ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-770/21 от 18.01.2021 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело №2а-770/21

25RS0002-01-2020-007710-67

Мотивированное решение

изготовлено 18.01.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2021 года город Владивосток

Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи О.О.Ясинской, при секретаре В.В.Севостьяновой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цыганова ФИО11 к Управлению муниципальной собственности г.Владивостока, главе администрации г.Владивостока о признании решения незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Цыганов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению муниципальной собственности г.Владивостока (далее по тексту УМС г.Владивостока), в котором указал, что на основании решения Управления по исполнению программ по поддержке населения администрации г. Владивостока <...>, с изменениями от дата года, он состоит на учёте в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. Ответом УМС г.Владивостока от <...> в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно ему было отказано в связи с нахождением части испрашиваемого участка в границах береговой полосы Уссурийского залива. Указал, что Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края распоряжением <...>. ему предварительно согласовано предоставление земельного участка с кадастровым номером площадью 711 кв.м., разрешённое использование: для ведения личного подсобного хозяйства, в собственность бесплатно. Участок расположен по адресу: <адрес>. Согласно сведений ФГБУ «Центр развития территорий», содержащихся в ЕГРН береговая полоса в районе границ земельного участка с указанным кадастровым номером не установлена. В заключении кадастрового инженера <...>» указано, что минимальное расстояние от границ земельного участка до уреза воды составляет более 20 метров, что не является нарушением действующего законодательства, регулирующего правоотношения в этой части. На основании чего, просит признать незаконным отказ УМС г.Владивостока о предоставлении Цыганову А.А. земельного участка с кадастровым номером площадью 711 кв.м., разрешённое использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> в собственность бесплатно; обязать главу администрации г.Владивостока издать соответствующее постановление.

Административный истец Цыганков А.А., его представитель по устному ходатайству- ФИО12. заявленные требования поддержали, указали на то, что административным ответчиком не представлено доказательств, что земельный участок находится в границах береговой полосы.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО13 возражала против заявленных требований по доводам, указанным в письменном отзыве, согласно которым ранее заявителю уже направлялся мотивированный ответ от <...> которым Цыганову А.А. было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Согласно генеральному плану Владивостокского ГО часть данного участка расположена в границах береговой полосы Уссурийского залива. Согласно материалам, размещенным в муниципальной информационной системе «Комплексная муниципальная геоинформационная система планирования и управления развитием территории города Владивостока», в соответствии с информацией, отображаемой на Карте зон с особыми условиями использования территорий, входящей в состав материалов по обоснованию Генерального плана Владивостокского городского округа, рассматриваемый земельный участок полностью расположен в границах рыбоохранной зоны <...> моря, прибрежной защитной полосы <...> моря и водоохранной зоны. Согласно сведениям публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра по адресу: <...>, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зон с особыми условиями использования территории: часть водоохранной зоны <...> моря дата); часть прибрежной защитной полосы <...> моря дата). Ответом КГБУ ПК «Центр развития территорий» от <...> данным по обращению Цыганова А.А., также сообщается, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером попадает в границы планируемой береговой полосы.

Представитель заинтересованного лица КГБУ «Центр развития территорий» - ФИО14 в судебном заседании представил письменные пояснения, согласно которым в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территорий, входящей в материалы по обоснованию генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы города Владивостока от 15.09.2008 № 119 (в ред. от 23.10.2020), земельный участок с кадастровым номером расположен за границами планируемой береговой полосы. На карте зон с особыми условиями использования территорий, входящей в материалы по обоснованию генерального плана Владивостокского городского округа, береговая полоса указана, как планируемая. Ширина береговой полосы (20 метро) должна считаться от установленной береговой линии моря. В настоящее время у Учреждения отсутствует информация о координатах характерных точек границ береговой линии моря. Согласно сведениям, из публично кадастровой карты расстояние от уреза воды до границ земельного участка с кадастровым номером составляет приблизительно 31 метр.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.

В судебном заседании установлено, что на основании решения Управления по исполнению программ по поддержке населения администрации г. Владивостока <...> года Цыганов А.А. состоит на учёте в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.

Распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от <...> предварительно согласовано предоставление Цыганову А.А. земельного участка, местоположение: <адрес>

дата УМС г.Владивостока отказано в предоставлении указанного земельного участка Цыганову А.А. для ведение личного подсобного хозяйства, в связи с тем, что согласно генеральному плану Владивостокского ГО часть земельного участка с кадастровым номером расположена в границах береговой полосы Уссурийского залива. Указано, что представленное заключение специалиста об установлении местоположения береговой линии от Уссурийского залива, не соответствует требованиям действующего законодательства.

дата Цыгановым А.А. направлено обращение с просьбой о повторном рассмотрении вопроса о предоставлении ему в собственность испрашиваемого земельного участка. К обращению заявитель приложил заключение кадастрового инженера <...> года о расположении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> относительно береговой линии Амурского залива.

Ответом УМС г. Владивостока от <...> в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно Цыганову А.А. было отказано, по мотиву того, что подлежащих дополнительному рассмотрению доводов обращение не содержит, оснований для пересмотра ранее принятого решения – дата не имеется.

Анализируя решение об отказе УМС г.Владивостока административному истцу в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, суд приходит к выводу, что указанное решение нельзя признать законными и обоснованными в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.

Согласно п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Законом Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» регулируются земельные отношения на территории Приморского края в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации федеральным законодательством.

Статьей 10 названного закона предусмотрены случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, помимо случаев, установленных федеральным законодательством, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства (по выбору гражданина), отдельным категориям граждан.

В силу ст.39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

В соответствии с п. 4.1. ст 5 Водного кодекса РФ порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. № 377 утвержден порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. № 164.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218) в состав Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) входит в том числе реестр границ, в котором в том числе отображаются сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе о водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления, и береговых линиях (границах водных объектов).

Внесение сведений в ЕГРН осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия и регулируется статьей 32 Закона N 218 и Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1532 (далее - Правила).

Согласно пункту 22 Правил в случае внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями использования, установленных в отношении.водного объекта, либо изменений указанных сведений в государственном водном реестре федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта, установленных параметрах таких зон (координаты, площадь при наличии), содержащий текстовое и графическое описание местоположения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями их использования, а также береговой линии (границы водного объекта) и перечень координат характерных точек границ таких зон, прибрежных защитных полос, береговой линии (границы водного объекта) в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

Согласно оспариваемого решения, основанием для отказа Цыганову А.А. в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером площадью 711 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, явилось то, что часть данного участка расположена в границах береговой полосы <...> залива.

Указанный вывод подтверждается, по мнению административного ответчика, публичной кадастровой картой, размещенной на сайте Росреестра по адресу: <...>

Однако, из представленной административным ответчиком обзорной схемы взаимного расположения земельных участков по адресу: <адрес>, а также сведений публичной кадастровой карты, невозможно однозначно установить, что часть испрашиваемого Цыгановым А.А. участка расположена в границах береговой полосы <...> залива.

По данным КГБУ «Центр развития территорий» на карте зон с особыми условиями использования территорий, входящей в материалы по обоснованию генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы города Владивостока от <...> береговая полоса не установлена, указана, как планируемая.

В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территорий, содержащейся в материалах по обоснованию, входящих в состав Изменений в генеральный план ВГО, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 12.02.2018 №61-па (в редакции от 23.10.2020), земельный участок с кадастровым номером расположен за границами планируемой береговой полосы.

Согласно обзорной схемы с отображением зон с особыми условиями использования территории по данным ЕГРН ( ведений публичной кадастровой карты) расстояние от уреза воды до границ земельного участка с кадастровым номером составляет 31 метр.

В силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным ответчиком не представлено бесспорных доказательств, что земельный участок с кадастровым номером по адресу: Приморский край, г. Владивосток, пос. Береговое, ул. Арсеньева, д.1а входит в береговую полосу Уссурийского залива.

Кроме того, рассматривая обращение Цыганова А.А. от дата, административным ответчиком не дана оценка, представленного заявителем заключения кадастрового инженера <...> года о расположении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> относительно береговой линии Амурского залива, согласно которому минимальное расстояние от границ земельного участка до уреза воды составляет более 20 метров.

При указанных обстоятельствах, суд усматривает основания для признания решения УМС г.Владивостока, оформленное письмом от <...>, незаконным.

Вместе с тем, при принятии решения, в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 124 КАС РФ, требования истца об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия не может рассматриваться как способ восстановления нарушенного права истца, поскольку предоставление земельных участков в собственность является компетенцией УМС г.Владивостока, суд не подменяет собой орган государственного власти с учетом его полномочий и функций.

Поскольку при разрешении заявленных требований, суд пришел к выводу о признании незаконным решения УМС г.Владивостока от дата., на административного ответчика подлежит возложить обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Цыганова А.А. от дата. в установленный законом срок и в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.ст.175-180, ст.227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Цыганова ФИО15 к Управлению муниципальной собственности г.Владивостока, главе администрации г.Владивостока, удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления муниципальной собственности г.Владивостока, оформленное письмом от <...>

Возложить на Управление муниципальной собственности г.Владивостока обязанность устранить допущенное нарушение прав Цыганова ФИО16 путем повторного рассмотрения заявления от <...> о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 711 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства в установленный законом срок и в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья О.О.Ясинская