Дело № 2а-775/2016
Поступило в суд 19.10.2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2016 года р.п. Краснозерское
Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Скорбова К.А.,
при секретаре Конограй И.Н.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1,
заинтересованного лица ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Управление Росреестра по <адрес>) об оспаривании решения органа государственной власти об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости,
у с т а н о в и л :
административный истец обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее по тексту – ответчик, Управление Росреестра по <адрес>) о признании необоснованным и подлежащим отмене решения Кочковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе государственной регистрации права и требованием обязать ответчика зарегистрировать право собственности административного истца на квартиру по адресу: <адрес>, по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ между АО «Полойское» в лице директора ФИО9 и ФИО2 был заключен договор на передачу квартир (домов) граждан № в собственность ФИО5 была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. Право ФИО2 на указанную квартиру возникло ДД.ММ.ГГГГ, с момента регистрации договора в администрации <адрес>. В дальнейшем указанное право было зарегистрировано в бюро технической инвентаризации, что подтверждается информацией № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Областным государственным предприятием «Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ представителем ФИО2 - ФИО3, действующим на основании нотариальной доверенности, на государственную регистрацию были поданы документы входящий № для регистрации права ФИО2 на квартиру по адресу: <адрес>. Датой выдачи документов после регистрации, указанной в полученной расписке о приеме документов на государственную регистрацию, значилось ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ представитель заявителя обратился за их получением в многофункциональный центр «Мои документы», находящийся в р.<адрес>, где ему сообщили, что документы ещё не доставлены. ДД.ММ.ГГГГ, по телефону, Кочковским отделом было сообщено о том, что регистрация приостановлена, причина приостановки не сообщалась, в связи с тем, что приостановка регистрации была осуществлена Ордынским отделом. Считаю, что сроки проведения государственной регистрации были нарушены, так как государственная регистрация была приостановлена ДД.ММ.ГГГГ, но уведомление о её приостановке не были выданы представителю заявителя ни лично после окончания срока регистрации, ни направлены почтовым отправлением. В связи с тем, что заявитель проживает в ФРГ, узнать причину приостановки представителю не представлялось возможным. Срок регистрации указанного имущества согласно ст. 13 закона о государственной регистрации установлен в течении рабочих 10 дней. В последствии оказалось, что причиной приостановки государственной регистрации стало непредставление подлинного экземпляра договора на передачу квартиры. В качестве правоустанавливающего документа представителем заявителя на государственную регистрацию была представлена архивная копия договора передачи имущества №-Т от ДД.ММ.ГГГГ, в виду того, что подлинный экземпляр был испорчен и не пригоден для государственной регистрации. В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. ДД.ММ.ГГГГ представителем заявителя на государственную регистрацию были представлены дополнительные документы в виде архивной справки договора на передачу квартир (домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ. Других документов о наличии прав на указанное имущество представить на государственную регистрацию представителю заявителя не представляется возможным. Однако ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права на квартиру было отказано. При отказе в государственной регистрации срок направления уведомления так же был нарушен, так как решение об отказе принято ДД.ММ.ГГГГ, а почтовое уведомление в адрес представителя направлено ДД.ММ.ГГГГ. Отказ в государственной регистрации так же считаю необоснованным и подлежащем отмене, так как для государственной регистрации были представлены все необходимые документы а именно полученный в государственном архиве договор на передачу квартир(домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражена вся необходимая информация в отношении заключенного договора, а так же была представлена информация № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Областным государственным предприятием «Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по <адрес>», с указанием о зарегистрированном праве заявителя на указанное имущество и соответственно оснований для отказа в государственной регистрации прав нет. Согласно п.1 ст. 6 «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. В виду того, что право ФИО2 на указанную квартиру на основании договора на передачу квартир(домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ возникло ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента регистрации договора в администрации <адрес> и в дальнейшем зарегистрированного в бюро технической инвентаризации, осуществлявшим на указанный момент регистрацию прав на объекты капитального строительства, считаю, что право зарегистрированное до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительным и должно быть зарегистрировано органами регистрации в связи с подачей заявления и оплате государственной пошлины за регистрацию. Отсутствие регистрации права собственности на указанный объект создает препятствие для осуществления гражданских прав по распоряжению принадлежащим имуществом.
Административным ответчиком в форме отзыва представлены возражения на изложенные в административном иске требования, согласно которым административный ответчик просит отказать в удовлетворении иска по тем основаниям, что на государственную регистрацию заявителем были представлены архивная копия №-Т от ДД.ММ.ГГГГ договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ и светокопия с указанной архивной копии. В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о регистрации – основаниями для государственной регистрации является, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно положению ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. Согласно п. 5 ст. 18 Закона о регистрации - необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов. На государственную регистрацию прав, возникших до введения в действие настоящего Федерального закона на основании договоров и других сделок, представляются не менее чем два экземпляра документов в форме документов на бумажном носителе, выражающих содержание сделок, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. Заявителем в качестве правоустанавливающего документа предоставлена на регистрацию архивная копия №-Т от ДД.ММ.ГГГГ и светокопия данной архивной копии, в связи с чем регистрация была приостановлена и заявителю было предложено предоставить на регистрацию подлинник правоустанавливающего документа – договора № от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявителем на регистрацию была представлена дополнительно архивная справка №-Т от ДД.ММ.ГГГГ с приложением светокопии договора № от ДД.ММ.ГГГГ и их копии, но подлинный экземпляр предоставлен на регистрацию не был, при этом в административном иске указано, что подлинный экземпляр указанного договора имеется у административного истца, но он якобы испорчен и не пригоден для государственной регистрации. Полагает, что в данном случае проверка и оценка правоустанавливающих документов производится государственным регистратором при проведении правовой экспертизы, а не доверенным лицом заявителя без представления документов.
Также административный ответчик не согласен с доводами заявителя о нарушении сроков направления решений об отказе и о приостановлении государственной регистрации по тем основаниям, что принятое ДД.ММ.ГГГГ решение об отказе в государственной регистрации было направлено заявителю ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный п. 3 ст. 20 Закона о регистрации срок.
Поясняет, что в практике регистрирующего органа имели место случае несоответствия количества собственников, указанных в подлинном договоре на приватизацию его архивной копии. Также административный ответчик не согласен с участием в деле в качестве заинтересованного лица ФИО3, поскольку полагает, что его положение не соответствует требованиям ст. 47 Кодекса административного судопроизводства, то есть права и обязанности ФИО3 не могут быть затронуты при разрешении данного административного спора.
Заинтересованным лицом ФИО3 в суд представлен отзыв на данное административное заявление, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ между ним и ФИО2 был заключен договор на оказание услуг по регистрации его права собственности на квартиру по адресу: <адрес> на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ договора на передачу квартир(домов) граждан №. Для оказания указанных услуг ДД.ММ.ГГГГ на его имя ФИО2 была выдана нотариальная доверенность, удостоверенная нотариусом нотариального округа <адрес>ФИО10 и зарегистрированной в реестре за №. В виду отсутствия правоустанавливающего документа на квартиру им было подано заявление в отдел архивной службы администрации <адрес> для получения копии договора на передачу квартир (домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ им на государственную регистрацию были поданы документы, указанные в расписке в получении документов на государственную регистрацию № от ДД.ММ.ГГГГ, входящий № для регистрации права ФИО2 на квартиру по адресу: <адрес>. Датой выдачи документов после регистрации, указанной в полученной расписке о приеме документов на государственную регистрацию, значилось ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился за получением документов в многофункциональный центр «Мои документы», находящийся в р.<адрес>, но мне сообщили, что документы ещё не доставлены. ДД.ММ.ГГГГ, по телефону, специалистом Кочковского отдела было сообщено о том, что регистрация приостановлена, причина приостановки не сообщалась, в связи с тем, что приостановка регистрации была осуществлена Ордынским отделом. В его адрес уведомление о приостановлении государственной регистрации не поступило до сегодняшнего дня. В последствие оказалось, что причиной приостановки государственной регистрации стало непредставление подлинного экземпляра договора на передачу квартиры. В качестве правоустанавливающего документа мной на государственную регистрацию была представлена архивная копия №-Т от ДД.ММ.ГГГГ договора на передачу квартир(домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, в виду того, что подлинный экземпляр был испорчен и не пригоден для государственной регистрации. В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Запросы, в рамках взаимодействия государственных и муниципальных органов власти, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ, для получения необходимых для регистрации документов, в виду наличия подлинного экземпляра в Областном государственном предприятии «Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по <адрес>», регистратором сделаны не были, а в нарушение указанного закона, а так же в нарушение п. 2 ст. 17 закона о государственной регистрации №122-ФЗ, были истребованы у заявителя. ДД.ММ.ГГГГ им на государственную регистрацию были представлены дополнительные документы, согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию № от ДД.ММ.ГГГГ, в виде архивной справки №-Т от ДД.ММ.ГГГГ договора на передачу квартир(домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ. Других документов о наличии прав на указанное имущество представить на государственную регистрацию не представлялось возможным. Однако ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права на квартиру было отказано. При отказе в государственной регистрации срок направления уведомления так же был нарушен, так как решение об отказе принято ДД.ММ.ГГГГ, а почтовое уведомление в адрес представителя направлено ДД.ММ.ГГГГ. Отказ в государственной регистрации считаю необоснованным и подлежащем отмене, так как для государственной регистрации были представлены все необходимые документы а именно полученные в отделе архивной службы администрации <адрес> архивная копия №-Т от ДД.ММ.ГГГГ и архивная справка №-Т от ДД.ММ.ГГГГ договора на передачу квартир(домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых отражена вся необходимая информация в отношении заключенного договора. Согласно пункту 5.9 правил организации хранения, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденных приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Ф от 18.01.2007 года №19, архивная справка и архивная выписка составляются с обозначением названия информационного документа "Архивная справка", "Архивная выписка". Согласно п. 5.9.1. Текст в архивной справке дается в хронологической последовательности событий с указанием видов архивных документов и их дат. Архивная справка, предназначенная для использования на территории Российской Федерации, подписывается руководством архива и заверяется печатью архива (для муниципального архива, не являющегося юридическим лицом, - печатью органа местного самоуправления). При необходимости к архивной справке прилагаются копии архивных документов или выписки из них, подтверждающие сведения, изложенные в архивной справке. Таким образом, полученная в отделе архивной службы администрации <адрес> "Архивная справка" о содержании договора на передачу квартир (домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражена вся необходимая информация в отношении заключенного договора на передачу имущества. Так же на регистрацию была представлена информация № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Областным государственным предприятием «Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по <адрес>», с указанием о зарегистрированном праве заявителя на указанное имущество. Согласно п. 1 ст. 6 «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. В виду того, что право ФИО2 на указанную квартиру на основании договора на передачу квартир (домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ возникло ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента регистрации договора в администрации <адрес> и в дальнейшем зарегистрированного в бюро технической инвентаризации, осуществлявшим на момент передачи указанного имущества регистрацию прав на объекты капитального строительства, считаю, что право зарегистрированное до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительным и должно быть зарегистрировано органами регистрации в связи с подачей заявления и оплате государственной пошлины за регистрацию. Считает решение Кочковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отказе № от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности ФИО2 на квартиру по адресу: <адрес> необоснованным.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания. В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административный иск в отсутствие представителя административного ответчика, поскольку по существу спора в суд административным истцом представлены в подлинниках необходимые документы, возвращенные государственным регистратором, спор возник в результате различных оценок сторонами представленных заявителем в государственный регистрирующий орган документов на государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества в качестве правоустанавливающих документов. Позиции сторон изложены в представленных письменном виде заявлении и отзыве, на основании чего суд пришел к выводу о необязательности явки в судебное заседание представителя административного ответчика.
Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании свои требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в административном иске. Пояснил, что ФИО2 его отец, который выехал на постоянное место жительства в ФРГ. Ранее отец хотел зарегистрировать право собственности на квартиру и нужно было предоставить ряд документов, в том числе договор на приватизацию, который, как выяснилось, был давно испорчен. Летом 2016 года отец приехал к нему и обратился с просьбой привести в соответствие документы на его приватизированную квартиру, пояснив отец, что договора нет, а он собирался уезжать и выдал нотариальную доверенность ему и обратился за помощью к ИП ФИО3, с которым заключил договор на оказание услуг и также выдал ему нотариальную доверенность, чтобы тот собирал все документы и предоставил их на регистрацию. По договору ИП ФИО3 оказывает платные услуги по сбору и предоставлению документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на квартиру, если бы у них сохранился договор, они бы не обращались за помощью к ФИО3, и тот при заключении соглашения знал, что договора на приватизацию нет. В данном случае полагает нецелесообразным рассматривать вопрос о соблюдении регистрирующим органом сроков предоставления ответов о приостановлении и об отказе в регистрации, против чего возражает административный ответчик, поскольку им заявлено одно требование о признании необоснованным именно отказа в государственной регистрации права.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление и поддержал требования административного истца. Не согласен с доводами представителя административного ответчика о том, что он не может являться заинтересованным лицом, поскольку он осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность. С ФИО2 он заключил договор об оказании платных услуг по условиям которого обязался собрать необходимые для регистрации права собственности на приватизированную квартиру документы. При заключении договора ему сообщили, что договора приватизации нет, так как он был испорчен, но были все необходимые сведения из Бюро технической инвентаризации с указанием на сведения о договоре, в связи с чем он решил, что второй экземпляр – копия этого договора должна содержаться в государственном или муниципальном архиве. На государственную регистрацию им представлены все возможные правоустанавливающие документы, но в регистрации отказали. Других документов нет, соответственно в этом случае им не будут исполнены обязательства по договору и он будет обязан вернуть ФИО2 денежные средства, по этой причине он и является заинтересованным лицом.
С возражениями административного ответчика не согласен по тем основаниям, что предоставленные на регистрацию архивные документы, включая и светокопию договора на передачу квартир в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, были выданы архивом в установленном законом порядке и содержат в себе все необходимые сведения. О том, что у заявителя есть первый экземпляр договора является предположением государственного регистратора, также как и предположением является наличие или отсутствие других правообладателей, и эти доводы не могут являться основанием для отказа в государственной регистрации права собственности правообладателя ФИО5 В любом случае, если бы даже такие правообладатели и были, то это уже предмет спора возник бы между правообладателями, а не с регистрирующим органом. Ни каких иных правоустанавливающих документов на эту квартиру нет, при этом и нет спора о праве. Как ему пояснили, просто регистрирующий орган отказывается признавать в качестве надлежащего правоустанавливающего документа его архивную копию, выданную в форме подлинника архивной справки и архивной копии с приложением светокопии самого документа, находящегося в государственном архиве.
Изучив представленные по делу доказательства, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО2 оспаривается решение государственного регистрирующего органа Управления Росреестра по <адрес> об отказе № от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности ФИО2 на квартиру по адресу: <адрес>, которое нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку ограничивает его в праве свободного распоряжения принадлежащим ему имуществом в соответствии с действующим законодательством. Установленный законом трехмесячный срок соблюден. Административным истцом оспариваются действия органа, наделенного соответствующими полномочиями по государственной регистрации, ответчик надлежащий. Порядок принятия оспариваемого решения соответствует предъявляемым к нему требованиям Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ, а также обжалуемый отказ в письменном виде содержит в себе основания, оспариваемые административным истцом.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на государственную регистрацию права собственности объекта недвижимости заявителем в качестве правоустанавливающих документов на квартиру по адресу: <адрес>, были в подлинниках с копиями представлены: архивная копия №-Т от ДД.ММ.ГГГГ договора на передачу квартир (домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ; архивная справка №-Т от ДД.ММ.ГГГГ 54/014/030/2016-730 от ДД.ММ.ГГГГ с приложением заверенной архивной службой светокопии самого документа, находящегося на хранении в отделе архивной службы <адрес>, а также информация ОГУП «Техцентр НСО» о наличии, местоположении, составе, техническом состоянии, оценке и принадлежности недвижимого имущества за № от ДД.ММ.ГГГГ и постановление администрации Полойского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, о присвоении адреса принадлежащей ФИО2 квартире. Данные сведения подтверждаются представленными в суд соответствующими расписками в получении документов на государственную регистрацию.
Из представленного в суд обжалуемого административным истцом сообщения об отказе в государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что основанием для отказа в государственной регистрации послужило непредставление на государственную регистрацию подлинника самого договора на передачу квартир (домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии административного спора между сторонами о соответствии представленных на государственную регистрацию документов требованиям к правоустанавливающим документам, предъявляемым Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", установленными в статье 17 названного Закона.
В силу положений статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ - основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из представленных документов, возникновение права собственности связано с передачей в собственность ФИО2 квартиры в порядке приватизации по договору от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до издания Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с положениями ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в редакции Закона РФ от 23.12.92 N 4199-1 - передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
Вместе с этим, до передачи функций государственной регистрации сделок и прав на недвижимое имущество Росреестру, функции учета и регистрации осуществляло Бюро технической инвентаризации, преемником которого является ОГУП «Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по <адрес>». Кроме того, согласно пункту 7 указанного договора о приватизации – договор составлен в 4х экземплярах, из которых один находится в делах жилищного Агентства, второй выдается на руки владельцу квартиры (дома), третий руководителю жилого фонда, четвертый в БТИ. Судом установлено, что на регистрацию в регистрирующий орган заявителем была представлена официальная информация от ДД.ММ.ГГГГ№, имеющая срок действия 90 дней, согласно которой квартира по адресу: <адрес> имеет инвентарный №, приведены её технические характеристики, а также указан собственник ФИО2, в качестве правоустанавливающего документа указан тот же договор на передачу квартир (домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ.
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулирует Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". Согласно ст. 12 указанного Закона - изъятие архивных документов, не предусмотренное федеральными законами, запрещается; согласно ст. 26 - пользователь архивными документами имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом. Приказом Минкультуры РФ от 18.01.2007 N 19 "Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2007 N 9059) регламентирован, в том числе, порядок предоставления архивных документов. Согласно п. 5.7.2. - в целях настоящих Правил используются следующие понятия: - архивная справка - документ архива, составленный на бланке архива, имеющий юридическую силу и содержащий документную информацию о предмете запроса с указанием архивных шифров и номеров листов единиц хранения тех архивных документов, на основании которых она составлена; архивная копия - дословно воспроизводящая текст архивного документа копия с указанием архивного шифра и номеров листов единицы хранения, заверенная в установленном порядке; архивная выписка - документ архива, составленный на бланке архива, дословно воспроизводящий часть текста архивного документа, относящийся к определенному факту, событию, лицу, с указанием архивного шифра и номеров листов единицы хранения.
Как усматривается из представленных архивных копии и справки с заверенной светокопией находящегося в архиве договора на передачу квартир (домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, договор зарегистрирован в администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, согласно архивной справке №-Т от ДД.ММ.ГГГГ, в документах фонда №, опись №, дело №, лист 112 - находится именно договор на передачу квартир (домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, а не его копия.
Таким образом, судом установлено, что заявителем на регистрацию была представлена подлинная архивная справка №-Т от ДД.ММ.ГГГГ с приложением заверенной отделом архивной службы самого документа - договор на передачу квартир (домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть документ архива, имеющий юридическую силу, выданный в соответствии с вышеназванными Правилами, разработанными в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". На основании изложенного суд приходит к выводу, что указанные архивная справка №-Т от ДД.ММ.ГГГГ с приложением заверенной отделом архивной службы самого документа - договора на передачу квартир (домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ и официальная информация от ДД.ММ.ГГГГ№ ОГУП «Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по <адрес>», осуществлявшей регистрацию до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, соответствует требованиям ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в качестве иных документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вместе с этим, суд приходит к выводу и об относимости доводов административного истца и заинтересованного лица о том, что в силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ - права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной. В данном случае, право ФИО5 на указанную квартиру на основании договора на передачу квартир (домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ возникло с момента регистрации договора в администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и в дальнейшем зарегистрированного в бюро технической инвентаризации.
Доводы административного ответчика о том, что у заявителя имеется подлинник договора на передачу квартир (домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ основан на предположении и опровергнут представителем административного истца, в связи с чем суд признает его необоснованным. Также суд не может принять довод административного ответчика об имевших место в практике работы случаях несоответствия сведений о правообладателях, указанных в подлинниках договоров с такими сведениями, содержащимися в архивных копиях, поскольку судом рассматривается конкретное правоотношение об оспаривании индивидуального отказа в государственной регистрации права собственности применительно к действующему законодательству, соответственно указанный довод не относим. Напротив, не признание государственным регистратором в качестве документа, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним – имеющей юридическую силу архивной справки №-Т от ДД.ММ.ГГГГ с приложением заверенной отделом архивной службы самого документа - договора на передачу квартир (домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, противоречит целям Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что отказ в государственной регистрации права собственности ФИО5 на квартиру по адресу: <адрес> по его основанию истребования у заявителя подлинника договора на передачу квартир (домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ по причине не признания в качестве правоустанавливающего документа представленной заявителем архивной справки №-Т от ДД.ММ.ГГГГ с приложением заверенной отделом архивной службы самого документа - договора на передачу квартир (домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, противоречит положениям Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в их системной взаимосвязи в части положений об архивной справке в качестве имеющего юридическую силу документа архива, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а сам отказ в государственной регистрации права собственности нарушает его право и законные интересы, поскольку создает препятствие ФИО2 осуществлять свои гражданские прав по распоряжению принадлежащим ему недвижимым имуществом. В целях устранения нарушений прав и законных интересов административного истца, обязать административного ответчика зарегистрировать право собственности ФИО5 на квартиру по адресу: <адрес> на основании имеющей юридическую силу в качестве правоустанавливающего документа - архивной справки №-Т от ДД.ММ.ГГГГ с приложением заверенной отделом архивной службы самого документа - договора на передачу квартир (домов) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ и остальных ранее представленных документов с соответствующими заявлениями и оплаченной государственной пошлины.
Согласно ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. В силу ст. 111 КАС РФ – стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Понесенные административным истцом расходы на оплату государственной пошлины представителем административного истца в размере 300 рублей подтверждены документально банковским чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ и подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 218, 219, 226-228, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования ФИО5 удовлетворить полностью и признать незаконным решение № об отказе в государственной регистрации права собственности ФИО5 на квартиру по адресу: <адрес>, принятое ДД.ММ.ГГГГ Межмуниципальным Кочковским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировать право собственности ФИО5 на квартиру по адресу: <адрес> на основании ранее представленных документов с соответствующими заявлениями и оплаченной государственной пошлины, о чем в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд и представителю административного истца ФИО4 по указанному в иске адресу - <адрес>.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> в пользу ФИО6 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения через Краснозерский районный суд <адрес>.
Судья