дело № 2а-770/2021
уникальный идентификатор дела - 75RS0003-01-2021-000676-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чита
Забайкальского края 07 июля 2021 года
Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края в составе председательствующего судьи Огурцовой О.В.,
с участием административного истца Ефимовой Татьяны Анатольевны,
представителя административного истца Луговского Андрея Николаевича (далее – Луговской А.Н.),
процессуальных административных истцов – помощников прокурора Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края Бурдуковой Элины Рустамовны (далее – Бурдукова Э.Р.) и Мигуновой Дины Викторовны (далее – Мигунова Д.В.), старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Забайкальского края Камратовой Анны Геннадьевны (далее – Камратова А.Г.),
представителя административного ответчика: администрации городского округа «Город Чита», - Якимовой Екатерины Владимировны (далее – Якимова Е.В.),
представителя административного ответчика: комитета градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита», - Былковой Елены Викторовны (далее – Былкова Е.В.),
заинтересованных лиц Ануфриевой Веры Ивановны (далее – Ануфриева В.И.), Кочетковой Татьяны Владимировны (далее – Кочеткова Т.В.), Якупова Юрия Григорьевича (далее – Якупов Ю.Г.), Барановой Натальи Юрьевны (далее – Баранова Н.Ю.),
при ведении протокола судебного заседания секретарём Шайдуровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ефимовой Татьяны Анатольевны (далее – Ефимова Т.А.), прокурора Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края, в защиту прав, свобод и законных интересов собственников и нанимателей помещений жилого дома, неопределённого круга лиц, к комитету городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», комитету градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита», комитету по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Правительству Забайкальского края об установлении факта аварийности технического состояния дома, возложении обязанности признать дом аварийным, организовать включение и включить дом в Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2019 – 2025 годы,
установил:
Ефимова Т.А. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края с указанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Ефимовой Т.А. на праве собственности принадлежит квартира № ... в .... 14.09.2011 указанный дом был обследован Государственной жилищной инспекцией Забайкальского края с установлением факта наличия в нём множества дефектов, свидетельствовавших о невозможности использования дома для проживания. Заключением межведомственной комиссии администрации городского округа «Город Чита» от 20.10.2011 № ... квартиры № ..., № ..., № ..., № ..., № ..., № ..., № ..., № ... в доме № ... признаны непригодными для проживания, капитальному ремонту или реконструкции не подлежащими. Вместе с тем, несмотря на наличие к тому оснований, аварийным дом № ... признан не был, в связи с чем не был включен в Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2019 – 2025 годы, в которую включены дома, признанные аварийными до 01.01.2017. Аварийным дом № ... признан только заключением межведомственной комиссии администрации городского округа «Город Чита» от 23.11.2017 № 94, с включением его в муниципальную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда городского округа «Город Чита» на 2017 – 2035 годы, что необоснованно увеличивает срок расселения дома. Учитывая изложенное, просила возложить на администрацию городского округа «Город Чита» обязанность признать дом № ... аварийным с 15.11.2011, возложить на Правительство Забайкальского края обязанность включить дом № ... в Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2019 – 2025 годы.
Ссылаясь на аналогичные фактические обстоятельства, с административным иском в Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края в защиту прав, свобод и законных интересов собственников и нанимателей помещений дома № ..., неопределённого круга лиц обратился прокурор Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края, который просил установить факт аварийности технического состояния дома № ... по состоянию на 15.11.2011, возложить на администрацию городского округа «Город Чита» обязанность признать дом № ... аварийным до 01.01.2017, направить в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края документы для рассмотрения вопроса о включении дома № ... в Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2019 – 2025 годы, возложить на Правительство Забайкальского края обязанность включить дом № ... в Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2019 – 2025 годы.
Определением от 23.04.2021 административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство.
Определением от 23.04.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Караульных Анатолий Алексеевич (далее – Караульных А.А.), Караульных Наталья Юрьевна (далее – Караульных Н.Ю.), Караульных Марина Анатольевна (далее – Караульных М.А.), Строганов Вадим Константинович (далее – Строганов В.К.), Смолякова Татьяна Ивановна (далее – Смолякова Т.И.), Ануфриева В.И., Ануфриева Ксения Игоревна (далее – Ануфриева К.И.), Ануфриева Мария Сергеевна (далее – Ануфриева М.С.), Ануфриев Андрей Андреевич (далее – Ануфриев А.А.), Туева Оксана Валерьевна (далее – Туева О.В.), Кочеткова Т.В., Кочетков Вадим Юрьевич (далее – Кочетков В.Ю.), Кочеткова Любовь Владимировна (далее – Кочеткова Л.В.), Якупов Ю.Г., Якупова Ирина Юрьевна (далее – Якупова И.Ю.), Баранова Н.Ю., Ефимов Дмитрий Алексеевич (далее – Ефимов Д.А.), Лемешков Александр Николаевич (далее – Лемешков А.Н.), Лемешков Николай Николаевич (далее – Лемешков Н.Н.).
Определением от 20.05.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечён комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», в качестве заинтересованного лица – Государственная инспекция Забайкальского края.
Определением от 20.05.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечён комитет градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита».
Определением от 15.06.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечён комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита».
В ходе судебного разбирательства административный истец Ефимова Т.А. и её представитель Луговской А.Н., процессуальные административные истцы – Бурдукова Э.Р., Мигунова Д.В., Камратова А.Г. заявленные административные исковые требования поддерживали, как поддерживали таковые и заинтересованные лица Ануфриева В.И., Кочеткова Т.В., Якупов Ю.Г., Баранова Н.Ю., представитель административного ответчика: администрации городского округа «Город Чита», - Якимова Е.В., представитель административного ответчика: комитета градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита», - Былкова Е.В. против удовлетворения заявленных исковых требований возражали.
Административные ответчики – комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Правительство Забайкальского края в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещёнными о его дате, времени и месте, своих представителей не направили, о причинах неявки своих представителей не сообщили, об отложении слушания или о рассмотрении административного дела в отсутствие своих представителей не просили.
Заинтересованные лица - Караульных А.А., Караульных Н.Ю., Караульных М.А., Строганов В.К., Смолякова Т.И., Ануфриева К.И., Ануфриева М.С., Ануфриев А.А., Туева О.В., Кочетков В.Ю., Кочеткова Л.В., Якупова И.Ю., Лемешков А.Н., Лемешков Н.Н. в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещёнными о его дате, времени и месте, не явились, о причинах своей неявки не сообщили, об отложении слушания или о рассмотрении административного дела в своё отсутствие не просили.
Заинтересованное лицо Ефимов Д.А. умер ..., о чём Отделом записи актов гражданского состояния Железнодорожного района г. Читы Департамента записи актов гражданского состояния Забайкальского края ... составлена запись акта о смерти № ....
Заинтересованное лицо – Государственная инспекция Забайкальского края в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённой о его дате, времени и месте, своего представителя не направила, о причинах неявки своего представителя не сообщила, об отложении слушания или о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя не просила.
Участие представителей административных ответчиков - комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Правительства Забайкальского края, заинтересованных лиц - Караульных А.А., Караульных Н.Ю., Караульных М.А., Строганова В.К., Смоляковой Т.И., Ануфриевой К.И., Ануфриевой М.С., Ануфриева А.А., Туевой О.В., Кочеткова В.Ю., Кочетковой Л.В., Якуповой И.Ю., Лемешкова А.Н., Лемешкова Н.Н., представителя заинтересованного лица – Государственной инспекции Забайкальского края в судебном заседании в порядке пункта 12 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обязательным судом не признано и в силу закона таковым не является, в связи с чем административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц и представителей.
Заслушав в ходе судебного разбирательства объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, показания свидетеля, исследовав имеющиеся в материалах административного дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, уполномоченный по правам ребёнка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, дом № ... (прежний адрес, в соответствии с распоряжением первого заместителя мэра г. Читы от 19.12.2012 № 2549-рз, - ...) является многоквартирным (восьмиквартирным), квартира № ... находится в собственности Ефимовой Т.А., право собственности на квартиры № ..., № ..., № ..., № ..., № ..., № ..., № ... не зарегистрировано (сообщение краевого государственного бюджетного учреждения по архивно-информационному и геопространственному обеспечению «Забайкальский архивно-геоинформационный центр» от ... № ..., выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ... № ..., № ..., № ..., № ..., № ..., № ..., № ..., № ...).
Административными ответчиками – комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», комитетом градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита», комитетом по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», администрацией городского округа «Город Чита» не оспаривался факт нахождения квартир № ..., № ..., № ..., № ..., № ..., № ..., № ... в доме № ... в муниципальной собственности городского округа «Город Чита», такое нахождение следует и из акта обследования дома № ... на предмет пригодности (непригодности) его для проживания, составленного инспектором Государственной жилищной инспекции Забайкальского края Кметик Натальей Георгиевной (далее – Кметик Н.Г.) 13.09.20211.
13.09.2011 с составлением соответствующего акта инспектором Государственной жилищной инспекции Забайкальского края Кметик Н.Г. произведено обследование дома № ..., в ходе которого установлено следующее: состояние бутового фундамента визуально не просматривается, поскольку фундамент закрыт завалинкой; деревянный каркас завалинки местами биологически повреждён (установлено его гниение), местами отсутствует; несущие бревенчатые стены деформированы, обнаружено гниение несущих бревенчатых стен и растрескивание венцов брёвен (более выражено в нижней части здания), выявлено отсутствие заделочного материала (конопатки) между венцами брёвен, наличие трещин со стороны квартир в местах сопряжения стен с перекрытием, с перегородками, выпучивание участков стен во всех квартирах; наблюдается биологическое повреждение стропильной конструкции, обрешётки кровли, повреждён и частично отсутствует шифер; во всех квартирах жилого дома дощатый настил пола деформирован, имеет уклон, зыбкость, значительные прогибы, все обнаруженные дефекты в деревянных конструкциях дома свидетельствуют о деформациях, идущих в несущих конструкциях дома; визуально балки перекрытия не просматриваются, в квартирах наблюдаются многочисленные трещины по штукатурному слою на потолке, вздутие и обрушение штукатурки; дощатые перегородки в трещинах (более значительные в местах сопряжения с потолком, стенами, полом), имеется перекос перегородок; выявлено наличие косых трещин по печам квартир, а также в местах сопряжения печей с внутренними стенами, частично разрушена кладка боровов, оголовков труб; в результате естественного старения электропроводка в доме находится в аварийном состоянии и требует замены.
В указанном акте содержится вывод о том, что в соответствии с разделами II и III Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, и на основании пунктов 9.2.2, 9.2.3, 9.3.3 Положения о Государственной жилищной комиссии Забайкальского края, утверждённого постановлением Правительства Забайкальского края от 25.05.2010 № 211, Государственная жилищная инспекция Забайкальского края признала дом № ... непригодным для проживания.
... акт обследования дома № ..., составленный инспектором Государственной жилищной инспекции Забайкальского края Кметик Н.Г., направлен в адрес мэра г. Читы с просьбой принять необходимые меры для обеспечения безопасного проживания жильцов дома № ..., предупреждения возможным аварийных ситуаций и несчастных случаев.
Заключением межведомственной комиссии администрации городского округа «Город Чита» от 20.10.2011 № 133 по результатам рассмотрения указанного акта, без фактического обследования дома № ..., установлено несоответствие помещений указанного дома требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в связи с физическим износом здания в целом, непригодность квартир данного дома для проживания, невозможность их капитального ремонта и реконструкции.
Заключение межведомственной комиссии администрации городского округа «Город Чита» от 20.10.2011 № 133 о признании дома № ... непригодным для проживания утверждено распоряжением администрации городского округа «Город Чита».
Наряду с изложенным, в статье 40 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища (часть 1).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2).
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда (пункт 5); обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (пункт 6).
В силу пункта 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в числе прочего, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Как следует из части 4 статьи 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признаётся непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признаётся аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
В соответствии с пунктами 33 и 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (здесь и далее в редакции, действовавшей по состоянию на 13.09.2011), основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
В силу пункта 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесённым к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признаёт жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признаёт многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Принимая во внимание то обстоятельство, что Государственная жилищная инспекция Забайкальского края по состоянию на 13.09.2011, на дату обследования дома № ..., как следует из пункта 1 Положения о Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, утверждённого постановлением Правительства Забайкальского края от 25.05.2010 № 211, являлась исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим контроль и региональный государственный жилищный надзор в области жилищных отношений, заключение, данное ею в акте обследования дома № ... по вопросу, отнесённому к её компетенции, могло являться основанием для проведения оценки соответствия указанного дома установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, требованиям и признания его пригодным (непригодным) для проживания, а также аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Одновременно, из приведённых положений, вопреки соответствующему доводу представителя административного ответчика: администрации городского округа «Город Чита», - Якимовой Е.В., не следует, что единственным надлежащим лицом, способным инициировать процедуру проведения оценки соответствия многоквартирного дома установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, требованиям и признания его пригодным (непригодным) для проживания, а также аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является физическое лицо – собственник или наниматель жилого помещения в таком доме.
Как следует из пункта 43 указанного Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В соответствии с пунктом 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: приём и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведённых в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения (при этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование); принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остаётся в деле, сформированном комиссией).
Согласно пункту 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.
Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.
По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.
В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.
В силу пунктов 46 и 47 указанного Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признаётся непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
Учитывая то обстоятельство, что в рассматриваемом случае основанием для проведения оценки соответствия дома № ... установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, требованиям и признания его пригодным (непригодным) для проживания, а также аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в сентябре 2011 года являлось заключение Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, содержащееся в акте обследования указанного дома, составленном инспектором Государственной жилищной инспекции Забайкальского края Кметик Н.Г. 13.09.2011, довод представителя ответчика: администрации городского округа «Город Чита», - Якимовой Е.В. о том, что на заявителя возлагалась обязанность при обращении в межведомственную комиссию администрации городского округа «Город Чита» представить заключение специализированной организации, организовавшей обследование дома № ..., суд полагает несостоятельным.
Из буквального толкования приведённых норм в их совокупности следует, что в данном случае после рассмотрения заключения Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, содержащегося в акте обследования дома № ..., составленном инспектором Государственной жилищной инспекции Забайкальского края Кметик Н.Г. ..., межведомственная комиссия администрации городского округа «Город Чита» должна была предложить собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, к числу которых, в том числе, относится заключение специализированной организации, организовавшей обследование этого дома.
В свою очередь, собственником семи из восьми квартир в доме № ... являлся городской округ «город Чита».
Вместе с тем, доказательства в подтверждение того, что межведомственной комиссией администрации городского округа «Город Чита» в сентябре – октябре 2011 года предлагалось администрации городского округа «Город Чита» представить заключение специализированной организации, составленное по результатам обследования дома № ..., однако от представления такого заключения она уклонилась, либо такое заключение было представлено, но оно не содержало в себе вывода об аварийности дома № ..., административными ответчиками - комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», комитетом градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита», комитетом по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», администрацией городского округа «Город Чита» суду не представлены.
Указания на то, что таким собственником может являться исключительно физическое лицо, пункт 45 указанного Положения не содержит. Вместе с тем, доказательства в подтверждение аналогичных обстоятельств применительно к физическому лицу – собственнику квартиры № ... в доме № ... данными административными ответчиками суду также не представлены.
Не усматривает суд оснований и для вывода о том, что поскольку Государственная жилищная инспекция Забайкальского края в акте обследования дома № ..., составленном инспектором данного учреждения Кметик Н.Г. ..., пришла к выводу о непригодности указанного жилого дома для проживания, такое заключение не требовало проведения обследования дома специализированной организацией на предмет его аварийности, поскольку Положением о Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, утверждённым постановлением Правительства Забайкальского края от ... № ..., Государственная жилищная инспекция Забайкальского края, исходя из характера осуществляемой ею деятельности, наделялась полномочием по вынесению заключения о пригодности домов и жилых помещений для проживания (пункт 9.3.3 указанного Положения) и не наделялась полномочием по вынесению заключения об аварийности дома.
В свою очередь, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, не устанавливает императивного правила о возможности проведения оценки по заключению Государственной жилищной инспекции Забайкальского края соответствия дома установленным в указанном Положении требованиям исключительно на предмет пригодности (непригодности) для проживания, что свидетельствует о том, что при наличии к тому оснований проведение оценки дома на предмет его аварийности может быть организовано межведомственной комиссией администрации городского округа «Город Чита» и на основании заключения государственной жилищной инспекции Забайкальского края, содержащего в себе вывод о непригодности дома для проживания.
Наряду с изложенным, по мнению суда, основания для проведения такой оценки из акта обследования дома № ..., составленного инспектором Государственной жилищной инспекции Забайкальского края Кметик Н.Г. ..., очевидно усматривались.
В соответствии с приведённым пунктом 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При этом в указанном акте, составленном ..., инспектором Государственной жилищной инспекции Забайкальского края Кметик Н.Г. отражено, что деревянный каркас завалинки дома № ... местами биологически повреждён (установлено его гниение), местами отсутствует, несущие бревенчатые стены деформированы, обнаружено гниение несущих бревенчатых стен и растрескивание венцов брёвен (более выражено в нижней части здания), выявлено наличие трещин со стороны квартир в местах сопряжения стен с перекрытием, с перегородками, выпучивание участков стен во всех квартирах, наблюдается биологическое повреждение стропильной конструкции, обрешётки кровли, во всех квартирах жилого дома дощатый настил пола деформирован, имеет уклон, зыбкость, значительные прогибы, все обнаруженные дефекты в деревянных конструкциях дома свидетельствуют о деформациях, идущих в несущих конструкциях дома, то есть указаны признаки, свидетельствующие, исходя из положений пункта 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, о возможной аварийности указанного дома.
Кроме того, согласно техническому паспорту на дом № ..., построенный в 1937 году, составленному по состоянию на ноябрь 2002 года, бутовый фундамент указанного дома имел трещины в цоколе, осадку, нижние венцы наружных и внутренних капитальных стен брусчатых, обшитых тёсом, сгнили, имело место быть выпучивание стен, в перекрытиях чердачных деревянных отеплённых наблюдались прогибы балок, имелись трещины и в междуэтажных деревянных перекрытиях, гнили также были подвержены полы дощатые, проёмы окон, при этом физический износ здания по отдельным критериям износа и в целом составлял 60 процентов.
В соответствии с техническим паспортом указанного дома, составленным по состоянию на август 2003 года, бутовый фундамент дома имел трещины, осадку, наружные и внутренние капитальные стены брусчатые, обшитые тёсом, были поражены гнилью, имели осадку, перекосы, выпучивание, перекрытия чердачные и междуэтажные деревянные имели прогибы, трещины, на оконных проёмах наблюдалась гниль, физический износ здания по отдельным критериям износа и в целом составлял 60 процентов.
В силу пункта 1.1 Ведомственных строительных норм (53-86(р)) «Правила оценки физического износа жилых зданий, утверждённых приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Государственном комитете Союза Советских Социалистических Республик по строительству и инвестициям от 24.12.1986 № 446, под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования (далее – системы) и здания в целом следует понимать утрату ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надёжности и другое) в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека.
Физический износ на момент его оценки выражается соотношением стоимости объективно необходимых ремонтных мероприятий, устраняющих повреждения конструкции, элемента, системы или здания в целом, и их восстановительной стоимости.
Из положений Ведомственных строительных норм (53-86(р)) «Правила оценки физического износа жилых зданий, утверждённых приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Государственном комитете Союза Советских Социалистических Республик по строительству и инвестициям от 24.12.1986 № 446, следует, что физический износ фундамента в размере 60 процентов требует усиления стен фундаментов, физический износ стен брусчатых в размере 60 процентов требует полной переборки стен с использованием старых материалов, физический износ перекрытий в размере 60 процентов требует усиления и частичной замены балок.
Таким образом, уже по состоянию на август 2003 года дом № ... имел повреждения, свидетельствующие о возможном исчерпании несущей способности своих конструкций.
Одновременно, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда (МДК 2-04.2004) дано определение понятия «аварийное состояние несущих конструкций здания», под которым понимается состояние несущих конструкций здания, при котором конструкции или их часть вследствие естественного износа и внешних воздействий имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчётную прочность и без принятия мер по укреплению могут вызвать аварийное состояние жилого помещения или всего жилого здания и представляют опасность для проживающих.
В соответствии с объяснениями административного истца Ефимовой Т.А., заинтересованных лиц Ануфриевой В.И., Кочетковой Т.В., Якупова Ю.Г., Барановой Н.Ю., не опровергнутыми в ходе судебного разбирательства административными ответчиками - комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», комитетом градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита», комитетом по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», администрацией городского округа «Город Чита», никакие ремонтные работы на фундаменте, несущих стенах и перекрытиях дома № ... после августа 2003 года не проводились, что позволяет прийти к выводу о дальнейших деформациях на данных участках, соответственно, отсутствие мер по укреплению таких несущих конструкций очевидно могло вызвать аварийное состояние указанного дома.
При таких обстоятельствах, суд полагает установленным, что в сентябре-октябре 2011 года, несмотря на наличие соответствующих правомочий и обязанностей, межведомственная комиссия администрации городского округа «Город Чита» не приняла надлежащих мер к проведению оценки соответствия дома № ... установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, требованиям и признанию его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в то время как признаки аварийности несущие конструкции указанного дома очевидно имели уже в августе 2003 года.
Наряду с приведённым, постановлением Управления регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» от 12.02.2015 № 4 установлен размер платы за содержание и текущий ремонт помещений дома № ..., исходя из степени его благоустройства – К-0,2 и отнесения его к числу многоквартирных домов, признанных аварийными, что, по мнению суда, свидетельствует о действительной оценке дома № ... администрацией городского округа «Город Чита» по состоянию на 2015 год в качестве аварийного и непринятии ею соответствующих мер для присвоения ему соответствующего статуса по неизвестным причинам.
Вместе с тем, лишь 23.11.2017 за № 94 межведомственной комиссией администрации городского округа «Город Чита» принято заключение о выявлении оснований для признания дома № ... аварийным и подлежащим сносу. Указанное заключение утверждено распоряжением администрации городского округа «Город Чита» от 12.12.2017 № 1587-р.
Составленное при этом обществом с ограниченной ответственностью «Забайкальская консалтинговая строй группа» 06.11.2017 – 13.11.2017 экспертное заключение № 100/17 подтвердило ранее зафиксированные нарушения в строительных конструкциях дома № ..., объективное отсутствие которых в сентябре 2011 года административными ответчиками – комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», комитетом градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита», комитетом по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», администрацией городского округа «Город Чита» не подтверждено.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что вопреки положениям части 2 статьи 62 КАС РФ, согласно которым обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, доказательства в подтверждение законности оспариваемого бездействия административными ответчиками - комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», комитетом градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита», комитетом по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», администрацией городского округа «Город Чита» суду не представлены, суд полагает заявленные административные исковые требования в части возложения на администрацию городского округа «Город Чита» обязанности признать дом № ... аварийным с 15.11.2011 (что соответствует пункту 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47) подлежащими удовлетворению.
При этом суд не усматривает оснований для отдельного установления факта аварийности технического состояния дома № ... по состоянию на 15.11.2011, поскольку такое требование поглощается указанным ранее требованием, в свою очередь, признание дома аварийным до 01.01.2017 влечёт за собой временную неопределённость в дате присвоения дому соответствующего статуса.
Как установлено в ходе судебного разбирательства из сообщения краевого государственного бюджетного учреждения по архивно-информационному и геопространственному обеспечению «Забайкальский архивно-геоинформационный центр» от ... № ..., выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ... № ..., Ефимова Т.А. является собственником квартиры № ... в доме № ....
В соответствии с сообщениями администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» от 21.04.2021 № 762 и от 01.07.2021 № 1283 Ефимова Т.А. с ... состоит на учёте граждан, нуждающихся в жилом помещении, с ... включена в список граждан по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке.
Согласно положениям ЖК РФ и разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачётом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилого дома в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объём жилищных прав собственников помещений такого дома при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 ЖК РФ.
Само по себе включение дома № ... в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа «Город Чита» 2017 – 2035 годы», утверждённую постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 16.10.2017 № 258, действие которой в значительной части к тому же приостановлено постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 19.02.2019 № 102 в части финансирования, объём жилищных прав Ефимовой Т.А. как собственника квартиры № ... в доме № ..., признанном аварийным и подлежащим сносу, не расширяет.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в результате бездействия межведомственной комиссии администрации городского округа «Город Чита» в части необоснованного несвоевременного признания дома № ... аварийным и подлежащим сносу, административный истец Ефимова Т.А. лишена возможности в полном объёме реализовать свои жилищные права, лишена права выбора способа обеспечения своих жилищных прав.
В свою очередь, в силу статьи 9 КАС РФ законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечивается, в том числе, получением гражданами судебной защиты именно путём восстановления их нарушенных прав и свобод.
При таких обстоятельствах, и поскольку иной способ защиты и восстановления нарушенных прав административного истца Ефимовой Т.А. суду не предложен и судом не установлен, суд полагает возможным удовлетворить заявленные административные исковые требования в части возложения на Правительство Забайкальского края обязанности включить дом № ... в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31.12.2013 № 606 утверждена Региональная адресная программа Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2017 годы, охватывавшая многоквартирные дома, признанные аварийными до 01.01.2012, окончательным сроком реализации которой является прошедший 2017 год, что свидетельствует об объективной невозможности включения в неё дома № ....
Вместе с тем, постановлением Правительства Забайкальского края от 11.04.2019 № 124 утверждена Региональная адресная программа Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы, охватывавшая многоквартирные дома, признанные аварийными в период с 01.01.2012 по 01.01.2017, окончательный срок реализации которой приходится на 01.09.2025, то есть дату, на момент рассмотрения административного дела ненаступившую, в связи с чем суд полагает возможным в целях защиты и восстановления нарушенных прав административного истца Ефимовой Т.А. возложение на Правительство Забайкальского края обязанности включить дом № ... в указанную Программу.
Одновременно суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в части возложения на администрацию городского округа «Город Чита» обязанности направить в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края документы для рассмотрения вопроса о включении дома № ... в Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2019 – 2025 годы, полагая такое требование при удовлетворённом судом объёме исковых требований и их содержании излишним.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Ефимовой Татьяны Анатольевны удовлетворить.
Административные исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края, в защиту прав, свобод и законных интересов собственников и нанимателей помещений дома № ..., удовлетворить частично.
Возложить на администрацию городского округа «Город Чита» обязанность признать дом № ... аварийным с 15.11.2011.
Возложить на Правительство Забайкальского края обязанность включить дом № ... в Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2019 – 2025 годы.
В удовлетворении заявленных административных исковых требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края.
Судья О.В. Огурцова
Мотивированное решение суда изготовлено 23.07.2021.