ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-76/2017 от 13.02.2017 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2а-76/2017

г. Абакан 13 февраля 2017 г.

Абаканский городской суд Республики Хакасии в составе:

председательствующего Земба М.Г.

при секретаре Сандыковой К.А.,

с участием представителя административного истца Чеботарева В.А.,

представителя административного ответчика Самсоновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Азаурашвили Г.Г. к Департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Азаурашвили Г.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана (далее – ДГАЗ Администрации г. Абакана, Департамент) о признании решения незаконным, мотивируя требования тем, что 22.07.2016 заместитель начальника ДГАЗ Администрации г. Абакана принял решение об отказе в выдаче разрешения Азаурашвили Г.Г. на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Административный истец полагает, что данное решение уполномоченного органа не соответствует п. 2.9.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Абакана», утвержденного Постановлением Администрации г. Абакана № 748 от 08.04.2015, и нарушает его права и охраняемые законом интересы. Руководствуясь положениями вышеуказанного Регламента, административный истец обратился в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламного щита на стене здания, расположенного по адресу: <адрес>. К заявлению, в соответствии с разделом 2.6 Регламента, были приложены все необходимые документы. Между тем основанием для отказа административный ответчик указал пп. 1 п. 2.9.1 – отсутствие документов, предусмотренных п. 2.6.1 Регламента. При этом п.п. 2.6.1, 2.9 Регламента не содержат требования о предоставлении решения собственников помещений многоквартирного дома. Документом, подтверждающим согласие собственников на установку рекламной конструкции, является протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, который был представлен уполномоченному органу. Азаурашвили Г.Г. полагает, что оспариваемый отказ является незаконным, нарушающим его право на установку рекламной конструкции, и просит признать решение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, оформленное письмом заместителя начальника ДГАЗ Администрации г. Абакана от 22.07.2016 , незаконным, обязать административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Административный истец Азаурашвили Г.Г. в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте его проведения надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении, направил для участия в судебном заседании представителя. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца с участием его представителя.

В судебном заседании представитель административного истца Чеботарев В.А., действующий на основании доверенности от 16.05.2016, требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям. Просил административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Самсонова Н.А., действующая на основании доверенности от 27.12.2016, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных Азаурашвили Г.Г. требований, предоставила отзыв на административный иск, в котором указано, что Департамент не согласен с заявленными требованиями, считает, что основания для отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции имеются, а именно имеется невозможность установки рекламной конструкции в связи с тем, что на парапете уже размещена конструкция с информационным содержанием, что является препятствием в выдаче разрешения. Поскольку Департамент не обладает полномочиями по демонтажу вывесок, освободить место орган местного самоуправления самостоятельно не вправе. Кроме того, в решении об отказе Департамент сообщил о том, что в силу ч. 11 ст. 19 Закона о рекламе к заявлению должно прилагаться подтверждение в письменной форме согласия собственника недвижимого имущества на присоединение рекламной конструкции. В данном случае таким документом является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Указывая на отсутствие приложенных решений собственников помещений, специалист имел в виду собственников встроено-пристроенных нежилых помещений, так как именно они являются пользователями парапета и их права и интересы, в первую очередь, будут затронуты размещением конструкций, поскольку в силу пункта 2.9.2 Норм и Правил благоустройства муниципального образования город Абакан, утвержденных решением Совета депутатов города Абакана от 18.09.2012 № 445, при наличии в здании арендуемых помещений собственник здания или части помещений должен согласовывать с органами архитектуры схему размещений рекламных конструкций и вывесок с учетом количества арендаторов. Департамент, выдав испрашиваемое разрешение, создаст нарушение прав и интересов других арендаторов встроенно-пристроенных нежилых помещений, выраженное в отсутствии необходимого места для размещения их конструкций. Заявитель ранее уже обращался за согласованием вывески. Письмами от 21.03.2016г. , от 06.07.2016г. Департамент сообщал, что для согласования размещения вывески необходимо предоставить комплексное решение размещения вывесок и рекламных конструкций на фасаде здания с учетом интересов всех арендаторов. Не найдя согласия между собственниками нежилых помещений, заявителем был изменен эскиз конструкции на рекламный в целях получения возможности размещения рекламной конструкции без согласования с другими арендаторами. Таким образом, возникла ситуация, при которой орган местного самоуправления, восстанавливая права одного лица, создает условия для нарушения прав других лиц. Административный ответчик полагает, что заявителем выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права – спор необходимо разрешать между собственниками встроено-пристроенных нежилых помещений. На основании изложенного представитель Департамента просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их совокупности, установив подлежащие доказыванию обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 16 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в случае отказа органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в выдаче разрешения заявитель в течение трех месяцев со дня получения такого решения вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из административного иска, Азаурашвили Г.Г. оспаривает решение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, оформленное письмом заместителя начальника ДГАЗ Администрации г. Абакана от 22.07.2016 . В суд административный иск направлен 09.08.2016, что следует из почтового штемпеля на конверте, то есть в пределах установленного срока.

По смыслу ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии указанной совокупности условий в удовлетворении требований надлежит отказать.

Частью 3 ст. 17 Конституции РФ провозглашено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

Как установлено решением Абаканского городского суда от 10.08.2016, вступившим в законную силу 17.01.2017, Азаурашвили Г.Г. является собственником помещения в доме <адрес>.

В соответствии с п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Частью 5 ст. 19 Закона о рекламе предусмотрено, что в случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

В силу ч. 9 ст. 19 указанного Закона установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

На основании п. 38 ст. 9 Устава города Абакана, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 28.12.2005 № 222, Департамент ГАЗ Администрации г. Абакана является уполномоченным органом в системе органов местного самоуправления на выдачу разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

13.07.2016 Азаурашвили Г.Г. обратился в ДГАЗ Администрации г. Абакана с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции: рекламного щита на стене здания в г. Абакане по адресу: <адрес> на срок действия 5 лет, общей площадью 8,8 кв.м.

Письмом заместителя начальника ДГАЗ Администрации г. Абакана от 22.07.2016 в выдаче разрешения отказано со ссылкой на пп. 1 п. 2.9.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Абакана» - отсутствие документов, предусмотренных п. 2.6.1 Регламента.

Проверяя указанное решение на предмет законности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 11 ст. 19 Закона о рекламе к заявлению на установку и эксплуатацию рекламной конструкции прилагаются:

1) данные о заявителе – физическом лице.

2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Постановлением Администрации г. Абакана от 08.04.2015 № 748 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Абакана» (далее – Регламент).

В п. 2.9.1 Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции:

1) отсутствие документов, предусмотренных пунктами 2.6.1, 2.6.2, 2.7.1 настоящего Регламента;

2) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

3) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе определяется схемой размещения рекламных конструкций);

4) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

5) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа;

6) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;

7) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 статьи 19 Закона о рекламе.

Указанные основания дублируют основания для отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, установленные в ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе.

В разделе 6 Регламента приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем, а именно, согласно п. 2.6.1 Регламента, к заявлению должны быть приложены:

- данные о заявителе – физическом лице (копия документа, удостоверяющего личность); документ, удостоверяющий право (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с запросом обращается представитель заявителя;

- подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

- фотомонтаж рекламной конструкции в предполагаемом месте размещения; эскиз рекламной конструкции в цвете с размерами и описанием материала изготовления;

- схема размещения рекламной конструкции с привязкой на местности с указанием расстояния до других рядом стоящих объектов (знаков дорожного движения, зданий, сооружений и т.д.) на расстоянии 100 м до и после конструкции – для отдельно стоящих рекламных конструкций, с указанием расстояния до уже размещенных рекламных конструкций на отдельном конструктивном элементе здания, сооружения (фасад, торец, крыша) – для рекламных конструкций, размещаемых на зданиях и сооружениях;

- проект рекламной конструкции (конструктивное решение конструкции, чертежи фундаментов, узлов крепления, расчет конструкции, размер и описание материала изготовления информационного поля, в случае проектирования рекламной конструкции с подсветом – также электротехнические решения (электрооборудование, электроосвещение).

Из материалов дела следует, что к заявлению от 13.07.2016 г. Азаурашвили Г.Г. приложил следующие документы: копия паспорта; копия протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>; эскиз рекламной конструкции; расчет рекламной конструкции; квитанция об уплате госпошлины за выдачу разрешения на установку рекламы.

Таким образом, все документы, предусмотренные в п. 2.6.1 Регламента административным истцом при подаче заявления о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции были приложены, в том числе решение собственников многоквартирного дома <адрес>, изложенное в протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 17.02.2016. Следовательно, оснований для отказа Азаурашвили Г.Г. в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на стене дома <адрес>, предусмотренных пп. 1 п. 2.9.1 Регламента у Департамента не имелось.

Указание в оспариваемом решении от 22.07.2016 на то, что в приложенных архитектурно-строительных решениях параметры рекламной конструкции отличаются от параметров, указанных в протоколе общего собрания собственников помещений, не может являться основанием для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения, поскольку такое основание не предусмотрено ни в п. 2.9.1 Регламента, ни в ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе.

Кроме того, суд полагает необходимым обратить внимание, что решением общего собрания от 17.02.2016 административному истцу разрешена установка информационной вывески «<данные изъяты>» на фасаде дома со стороны проезжей части <адрес> размером: высота 150 см., ширина 800 см., а в расчете рекламного щита его размеры составляют длина 8 м., высота 1,1 м, что меньше разрешенного собственниками многоквартирного дома, и не может нарушать их права и законные интересы по пользованию общим имуществом.

В решении от 22.07.2016 также указано, что при обследовании предложенного места под установку рекламной конструкции специалистом ДГАЗ Администрации г. Абакана установлено, что на парапете нежилой части здания, находящегося по адресу: <адрес>, отсутствуют рекламно-информационные щиты с названиями брендов. На парапете размещены конструкции существующего магазина, информация рекламного характера отсутствует. Дополнительная установка рекламной конструкции в соответствии с представленным эскизом не представляется возможным.

Данное основание для отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в нарушение ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе административным ответчиком не мотивировано и не предусмотрено в п. 2.9.1 Регламента. Вместе с тем протоколом общего собрания собственников помещений дома от 17.02.2016 принято решение демонтировать рекламно-информационные щиты с названиями брендов, что исключает невозможность установления рекламной конструкции.

Доводы представителя административного ответчика о необходимости представления Азаурашвили Г.Г. в Департамент на основании п. 2.9.2 Норм и Правил благоустройства муниципального образования город Абакан, утвержденных решением Совета депутатов города Абакана от 18.09.2012 № 445 согласия всех арендаторов встроено-пристроенных нежилых помещений на размещение рекламной конструкции, поскольку именно они являются пользователями парапета и их права и интересы, в первую очередь, будут затронуты размещением конструкций, суд во внимание не принимает.

Так, в соответствии с абзацем 2 п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Поскольку в оспариваемом решении от 22.07.2016 ссылки на приведенное представителем административного ответчика основание указано не было, суд ему оценку не дает. Кроме того, необходимость предоставления такого согласия в разделе 6 Регламента не приведена.

По этим же основаниям суд считает несостоятельным довод представителя Департамента о том, что решением собственников многоквартирного дома от 17.02.2016 Азаурашвили Г.Г. разрешена установка информационной вывески, тогда как административный истец просит выдать ему разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Обобщая изложенное, на основании установленных по делу обстоятельств, проанализированных положений законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Азаурашвили Г.Г. о признании решения Департамента об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выраженного в письме от 22.07.2016 , незаконным, поскольку данное решение не соответствует ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе и п. 2.9.1 Регламента, нарушает права административного истца на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Суд полагает возможным применить восстановительную меру в виде обязания административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Азаурашвили Г.Г. путем выдачи ему разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на основании заявления от 13.07.2016 в порядке, установленном Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Абакана», утвержденным постановлением Администрации города Абакана от 08.04.2015 № 748.

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые в силу ч. 1 ст. 103 КАС РФ состоят, в том числе, из государственной пошлины.

На основании квитанций , от 13.05.2016 Азаурашвили Г.Г. уплачена государственная пошлина за подачу административного иска в размере 300 руб., которая с учетом результата рассмотрения дела подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Азаурашвили Г.Г. удовлетворить.

Признать решение Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выраженное в письме от 22 июля 2016 г. , незаконным

Обязать Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Азаурашвили Г.Г. путем выдачи ему разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на основании заявления от 13 июля 2016 г. в порядке, установленном Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Абакана», утвержденным постановлением Администрации города Абакана от 08 апреля 2015 № 748.

Обязать Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Абаканский городской суд, Азаурашвили Г.Г. в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Взыскать с Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана в пользу Азаурашвили Г.Г. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.

Председательствующий М.Г. Земба

Мотивированное решение составлено и подписано 17 февраля 2017 г.

Судья М.Г. Земба