РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 20 октября 2020 года
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Гаджимурадова М.М., при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием представителя административного истца Избирательной комиссии Республики Дагестан ФИО2, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг., представителя административных ответчиков - прокуратуры РД и <адрес> РД помощника прокурора <адрес>ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску председателя Избирательной комиссии РД ФИО4 о признании незаконным бездействие исполняющего обязанности прокурора <адрес>ФИО9, выразившееся в не обращении в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата на выборах депутатов собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Нововикринский» седьмого созыва ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
УСТАНОВИЛ:
Председатель избирательной комиссии Республики Дагестан ФИО4 обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействие исполняющего обязанности прокурора <адрес>ФИО9, выразившееся в не обращении в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата на выборах депутатов собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Нововикринский» седьмого созыва ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 предъявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.
Из содержания административного иска усматривается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является зарегистрированным кандидатом в депутаты на выборах депутатов Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Нововикринский» седьмого созыва.
Согласно п.п.2 и 2.1 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные федеральным законом 67-ФЗ, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутат или с замещением иной выборной должности. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а в случае, если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Решением участковой избирательной комиссии № (далее УИК №) от <данные изъяты>. №ФИО1 был зарегистрирован в качестве кандидата на вышеуказанных выборах.
Руководствуясь п.6 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ, избирательная комиссия Республики Дагестан письмом от <данные изъяты>№ направила на проверку в Информационный центр МВД по <адрес> список лиц выдвинутых кандидатами на выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес> РД, для выявления обстоятельств, ограничивающих пассивное избирательное право кандидатов, а также проверки достоверности представленных сведений о кандидатах.
В соответствии с ответом ИЦ МВД по РД №, поступившим в Избирательную комиссию Республики Дагестан <данные изъяты>. ФИО1, осужден Дербентским районным судом РД 08.04.200г. по пунктам «а», «б» части 2 статьи 213 УК РФ «Хулиганстсво», судимость погашена 08.04.2004г.
Согласно подпункту 58 статьи 2 Федерального закона №67-ФЗ «сведения о судимости кандидата» представляет собой сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) УК РФ, на основании которой ((которых) был осужден кандидат, статьи (статей) УК, принятого в соответствии с основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных Республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательствами актами за деяния, признаваемые преступлением действующим УК РФ.
ФИО1 в своем заявлении о согласии баллотироваться не указал сведения о своей судимости, которые должны быть указаны кандидатом согласно п.58 ст.2 и п.2.1 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ, а именно: не указал статью, по которой был осужден, поскольку указал ст.213.22 УК РФ вместо 213 УК РФ, также не указал пункты и часть статьи 213 УК РФ (пункты «а» и «б» части 2) и наименование статьи 213 УК РФ – «Хулиганство».
Таким образом, кандидат ФИО1 скрыл сведения о своей судимости.
В соответствии с пунктами 6,7 статьи 76 ФЗ №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено только судом. В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 статьи 76 ФЗ №67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «а», «б», «е», «з», и «к», «л» или «о» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Одним из оснований отказа в регистрации кандидата, установленного подпунктом «е» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 ФЗ №67-ФЗ. При этом кандидат ФИО1 сведения о судимости в своем заявлении не указал.
Комиссия, организующая выборы (УИК №), до получения сведений из ИЦ МВД по РД не располагала достоверными сведениями о судимости кандидата ФИО1, в связи с этим комиссией было принято решение от 29.07.2020г. № о регистрации кандидата.
Таким образом, организующей выборы комиссии доподлинно стали известны сведения о судимости кандидата ФИО1 только по его регистрации и получения соответствующих сведений из ИЦ МВД по РД. Данные сведения относятся к вновь открывшимися обстоятельствами, являющимися основанием для отмены регистрации кандидата.
Однако, в нарушение подпункта «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ организующая выборы УИК № в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата ФИО1 не обратилась.
В соответствии с пунктом 12 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ в случае установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению прокурора.
Руководствуясь положениями п.12 ст.76 Федерального закона №67-ФЗ, председатель территориальной избирательной комиссии <адрес>ФИО5ДД.ММ.ГГГГ обратился в прокуратуру <адрес> РД с просьбой обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты собрания депутатов муниципального образования «сельсовет «Нововикринский» седьмого созыва ФИО1, в связи с сокрытием им сведений о своей судимости. К обращению были приложены: копия заявления кандидата ФИО1 копия решения УИК № о регистрации кандидата, копия ответа ИЦ МВД по РД с указанием сведений о судимости кандидата, согласно которым факт сокрытия кандидатом сведений о судимости был установлен.
ДД.ММ.ГГГГ и.о.прокурора <адрес>ФИО9 был направлен ответ на обращение территориальной избирательной комиссии <адрес> РД, в котором указывается на нецелесообразность инициирования прокуратурой района административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, в связи с тем, что пропущены процессуальные сроки подачи заявления в суд.
Избирательная комиссия Республики Дагестан считает, что этим и.о. прокурора <адрес> старшим советником юстиции ФИО9 было допущено незаконное бездействие с связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением закона, действующих на территории РФ.
Федеральным законом от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных пав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяется конкретные полномочия прокурора по надзору за его исполнением, в том числе по обращению в суд (п.12 ст.76). ФИО11о. прокурора <адрес>ФИО6 посчитал, что в силу частей 4 и 7 статьи 240 КАС РФ и пункта 2 статьи 78 Федерального закона №67-ФЗ сроки подачи административного искового заявления об отмене регистрации кандидата ФИО1 истекли.
Вместе с тем, позиция и.о. прокурора ФИО6 относительно пропуска 10-дневного срока обращения в суд является необоснованной. В соответствии с частью 5 статьи 240 КАС РФ исковое заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования (ДД.ММ.ГГГГ). Территориальная избирательная комиссия <адрес> РД обратилась в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ. Для подачи административного искового заявления оставалось несколько дней: последним днем подачи искового заявления было ДД.ММ.ГГГГ, однако и.о. прокурора ФИО6 не применил данную норму, неправильно сослался в своем ответе на иные положения КАС РФ. В результате этого ФИО9 было допущено незаконное бездействие, после его ответа в комиссии от ДД.ММ.ГГГГ срока на обращение в суд уже не оставалось.
Это привело к тому, что решение участковой избирательной комиссии № от 29.07.2020г. № о регистрации кандидата ФИО1, не соответствующие требованиям ФЗ №67-ФЗ, осталось в силе, а также к нарушению принципа равенства всех участников избирательной кампании перед законом.
Правильность изложенных Избирательной комиссией Республики Дагестан доводов и ошибочность выводов и.о. прокурора <адрес>ФИО9, изложенных в его ответе от 03.09.2020г. №ж-2020, подтверждаются материалами судебной практики. Жалоба на бездействие и.о. прокурора <адрес>ФИО9 в прокуратуру РД не подавалась.
В судебном заседании представитель истца дополнил, что письменно подтвердить о том, что председатель участковой избирательной комиссии УИК № отказался подать иск в суд об отмене регистрации кандидата на выборах депутат Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» седьмого созыва ФИО1, не может, т.к. данное обстоятельство установлено путем переговоров между председателем ТИК <адрес>ФИО5, в преследующем уволенного и председателем УИК №. Просить требование удовлетворить в полном объеме.
Представитель административных ответчиков - прокуратуры РД и <адрес> РД помощник прокурора <адрес>ФИО7, просить отказать в удовлетворении административного иска по изложенным в возражении основаниям.
Из содержания возражений на административное исковое заявление Избирательной комиссии Республики Дагестан усматривается, что 28.08.2020г. в прокуратуру <адрес> поступило письменное обращение председателя ТИК <адрес> за № об обращении в Каякентский районный суд с административным исковым заявлением об отмене решения участковой избирательной комиссии № от 29.07.2020г. № о регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикрирнский» ФИО1 в связи с тем, что в заявлении о согласии баллотироваться ФИО1 указал неполные сведения о своей судимости, т.к. не указал наименование статьи УК РФ, на основании которой он был осужден.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения указанного обращения на имя председателя ТИК района ФИО5, и.о. прокурора <адрес>ФИО9 направлен ответ за №ж-2-2-, указав нецелесообразность инициирования прокуратурой района в суде административного искового заявления об отмене вышеуказанного решения участковой избирательной комиссии №.
Принятие такого решения прокуратурой района связано тем, что в соответствии с частью 4 ст.240 КАС РФ и п.2 ст.78 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
Указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (ч.7 ст.240 КАС РФ, п.2 ст.78 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ).
Обращение ТИК поступило в прокуратуру района 28.08. 2020г., т.е. по истечении более 30 дней со дня принятия УИК оспариваемого решения и истечения срока его обжалования.
А пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является безусловным основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Более того, по ряду административных исковых заявлений участковых избирательных комиссий районным судом принимались решения об отказе в удовлетворении исковых требований по основаниям пропуска срока обращения в суд.
Далее, следует отметить, что поступившие в прокуратуру района обращения рассматривается в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013г. №.
В соответствии с п.5.1 Инструкции обращения разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Кроме того, согласно ст.10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Также нормами ст.5 названного закона предусмотрено, что воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемой им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Обращаю внимание также на то, что согласно ст.239 КАС РФ прокурор в порядке, установленном главой 24, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных настоящей статьей, частью 1 статьи 39 настоящего Кодекса, в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Часть 1 ст.39 КАС РФ гласит прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, т.е. данная норма предполагает обращение прокурора в суд с иском правом, а не обязанностью и только в целях защиты интересов в указанных данной статье случаях, что из административного искового заявления не вытекает.
С учетом изложенного просят в удовлетворении иска отказать.
Надлежаще извещенный заинтересованное лицо ФИО1, на судебное заседание не явился, причину не явки суду не сообщил и не обратился в суд с ходатайством об отложении рассмотрения дела, а потому дело по согласию сторон без его участия.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» граждане имеют право обращаться лично в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - ФЗ "О прокуратуре") прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ "О прокуратуре" и п. 4.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 45 (далее - Инструкция), в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон №59-ФЗ) определен порядок рассмотрения государственными органами и их должностными лицами обращений граждан.
Частью 2 статьи 1 Закона №59-ФЗ установлено, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (ст. 2 Закона №59-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона №59-ФЗ, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона №59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Согласно пункта 7.3 приказа N 211 от ДД.ММ.ГГГГ генеральной прокуратуры Российской Федерации «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 195 " об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Приказа N 195 обязывает прокуроров в период проведения избирательных кампаний федерального, регионального и муниципального уровня повышенное внимание уделять вопросам соблюдения законодательства о выборах и о проведении публичных мероприятий.
В силу положений части 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 12 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ в случае установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости регистрация кандидата может быть отмена судом по заявлению прокурора.
Судом установлено, что организующая выборы УИК № в суд с административным исковым заявлением от отмене регистрации кандидата ФИО1 не обратилась и не пожелала, зная о допущенных нарушениях при подаче заявления о регистрации кандидата.
В связи с чем председатель ТИК <адрес>ФИО5ДД.ММ.ГГГГ обратился в прокуратуру <адрес> РД о необходимости инициирования административного иска в суд.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ "О прокуратуре" и п. 4.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 45 (далее - Инструкция), И.о. прокурора <адрес> РД ФИО8ДД.ММ.ГГГГ направил ответ на обращение ТИК <адрес>, в нем изложены доводы о нецелесообразности подачи административного иска в суд.
Суд соглашается с доводами представителя административного ответчика о том, что согласно частью 1 ст.39 КАС РФ гласит прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защит у прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, т.е. данная норма предполагает право обращение прокурора в суд с иском, а не обязанностью.
Таким образом, при разрешения обращения председателя ТИК <адрес> РД ФИО5, и.о. прокурора <адрес> РД ФИО9, не предусмотрел оснований для инициирования административного иска в суд.
Обращение ФИО5, и.о. прокурора <адрес>ФИО9, разрешено в сроки в соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ "О прокуратуре" и п. 4.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 45 (далее - Инструкция).
Суд считает, что и.о. прокурора <адрес> РД ФИО9 не бездействовал при разрешении заявления председателя ТИК <адрес> РД ФИО5, заявление разрешено в предусмотренные сроки, дан исчерпывающий ответ.
Таким образом, доводы административного истца о незаконности бездействия исполняющего обязанности прокурора <адрес>ФИО9, выразившееся в не обращении в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата на выборах депутатов собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Нововикринский» седьмого созыва ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, районный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска председателя Избирательной комиссии РД ФИО4, о признании незаконным бездействие исполняющего обязанности прокурора <адрес>ФИО9, выразившееся в не обращении в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата на выборах депутатов собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Нововикринский» седьмого созыва ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости отказать.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГг.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную Коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.М.Гаджимурадов