ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7724/2016 от 21.12.2016 Ангарского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2016 года город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шишпор Н.Н., при секретаре Хромых Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-7724/2016 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу ... к ФИО3 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по ... обратилось в суд с административными исками к ФИО3 о взыскании обязательных платежей и санкций - недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу и пени.

Определением суда от ** административные дела соединены в одно производство.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО3 является плательщиком транспортного налога, поскольку в 2011-2013 г.г. владел транспортными средствами:

-ФИО2, регистрационный знак , мощность двигателя 170 л.с.;

-Тойота Марк 2, регистрационный знак , мощность двигателя 160 л.с.;

-Тойота Аллион, регистрационный знак , мощность двигателя 132 л.с.;

-Тойота Королла, регистрационный знак , мощность двигателя 110 л.с.

Налогоплательщику был исчислен транспортный налог за 2011-2013, направлены налоговые уведомления; в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2009, 2011-2013 начислены пени.

Кроме того, ФИО3 является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, поскольку в 2010-2013 являлся собственником следующего имущества:

-квартира по адресу: ..., ...

-жилой дом по адресу: ..., ...

-земельный участок по адресу: ..., ...

Налоговым органом исчислен налог на имущество и земельный налог за 2011-2013, направлены налоговые уведомления.

В связи с тем, что в установленные срок налоги не были уплачены, в порядке ст. 69 НК РФ направлены требования.

Налоговый орган обращался к мировому судье за выдачей судебных приказов о взыскании налогов и пени. Выданные мировым судьей судебные приказы отменены определениями от **, **, **. На основании изложенного, административный истец просит взыскать с ФИО3 транспортный налог за 2011-2013 в общем размере 21 746,91 руб.;

-пени по транспортному налогу за 2009, 2011-2013 в общем размере 2556,98 руб.;

-налог на имущество физических лиц за 2010-2013 в общем размере 2648,25 руб.,

-пени по налогу на имущество физических лиц за 2010-2012 в общем размере 259,76 руб.;

-земельный налог за 2011-2013 в общем размере 792,37 руб.;

-пени по земельному налогу за 2010,2012 в общем размере 65,70 руб.

Одновременно представлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с административным иском, признав причины пропуска срока уважительными, поскольку Инспекция первоначально обратилась в суд своевременно, определением суда административный иск был оставлен без движения в связи с отсутствие доказательств его вручения административному ответчику, в дальнейшем административный иск возвращен в Инспекцию.

В судебное заседание представитель административного истца - ИФНС России по ... не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался судом надлежаще, однако по обстоятельствам, зависящим от него, направленные ему почтой судебные извещения не получает, не являясь в почтовое отделение.

Изучив материалы дела, суд находит требования ИФНС России по городу ... подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, предусмотрена законодательством о налогах и сборах - пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно статье 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу определен статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Исходя из статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом признается календарный год.

Статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации регламентируется порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В силу пункта 3 указанной статьи налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Статья ... от **-оз «О транспортном налоге» (в редакции ... от **-ОЗ) предусматривала, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог в срок не позднее 5 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст.1 Закона РФ от ** «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно ст.2 вышеуказанного Закона «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

В соответствии с п.9 ст.5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Как следует из п.8 ст.5 этого Закона РФ налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что в 2010-2013 г.г. ФИО3 являлся собственником следующего имущества:

Транспортные средства:

-ФИО2, регистрационный знак мощность двигателя 170 л.с.; дата возникновения права-**, дата отчуждения-**;

-Тойота Марк 2, регистрационный знак , мощность двигателя 160 л.с.; дата возникновения права-**, дата отчуждения-**;

-Тойота Аллион, регистрационный знак , мощность двигателя 132 л.с.; дата возникновения права-**, дата отчуждения-**;

-Тойота Королла, регистрационный знак , мощность двигателя 110 л.с.; дата возникновения права-**; дата отчуждения-**.

Недвижимое имущество:

-квартира по адресу: ..., ..., инвентаризационная стоимость 485 686 руб.; дата возникновения права-**, доля в праве собственности – ?;

-жилой дом по адресу: ..., ..., инвентаризационная стоимость 414 545 руб., дата возникновения права-**, доля в праве собственности- ?;

Земельный участок:

- по адресу: ..., ... кадастровая стоимость 408 738 руб., доля в праве собственности- ?.

Пунктами 2 - 4 ст. 52Налогового кодекса РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Исходя из периода владения, технических характеристик транспортных средств, а также с учетом инвентаризационной и кадастровой стоимости объектов недвижимости и размера доли в праве собственности, налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2011-2013, налога на имущество за 2010-2013, земельного налога за 2011-2013, в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления:

об уплате транспортного налога за 2011, налога на имущество за 2010-2011, земельного налога за 2011 ( л.д.21);

об уплате транспортного налога за 2012, налога на имущество за 2012, земельного налога за 2012 ( л.д.24);

об уплате транспортного налога за 2013, налога на имущество за 2013, земельного налога за 2013 ( л.д. 26).

Факт направления налоговых уведомлений подтвержден надлежащими письменными доказательствами – списками заказных писем.

В связи с тем, что транспортный налог, налог на имущество и земельный налог за указанные периоды не был уплачен в установленные законом сроки, в порядке ст. 69 НК РФ направлены требования:

об уплате налога на имущество за 2010-2011 на сумму 847,01 руб. ( л.д.40);

об уплате транспортного и земельного налога за 2011 со сроком исполнения до ** ( л.д.42);

об уплате налога на имущество, транспортного и земельного налога за 2012 год со сроком исполнения до ** ( л.д.86);

об уплате налога на имущество, транспортного и земельного налога за 2013 год со сроком исполнения до ** ( л.д.29).

Согласно ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от ** № 20-ФЗ) заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000,00 рублей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000,00 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000,00 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000,00 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В силу п.2 ст.6 Федерального закона от ** № 20-ФЗ положения статьи 48 части первой НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых направлены после дня вступления в силу статьи 2 настоящего Федерального закона, то есть, после **

До внесения изменений в статью 48 НК РФ минимальная сумма взыскания составляла 1 500 рублей.

Учитывая, что сумма взыскания по требованию от ** о взыскании налога на имущество за 2010-2011 не превышала 1 500 руб., то срок для обращения в суд следует исчислять с учетом требования , когда сумма недоимки превысила 1500 рублей.

Срок исполнения требования установлен до **, поэтому налоговому органу следовало обратиться с заявлением о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2010-2011, транспортному налогу и земельному налогу за 2011 в срок до ** ( 25.01.2013+6 мес.).

С соблюдением указанного срока, а именно – **, налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налога на имущество за 2010-2011, транспортного налога за 2011, земельного налога за 2011 и пени.

С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу за 2012, а также пени, налоговый орган обратился также своевременно- **, поскольку с учетом установленного в требовании срока ( **), с заявлением о взыскании надлежало обратиться в срок до ** ( 18.12.2013+6мес.).

Срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу на имущество, транспортному налогу и земельному налогу за 2013 год также был соблюден, поскольку с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился ** ( с учетом требования со сроком исполнения до ** +6 мес.=**).

Выданные мировым судьей судебные приказы о взыскании недоимки были отменены в связи с поступившими возражениями налогоплательщика.

Так, судебный приказ о взыскании налога на имущество за 2010-2011, транспортного и земельного налога за 2011год, пени по транспортному налогу был отменен определением от **.

Судебный приказ о взыскании налога на имущество, транспортного и земельного налога за 2012 и пени был отменен определением от **.

Судебный приказ о взыскании налога на имущество, транспортного и земельного налога за 2013 и пени был отменен определением от **.

В силу положений части 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В данном случае налоговому органу следовало обратиться в суд в следующие сроки:

- с требованиями о взыскании недоимки за 2011 – в срок до **;

- с требованиями о взыскании недоимки за 2012 – в срок до **;

- с требованиями о взыскании недоимки за 2013 – в срок до **.

Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении срока подачи административного искового заявления, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 289 КАС РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от ** N 367-О и от ** N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.

Выводы суда относительно указанных обстоятельств формируются в каждом конкретном случае, исходя из представленных документов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В связи с введением в действие ** Кодекса административного судопроизводства РФ, на налоговый орган возложена обязанность по вручению административного искового заявления административному ответчику. Указанное условие является необходимым при обращении в суд.

Установлено, что первоначально с административным иском о взыскании недоимки за 2011, 2013 год и пени, налоговый орган обратился с соблюдением указанного выше срока – **; с требованиями о взыскании недоимки за 2012 и пени, налоговый орган первоначально также обратился своевременно – **, что подтверждается входящими штампами суда на административных исковых заявлениях.

Административные иски по причине отсутствия доказательств их вручения административному ответчику были оставлены судом без движения, а затем возвращены в ИФНС определениями **, от **.

Установлено также, что налоговый орган не имел возможности представить доказательств вручения административных исков административному ответчику по причинам, не зависящим от налогового органа, а именно в связи с тем, что административный ответчик, направленные ему административные иски не получал, не являясь в почтовое отделение.

** Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что при рассмотрении вопроса об исполнении административным истцом соответствующей обязанности по вручению административного иска административному ответчику, необходимо исходить из того, что иск и приложенные к нему документы считаются доставленными и, соответственно требования ст. 126 КАС РФ соблюденными и в тех случаях, когда они поступили лицу, которому они направлены, но по обстоятельствам, зависящим от него, не были ему вручены или адресат не ознакомился с ними ( ч.4 ст. 2 КАС РФ, п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ).

Учитывая указанные разъяснения, налоговый орган истребовал из почтового отделения заказные письма, неполученные адресатами.

После получения с почты конвертов с вложенными в него административными исками (причина возврата – истечение срока хранения), налоговый орган повторно обратился в суд с настоящими административными исками (** и ** соответственно).

Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

Учитывая совокупность указанных обстоятельств, а именно то, что административные исковые заявления не были получены налогоплательщиком по обстоятельствам, не зависящим от налогового органа, в связи с чем суд оставлял их без движения, а затем вернул налоговому органу, а также то, что первоначально налоговый орган обратился в суд своевременно, суд полагает возможным признать причину пропуска срока обращения в суд уважительной и восстановить срок для обращения в суд.

Таким образом, учитывая, что сроки и процедура взыскания недоимки налоговым органом соблюдена, а также то, что административный ответчик не исполнил свою обязанность по уплате налогов, они подлежат взысканию с него в судебном порядке.

Обоснованными суд находит и требования о взыскании пени.

В силу ст. 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Согласно п.1 ст.72 Налогового кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Как следует из части 1 и части 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Разрешая требования о взыскании с административного ответчика пени по транспортному налогу за 2009, 2011-2013 в общем размере 2556,98 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2010-2012 в общем размере 259,76 руб.; пени по земельному налогу за 2010,2012 в общем размере 65,70 руб., суд полагает их обоснованными, поскольку административным истцом были приняты меры по взысканию транспортного налога за 2009 год ( по заявлению налогового органа ** выдан судебный приказ). Меры по взысканию недоимки за 2010-2013 также приняты своевременно, что было проверено судом.

Досудебная процедура, предусмотренная ст. 69 НК РФ была соблюдена – налогоплательщику направлены требования об уплате пени.

Расчет пени судом проверен, он выполнен верно. Учитывая, что ответчик своевременно не исполнил обязанность по уплате транспортного налога за 2009, 2011-2013, налога на имущество физических лиц за 2010-2012, земельного налога за 2010,2012, обоснованными являются требования о взыскании пени.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Восстановить срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей.

Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу ... к ФИО3 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с ФИО3, ** года рождения, уроженца ..., проживающего по адресу: ..., ... в доход государства:

- транспортный налог за 2011-2013 в общем размере 21 746,91 руб.;

- пени по транспортному налогу за 2009, 2011-2013 в общем размере 2556,98 руб.;

-налог на имущество физических лиц за 2010-2013 в общем размере 2648,25 руб.,

- пени по налогу на имущество физических лиц за 2010-2012 в общем размере 259,76 руб.;

-земельный налог за 2011-2013 в общем размере 792,37 руб.;

-пени по земельному налогу за 2010,2012 в общем размере 65,70 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, которое будет изготовлено **.

Судья

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>