Дело *
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
* город Псков
Псковский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой С.А.,
при секретаре Дмитриевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации МО «Псковский район» к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАПД по г. Пскову и Псковскому району УФССП России по Псковской области Каневу Антону Александровичу и УФССП России по Псковской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «Псковский район» обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАПД по г. Пскову и Псковскому району УФССП России по Псковской области Каневу Антону Александровичу, УФССП России по Псковской области об уменьшении исполнительского сбора по исполнительному производству № 15106/19/60047-ИП от 11 апреля 2019 года на 1/4 часть, то есть до 37500 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что Администрация МО «Псковский район» является должником по исполнительному производству № 15106/19/60047-ИП от 11 апреля 2019 года, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного 02 апреля 2019 года Псковским районным судом Псковской области. Предметом исполнения является обязание административного истца принять меры по организации проведения соответствия качества питьевой воды, подаваемой централизованной системой водоснабжения в д. Родина Псковского района требованиям СанПиН 2.1.41074-01. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАПД по г. Пскову и Псковскому району УФССП России по Псковской области Канева А.А. от 09 июля 2019 года с Администрации МО «Псковский район» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Административный истец является органом муниципального управления, исполняет распорядительно-властные полномочия посредством публичных договоров, соглашений. Администрация Псковского района постоянно обращается в Администрацию Псковской области с просьбами предусматривать в областной долгосрочной целевой программе денежные средства на строительство объектов очистки воды. Администрация Псковской области указывает на дефицит областного бюджета и невозможность финансирования объектов водоснабжения и водоотведения только за счет средств областного бюджета. Указанный факт является препятствием, не позволяющим административному истцу своевременно исполнить вышеуказанное судебное решение. С 2019 года в рамках исполнения Указа Президента РФ на территории Псковской области реализуется федеральная программа «Чистая вода» Между Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области и Минстроем России заключено соглашение о реализации регионального проекта Псковской области «Чистая вода». Между Администраций Псковской области и Минстроем России подписано соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Псковской области в рамках федерального проекта «Чистая вода». Общий объем финансирования регионального проекта Псковской области «Чистая вода» на 2019-2024 годы составляет 1069,537 млн. рублей. Администрацией Псковского района была предоставлена информация в отношении строительства станции очистки питьевой воды в д. Родина, в том числе ПИР, и в отношении реконструкции водозабора д. Родина, в том числе ПИР. Рассматриваемый объект вошел в реализацию программы «Чистая вода». Администрацией Псковского района подготовлено техническое задание на разработку инвестиционной программы по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на 2018-2022 годы. Постановлением Администрации Псковского района от 03 апреля 2019 года № 63 внесены изменения в части расходов на разработку проектно-изыскательских работ для ремонта сети водоснабжения. Также внесены изменения в решение Собрания депутатов о бюджете муниципального образования «Псковский район» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в части увеличения денежных средств на подготовку ПИРов. Администрацией района подготовлено задание на проектирование строительства модульной станции очистки питьевой воды, собираются коммерческие предложения, готовится проект документов для проведения аукциона. После определения стоимости строительно-монтажных работ и будет проведен аукцион по выбору организации для строительства объекта. Денежные средства на указанные цели предусмотрены программой Псковской области «Чистая вода» на 2019-2024 годы. Указанные обстоятельства не зависят от Администрации района. Требования основаны на положениях ст. 218 КАС РФ, ст.ст. 105, 112, 121 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2017 года «Об исполнительном производстве».
Представитель административного истца – Администрации МО «Псковский район» П. поддержала заявленные требования, полагала, что решение суда не исполнено по не зависящим от Администрации района обстоятельствам, просила снизить размер взысканного исполнительского сбора на 1/4 часть, то есть до 37500 рублей.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАПД по г. Пскову и Псковскому району Канев А.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что требования исполнительного документа не были исполнены в установленный срок для добровольного исполнения. Каких-либо документов, подтверждающих наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение исполнительного документа, судебному приставу представлено не было. С момента возбуждения исполнительного производства и до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не предпринимались какие-либо действия для фактического исполнения требований исполнительного документа. Об отложении исполнительных действий административный истец судебного пристава-исполнителя не просил, о мерах, предпринимаемых для исполнения исполнительного документа, не сообщал.
Представитель административного ответчика – УФССП России по Псковской области в судебное заседание не явился, ходатайств не заявил.
Помощник прокурора Псковского района К. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов.
Исполнительский сбор как исполнительное действие и санкция за неисполнение должником решения суда в установленный для добровольного исполнения срок, требует установления вины должника в неисполнении решения суда, что следует из совокупности положений статей 64, 112 Закона об исполнительном производстве, статьи 401 ГК РФ, пункта 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 8 указанной статьи судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В силу ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112, 116 Федерального закона.
Как следует из п. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Из положений ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве следует, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50000 руб.
Согласно ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Пунктом 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве суду предоставлено право с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 этой статьи.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 30.07.2001 №-13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора допускается при подтверждении должником доказательств того, что нарушение установленного срока добровольного исполнения требований исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязательств.
В пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №-50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Как следует из представленных административным истцом документов, Администрацией МО «Псковский район» предпринимались зависящие от нее меры по исполнению решения суда.
В частности, Администрация МО «Псковский район» неоднократно обращалась в Администрацию Псковской области с просьбами предусмотреть в областной долгосрочной целевой программе «Чистая вода» денежные средства на строительство объектов, в том числе «Станции очистки питьевой воды в д. Родина, в том числе ПИР».
Согласно ответу Администрации Псковской области финансирование необходимых работ за счет только средств областного бюджета невозможно, Администрации МО «Псковский район» предложено выполнить ПИР и экспертизу за счет районного бюджета, для того, чтобы указанные объекты были включены в федеральную целевую программу «Чистая вода».
Строительство станции очистки питьевой воды в д. Родина Псковского района, в том числе ПИР, и реконструкция водозабора д. Родина, в том числе ПИР, включены в перечень объектов, планируемых к строительству, реконструкции, капитальному ремонту на территории области в рамках реализации Указа Президента в рамках федерального проекта «Чиста вода».
Согласно уведомлению Управления Роспотребнадзора по Псковской области от 30 января 2019 года вся питьевая вода, отобранная из артезианских скважин Псковского района, не проходит водоподготовку. Администрация Псковского района обязана внести изменения в технические задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями не более чем на семь лет с начала их реализации.
Администрацией Псковского района подготовлено Техническое задание на разработку инвестиционной программы «По приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на 2018-2022 годы», Техническое задание согласовано с внешним управляющим МП Псковского района «Коммунальные услуги» и утверждено главой Псковского района.
Постановлением Администрации Псковского района от 03 апреля 2019 года № 63 внесены изменения в постановление Администарции Псковского района № 192 от 30 сентября 2016 года «Об утверждении муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры и благоустройства Псковского района на 2017-2021 годы» в части финансирования расходов на разработку проектно-изыскательских работ для ремонта сети водоснабжения.
Решением Собрания депутатов Псковского района № 74 от 19 декабря 2018 года утверждены основные характеристики бюджета района на 2019 год, и на плановый период 2020 и 2021 годов.
В ответ на коммерческий запрос Администарции Псковского района 11 июля 2019 года ООО «Эководстрой» сообщило, что стоимость проведения изыскательских работ и разработки проектно-сметной документации на объект «Строительство модульной станции очистки питьевой воды в д. Родина Псковского района Псковской области» составляет 29397849 рублей в том числе НДС – 489958 рублей.
Согласно сведениям ООО «Институт Псковводпроект» стоимость проектно-изыскательских работ по «Строительству модульной станции очистки питьевой воды в д. Родина Псковского района Псковской области» составляет 634000 рублей.
Из обстоятельств дела следует, что у административного истца отсутствовала объективная возможность своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение пяти дней с момента получения копии постановления, вследствие необходимости соблюдения установленной Федеральным законом процедур, которые являются обязательными для исполнения органом местного самоуправления, при этом должник предпринимал меры, направленные на исполнение судебного акта.
Администрация МО «Псковский район» является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке, не имея возможности по своему усмотрению распоряжаться выделенными денежными средствами.
Исполнение решения суда носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах суд, находя требование административного истца законным и обоснованным, полагает необходимым удовлетворить требование административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Администрации МО «Псковский район» к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАПД по г. Пскову и Псковскому району УФССП России по Псковской области Каневу Антону Александровичу и УФССП России по Псковской области об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАПД по г. Пскову и Псковскому району УФССП России по Псковской области от 09 июля 2019 года по исполнительному производству № 15106/19/60047-ИП от 11 апреля 2019 года на 1/4 часть, то есть до 37500 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Псковский областной суд через Псковский районный суд Псковской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено *.
Решение не обжаловано, вступило в законную силу.
*
*