дело № 2а-76/2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2019 года г. Кашин
Кашинский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Мариной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Культяковой Е.И.,
с участием представителя административного истца И.о. директора МУП Кашинского района «Водоканал» ФИО1,
представителя административного ответчика - начальника отдела – Старшего судебного пристава ОСП по Кашинскому и Кесовогорскому районам УФССП России по Тверской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Кашинского городского суда Тверской области административное дело по административному исковому заявлению МУП Кашинского района «Водоканал» о признании незаконным и отмене постановления начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Кашинскому и Кесовогорскому районам УФССП России по Тверской области ФИО2 о взыскании исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
административный истец МУП Кашинского района «Водоканал» обратился в суд с указанным иском, мотивировав его тем, что решением Кашинского городского суда Тверской области от 28.06.2018г. удовлетворены исковые требования Кашинского межрайонного прокурора об обязании МУП «Водоканал» обеспечить водоснабжение в с.Савцыно Уницкого сельского поселения Кашинского района Тверской области в соответствии с требованиями СанПиН. На МУП Кашинского района «Водоканал» возложена обязанность в срок до 01.09.2018г. обеспечить предоставление питьевого водоснабжения жителей с. Савцыно надлежащего качества в соответствии с нормами СанПиН. Поскольку МУП «Водоканал» не смогло исполнить решение суда в установленный в нем срок в связи с небольшим периодом времени для исполнения, то предприятие в октябре 2018 года обратилось в Кашинский городской суд Тверской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения, которое было оставлено без рассмотрения. ОСП по Кашинскому и Кесовогорскому районам УФССП России по Тверской области не приняло во внимание данные обстоятельства и вынесло постановление о взыскании с предприятия исполнительского сбора по неимущественному требованию в размере 50 000 рублей и установлении нового срока для исполнения. 16.01.2019г. судом вынесено определение о предоставлении МУП «Водоканал» отсрочки исполнения решения до 30.06.2019г. У МУП «Водоканал» отсутствует умысел на неисполнение решения суда, а имеются обстоятельства, при которых решение суда не может быть исполнено в срок, доказательства которых были представлены суду при рассмотрении заявления об отсрочке 16.01.2019г. Поскольку судебным приставом ОСП по Кашинскому и Кесовогорскому районам УФССП России по Тверской области постановление о взыскании с предприятия исполнительского сбора вынесено преждевременно без предоставления времени и возможности должнику повторно обратиться в суд за рассрочкой, то просил суд отменить постановление от 12.11.2018г. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №14787/18/69011-ИП от 07.09.2018 года.
В судебном заседании представитель административного истца И.о.директора МУП Кашинского района «Водоканал» ФИО1 поддержал исковые требования и пояснил, что при подаче заявления в октябре 2018 года в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, он заявление в службу судебных приставов об отложении совершения исполнительных действий по возбужденному в отношении предприятия исполнительного производства не подавал. Причиной послужило то, что он находился на больничном, а штатных юристов у предприятия не имеется, в связи с чем представители предприятия не знали, что такое заявление необходимо подавать в службу судебных приставов. Сумма исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в два раза больше тех затрат, которые необходимо будет потратить на исполнение решение суда.
Представитель административного ответчика начальник отдела – старший судебный пристав ОСП по Кашинскому и Кесовогорскому районам УФССП России по Тверской области ФИО2 исковые требования в судебном заседании не признал, пояснив, что все исполнительные действия совершены в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.
Привлеченное определением Кашинского городского суда Тверской области от 25 января 2019 года в соответствии с ч.2 ст.221 КАС РФ и п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» к участию в деле в качестве второго административного ответчика УФССП России по Тверской области, извещенное заранее и надлежащим образом о месте, дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайство об отложении дела слушанием не представило.
На основании положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участников процесса.
Выслушав объяснения сторон, оценив материалы дела в совокупности с требованиями статей 59-62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц службы судебных приставов подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом.
Согласно частям 1, 2 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных настоящим Кодексом, или ответственность, установленную федеральными законами.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, определены Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Часть 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ устанавливает, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Анализ изложенных норм закона свидетельствует о том, что основанием для взыскания исполнительского сбора является, в том числе неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, при отсутствии доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 года №13-П должник должен надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ.
Из объяснений представителя административного истца ФИО1 в судебном заседании следует, что он обжалуемое постановление получил 18 января 2019 года, что не отрицалось представителем административного ответчика, в связи с чем суд полагает, что административным истцом срок обращения с административным иском в суд 25 января 2019 года не пропущен.
Установлено, что решением Кашинского городского суда Тверской области от 28 июня 2018 года, вступившего в законную силу 03 августа 2018 года, исковые требования Кашинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к МУП «Водоканал» об обязании обеспечить водоснабжение в с. Савцыно Уницкого сельского поселения Кашинского района Тверской области в соответствии с требованиями СанПиН удовлетворены. На Муниципальное унитарное предприятие Кашинского района «Водоканал» возложена обязанность в срок до 01 сентября 2018 года обеспечить предоставление питьевого водоснабжения жителей с. Савцыно Уницкого сельского поселения Кашинского района Тверской области надлежащего качества в соответствии с нормами СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
На основании исполнительного листа №ФС 015617814, начальником отдела – старшим судебным приставом ОСП по Кашинскому и Кесовогорскому районам УФССП России по Тверской области ФИО2 07 сентября 2018 года возбуждено исполнительное производство №14787/18/69011-ИП, о чем вынесено соответствующее постановление и вручено должнику, что подтверждается списком корреспонденции, направляемой почтовой связью и сведениями из АИС ФССП России.
Указанным постановлением судебным приставом-исполнителем должнику МУП «Водоканал» установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований. В пункте 3 постановления отражено, что в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения и не предоставления доказательств того, что исполнение было невозможным, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации составляет 50 000 рублей.
Определением Кашинского городского суда Тверской области от 29 октября 2018 года, вступившем в законную силу 14 ноября 2018 года, заявление МУП Кашинского района «Водоканал» от 15 октября 2018 года о предоставлении отсрочки исполнения решения от 28 июня 2018 года оставлено без рассмотрения, так как было подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на подписание и предъявление заявления.
12 ноября 2018 года начальником отдела – старшим судебным приставом ОСП по Кашинскому и Кесовогорскому районам УФССП России по Тверской области ФИО2 вынесено постановление о взыскании с МУП «Водоканал» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, поскольку исполнительный документ должником МУП «Водоканал» в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено.
Определением Кашинского городского суда Тверской области от 16 января 2019 года, МУП Кашинского района «Водоканал» предоставлена отсрочка исполнения решения Кашинского городского суда Тверской области от 28 июня 2018 года до 30 июня 2019 года на основании заявления предприятия от 20 декабря 2018 года.
В силу ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 указанного Федерального закона).
Согласно ч.3 ст.112 вышеназванного Федерального Закона, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ).
Однако, должником в установленный законом срок для добровольного исполнения требования, предусмотренные вышеуказанным исполнительным документом, не были исполнены. Доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, либо подтверждения того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения, не представлены.
Представитель административного истца в судебном заседании не отрицал тот факт, что знал о возбужденном в отношении предприятия 07 сентября 2018 года исполнительном производстве, невозможности исполнения решения суда в срок, установленный данным решением и соответственно необходимостью обращения в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения. Однако, подавая 15 октября 2018 года заявление в суд об отсрочке исполнения решения суда, службу судебных приставов о данном действии не известил, соответствующих документов туда не направил, письменного заявления об отложении совершения исполнительных действий не подавал.
Учитывая вышеизложенное и пояснения сторон, суд полагает, что судебный пристав-исполнитель ФИО2 обоснованно 12 ноября 2018 года вынес постановление о взыскании с МУП «Водоканал» исполнительского сбора.
Довод представителя административного истца о том, что сумма сбора больше той суммы, которую необходимо будет затратить на исполнение решения суда, к предмету данного спора не относится, в связи с чем судом при принятии решения не учитывается.
Некорректная работа сотрудников МУП «Водоканал», нахождение ФИО1 на больничном относится к внутренней организационной проблеме МУП «Водоканал», поэтому не признаются судом в качестве уважительной причины неподачи заявления в службу судебных приставов об отложении совершения исполнительных действий.
При принятии решения суд учитывает, что повторное обращение МУП «Водоканал» в суд за отсрочкой последовало более чем через месяц после вступления в силу определения суда об оставлении без рассмотрения первоначального заявления о предоставлении отсрочки.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления МУП Кашинского района «Водоканал» о признании незаконным и отмене постановления начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Кашинскому и Кесовогорскому районам УФССП России по Тверской области ФИО2 о взыскании исполнительского сбора - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Судебную коллегию по административным делам Тверского областного суда, с подачей жалобы через Кашинский городской суд Тверской области со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 31 января 2019 года.
Председательствующий: