ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-773/2023 от 26.12.2023 Мантуровского районного суда (Костромская область)

дело №2а-773/2023

УИД 44RS0004-01-2023-000832-89

Мотивированное решение

изготовлено 26.12.2023года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 декабря 2023 года

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Праздниковой О.А.,

при секретаре Кузнецовой И.И,

с участием старшего помощника прокурора Ларионовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о гор.Мантурово Костромской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов ЖКХ

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд обратился Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о гор.Мантурово Костромской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов ЖКХ. Требования мотивированы тем, что Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при распоряжении муниципальной собственностью в деятельности администрации городского округа город Мантурово Костромской области, в ходе которой установлены нарушения законов. Так, в собственности муниципального образования Мантуровский муниципальный округ Костромской находятся объекты теплоснабжения: котельные с оборудованием, теплотрассы к ним, расположенные в пос. Лесобаза, дер. Подвигалиха и пос. Октябрьский Мантуровского района Костромской области. Установлено, что минуя конкурентные процедуры, между отделом имущественных и земельных отношений администрации г.о гор.Мантурово Костромской области и ООО «Теплосервис» 01.09.2023 заключен договор аренды муниципального имущества №24. Учитывая, что объекты теплоснабжения, переданные по договору аренды муниципального имущества №24 от 01.09.2023 года ООО «Теплосервис» введены в эксплуатацию более пяти лет назад (год ввода в эксплуатацию котельной в пос. Лесобаза - 1975, котельной в пос. Октябрьский - 2016, котельной в дер. Подвигалиха - 2013), они подлежат передаче в пользование хозяйствующим субъектам только на основании концессионного соглашения по итогам проведения торгов. Однако, в нарушение положений статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ, статьи 28.1 Закона № 190-ФЗ, статьи 13 Закона № 115-ФЗ имущество передано в аренду, минуя проведение конкурентных процедур. Решением Арбитражного суда Костромской области по делу №А31- 774/2023 от 21.04.2023 договор аренды муниципального имущества от 13.09.2022г №24 признан недействительным (ничтожным), применены последствия недействительности ничтожной сделки в виде возложения обязанности на ООО «Теплосервис» возвратить собственнику - муниципальному образованию г.о гор.Мантурово Костромской области переданное по договору аренды от 13.09.2022г №24 имущество, в том числе котельные с оборудованием, теплотрассы к ним, расположенные по адресу: Костромская область, г.о.г. Мантурово, пос.Лесобаза, дер.Подвигалиха, пос. Октябрьский. Администрацией г.о.г. Мантурово мер, направленных на заключение концессионных соглашений в отношении указанных объектов, не принято, что свидетельствует о бездействии администрации г.о.г. Мантурово в части необеспечения передачи права пользования объектами теплоснабжения, находящимися в собственности г.о гор.Мантурово, в соответствии с требованиями законодательства и создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества, благоприятные и безопасные условия проживания, может повлечь необратимые негативные последствия, причинение вреда их жизни и здоровью, их имуществу. Неэффективное использование имущества - объектов теплоснабжения: котельных с оборудованием, теплотрасс к ним, расположенных в пос.Лесобаза, дер.Подвигалиха и пос.Октябрьский Мантуровского района Костромской области, находящегося в собственности муниципального образования, а также непринятие мер к его реконструкции нарушает интересы муниципального образования Мантуровский муниципальный округ Костромской области. Свои требования прокурор мотивировал нормами ст.3 ФЗ «О концессионных соглашениях», ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции», ст.28.1 ФЗ «О теплоснабжении».

В судебном заседании старший помощник прокурора Ларионова Е.А. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Просила признать незаконным бездействие администрации г.о гор.Мантурово Костромской области по непринятию мер, направленных на заключение концессионных соглашений в отношении котельных с оборудованием, теплотрасс к ним, расположенных в пос.Лесобаза, дер.Подвигалиха и пос.Октябрьский Мантуровского района Костромской области: здание котельной (Мантуровский район, п. Октябрьский, ул. Культуры, введено в эксплуатацию в 2016году); труба дымовая; котел КВр-0,58 (введен в эксплуатацию в 2016году, количество объектов - 2); насос IPL 50/120-1,5/2 Wilo 2089594 (количество объектов - 2); теплотрасса; здание котельной с оборудованием (Мантуровский район, д.Подвигалиха, введена в эксплуатацию в 2013году); труба дымовая (введена в эксплуатацию в 2013 году); котел КВР-054 (введен в эксплуатацию в 2012 году, количество объектов - 2); насос сетевой (количество объектов - 2); теплотрасса; здание котельной, общей площадью 274 м. (Мантуровский район, п.Лесобаза, введено в эксплуатацию в 1975 году); дымовая труба (введена в эксплуатацию в 1975 году); котел КВР-063 кД 1846; котел КВР-093 (введен в эксплуатацию в 2019году); котел КВР-063-95К з/н № 0895 (введен в эксплуатацию в 2022году); вентилятор ВЦ-14-2,5 (введен в эксплуатацию в 2019 году); дымосос ДН-6,3 (введен в эксплуатацию в 2019 году); насос К-100-65-200; насос (количество объектов - 2); электродвигатель (количество объектов - 5); насос подпиточный (количество объектов - 2); бак-аккумулятор; фильтр натрий катионитовый диам. 700 (введен в эксплуатацию в 1975 году, количество объектов - 4); деаэратор; теплосчетчик ВТК; дизельная электростанция АД-60 (введена в эксплуатацию в 1988 году); тепловой узел; теплотрасса (4 км). Возложить обязанность на администрацию г.о гор. Мантурово Костромской области в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Представитель ответчика администрации г.о. г.Мантурово Безкровная Е.Ю., в судебное заседание не явилась, согласно телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражений по иску не имеет.

Третье лицо - ООО «Теплосервис» будучи надлежаще уведомленным о дате и времени судебного заседания в суд своего представителя не направил, позицию по делу не выразил.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу норм ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).

Привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, является целями Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В соответствии с частью 1 статьи 3 вышеприведенного Закона по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (пункт 11 части 1 статьи 4 ФЗ № 115-ФЗ).

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (часть 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях).

Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1 статьи 1).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 ФЗ № 190-ФЗ "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является, в том числе, обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях (пункты 1, 5 части 1 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ).

Согласно положениям статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных данным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты (часть 1).

Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты (часть 2).

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (часть 3).

Из приведенного правового регулирования следует, что если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в муниципальной собственности г.о.г.Мантурово находится муниципальное имущество, предназначенное для производства тепловой энергии: здание котельной с оборудованием и теплотрассой, расположенное в Мантуровском районе Костромской области в пос. Лесобаза (1975год ввода в эксплуатацию), здание котельной с оборудованием и теплотрассой, расположенное в Мантуровском районе Костромской области дер.Подвигалиха (2013год ввода в эксплуатацию), здание котельной с оборудованием и теплотрассой, расположенное в Мантуровском районе Костромской области пос. Октябрьский ул.Культуры (1916 год ввода в эксплуатацию).

Доказательств, свидетельствующих об установлении иного срока ввода имущества в эксплуатацию ответчиком в материалы дела не предоставлено.

Распоряжением администрации г.о.г.Мантурово №461-р от 15.08.2023 года утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2023 году, где указаны вышепоименованные здания котельных.

На основании решения № 94а от 28.08.2023года отдела имущественных и земельных отношений администрации г.о.г.Мантурово Костромской области между отделом имущественных и земельных отношений администрации г.о.г. Мантурово и ООО «Теплосервис» был заключен договор аренды муниципального имущества №24 от 13.09.2022года, в соответствии с которым ООО «Теплосервис» было передано в аренду муниципальное имущество – котельные с оборудованием и теплотрассы, расположенные по адресу Костромская обл. г.о.г.Мантурово п.Лесобаза, д.Подвигалиха, п.Октябрьский в целях обеспечения тепловой энергией потребителей г.о.г.Мантурово (п.1.1, 1.2 договора). Срок действия договора установлен сторонами с 01.09.2023года до заключения концессионного соглашения (п.1.3 договора).

Таким образом, вопреки требованиям закона об обязанности принять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, администрацией г.о.г.Мантурово был заключен договор аренды объектов теплоснабжения.

Решением Арбитражного суда Костромской области по делу №А31-774/2023 от 21.04.2023года договор аренды муниципального имущества № 24 от 13.09.2022года признан недействительным (ничтожным), применены последствия недействительности ничтожной сделки в виде возложения обязанности на ООО «Теплосервис» возвратить собственнику - муниципальному образованию городской округ город Мантурово Костромской области переданное по договору аренды от 13.09.2022 №24 имущество, в том числе котельные с оборудованием, теплотрассы к ним, расположенные по адресу: Костромская область, г.о.г. Мантурово, пос.Лесобаза, дер.Подвигалиха, пос.Октябрьский.

При рассмотрении дела, судом было установлено, что спорные объекты были переданы без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Конкурсные процедуры, необходимые для заключения концессионных соглашений в отношении спорных объектов теплоснабжения, административным ответчиком не проводились, что административным ответчиком не оспаривается.

При этом обстоятельства, объективно препятствующие административному ответчику осуществить мероприятия по передаче вышеуказанного имущества на основании концессионных соглашений, по административному делу не установлены.

Таким образом, администрация г.о.г.Мантурово указанные требования действующего законодательства не выполнила и меры, направленные на заключение соответствующих концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, не приняла, что свидетельствует о допущенном незаконном бездействии, влекущем нарушение прав неопределенного круга лиц, в частности жителей муниципального образования, на получение коммунальных услуг надлежащего качества, предоставляемыми посредством указанных объектов.

Право прокурора на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц предусмотрено процессуальным законом.

Учитывая цели института концессионных соглашений, суд также приходит к выводу о том, что передача объектов теплоснабжения в ином порядке, чем это предусмотрено законом, сама по себе нарушает права неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества, безопасные и благоприятные условия проживания, передача объектов теплоснабжения без проведения конкурсных процедур может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов, в связи с чем требования Мантуровского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в незаключении концессионных соглашений на объекты теплоснабжения - котельные, расположенные на территории городского округа г.юМантурово в пос.Лесобаза, д.Подвигалиха и пос.Октябрьский обоснованы и подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание, что срок ввода в эксплуатацию спорных объектов теплоснабжения, расположенных на территории городского округа г.Мантурово и находящихся в муниципальной собственности, превышает пять лет, исходя из предусмотренной законом обязанности передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения только по концессионному соглашению, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения такой обязанности на администрацию г.о.г.Мантурово.

Заключение концессионного соглашения направлено на обеспечение эффективного и рационального использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на поступление доходов в бюджет от использования муниципального имущества, на развитие добросовестной конкуренции на территории муниципального образования, а также на улучшение качества жизни населения путем обеспечения качественного теплоснабжения.

Определяя срок для исполнения данной обязанности, учитывая особую социальную значимость нарушенного права неопределенного круга лиц, исходя из характера, объема и сложности подлежащих выполнению мероприятий, суд полагает достаточным и разумным срок, предложенный истцом для исполнения решения, то есть в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о.гор.Мантурово о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов ЖКХ - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.о гор.Мантурово Костромской области, по незаключению концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения – зданий котельных с оборудованием и теплотрасс к ним, расположенных по адресу Костромская область Мантуровский район п.Октябрьский, д.Подвигалиха, п.Лесобаза.

Обязать администрацию г.о.г.Мантурово в течение 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении следующих объектов жилищно-коммунального хозяйства:

- здание котельной (Мантуровский район, п.Октябрьский, ул.Культуры, введено в эксплуатацию в 2016году); труба дымовая; котел КВр-0,58 (введен в эксплуатацию в 2016 году, количество объектов - 2); насос IPL 50/120-1,5/2 Wilo 2089594 (количество объектов - 2); теплотрасса;

- здание котельной с оборудованием (Мантуровский район, д.Подвигалиха, введена в эксплуатацию в 2013 году); труба дымовая (введена в эксплуатацию в 2013 году); котел КВР-054 (введен в эксплуатацию в 2012 году, количество объектов - 2); насос сетевой (количество объектов - 2); теплотрасса;

- здание котельной, общей площадью 274 м. (Мантуровский район, п. Лесобаза, введено в эксплуатацию в 1975году); дымовая труба (введена в эксплуатацию в 1975году); котел КВР-063 кД 1846; котел КВР-093 (введен в эксплуатацию в 2019 году); котел КВР-063-95К з/н №0895 (введен в эксплуатацию в 2022году); вентилятор ВЦ-14-2,5 (введен в эксплуатацию в 2019 году); дымосос ДН-6,3 (введен в эксплуатацию в 2019 году); насос К-100-65-200; насос (количество объектов - 2); электродвигатель (количество объектов - 5); насос подпиточный (количество объектов - 2); бак-аккумулятор; фильтр натрий катионитовый диам. 700 (введен в эксплуатацию в 1975году, количество объектов - 4); деаэратор; теплосчетчик ВТК; дизельная электростанция АД-60 (введена в эксплуатацию в 1988 году); тепловой узел; теплотрасса (4 км).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья: О.А.Праздникова