Дело № 2а-76/2021
УИД: 05RS0020-01-2021-000004-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2021 года с. Юбилейное, Кизлярского района РД
Судья Кизлярского районного суда Республики Дагестан Коваленко И.В., при секретаре судебного заседания Сапаевой Д.А., с участием заместителя прокурора г.Кизляра РД Канбулатова З.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора г.Кизляра РД Канбулатова З.Э. в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО СП «сельсовет Аверьяновский» Кизлярского района РД о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении требований законодательства в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения и обязании устранить выявленные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности прокурора г.Кизляра РД Канбулатов З.Э. в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО СП «сельсовет Аверьяновский» Кизлярского района РД о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в рамках осуществления надзорных мероприятий прокуратурой города Кизляра проведена проверка исполнения требований законодательства в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований сельских поселений муниципального района «Кизлярский район». В ходе проверки установлено, что на официальном сайте администрации сельского поселения отсутствует информация о принятии и реализации муниципальных программ в области предупреждения пожаров, спасения людей и имущества от пожаров на территории сельского поселения. Кроме того, анализ представленной на официальном сайте администрации МО СП « сельсовет Аверьяновский» информации позволяет охарактеризовать её как недостаточную и неактуальную, что затрудняет пользователям сайта получить исчерпывающие ответы на интересующие их вопросы.
Просил признать незаконным бездействие администрации «сельсовет Аверьяновский» Кизлярского района РД, обязать административного ответчика: устранить выявленные нарушения требований федерального законодательства в области предупреждения пожаров, спасения людей и имущества от пожаров; провести в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, следующие работы по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения: разработать и осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования сельского поселения и объектов муниципальной собственности; обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; организовать обучение населения мерам пожарной безопасности; организовать пропаганду в области пожарной безопасности; содействовать распространению пожарно-технических знаний; разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; разработать и утвердить муниципальную программу «Предупреждение пожаров, спасение людей и имущества от пожаров на территории сельского поселения», положение «Первичные меры пожарной безопасности на территории сельского поселения» и Правила предупреждения пожаров, спасения людей и имущества от пожаров на территории сельского поселения. Указанные сведения своевременно разместить в сети Интернет на официальном сайте администрации сельского поселения.
В порядке ст.50 КАС РФ к участию в деле в качестве специалиста привлечен представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по республике Дагестан – отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 8 по г.Кизляр, Кизлярскому и <адрес>м ФИО4, который представил в суд материалы надзорного производства в отношении МО СП «сельсовет Аверьяновский» и подтвердил отсутствие разработанного плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Представитель административного истца – заместитель прокурора г. Кизляра Канбулатов З.Э. требования административного иска просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика - глава администрации «сельсовет Аверьяновский» Кизлярского района, РД в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, его неявка не препятствует рассмотрению дела (ч.2 ст.150 КАС РФ).
Исследовав материалы дела, считаю, что требование административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абзац четвертый); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац пятый).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Как установлено частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 63 указанного Федерального закона.
В силу ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится содействие обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит: общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе: информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что на администрацию сельского поселения «сельсовет Аверьяновский» возложена обязанность, в том числе по исполнению требований законодательства в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в решении по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав свобод и законных интересов административного истца, и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Как следует из административного иска, прокурор просил обязать ответчика устранить выявленные нарушения в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Вместе с тем, в заявлении не приведены обоснования обязанности исполнения решения ответчиком в указанные сроки.
По мнению суда, установление месячного срока исполнения решения суда с момента вступления его в законную силу, может повлечь за собой объективную невозможность исполнения судебного постановления.
Суд по своей инициативе вправе установить определенный порядок и срок исполнения решения суда.
В целях исключения обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд счел возможным установить срок исполнения решения суда: в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При установленных по делу обстоятельствах, данный срок исполнения решения, по мнению суда, является разумным.
При наличии объективных причин, невозможности исполнения решения суда в установленный срок, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в порядке ст.358 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 180, 227, 291-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление и.о.прокурора г. Кизляра в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО СП «сельсовет Аверьяновский» Кизлярского района РД удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО СП «сельсовет Аверьяновский», выразившееся в неисполнении требований законодательства в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, незаконным.
Обязать устранить выявленные нарушения требований федерального законодательства в области предупреждения пожаров, спасения людей и имущества от пожаров;
провести в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, следующие работы по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения:
разработать и осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования сельского поселения и объектов муниципальной собственности;
обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; организовать обучение населения мерам пожарной безопасности;
организовать пропаганду в области пожарной безопасности;
содействовать распространению пожарно-технических знаний;
разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
разработать и утвердить муниципальную программу «Предупреждение пожаров, спасение людей и имущества от пожаров на территории сельского поселения», положение «Первичные меры пожарной безопасности на территории сельского поселения» и Правила предупреждения пожаров, спасения людей и имущества от пожаров на территории сельского поселения.
Указанные сведения своевременно разместить в сети Интернет на официальном сайте администрации сельского поселения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Дагестан через Кизлярский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.В.Коваленко