ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-774/2022 от 13.04.2022 Усольского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Усольский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Норкиной М.В., при секретаре судебного заседания Ф.И.О1, с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Ф.И.О2, представителя административного ответчика Ф.И.О3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД <данные изъяты> по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> о признании бездействия незаконным, понуждению к исполнению обязанностей по подготовке к расселению многоквартирного дома,

установил:

В Усольский городской суд с административным исковым заявлением обратился прокурор <адрес> в интересах неопределённого круга лиц, в обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки по обращению жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, территория профилактория <адрес>, установлено, что в границах <данные изъяты> на территории ранее действовавшего профилактория <данные изъяты> находится жилой многоквартирный <адрес>, который возведен в 1967 году. Межведомственной комиссией об оценке соответствия жилого помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, непригодным для проживания, на территории профилактория <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (указанная комиссия назначена на основании постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты)). Распоряжением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения граждан - до ДД.ММ.ГГГГ. Специализированной организацией, осуществлявшей обследование жилого дома и оценку его технического состояния выявлены негативные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить постоянное проживание граждан в жилых помещениях вследствие угрозы безопасности их жизни и здоровью, в том числе связанных с ухудшением эксплуатационных характеристик дома или отдельных его частей в результате физического износа в процессе эксплуатации жилого дома, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности многоквартирного жилого дома, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Учитывая изложенное, в целях защиты прав граждан, прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в суд предъявлено административное исковое заявление к администрации <данные изъяты> об установлении меньшего, разумного срока расселения. Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора удовлетворены. Во исполнение судебного решения администрацией <данные изъяты> издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты)-р, которым срок сноса, а также расселение дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. В нарушение вышеназванных норм, органом местного самоуправления вопреки статье 32 Жилищного кодекса РФ собственникам жилых помещений в аварийном доме не направлены требования о его сносе либо реконструкции, не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в нем. Учитывая длительный характер процедуры по изъятию земельного участка и направления уведомлений в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса РФ, неисполнение указанных требований со стороны должностных лиц администрации <данные изъяты> создает угрозу срыва мероприятий по расселению многоквартирного дома в установленный срок - ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в дельнейшем требуется разработка и утверждение муниципальные программы о внесении изменений в бюджет <данные изъяты> и иные нормативные акты органа местного самоуправления, а впоследствии, фактические мероприятия по расселению. Таким образом, несоблюдение администрацией <данные изъяты> требований действующего жилищного законодательства нарушает установленный в Российской Федерации законом порядок, подрывает конституционный принцип правового государства и, следовательно, интересы Российской Федерации. Количество граждан, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи, с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, уже допущенных данным субъектом, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может. С учетом уточненного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ, просит признать бездействие администрации Новомалтинского сельского поселения Усольского муниципального района <адрес> в части неисполнения полномочий, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по подготовке к расселению многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, территория профилактория <адрес>, незаконным; обязать администрацию <данные изъяты> исполнить обязанности, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по подготовке к расселению многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, территория профилактория <адрес>, путем направления собственникам жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, территория профилактория <адрес>, требований о его сносе или реконструкции в разумный срок, в случае невыполнения требований, принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, территория профилактория <адрес> жилых помещений расположенных в многоквартирном доме.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес>Ф.И.О2 уточненные требования поддержал, по основаниям указанным в иске.

Представитель административного ответчика администрации Новомальтинского сельского поселения Усольского муниципального района <адрес>Ф.И.О3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 30-32, 33), просила в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 64-65).

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «<адрес>» Ф.И.О4, действующая на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 41, 42), в судебное заседание не явилась по заявлению о рассмотрении дела в её отсутствие, административные исковые требования поддержала (л.д. 40).

Представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>Ф.И.О5, действующая на основании доверенности (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47), в судебное заседание не явилась по заявлению о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д. 46).

Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» также определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно статье 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным иском о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 1 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии со статьей 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

В силу пунктов 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (п. 1).

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п. 2).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (п. 6).

В судебном заседании установлено, что в адрес генерального прокурора РФ поступила жалоба жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, территория профилактория <адрес> требованием разъяснить законность изменения адреса многоквартирного дома: с «<адрес>, профилакторий <адрес>, <данные изъяты>, территория профилакторий <адрес>»; разъяснить привязку к намеленному пункту, законность действий; цель передачи многоквартирного дома <данные изъяты> (л.д. 10-13).

Так, решением межведомственной комиссии администрации сельского поселения <данные изъяты> по признанию жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>», признан аварийным и подлежащим сносу до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-17).

Распоряжением администрации сельского поселения <данные изъяты>(данные изъяты)-р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу; <адрес>, <адрес>», признан аварийным и подлежащим сносу. В пункте 3 распоряжения администрации предписано осуществить отселение жильцов из данного многоквартирного жилого дома в соответствии с требованиями жилищного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

Решением Усольского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора <адрес> о признании недействующим пункта 3 распоряжения администрации сельского поселения <данные изъяты>(данные изъяты)-р от ДД.ММ.ГГГГ в части установления срока расселения до ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением администрации сельского поселения <данные изъяты>(данные изъяты)-р от ДД.ММ.ГГГГ пункт 3 распоряжения (данные изъяты)-р от ДД.ММ.ГГГГ изложен в новой редакции, согласно которой предписано осуществить отселение жильцов из данного многоквартирного жилого дома в соответствии с требованиями жилищного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года, указал, что в силу положений статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является исключительно компетенцией органа местного самоуправления.

Так, Администрацией <данные изъяты> в пункте 4 решения о признании жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты) установлен срок направления в адрес граждан из числа собственников требования о сносе спорного жилого дома – 6 месяцев после исполнения пункта 3 решения.

Как указывалось выше пунктом 3 после внесения изменений срок отселения жильцов из данного многоквартирного жилого дома определен до ДД.ММ.ГГГГ, а потому суд не усматривает бездействия административного ответчика, поскольку решением определено, что срок исполнения направления в адрес граждан требования о сносе спорного жилого дома начнет течь только после ДД.ММ.ГГГГ.

Орган местного самоуправления, действуя в рамках Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47) реализует комплекс мероприятий, каждое из которых имеет определенную продолжительность, требует бюджетного обеспечения и соблюдения прав граждан при предоставлении жилья. Срок расселения граждан определяется не самим фактом включения дома в программу переселения, а необходимостью исследования вопроса нуждаемости проживающих в нем лиц в жилом помещении, проверки законности вселения их в квартиры, определения персонального состава граждан и площадей занимаемых ими квартир, решения вопроса о защите прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, изыскания свободных жилых помещений для переселения.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам; нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, на административного истца возложена обязанность доказать нарушения его прав, свобод и законных интересов, а на ответчика - соблюдение закона.

Органом местного самоуправления в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ установлен предельный срок расселения - до 2025 года, указанное распоряжение в части сроков расселения не оспорено в установленном законом порядке.

Кроме этого, как следует из пункта 2 части 2 статьи 16 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

Переселение граждан из жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу, за счет средств бюджетов, осуществляется в порядке реализации региональных и муниципальных программ. В рамках действующей, разработанной до 2024 года муниципальной программы осуществляется переселение домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Соответственно, спорный жилой дом будет включен в соответствующие программы по расселению аварийного жилья на последующие годы.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований, поскольку не представлено суду доказательств, свидетельствующих о бездействии органа местного самоуправления. Заявляя рассматриваемые административные исковые требования, административный истец фактически просит суд обязать орган местного самоуправления установить конкретные сроки совершения каждого действия, предусмотренного статьей 32 ЖК РФ, что положениями указанной нормы права не предусмотрено, а поскольку в законе отсутствует обязанность органа местного самоуправления незамедлительно (в разумные сроки) после составления межведомственной комиссией заключения осуществить изъятие земельного участка и жилых помещений, то бездействие отсутствует.

Согласно статье 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований, включая предмет административного иска, только в случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Административным истцом заявлено требование о понуждении администрации Новомальтинского сельского поселения Усольского муниципального района направить собственникам жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, требований о его сносе или реконструкции в разумный срок, в случае невыполнения требований, принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> жилых помещений расположенных в многоквартирном доме.

Согласно ответу Управления Росреестра по <адрес> в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о кирпичном 4-этажном многоквартирном жилом доме с кадастровым номером (данные изъяты), расположенном по адресу: <адрес>, муниципальный район Усольский, сельское поселение Новомальтинское, территория профилакторий Утес, <адрес>, площадью 457,7 кв.м., 1967 года завершения строительства. Согласно сведениям ЕГРН в указанном многоквартирном доме образованы и поставлены на государственный кадастровый учет 33 жилых помещения. Сведения о расположении указанного многоквартирного дома на каком-либо земельном участке в ЕГРН отсутствуют (л.д. 50-63).

Кроме того, по результатам проведенной инвентаризации распоряжением Администрации <данные изъяты>(данные изъяты)-р от ДД.ММ.ГГГГ отменено распоряжение (данные изъяты)-р от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении почтового адреса квартирам: Российская Федерация, <адрес> и оставлена прежняя адресация объекта: Российская Федерация, <адрес> (л.д.74), тем самым, на дату принятия настоящего решения, адрес спорного жилого дома отнесен к территории муниципального образования <адрес>.

Решение суда об удовлетворении требований о защите нарушенного или предполагаемого права должно быть исполнимо, поскольку только в этом случае нарушенное право будет восстановлено. Судебное постановление, которое не может быть исполнено, не отвечает требованиям, предъявляемым к судебному акту. Таким образом, вышеприведенное распоряжение (данные изъяты)-р от ДД.ММ.ГГГГ исключает исполнимость положительного решения по административному иску.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение составленоДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.В. Норкина