том, что зона затопления установлена после выдачи разрешения на строительство, в связи с чем соответствующие последствия не могут применяться в отношении уже построенного объекта недвижимости, являются несостоятельными, поскольку зона затопления установлена уполномоченным органом, решение которого не оспорено, принятие данного решения после выдачи разрешения на строительство не влечет за собой признание оспариваемого уведомления незаконным. Истец не лишен возможности защиты своего права иным способом в соответствии с действующим законодательством.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, выраженного в уведомлении о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства, возложении обязанности на административного ответчика выдать соответствующее уведомление о соответствии - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ с применением компьютера.
Председательствующий А.П. Воробьева