дело №2а-770/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Лазаревское г. Сочи 19 марта 2020 года
Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
Судьи Радченко Д.В.
при секретаре Нибо М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту по надзору строительной сфере Краснодарского края о признании недействительным акта государственного органа,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с административным иском к департаменту по надзору строительной сфере Краснодарского края, в котором просит признать недействительным акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
В обоснование доводов указала на то, что ей принадлежит по праву собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: г. ФИО2, <адрес>. ФИО1 на указанном земельном участке возвела объект капитального строительства в соответствии со всей разрешительной документаций, полученной от органа местного самоуправления, и прошедшей согласование в ФСО РФ. Вместе с тем, при проверке земельного участка департаментом по надзору строительной сфере Краснодарского края выявлены нарушения, которые отражены в акте проверки <данные изъяты>. Считает, что указанный акт нарушает ее права и законные интересы, в связи с чем подлежит отмене.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, представитель административного истца заявленные требования поддержала, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель департамента по надзору строительной сфере Краснодарского края в назначенное судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, с учетом положений ст.150 КАС РФ находит возможным рассмотреть дело при данной явке сторон.
Выслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить предъявленные требования по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административному истцу ФИО3 по праву собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: г. ФИО2, <адрес>.
На указанном земельном участке расположен объект капитального строительства, возведенный ФИО3
Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края проведена проверка земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г. ФИО2, <адрес>, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ составлен акт №.
Однако суд считает данный акт, составленный по результатам проведенной проверке, незаконным и нарушающим права административного истца.
Департамент строительства Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции региональную политику в области строительства, а также организацию и проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (пункт 1.1 Положения, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 декабря 2015 года N 1170).
Согласно п. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1.1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2, подпунктом "б" или "в" пункта 3 части 5 настоящей статьи, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В отношении указанных в настоящей части объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учетом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.
Исходя из указанных норм и материалов дела проведение проверки, по результатам которой составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, относится к случаю, указанному в п. 1.1 ст.54 Градостроительного кодекса РФ – проведение проверки на основании обращения органа местного самоуправления.
Как предусмотрено пунктом 1.4 Административного регламента осуществления департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края регионального государственного строительного надзора, утвержденного приказом Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 19.04.2019 N 28, предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Таким образом, орган государственного строительного надзора Краснодарского края уполномочен проверять объект капитального строительства на соответствие его параметров предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, отделом государственного строительного надзора по г. Сочи департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края проведена проверка объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, и не выявлено нарушений в части предельных параметров разрешенного строительства, согласованного администрацией г. Сочи в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ№, а также иных обязательных требований, установленных другими муниципальными (нормативными) правовыми актами.
При этом, в качестве нарушения указано то обстоятельство, что с ФСО РФ (ФСБ РФ) согласовано строительство объекта количеством этажей – 2, в то время как на момент проведения проверки выполнено устройство несущего железобетонного каркаса здания с количеством этажей – 3, из них один подземный.
Таким образом, как посчитал административный ответчик, возведение ФИО3 подземного этажа при строительстве объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, не согласовано ФСО РФ.
При этом, департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края не учтено следующего.
Исходя из анализа норм земельного и градостроительного законодательства, обязанность по согласованию строительства индивидуальных жилых домов с Федеральной службой охраны РФ в зоне «ОЦ-1», где и расположен объект проверки, не предусмотрена.
В части регулирования порядка строительства или реконструкции объектов капитального строительства Федеральной службой охраны РФ действует административный регламент предоставления Федеральной службой охраны Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, строительство и реконструкцию которых планируется осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении ФСО России, и выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов, утвержденный Приказ ФСО России от 29.06.2017 N 357.
Пункт 19 указанного регламента содержит закрытый перечень возможных результатов предоставления такой государственной услуги: 1) выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства, индивидуального жилищного строительства (далее именуется - разрешение на строительство); 2) отказ в выдаче разрешения на строительство; 3) выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства, индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию (далее именуется - разрешение на ввод в эксплуатацию); 4) отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию; 5) продление срока действия разрешения на строительство; 6) отказ в продлении срока действия разрешения на строительство; 7) внесение изменений в разрешение на строительство или в разрешение на ввод в эксплуатацию; 8) отказ во внесении изменений в разрешение на строительство или в разрешение на ввод в эксплуатацию; 9) выдача дубликата разрешения на строительство или разрешения на ввод в эксплуатацию; 10) исправление технических ошибок в разрешении на строительство или в разрешении на ввод в эксплуатацию; 11) отказ в исправлении технических ошибок в разрешении на строительство или в разрешении на ввод в эксплуатацию.
Таким образом, отсутствие прямого указания ФСО РФ на согласование строительства подземного этажа в объекте капитального строительства нельзя рассматривать как нарушение обязательных требований, установленных муниципальными (нормативными) правовыми актами, на проверку которых уполномочен орган государственного строительного надзора Краснодарского края в силу п. 1.1 ст.54 Градостроительного кодекса РФ, а также п. 1.4 административного регламента, утвержденного приказом Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 19.04.2019 N 28.
На основании анализа имеющихся письменных разъяснений Федеральной службы охраны РФ и запросов департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства города Сочи, суд находит, что вывод отдела государственного строительного надзора по г. Сочи департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края о нарушении ФИО3 предельных параметров разрешенного строительства основан на неправильном толковании позиции ФСО РФ и не учитывает особенностей заполнения уведомления об изменении параметров планируемого строительства, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19.09.2018 №591/пр.
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГФИО5 предыдущему правообладателю земельного участка с кадастровым номером № администрацией г. Сочи выдано разрешение №RU№ на строительство индивидуального жилого дома общей площадью 1012,3 кв.м, объемом 3406,4 куб.м, количество этажей -3, площадь застройки – 679,2 кв.м, высота – 11,35 м. Срок действия разрешения – до ДД.ММ.ГГГГ. Информация об отмене или отзыве указанного разрешения не представлена.
Из проектной документации № ООО «Земельно-архитектурная мастерская», на основании которой было выдано разрешение на строительство, видно, что планируется строительство 3-х этажного здания, три этажа запроектированы как надземные.
Впоследствии ФИО1 30.04.2019г. направлено в администрацию г. Сочи уведомление об изменении параметров строительства с приложением нового проекта, который, как видно, предусматривал также три этажа, два из которых надземные, один – подземный.
Таким образом, общая этажность не изменилась, высота здания стала составлять 10,8 м, что меньше значения, указанного в разрешении на строительство №RU№ и не превышает предельные параметры, установленные Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202.
Указанные изменения были согласованы органом местного самоуправления – администрацией города Сочи, о чем свидетельствует уведомление департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, где подтверждается соответствие указанных в уведомлении о планируемых при строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, со следующими параметрами: общая площадь – 1012 кв.м; площадь застройки – 514,3 кв.м, количество надземных этажей – 2.
Согласно материалам дела и начальный проект и измененный в части вида этажей направлены администрацией г. Сочи в ФСО РФ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№/С-12 Служба охраны на Кавказе ФСО России согласовала проектную документацию по разрешению на строительство №RU№, выданного ФИО5
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№/С-147 Служба охраны на Кавказе ФСО России согласовала строительство здания с количеством этажей – 2, при этом, после дополнительного уточнения департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. ФИО2 точного согласованного количества этажей, Служба охраны на Кавказе ФСО России в письме ДД.ММ.ГГГГ№/С-566 указала на согласование двух надземных этажей, тем самым не исключая возможность строительства подземного этажа, как и заявлено в уведомлении администрации г. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№.
Форма уведомления об изменении параметров планируемого строительства и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома утверждена Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19.09.2018 №591/пр.
Графа 3.1 раздела 3 Приказа содержит формулировку «количество надземных этажей», а для указания информации о подземных этажах графа отсутствует.
Таким образом, заполняя уведомление, ФИО3 была лишена возможности указать информацию о проектируемом к строительству подземном этаже.
При этом, суд учитывает, что информация о подземном этаже указана в графической части проекта.
Таким образом, административный истец при строительстве индивидуального жилого дома действовал добросовестно, в предусмотренном законодательством порядке и указал для согласования органу местного самоуправления, впоследствии направленные в ФСО РФ, полные сведения об этажности.
Отсюда следует, что объект капитального строительства, возводимый ФИО3 на земельном участке с кадастровым номером №, соответствует разрешительной документаций, полученной от органа местного самоуправления, и прошедшей согласование в ФСО РФ, согласно которой ФИО3 разрешено и согласовано строительство индивидуального жилого дома общей этажностью - 3 этажа, из которых два этажа являются надземными и один – подземный.
Кроме того, как подтверждается самим актом, при проведении проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и при составлении акта ДД.ММ.ГГГГ собственник земельного участка ФИО1 не присутствовала.
Как указывает административный истец, она надлежащим образом не была извещена о времени и дате осмотра земельного участка и расположенного на нем объекта капитального строительства, в осмотре и проведении проверки в целом не участвовала.
При этом, административный ответчик не представил суду доказательства обратного.
Тем самым административным ответчиком было нарушено право ФИО3 на защиту ее интересов как собственника земельного участка и лица, осуществляющего в установленном законом порядке строительство на этом участке, поскольку у нее отсутствовала возможность знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, а также пользоваться иными установленными законом правами.
Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств соблюдения требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), а также соответствия содержания совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п.5 той же статьи пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
В случае, если причины пропуска срока будут признаны судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен согласно ст.95 КАС РФ.
Суд считает возможным восстановить ФИО3 срок на обжалование.
При таких обстоятельствах суд, исследуя и оценивая в совокупности все представленные письменные доказательства по делу, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании всех представленных в дело доказательств, по своему внутреннему убеждению, в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований ФИО3
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования административного иска ФИО1 к департаменту по надзору строительной сфере Краснодарского края о признании недействительным акта государственного органа – удовлетворить.
Признать недействительным акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
Мотивированное решение изготовлен0 20 марта 2020 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Лазаревский районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Лазаревского
районного суда г. Сочи Д.В. Радченко