ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-774/20 от 10.11.2020 Снежинского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-774/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

10 ноября 2020 года г. Снежинск

Снежинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего - судьи Беляевой Т.В.,

при секретаре Кукуречко Д.А.

с участием: административного истца Миляевой Г.И., представителя административного ответчика Севостьянова В.В. (доверенность л.д. 47, документ об образовании л.д.48), представителя заинтересованных лиц Квасной Н.Г. (доверенности л.д.22,23, адвокатское удостоверение л.д.49),

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиофиксации административное дело по административному исковому заявлению Миляевой Г.И. к Снежинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании незаконным действия по приостановлению государственной регистрации права, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Миляева Г.И. обратилась в суд с административным иском к Снежинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Челябинской области о признании незаконными действий по приостановлению государственной регистрации права, о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права.

Требования обоснованы следующим: определением Снежинского городского суда Челябинской области от 01.06.2020 по гражданскому делу по иску Петренко А.С. и Челик-Петренко А.С к Миляевой Г.И. и по встречному исковому заявлению последней к Петренко А.С. и Челик-Петренко А.С. о разделе наследственного имущества утверждено мировое соглашение, по условиям которого все наследственное имущество, оставшееся после смерти ФИО., умершего ДД.ММ.ГГГГ, перешло в собственность административного истца, а последняя в течение года после утверждения мирового соглашения выплачивает Петренко А.С. и Челик-Петренко А.С. в счет компенсации их долей в наследственном имуществе денежные средства. Право собственности на гараж, расположенный по адресу: <адрес> возникает у административного истца с момента утверждения мирового соглашения.

30.07.2020 административный истец обратилась в Снежинский отдел Управления Росреестра по Челябинской области с заявлением о регистрации права собственности на гараж по указанному адресу. К заявлению были приложены все необходимые для регистрации права собственности документы, в том числе и мировое соглашение.

12.08.2020 административный истец получила из Снежинского отдела Управления Росреестра по Челябинской области Уведомление о приостановлении государственной регистрации права за , согласно которому начиная с 12.08.2020 по 11.02.2021 осуществление действий по государственной регистрации права приостановлено по причине «неполный пакет документов».

Как следует из данного уведомления, на государственную регистрацию права не было представлено заявление о переходе права собственности от титульных собственников указанного имущества (гаража): Петренко А.С. и Челик-Петренко А.С.

Административный истец полагает, что приостановление осуществления государственной регистрации права на гараж при наличии вступившего в законную силу определения Снежинскго городского суда от 01.06.2020 об утверждении мирового соглашения, согласно которому право собственности на гараж возникает у административного истца с момента утверждения мирового соглашения, свидетельствует о незаконности такого решения административного ответчика от 12.08.2020.

Административный истец просит признать действия Снежинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о приостановлении государственной регистрации права собственности на гараж, площадью 24,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Просит обязать Снежинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области осуществить государственную регистрацию права собственности на гараж, площадью 24,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.4-5)

Административный истец Миляева Г.И. в судебном заседании административный иск поддержала, настаивала на его удовлетворении.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области и Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области Севостьянов В.В., (доверенность л.д. 47, документ об образовании л.д.48) административные исковые требования административного истца не признал в полном объеме, по доводам, изложенным в возражении на административный иск. (л.д.43-46)

Административный ответчик Снежинский отдел Управления Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о дате слушания извещен (л.д.39), своего представителя в судебное заседание не направил.

Заинтересованные лица Петренко А.С. и Челик-Петренко А.С. о дате и времени рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились.

Представитель заинтересованных лиц адвокат Квасная Н.Г. (доверенности л.д. 22,23, адвокатское удостоверение л.д.49) административный иск Миляевой Г.И. поддержала, полагает, что административный ответчик незаконно приостановил государственную регистрацию права собственности на гараж, считает, что необходимо обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на гараж, расположенный по адресу: <адрес> на Миляеву Г.И.

Исследовав материалы дела, заслушав административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованных лиц, суд полагает административные исковые требования административного истца Миляевой Г.И. не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, только в случае признания решения, действий (бездействия) несоответствующими закону суд возлагает на орган, осуществляющий публичные полномочия, обязанность устранить нарушение пав путем совершения каких-либо действий в установленной сфере деятельности.

Исходя из положений частей 9,11 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

В соответствии с требованиями п. 32 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01 июля 2002 года № 184, при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.

Частью 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Согласно названной норме осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ (пункт 7).

В силу пункта 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные названным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (подпункты 1 - 3).

Согласно частям 3, 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 58 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).

В судебном заседании установлено: определением Снежинского городского суда от 01.06.2020 по иску Петренко А.С. и Челик-Петренко А.С. к Миляевой Г.И. и по встречному иску Миляевой Г.И. к Петренко А.С. и Челик-Петренко А.С. о разделе наследственного имущества утверждено мировое соглашение, по условиям которого все наследственное имущество оставшееся после смерти супруга административного истца ФИО., умершего ДД.ММ.ГГГГ, переходит в собственность Миляевой Г.И., которая в течении года после утверждения мирового соглашения выплачивает Петренко А.С. и Челик-Петренко А.С. в счет компенсации их долей в наследственном имуществе денежную сумму в размере по 795 833,60 рублей каждому; право собственности на гараж, площадью 24,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> возникает у административного истца с момента утверждения мирового соглашения, право собственности на иное имущество (земельный участок, площадью 1092 кв.м., кадастровый номер , местоположение: <адрес>, жилой дом, общей площадью 129 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; квартиру, расположенную по адресу: <адрес> возникает у административного истца после выплаты денежной компенсации. (л.д.6-9)

Данное определение об утверждении мирового соглашения сторонами не было обжаловано, вступило в законную силу.

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

30.07.2020 административный истец обратилась в Управление с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении нежилого помещения площадью 24.9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании определения об утверждении мирового соглашения Снежинского городского суда Челябинской области от 01.06.2020.(л.д.52)

Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика, при проведении правовой экспертизы документов в соответствии с требованиями ст. 29 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» были выявлены основания для приостановлении государственной регистрации, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации.

11.08.2020 от Миляевой Г.И. поступило заявление о приостановлении государственной регистрации права на основании ч. 1 ст. 30 Закона о регистрации, в связи с чем, государственная регистрация была приостановлена сроком до 11.02.2021, о чем административный истец была уведомлена письмом .(л.д.56,57)

В уведомлении о приостановлении государственной регистрации заявителю было сообщено о причине возможного дальнейшего отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности.

Административный истец, оспаривая действия административного ответчика о приостановлении регистрации права собственности на гараж, ссылается на нормы ст. 14 Закона о регистрации, согласно которой одним из оснований государственного кадастрового учета и государственной регистрации права являются вступившие в законную силу судебные акты, к которым административный истец относит и мировое соглашение утвержденное судом и ссылается на положения статьи 58 Закона о регистрации, в соответствии с которыми права на недвижимое имущество установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Административный истец полагает, что при переходе права собственности при наличии утвержденного мирового соглашения от титульных собственников имущества не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком (истцом) по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.

Суд не может согласиться с доводами административного истца исходя из следующего.

Порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, установленных вступившими в законную силу судебными актами, установлен ст. 58 Закона о регистрации.

Согласно ч. 1 ст. 58 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названным федеральным законом.

В силу ч. 3 указанной статьи в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация пава на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда.

Поскольку в указанной статье говориться о судебных актах, то основанием регистрации права собственности может быть не только решение суда.

Таким образом, судебным актом является мировое соглашение, утвержденное определением суда. Однако порядок, установленный данной статьей, в данном случае неприменим. Положение указанной статьи распространяются только на решение суда, но не на другие судебные акты.

В силу ч.1 ст. 153.11 ГПК РФ мировое соглашение исполняется лицами, его заключившими, добровольно и в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим мировым соглашением.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе» мировое соглашение представляет собой соглашение сторон, то есть сделку, вследствие чего к этому соглашению, являющемуся одним из средств защиты субъективных прав, помимо норм процессуального права, подлежат применению нормы гражданского права о договорах, в том числе правила о свободе договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким соглашением, если оно утверждено арбитражным судом, стороны прекращают спор (полностью или в части) на основе добровольного урегулирования взаимных претензий и утверждения взаимных уступок.

Таким образом, мировое соглашение по своей правовой природе является гражданско-правовой сделкой.

Согласно ч. 2 ст.8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Частью 3 указанной статьи установлено, что запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 15 Закона о регистрации государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения пава или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора.

Таким образом, в силу прямого указания закона государственная регистрация права осуществляется на основании заявлений сторон сделки, в рассматриваемом случае – мирового соглашения.

В нарушение указанных норм заявления Петренко А.С. и Челик-Петренко А.С. (стороны мирового соглашения) о переходе права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> к Миляевой Г.И. в Росреестр не представлены.

Согласно положений статей 153.10, 153.11 ГПК РФ определение об утверждении мирового соглашения является судебным актом, утверждающим заключенное между сторонами соглашение, которое должно быть впоследствии исполнено его сторонами, в связи с чем ст. 58 Закона о регистрации, на которую ссылается административный истец в данном случае не подлежит применению, так как в соответствии с вышеизложенным, определение суда об утверждении мирового соглашения не является решением суда, устанавливающим права на недвижимое имущество, в резолютивной части которого содержится вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном праве.

При этом, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не дает правовую оценку определению об утверждении мирового соглашения Снежинского городского суда Челябинской области от 01.06.2020, препятствием для осуществления государственной регистрации права собственности в данном случае является отсутствие заявления о переходе права собственности сторон сделки (мирового соглашения).

Таким образом, регистратор вправе отказать в государственной регистрации прав собственности на основании мирового соглашения, утвержденного определением суда на общих основаниях, то есть в регистрационную службу должны быть представлены : заявление о регистрации (от обеих сторон в случае добровольного или одной стороны в случае принудительного исполнения мирового соглашения); определение суда об утверждении мирового соглашения (возможно представление также и самого соглашения, подписанного сторонами); документы о принадлежности недвижимости истцу, обязанному передать его по мировому соглашению (если его право не зарегистрировано в ЕГРП); документы, подтверждающие добровольное или принудительное исполнение соглашения в части передачи недвижимости; иные необходимы для регистрации документы.

Кроме того, как было установлено, оспариваемое решение о приостановлении государственной регистрации права принято государственным регистратором на основании заявления Миляевой Г.И., что исключает нарушение прав и законных интересов административного истца.

В соответствии с п.п. 1-3 ч. 2 ст. 62 КАС РФ по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, административный истец обязан указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречит данное решение, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.

В рассматриваемой ситуации орган регистрации прав совершил действия, предусмотренные действующим законодательством, в пределах своих полномочий, нарушения прав административного истца суд не усматривает.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Миляевой Г.И. к Снежинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании незаконным действия по приостановлению государственной регистрации права собственности на гараж, площадью 24, 9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на гараж - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Снежинский городской суд, в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий: Т.В. Беляева

Решение в мотивированной форме изготовлено 20 ноября 2020 года.