ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-772/2021 от 29.09.2021 Бокситогорского городского суда (Ленинградская область)

(УИД47RS0001-01-2021-001172-91)

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2а-772/2021

Именем Российской Федерации

29 сентября 2021 года г.Бокситогорск

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Пименовой А.Г.,

при секретаре Телешман И.В.

с участием:

представителя административного истца - администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области – Комиссарова Р.Ю.

представителя административных ответчиков: Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. и Прокуратуры Ленинградской области – помощника Бокситогорского городского прокурора Мурашева П.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области к Бокситогорскому городскому прокурору о признании представления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области обратилась в суд с административным иском о признании незаконным представление Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечена Прокуратура Ленинградской области.

В обоснование иска указано, что в адрес администрации Бокситогорского муниципального района внесено представление Бокситогорского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по устранению нарушений законодательства.

В представлении прокурором указывается, что органами опеки и попечительства в нарушение требований пункта 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" достаточных мер к защите законных прав и интересов несовершеннолетних гр. П.5, гр. П.4, гр. П.3, гр. П.2, гр. П.1 не принято и вопрос об их помещении в учреждение здравоохранения решался сотрудниками ОУУП и ПДН ОМВД России по Бокситогорскому району.

Между тем, в соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Одновременно, в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, а именно:

частью 1 статьи 130: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью»;

частью 2 статьи 132: «Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству»;

статьей 133: «Местное самоуправление в Российской Федерации

гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».

В силу положений части 1 статьи 14 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Согласно областному закону Ленинградской области от 17.06.2011 № 47-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельным государственным полномочием Российской Федерации, переданным органам государственной власти Ленинградской области, и отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрация Бокситогорского муниципального района наделена соответствующими государственными полномочиями по опеке и попечительству.

Указанное представление Бокситогорского городского прокурора об устранении нарушений федерального законодательства нарушает вышеизложенные права и законные интересы администрации Бокситогорского муниципального района, является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" органы опеки и попечительства участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в статье 5 настоящего федерального закона, если они являются сиротами, либо остались без попечения родителей или иных законных представителей.

В соответствии с пунктом 8 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300, требования по защите прав и законных интересов детей возлагаются на органы опеки и попечительства при наличии оснований, регламентированных пунктом 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, и подтвержденных документами, свидетельствующими об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения его родителей (единственного родителя), в том числе:

письменным согласием матери (отца) ребенка на усыновление (удочерение) (далее - усыновление);

свидетельством о смерти матери (отца) ребенка;

справкой о смерти матери (отца) ребенка;

справкой о рождении, подтверждающей, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка;

свидетельством о рождении, не содержащим сведений о матери (отце) ребенка;

вступившим в законную силу решением суда о лишении матери (отца) ребенка родительских прав;

вступившим в законную силу решением суда об ограничении матери (отца) ребенка в родительских правах;

вступившим в законную силу решением суда об исключении сведений о матери (отце) ребенка из актовой записи о рождении;

вступившим в законную силу решением суда о признании причин неуважительными в случаях непроживания родителя(-ей) совместно с ребенком более шести месяцев и уклонения от его воспитания и содержания;

вступившим в законную силу решением суда о признании матери (отца) ребенка недееспособной(-ым) (ограниченно дееспособной(-ым);

вступившим в законную силу решением суда о признании матери (отца) ребенка безвестно отсутствующей(им);

актом о доставлении подкинутого или заблудившегося ребенка (в случае выявления подкинутого ребенка);

актом об оставлении ребенка в родильном доме (отделении) или иной

медицинской организации;

актом об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 января 2010 года № 23н "Об утверждении формы акта об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов";

справкой о нахождении матери (отца) ребенка под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданной соответствующим учреждением, в котором они находятся или отбывают наказание;

приговором суда о назначении наказания матери (отцу) ребенка в виде лишения свободы;

постановлением судьи об избрании меры пресечения матери (отцу) ребенка в виде заключения под стражу;

постановлением суда о принудительном лечении матери (отца) ребенка в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях;

вступившим в законную силу решением суда о признании матери (отца) ребенка умершей(-им);

вступившим в законную силу решением суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком;

справкой органов внутренних дел о розыске матери (отца) ребенка;

справкой органов внутренних дел о том, что место нахождения матери (отца) ребенка не установлено;

актом органа опеки и попечительства об отобрании ребенка;

вступившим в законную силу решением суда об отмене усыновления (удочерения) (в случае вынесения судебного решения об отмене усыновления (удочерения) ребенка, если в свидетельстве о рождении в графе "Мать" и "Отец" записаны усыновители(-ль), а также в случае изменения фамилии, имени или отчества (при наличии), даты рождения усыновленного ребенка);

актом об оставлении ребенка в организации;

документами, свидетельствующими об иных случаях отсутствия родительского попечения, предусмотренных пунктом 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации.

В ходе рассмотрения обжалуемого представления Бокситогорского городского прокурора было выявлено, что факт отсутствия родительского попечения у несовершеннолетних гр. П.5, рождения ДД.ММ.ГГГГ, гр. П.4, рождения ДД.ММ.ГГГГ, гр. П.3, рождения ДД.ММ.ГГГГ, гр. П.2, рождения ДД.ММ.ГГГГ, гр. П.1, рождения ДД.ММ.ГГГГ, не подтвержден, то есть не имеется ни одного документа (из вышеперечисленных) свидетельствующего об обстоятельствах утраты (отсутствия) родительского попечения.

Более того, еще до внесения обжалуемого представления - ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 5.2 раздела 5 Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних Бокситогорского муниципального района Ленинградской области по выявлению и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, утвержденного постановлением администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 24.09.2018 № 1145, специалистом отдела опеки и попечительства администрации Бокситогорского муниципального района проведено обследование условий жизни несовершеннолетних детей гр. П.5, гр. П.4, гр. П.3, гр. П.2, гр. П.1. В ходе соответствующего обследования было установлено, что их мать Ггр. Р1ДД.ММ.ГГГГ уехала в республику Беларусь по вопросам гражданства троих младших детей, оставив всех детей под присмотр бабушке - гр. Р., рождения ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью детей, не было выявлено, несовершеннолетние н\л П. остались без надзора со стороны законных представителей и нуждаются в предоставлении социальной помощи.

В связи с чем, считать несовершеннолетних н\л П. детьми-сиротами либо детьми, оставшимися без попечения родителей, и организовать работу по их определению под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц, относящихся к указанной категории, не представилось возможным.

В связи с чем, во исполнение части 3 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" вопрос о помещении безнадзорных н\л П. в учреждение здравоохранения решался сотрудниками подразделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по Бокситогорскому району.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 12 вышеназванного закона, в настоящее время, профилактическая работа с данной семьей, предоставление социальных услуг несовершеннолетним н\л П., находящимся в социально опасном положении, осуществляется ЛОГАУ "Бокситогорский КЦСОН".

Таким образом, считают, что нарушений действующего законодательства, затрагивающих интересы несовершеннолетних гр. П.5, гр. П.4, гр. П.3, гр. П.2, гр. П.1, со стороны сотрудников отдела опеки и попечительства администрации Бокситогорского муниципального района не усматривается.

Досудебный порядок урегулирования спора федеральным законом не предусмотрен.

Жалоба в порядке подчиненности не подавалась.

На основании изложенного и руководствуясь, статьями 124-126, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, администрация Бокситогорского муниципального района, истец просит:

признать представление Бокситогорского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Представителем административных ответчиков Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. и прокуратуры Ленинградской области Мурашевым П.А. представлен в суд отзыв на административное исковое заявление, согласно которого просит в удовлетворении иска отказать. В обоснование своей позиции указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Бокситогорской городской прокуратуры поступила информация ОМВД России по Бокситогорскому району с просьбой дать оценку бездействию специалистов отдела опеки и попечительства администрации Бокситогорского района в части их бездействия при защите прав и законных интересов несовершеннолетних гр. П.5, гр. П.4, гр. П.3, гр. П.2, гр. П.1, оставшихся без попечения матери - Ггр. Р1

В рамках проведенной информационно-аналитической работы было установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес отдела опеки и попечительства администрации района из Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Город Пикалево» поступила информация с просьбой принять меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних гр. П.5, гр. П.4, гр. П.3, гр. П.2, гр. П.1

ДД.ММ.ГГГГ отделом опеки и попечительства администрации Бокситогорского района дан ответ, что вышепоименованные несовершеннолетние не относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Каких-либо мер к защите их законных интересов не принято.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес отдела опеки и попечительства администрации района из ОМВД России поступила информация о том, что несовершеннолетние гр. П.5, гр. П.4, гр. П.3, гр. П.2, гр. П.1 остались без попечения матери Ггр. Р1 с ДД.ММ.ГГГГ. Также из информации следовало, что постановлением КДН и ЗП администрации МО «Город Пикалево» семья с. Р. признана находящейся в социально опасном положении, а ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний гр. П.5 находился один в ночное время без сопровождения взрослых.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОМВД России отделом опеки и попечительства дан ответ, что несовершеннолетние гр. П.5, гр. П.4, гр. П.3, гр. П.2, гр. П.1 не относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Каких-либо мер к защите их законных интересов органами опеки и попечительства также принято не было.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес отдела опеки и попечительства администрации района из 91 отдела полиции ОМВД России направлена информация о ситуации в семье с. Р..

В рамках проведенных мероприятий было установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента отъезда матери несовершеннолетних в Республику Беларусь) достаточный контроль за поведением несовершеннолетних гр. П.5, гр. П.4, гр. П.3, гр. П.2, гр. П.1 со стороны матери Ггр. Р1 отсутствовал вследствие неисполнения ею своих родительских обязанностей. Кроме того, постановлением КДН и ЗП администрации МО «Город Пикалево» от ДД.ММ.ГГГГ семья с. Р. признана находящейся в социально опасном положении.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон № 120-ФЗ), безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Таким образом, в силу вышеперечисленных положений законодательства несовершеннолетние имели юридический статус безнадзорных.

В силу ст. 4 Закона № 120-ФЗ, органы опеки и попечительства входят в систему органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 16 Закона № 120-ФЗ, органы опеки и попечительства участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Часть 2 ст. 16 Закона № 120-ФЗ предусматривает, что должностные лица органов опеки и попечительства в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних используют предоставленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочия, связанные с осуществлением ими функций опеки и попечительства, а также пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

В Российской Федерации гарантируется право каждого ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом (п.1 ст. 56 СК РФ).

Как следует из п. 3 ст. 56 СК РФ, должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

В соответствии с п. 1 ст. 121 Семейного Кодекса Российской Федерации, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

В силу вышеприведенных положений закона, деятельность органов опеки и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, защите их прав и законных интересов является обязательной и безальтернативной.

Как следует из п. 8 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ, документами, свидетельствующими об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения его родителей (единственного родителя), в том числе являются: справка органов внутренних дел о том, что место нахождения матери (отца) ребенка не установлено; а также документы, свидетельствующие об иных случаях отсутствия родительского попечения, предусмотренных пунктом 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации.

Административный истец располагал информацией об отсутствии у несовершеннолетних н\л П. родительского попечения, поступившей в его адрес из КДН и ЗП администрации МО «Город Пикалево» (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), информацией 91 ОП ОМВД России по Бокситогорскому району (исх. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) из которых следовало, что местонахождение матери несовершеннолетних не установлено, родительское попечение отсутствует, выявлен факт нахождения несовершеннолетнего гр. П.5 в ночное время без сопровождения взрослых. Кроме того, как следует из акта осмотра бытовых условий несовершеннолетних от ДД.ММ.ГГГГ, жилищно-бытовые условия для детей не созданы, мать детей самоустранилась от их воспитания, отец не принимает участия в воспитании детей.

Как разъяснил Конституционный суд РФ в п. 3.1 Постановления от 08.06.2010 № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки гр. Ч.», к числу оставшихся без родительского попечения статья 121 Семейного кодекса Российской Федерации относит детей, чьи родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов. Приведенный перечень не является исчерпывающим, что позволяет органам опеки и попечительства осуществлять защиту прав и интересов детей в зависимости от конкретных обстоятельств во всех иных случаях, когда родительское попечение фактически отсутствует.

Таким образом, при наличии у истца всех законных оснований взять на себя обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, требования законодательства им были проигнорированы, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Бокситогорского муниципального района городским прокурором обоснованно было внесено представление.

При вышеперечисленных обстоятельствах усматривается виновное бездействие администрации Бокситогорского муниципального района, выразившееся в необеспечении защиты прав и законных интересов несовершеннолетних н\л П., решения вопросов об их дальнейшем жизнеустройстве, а соответственно основания для признания представления Бокситогорского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным отсутствуют.

Представитель административного истца – Комиссаров Р.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административных ответчиков: Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. и Прокуратуры Ленинградской области – помощник Бокситогорского городского прокурора Мурашев П.А. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в представлении и отзыве на исковое заявление.

Исследовав доказательства, представленные суду в письменной форме, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему:

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона вносит представление об устранении нарушений закона, по которому в соответствии со статьей 24 (пункт 1) указанного Закона должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Поскольку за невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц, то представление прокурора, внесенное им в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, подлежит оспариванию в порядке, определенном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Бокситогорским городским прокурором Ермаковым А.А. в адрес администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области внесено представление о принятии мер по устранению нарушений законодательства. В представлении указано, что органами опеки и попечительства в нарушение требований пункта 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" достаточных мер к защите законных прав и интересов безнадзорных несовершеннолетних гр. П.5, гр. П.4, гр. П.3, гр. П.2, гр. П.1 не принято и вопрос об их помещении в учреждение здравоохранения решался сотрудниками ОУУП и ПДН ОМВД России по Бокситогорскому району.

Администрации предписано: безотлагательно рассмотреть представление; в течение одного месяца принять конкретные меры по устранению допущенных закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме в установленный срок; рассмотреть вопрос о привлечении лиц виновных в сложившейся ситуации к установленной законом ответственности, копию решения о наказании представить в прокуратуру. Рассмотреть настоящее представление с участием Бокситогорского городского прокурора, уведомив его о дате и времени рассмотрения заблаговременно.

Администрация Бокситогорского муниципального района обратилась в суд с настоящим административным иском указывая, что считает представление Бокситогорского городского прокурора незаконным.

Разрешая заявленные требования суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Согласно областному закону Ленинградской области от 17.06.2011 № 47-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельным государственным полномочием Российской Федерации, переданным органам государственной власти Ленинградской области, и отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрация Бокситогорского муниципального района наделена соответствующими государственными полномочиями по опеке и попечительству.

В соответствии с п. 1 статьи 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Постановлением муниципальной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ семья Ггр. Р1, имеющей несовершеннолетних детей: гр. П.5, рождения ДД.ММ.ГГГГ, гр. П.4, рождения ДД.ММ.ГГГГ, гр. П.3, рождения ДД.ММ.ГГГГ, гр. П.2, рождения ДД.ММ.ГГГГ, гр. П.1, рождения ДД.ММ.ГГГГ, признана находящейся в социально опасном положении, утвержден план мероприятий индивидуальной профилактической работы с семьей с. Р. и ее несовершеннолетними детьми до ДД.ММ.ГГГГ, определены субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участие которых необходимо в проведении индивидуальной профилактической работы, в числе которых отдел опеки попечительства администрации Бокситогорского муниципального района.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес отдела опеки и попечительства администрации Бокситогорского муниципального района из Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Город Пикалево» поступила информация с просьбой принять меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних гр. П.5, гр. П.4, гр. П.3, гр. П.2, гр. П.1, поскольку мать Ггр. Р1 с ДД.ММ.ГГГГ отсутствует дома.

ДД.ММ.ГГГГ отделом опеки и попечительства администрации Бокситогорского района составлен акт обследования условий жизни несовершеннолетних и их семьи.

ДД.ММ.ГГГГ отделом опеки и попечительства администрации Бокситогорского района в адрес Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Город Пикалево» дан ответ, что несовершеннолетние н\л П. не относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес отдела опеки и попечительства администрации Бокситогорского района из ОМВД России по Бокситогорскому району поступила информация о том, что несовершеннолетние н\л П. остались без попечения матери Ггр. Р1 с ДД.ММ.ГГГГ, с целью исключения факта безнадзорности и недопущения совершения противоправных деяний в отношении малолетних детей ОМВД просит принять меры по решению вопроса об установлении опеки над малолетними детьми или о помещении их в государственное учреждение для дальнейшего жизнеустройства в период отсутствия матери.

ДД.ММ.ГГГГ ОМВД России по Бокситогорскому району направило прокурору Бокситогорского района информацию о бездействии специалистов органов опеки и попечительства администрации Бокситогорского муниципального района при работе с семьей Ггр. Р1

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОМВД России по Бокситогорскому району отделом опеки и попечительства дан ответ, что несовершеннолетние н\л П. не относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 3 ст. 56 СК РФ должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Как установлено судом, в нарушение п. 3 ст. 56, п. 1 ст. 121 СК РФ при получении сведений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних н\л П. орган опеки и попечительства не принял необходимые меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей, несмотря на наличие информации о длительном отсутствии родителей, создании бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

Ссылки административного истца на то, что факт отсутствия родительского попечения у несовершеннолетних н\л П. не подтвержден, не имеется ни одного документа, предусмотренного пунктом 8 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Приказом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующего об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения его родителей (единственного родителя), в связи с чем, считать несовершеннолетних н\л П. детьми-сиротами либо детьми, оставшимися без попечения родителей, и организовать работу по их определению под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц, относящихся к указанной категории, не представилось возможным, суд не может принять во внимание, поскольку это противоречит собранным по делу доказательствам, указанным выше, поскольку орган опеки и попечительства располагал информацией об отсутствии у несовершеннолетних н\л П. родительского попечения в результате длительного отсутствия родителей, поступившей в его адрес из КДН и ЗП администрации МО «Город Пикалево» (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), информацией 91 ОП ОМВД России по Бокситогорскому району (исх. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) из которых следовало, что местонахождение матери несовершеннолетних не установлено, родительское попечение отсутствует, выявлен факт нахождения несовершеннолетнего гр. П.5 в ночное время без сопровождения взрослых, как следует из акта осмотра бытовых условий несовершеннолетних от ДД.ММ.ГГГГ, составленного самим органом опеки и попечительства, жилищно-бытовые условия для детей не созданы, мать детей самоустранилась от их воспитания, отец не принимает участия в воспитании детей, несовершеннолетние н\л П. остались без надзора со стороны законных представителей и нуждались в предоставлении социальной помощи.

С учетом вышеизложенного, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Бокситогорского муниципального района городским прокурором было обоснованно внесено оспариваемое истцом представление и основания для признания представления незаконным отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным представление Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 05 октября 2021 года.

Судья: подпись

Копия верна, судья:

Секретарь: