РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тулун 04 июля 2018 г.
Тулунский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи – Татаринцевой Е.В.,
при секретаре – Кузнецовой Л.М.,
с участием:
прокурора – помощника Тулунского межрайонного прокурора Городецкой Т.О.,
представителя административного ответчика – главы Гуранского сельского поселения Греб А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-772/2018 по административному исковому заявлению Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Гуранского сельского поселения об обязании разработки и представления для утверждения в Думу Гуранского сельского поселения программы комплексного развития социальной инфраструктуры Гуранского сельского поселения,
установил:
Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к администрации Гуранского сельского поселения с административным исковым заявлением об обязании разработки и представления для утверждения в Думу Гуранского сельского поселения программы комплексного развития социальной инфраструктуры Гуранского сельского поселения.
В обоснование доводов административного иска Тулунский межрайонный прокурор указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что в Гуранском сельском поселении в нарушение ч. ч. 5 – 5.2 ст. 26 Градостроительного кодекса не разработана и не принята программа комплексного развития социальной инфраструктуры поселения.
Администрация муниципального образования, являясь исполнительным органом местного самоуправления, обязана была принять необходимые меры для проведения работ по подготовке и утверждению программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, но возложенные на неё законом обязанности не выполнила.
Обращение прокурора в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории Гуранского сельского поселения.
Просил обязать администрацию Гуранского сельского поселения разработать проект программы комплексного развития социальной инфраструктуры Гуранского сельского поселения и представить её в Думу Гуранского сельского поселения для утверждения в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Городецкая Т.О. требования административного иска поддержала.
Представитель административного ответчика требования административного иска признал, о чем представил суду соответствующее заявление. Судом административному ответчику разъяснены последствия признания административного иска, предусмотренные ст. ст. 46, 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.
Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на главу 22 данного Кодекса, устанавливающую порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По общему правилу, определенному в ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Вместе с тем ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно (ч. 3 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Аналогичные положения закреплены в п. 8 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация генерального плана поселения осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, или в установленном местной администрацией поселения порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.
Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений разрабатываются органами местного самоуправления поселений и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит (ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений содержат графики выполнения мероприятий, предусмотренных указанными программами(ч. 5.2 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1050 утверждены Требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов (далее – Требования).
В соответствии с п. 2 Требований программа устанавливает перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития поселения, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, договорами о развитии застроенных территорий, договорами о комплексном освоении территорий, иными инвестиционными программами и договорами, предусматривающими обязательства застройщиков по завершению в установленные сроки мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
Пунктом 4 Требований закреплено, что в случае если генеральный план сельского поселения утвержден органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого находится сельское поселение, то программа в отношении такого сельского поселения подлежит разработке и утверждению органами местного самоуправления указанного муниципального района.
Органы местного самоуправления сельских поселений могут осуществлять разработку и утверждение программ в случае, если соответствующие вопросы местного значения закреплены за такими сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 6 Устава Гуранского муниципального образования к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов сельского поселения.
К полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения по решению вопросов местного значения на основании п. 6.1 ст. 8 Устава Гуранского муниципального образования относится разработка и утверждение программ комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Генеральный план Гуранского муниципального образования утвержден решением Думы Гуранского сельского поселения от ......***.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 40 Устава Гуранского муниципального образования к полномочиям администрации сельского поселения относится разработка программ социально-экономического развития.
Аналогичные полномочия предусмотрены п. 2 ст. 6 Положения об администрации Гуранского муниципального образования.
Из информации администрации Гуранского сельского поселения от ......*** следует, что программа комплексного развития социальной инфраструктуры находится в стадии разработки, планируемая дата утверждения программы – ......
Согласно скриншоту страницы администрации Гуранского сельского поселения ...... на сайте администрации Гуранского сельского поселения размещен проект решения «Об утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры Гуранского сельского поселения на ...... г.г.»
Вместе с тем, как пояснил в судебном заседании глава Гуранского сельского поселения Греб А.В., проект программы комплексного развития социальной инфраструктуры Гуранского сельского поселения на ...... г.г. не прошел правовую экспертизу и не представлен для утверждения в Думу муниципального образования.
Изложенное свидетельствует о том, что программа комплексного развития социальной инфраструктуры Гуранского сельского поселения, при наличии Генерального плана Гуранского муниципального образования Тулунского района Иркутской области, до настоящего времени в полном объёме не разработана, не представлена в представительный орган местного самоуправления для утверждения, что нарушает права неопределенного круга лиц по исполнению органом местного самоуправления возложенных на него полномочий.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
При таких обстоятельствах административные исковые требования Тулунского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению, а признание административного иска главой Гуранского сельского поселенияГреб А.В. – принятию судом на основании ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Тулунский межрайонный прокурор, администрация Гуранского сельского поселения освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
принять от главы Гуранского сельского поселения Греб А.В. признание административного иска.
Административный иск Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Гуранского сельского поселения об обязании разработки и представления для утверждения в Думу Гуранского сельского поселения программы комплексного развития социальной инфраструктуры Гуранского сельского поселения удовлетворить.
Обязать администрацию Гуранского сельского поселения разработать проект программы комплексного развития социальной инфраструктуры Гуранского сельского поселения и представить её в Думу Гуранского сельского поселения для утверждения в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Татаринцева