№ 2а-76/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Островское | 21 февраля 2019 года |
Островский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Белоглазова В.С.,
с участием: административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика- главы Островского сельского поселения ФИО2,
при секретаре Мазиной И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района о признании незаконным и отмене постановления администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении муниципального имущества»,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района о признании незаконным постановления администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении муниципального имущества».
Свои требования административный истец мотивировала тем, что МУП Островского муниципального района «Тепловик» обратился к мировому судье судебного участка № 43 Островского судебного района с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по коммунальным услугам. В качества доказательства, подтверждающего право безвозмездного пользования муниципальным имуществом МУП «Тепловик», представлено постановление администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении муниципального имущества». Административный истец полагала, что данное постановление нельзя считать законным по следующим основаниям. Администрация Островского сельского поселения не является собственником переданных МУП «Тепловик» объектов, мероприятия по взятию на баланс бесхозяйственных объектов инженерной инфраструктуры ею не проводились на протяжении многих лет. Лицензии на недропользование (несмотря на эксплуатацию перечисленных объектов в течение длительного времени) в части добычи и использования питьевой воды ни у одной из ресурсоснабжающих организаций, арендующих объекты инфраструктуры, не имелось и не имеется, у самой администрации Островского сельского поселения лицензия отсутствует, в связи с чем передача в пользование бесхозяйственных объектов инженерной инфраструктуры Островского района в аренду является незаконной.
Администрацией Островского сельского поселения Островского муниципального района не проводились конкурсы на право заключения договоров на эксплуатацию бесхозяйственных объектов инженерной инфраструктуры, а это значит, что администрацией нарушен Федеральный закон № 135 -ФЗ «О защите конкуренции».
Постановление администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении муниципального имущества» нарушает права заявителя, как потребителя, в связи с тем, что ей предоставляются счета на оплату услуг, которые МУП «Тепловик» оказывать не имеет права, так как со стороны администрации Островского сельского поселения незаконно вынесено постановление о передаче в безвозмездное пользование объектов инфраструктуры.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, дополнительно суду пояснила, что администрация Островского сельского поселения не является собственником артезианской скважины, следовательно не может распоряжаться данным имуществом, как своим собственным, а именно передавать его в безвозмездное пользование. По закону при предоставлении объекта в аренду необходимо провести конкурс на право заключения договора пользования, данная процедура проведена не была. Качество поставляемой питьевой воды не соответствует требованиям. Если бы был проведен конкурс, была бы возможность выбора организации, которая надлежащим образом следила бы за имуществом. Данное постановление нарушает ее права, как потребителя. Она обращалась в прокуратуру Костромской области с жалобой о законности утверждения тарифов за водоснабжение и водоотведение МУП «Тепловик», поскольку организация не имеет лицензии на ведение данной деятельности. Из ответа прокуратуры следует, что согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ организация, заключившая договор аренды сроком более чем на 1 год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего, холодного водоснабжения и водоотведения. У МУП «Тепловик» лицензии не имеется. Считает, что администрация Островского сельского поселения не имела права передавать в аренду имущество, не проверив наличие соответствующих документов у организации. Согласно разъяснениям ФАС России по применению ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Правилам проведения конкурсов или аукционов на право заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67 с учетом изменений, внесенных Приказами ФАС России от 20.11.2011 года № 732, от 30.03.2012 года № 203 имущество передается в аренду по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта.
Представитель административного ответчика ФИО2 административные исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрация имела право на период 30 дней передать имущество в эксплуатацию без проведения конкурса. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении муниципального имущества» имело срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, позже администрацией Островского муниципального района было вынесено другое постановление о передаче муниципального имущества. Законодательством не запрещено передавать бесхозяйную вещь в пользование ресурсоснабжающим организациям до признания права муниципальной собственности на неё. Обжалуемое заявителем постановление вынесено законно и ничьих прав не нарушает. В настоящее время ведется процедура признания спорной артезианской скважины бесхозяйным имуществом для того, чтобы в последующем зарегистрировать её в Управлении Росреестра, как муниципальную собственность. ДД.ММ.ГГГГ Островским районным судом было вынесено решение об обязании администрации Островского муниципального района поставить спорный объект недвижимости на учет в качестве бесхозяйной вещи. Артезианская скважина была передана в пользование МУП «Тепловик», как единственной ресурсоснабжающей организации на территории Островского района. Наличие лицензии на техническое обслуживание объекта и право предоставлять ресурс в данном случае законом не предусмотрено. Объект недвижимости- артезианская скважина № был передан на основании п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».Передавая объект в аренду, администрация Островского сельского поселения руководствовалась ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Полномочия о постановке на учет объектов недвижимости, расположенных на территории сельского поселения, возложены на администрацию Островского сельского поселения. Заявление в Управление Росреестра по Костромской области по спорному объекту еще не подано. Кадастровые работы ведутся, но на сегодняшний день ещё не окончены. Прокуратура обращалась в суд с заявлением об обязании администрации Островского муниципального района поставить спорный объект на учет, как бесхозяйную вещь, с последующей его регистрацией в Управлении Росреестра по Костромской области.
Представитель заинтересованного лица- директор МУП «Тепловик» ФИО3 о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Административные исковые требования не признала. Ссылаясь на Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ходатайстве указала, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на административный иск указал, что ФИО1 неоднократно обращалась в Управление ФАС по Костромской области по вопросу смены ресурсоснабжающей организации МУП «Ресурс» Александровского сельского поселения на МУП «Тепловик» Островского (центрального)сельского поселения (услуги тепло-, водоснабжения, водоотведения) без уведомления потребителей, отсутствии конкуренции среди ресурсоснабжающих организаций, по вопросу заключения договоров с МУП «Тепловик» на оказание услуг по вывозу ТКО, по вопросу передачи объектов коммунального имущества (системы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения), принадлежащих администрации Островского сельского поселения, расположенных в д.Гуляевка, администрации Островского муниципального района, и дальнейшей их передачи без проведения конкурсных торгов в аренду для эксплуатации и получении прибыли МУП «Тепловик» администрации Островского муниципального района, а также с жалобой руководителю Костромского УФАС на решение заместителя руководителя Костромского УФАС России об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. По всем заявлениям и жалобам заявителя ФИО1 Костромским УФАС России были проведены проверки, в ходе которых в действиях (бездействии) администрации Островского сельского поселения, администрации Островского муниципального района нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.
Суд, изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1 ст.28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Согласно ч.1 ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Из ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в частности, на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Как следует из вышеуказанных норм названных Федеральных законов, содержащиеся в них требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.
Статья 28.1 Закона о теплоснабжении, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным в Определении Верховного Суда РФ от 31.07.2017 N 303-КГ17-4054 по делу N А24-1728/2016, действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.
Судом установлено, что постановлением администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении муниципального имущества» администрацией Островского сельского поселения предоставлено в безвозмездное пользование МУП Островского (центрального) сельского поселения «Тепловик» муниципальное имущество (объекты коммунальной инфраструктуры) согласно прилагаемому перечню сроком на 1 месяц, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.2 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
В силу ч.5 ст.8 вышеназванного Закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Из п.6 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Из материалов дела следует, что решением собрания депутатов Островского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «МУП «Тепловик» наделен статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения, как единственного поставщика данного ресурса на территории муниципального образования Островский муниципальный район.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о несостоятельности довода заявителя о незаконности передачи Островским сельским поселением в пользование бесхозяйственных объектов инженерной инфраструктуры Островского района в аренду, поскольку действующее законодательство не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.
Довод заявителя о том, что администрацией Островского сельского поселения в нарушение Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не проводились конкурсы на право заключения договоров на эксплуатацию бесхозяйственных объектов инженерной инфраструктуры, также не может быть признан обоснованным в силу следующего.
Законом Костромской области от 20.09.2017 года № 283-6-ЗКО «О внесении изменений в статью 1 Закона Костромской области «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом исключены из компетенции сельских поселений и отнесены к компетенции муниципальных районов.
В целях реализации указанного закона Костромской области сельскими поселениями Островского района по соглашению сторон были расторгнуты договоры аренды муниципального имущества коммунальной инфраструктуры и данное имущество возвращено в казну сельских поселений.
Согласно постановлению администрации Костромской области от 29.01.2018 года № 22-а "О разграничении муниципального имущества между Островским муниципальным районом Костромской области и сельскими поселениями Островского муниципального района Костромской области" в собственность Островского муниципального района передано, в том числе, и имущество Островского сельского поселения.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Из обжалуемого постановления администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении муниципального имущества» следует, что администрацией Островского сельского поселения муниципальное имущество (объекты коммунальной инфраструктуры) было предоставлено в безвозмездное пользование МУП «Тепловик» на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на срок не более чем 30 календарных дней, что не требовало проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров.
Данным постановлением администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района не нарушены и не оспорены какие-либо права, свободы и законные интересы административного истца ФИО1, также не созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов, не допущено незаконного возложения каких-либо обязанностей. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района о признании незаконным и отмене постановления администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении муниципального имущества».
Руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района о признании незаконным и отмене постановления администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении муниципального имущества-отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Островский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья В.С.Белоглазов