ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-770/2017 от 18.09.2017 Ипатовского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ипатово 18 сентября 2017 года

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Деевой И.И.,

при секретаре Хворостьяновой И.С.,

с участием административного истца Борсяк Е.И., представителя административного истца Потеевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление № 2а-770/17 Борсяк Е.И. к Администрации Муниципального образования г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края о признании незаконным отказа в согласовании переустройства квартиры,

установил:

административный истец Борсяк Е.И., обратилась в суд с административным исковым заявлением, в последствии уточненным к Администрации Муниципального образования г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края о признании незаконным отказа в согласовании переустройства квартиры.

Свои доводы мотивирует тем, что 28.04.2017 года она обратилась в Администрацию МО г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края с заявлением на получение согласия переустройство квартиры (установку индивидуального отопления), расположенной по адресу: СК, <адрес>, принадлежащей ей на праве собственности. Кроме того, вместе с заявлением ею предоставлены документы: - проект на переустройство квартиры в жилом доме , расположенном по <адрес> края, выполненный ООО «Архитектура и Градостроительство»;

- проект изменения газификации квартиры, выполненное ООО «Ставрополь Газ Сервис»;

- технический паспорт квартиры, выполненный ГУП СК « Крайтехинвентаризация» Ипатовский филиал;

- выписка из ЕГРПН;

- протокол от 16.04.2017г. общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома <адрес>

- копия паспорта.

10.05.2017 г административным ответчиком ей отказано в переустройстве жилого помещения (установке индивидуального отопления), поскольку многоквартирный дом, в котором находится ее квартира, не включен в список домов, в квартирах которых предусматривается возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, не включен в ежегодную схему теплоснабжения муниципального образования г. Ипатово.

Полагает, что отказ административного ответчика является незаконным, нарушающим ее права, как собственника жилого помещения, поскольку не содержит ссылок на соответствующий пункт ч.1 ст.27 Жилищного кодекса РФ с указанием предусмотренных законом оснований отказа в согласовании.Так 28.04.2017г.административным истцом в адрес административного ответчика вместе с заявлением о согласовании переустройства квартиры были представлены все необходимые для согласования документы. Считает, что ссылка на схему теплоснабжения муниципального образования г. Ипатово необоснованна, поскольку противоречит п.15.ст.14 ФЗ от 27.07.2010г № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилам подключения к системам теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012г №307 и носит отсылочный характер, устанавливая запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при условии, что они указаны в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ, в случае если иное определено схемой теплоснабжения – запрет на использование любых источников индивидуального теплоснабжения не устанавливается.

Несостоятельным считает и довод административного ответчика о том, что необходимо согласие всех собственников помещения, поскольку он не основан на законе и противоречит требованиям действующего жилищного законодательства.Кроме, этого в указанном жилом доме пять квартир переведены на индивидуальное отопление. Просила иск удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании административного истец Борсяк Е.И. и ее представитель Потеева Т.А., доводы и требования иска поддержали и пояснили, что административным ответчиком отказано в переустройстве жилого помещения (установке индивидуального отопления) в связи с тем, что многоквартирный дом, в котором находится квартира не включен в список домов, в квартирах которых предусматривается возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, не включен в ежегодную схему теплоснабжения муниципального образования г.Ипатово, иные основания отказа, которые указаны ответчиком в возражениях отсутствуют, а проект и рабочая документация,предоставленные ею в администрацию соответствуют данным техническим условиям.

В предыдущем судебном заседании представитель административного ответчика Гармаш Е.Г., доводы и требования иска не признала и пояснила, чтопринятое на заседании межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам при администрации МО г. Ипатово, является обоснованным, всем гражданам, обратившимся с аналогичными заявлениями было отказано, с указанием, что в 2017 году такие разрешения выдаваться не будут, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 154, актуализация схемы теплоснабжения проводится в год предшествующий году, на который актуализируется схема. Кроме того, указывает, что истцом не в полном объеме выполнено требование закона в части отсутствия согласования проектной документации с организацией, имеющей лицензию на проверку и обслуживание дымоходов, о проверке дым отводящих устройств и вентиляционных каналов; в протоколе № 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого <адрес>, который не содержит 100% согласия всех сособственников помещений многоквартирного дома, а собственники квартир № 24,38,48, 66 указаны дважды. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав административного истца, ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. ч. 9, 10 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) и указать способ их восстановления.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающимиправа, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа положений статей 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, в связи с чем оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса РФ и положениями Градостроительного кодекса РФ.

Согласно ч. 1ст. 25 Жилищного кодекса РФпереустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии сост. 26 Жилищного кодекса РФпереустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения представляет:

1) заявление о переустройстве по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи.

Статьей 27 Жилищного кодекса РФпредусмотрены основания отказа в согласовании переустройства жилого, каковыми являются:

1) непредставление определенных ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса документов;

2) представление документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Борсяк Е.И. является собственником квартиры на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредита (возникновением ипотеки в силу закона) от ДД.ММ.ГГГГ, расположенной по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административный истец пояснил, что 28.04.2017 г. подала в администрацию МО г. Ипатово заявление, в котором просила рассмотреть вопрос о переводе ее квартиры на индивидуальное газовое отопление. К указанному заявлению приложила для согласования переустройства документы: - проект на переустройство квартиры в жилом доме , расположенном по <адрес> края, выполненный ООО «Архитектура и Градостроительство»;

- проект изменения газификации квартиры, выполненное ООО «Ставрополь Газ Сервис»;

- технический паспорт квартиры, выполненный ГУП СК « Крайтехинвентаризация» Ипатовский филиал;

- выписка из ЕГРПН;

- протокол от 16.04.2017 г. общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>;

- копия паспорта.

Письмом администрации МО г. Ипатово № 13/1-Б/16-73/09 от 10.05.2017 г. Борсяк Е.И. отказано в выдаче разрешения о переводе квартиры на индивидуальное отопление в связи с тем, что дом не включен в список многоквартирных домов, в квартирах которых предусматривается возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.

Между тем, согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Из содержания указанной нормы закона следует, что она носит отсылочный характер, и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при условии, что они указаны в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 307, перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природномгазе, не отвечающие следующим требованиям:наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;давление теплоносителя - до 1 МПа.

В своем отказе по вопросу выдачи разрешения на перевод квартиры, расположенной по адресу:СК, <адрес>, на индивидуальное отопление, администрация МО г. Ипатово, ссылается лишь на проведение ежегодной актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования г.Ипатово. Публичные слушания по которой проводились 06 апреля 2017года, с представителями городской администрации, ресурсоснабжающих предприятий, проектных и строительных организаций, собственниками помещений в многоквартирных домах. Путем проведения голосования утвержден список многоквартирных домов, расположенных в муниципальном образовании <адрес>, в квартирах которых предусматривается возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии. Разрешения на установку индивидуального отопления будут выдаваться в 2018году.

Согласно информации полученной с сайта администрации ipatovo-admin.ru с 2013г по 2017г списки многоквартирных домов, в квартирах которых предусматривается возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, администрацией не утверждались, в схему списки домов не вносились, а внесены дополнения в схему теплоснабжения муниципального образования г. Ипатово Ипатовского района (постановление №504 от 21.07.2016г).

Указанным постановлением схема была дополнена пунктом 4.10., из которого следует, что схема предусматривает возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, и отвечающим следующим требованиям:

- наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;

- наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при подаче электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при допустимости температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;температура теплоносителя – до 95 градусов Цельсия;давление теплоносителя – до 1 Мпа.

Однако, отказывая в выдаче разрешения, ответчиком не выяснено, а отвечает ли источник теплоснабжения, предусмотренный проектом газоснабжения, разработанный ООО «Ставрополь Газ-Сервис» требованиям экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ, обеспечивается ли безопасность жизни и здоровье людей при эксплуатации объекта, и требованиям п. 44 вышеназванных Правил.

Между тем из представленных материалов дела следует, что Проект переустройства системы отопления <адрес> жилом <адрес> СК, технические решения, принятые в рабочих чертежах, соответствуют требованиям экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровью людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий и предоставлены истцом в администрацию в полном объеме.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что у администрации МО г. Ипатово не имелось, предусмотренных ст. 14 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 года "О теплоснабжении", п. 44 Правил подключения к системе теплоснабжения", правовых оснований для отказа в согласовании перевода квартиры истца на индивидуальное газовое отопление, поскольку положения действующего законодательства не исключают переход на отопление жилых помещений вмногоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществления в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Таким образом, доводы административного истца о незаконном отказе в переводе квартиры на индивидуальное отопление являются обоснованными, поскольку основания, указанные в письме администрации от 10.05.2017 г., не соответствуют требованиям закона.

Иных оснований отказа в согласовании перевода квартиры на индивидуальное отопление в оспариваемом письме, которое является предметом рассмотрения в настоящем деле, не приведено, в связи с чем суд удовлетворяет требования административного истца

Оспариваемое решение составлено администрацией муниципального образования города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края в виде письменного ответа от 10.05.2017 г. на заявление Борсяк Е.И. и по существу является отказом администрации муниципального образования в согласовании переустройства квартиры.Данный отказ не соответствует требованиямст. 27 Жилищного кодекса РФ, в силу которой в решении об отказе в согласовании в обязательном порядке должна содержаться ссылка на соответствующий пункт ч. 1ст. 27 Жилищного кодекса РФс указанием предусмотренных законом оснований отказа в согласовании.

Без оценки всех требуемых документов выводы об отказе в согласовании преждевременны.

При установленных обстоятельствах, отказ администрации муниципального образования городаИпатово Ипатовского района СК от 10.05.2017 г.№ нельзя признать законным.

В силу абз.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законныхинтересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

По мнению суда, права истца подлежат защите путем признания отказа администрации муниципального образования города Ипатово Ипатовского района СК в согласовании переустройства квартиры, изложенного в письме от 10.05.2017 г.№13/1-Б/16-73/09, незаконным с возложением на административного ответчика обязанности рассмотреть заявление административного истца Борсяк Е.И. о согласовании переустройства квартиры в установленном порядке и принять решение в соответствие с действующим законодательством.

Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд,

решил:

административное исковое заявление Борсяк Е.И., удовлетворить.

Признать незаконным отказ № 13/1-Б/16-73/09 от 10 мая 2017 года Администрации МО г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края в выдаче разрешения на переустройство квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию МО г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края выдать Борсяк Е.И. разрешение на установку индивидуального отопления в квартире, расположенной по адресу:<адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ипатовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2017 года.

Судья – подпись.

Верно: Судья –