ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-775/2021 от 01.10.2021 Мошковского районного суда (Новосибирская область)

Дело №2а-775/2021

УИД 54RS0029-01-2021-000494-78

Поступило 15.04.2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«01» октября 2021 года р.п. Мошково Новосибирская область

Мошковский районный суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Мухиной М.В.,

при секретаре Бондарцевой О.Р.,

с участием административного истца Дубровской Т.А.,

представителей административных ответчиков Бондаревой Е.В.,

Козленко Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дубровской Т. А. к прокуратуре Мошковского района Новосибирской области, прокуратуре Новосибирской области, ОПФР по Новосибирской области о признании незаконными бездействие прокуратуры Мошковского района Новосибирской области, обязании прокуратуры Мошковского района Новосибирской области представить ответы, обязании ОПФР по Новосибирской области и прокуратуры Новосибирской области представить информацию,

УСТАНОВИЛ:

Дубровская Т.А. обратилась в Мошковский районный суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения, просила признать, что на ее письменные обращения в прокуратуру Мошковского района ответы представлялись не по существу поданных заявлений; обязании прокуратуры Мошковского района Новосибирской области представить ответы с указанием, на какой счет переведены неполученные ею пенсионные выплаты (согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ); обязании ОПФР по Новосибирской области представить информацию с указанием, на каком счету находятся неполученные ею пенсионные выплаты с 18.07.2006 по декабрь 2008 года; обязании прокуратуры Новосибирской области указать причину, на основании которой, по настоящее время, ей так и не представлен счет, куда были переведены неполученные ею пенсионные выплаты с 18.07.2006 по декабрь 2008 года.

В обоснование доводов административного иска указала, что при достижении пенсионного возраста ей с 2006 года была назначена пенсия по старости в УПФР в Мошковском районе. Отражен адрес: <адрес>. Согласно ответу ОПФР по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии была приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ и была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ. Но подтверждающие документы, обосновывающие такой ответ, так и не были ей представлены. С 2008 года она постоянно обращалась в прокуратуру Новосибирской области и в прокуратуру Мошковского района с просьбой представить ответ, на каком счету и где находятся не полученные ею пенсионные деньги. И до настоящего времени так и не был представлен ответ по существу поданных заявлений. Ответы ей представлены на вопросы, с которыми она не обращалась, а именно: в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, ей предложили подать заявление по вопросу перерасчета ее пенсии, несмотря на то, что в заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ она просила указать только на каком счету и где находятся неполученные ею пенсионные деньги, то есть ответ дан не по существу. Несмотря на вышеуказанное, прокуратура Мошковского района, согласно указанному ответу, считает, что для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.

В ходе судебного разбирательства административный истец представила дополнения, в которых указала, что на ее письменное обращение в прокуратуру Мошковского района от ДД.ММ.ГГГГ, о том на каком счету находятся неполученные ею уже начисленные пенсионные денежные средства с июля 2006 года по декабрь 2008 года, поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГр-2020, за подписью <данные изъяты>, было отправлено УОПФ РФ по Новосибирской области <данные изъяты> и обязали рассмотреть вопрос о начислении пенсии по старости, но данный вопрос не ставился в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. Ее интересовал вопрос - где находятся ее неполученные пенсионные денежные средства. Этот вопрос даже не ставился в обращении от ДД.ММ.ГГГГ. На вышеуказанный запрос, был предоставлен ответ от 15.07.2020 ОПФР по Новосибирской области за подписью <данные изъяты>. В ответе ничего не было сказано, на каком счету находятся неполученные денежные средства с июля 2006 года по декабрь 2008 года. УПФР по Мошковскому району от ДД.ММ.ГГГГ за подписью <данные изъяты> с приложенным решением от ДД.ММ.ГГГГ- отказали в перерасчёте пенсии. Но о перерасчете пенсии она не обращалась, обращалась с вопросом, на каком счету находятся неполученные ею денежные средства с июля 2006 года по декабрь 2008 года. В Мошковский районный суд от ДД.ММ.ГГГГ были представлены данные о начислении ей пенсии с ДД.ММ.ГГГГ за подписью <данные изъяты>. Все ее обращения в прокуратуру по Новосибирской области о нахождении начисленных неполученных пенсионных денежных средств отправляются управляющему ОПФР РФ по Новосибирской области <данные изъяты>, который направляет все ее обращения в УПФР по Мошковскому району, которые остаются без рассмотрения. Это подтверждается ответами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. На запрос депутата Законодательного собрания Новосибирской области <данные изъяты>, был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором также нет сведений, на каком счету находятся неполученные ею пенсионные денежные средства.

На ее обращение в прокуратуру Мошковского района от ДД.ММ.ГГГГ с вопросом, где находятся неполученные пенсионные денежные средства, и согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ года ей сообщили, что у прокуратуры Мошковского района нет оснований для принятия мер прокурорского реагирования. На основании вышеизложенного, административный истец указывает, что она так и не получила сведения на каком счету находятся неполученные ею пенсионные денежные средства с июля 2006 года по декабрь 2008 года. Ответы предоставляются, но не по существу заявления.

Административный истец Дубровская Т.А. в судебном заседании административные исковые требования, с учетом уточнения поддержала.

Представитель административных ответчиков прокуратуры Мошковского района Новосибирской области и Новосибирской областной прокуратуры Бондарева Е.В. в судебном заседании уточненные административные исковые требования не признала, поддержала возражения на административное исковое заявление, а также пояснила, что поскольку есть специализированный орган, созданный государством в целях начисления гражданам и выплаты гражданам пенсии, в соответствии с требованием ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также требованиями инструкции п.3.5 Генерального прокурора Российской Федерации №45 от 30.01.2013, данное обращение было передано в УПФР по Мошковскому району и ОПФР по Новосибирской области.

Представитель ответчика ОПФР по Новосибирской области Козленко Т.К. в судебном заседании уточненные административные исковые требования не признала, поддержала возражения на административное исковое заявление, а также пояснила, что Дубровской Т.А. неоднократно давали ответы и лично объясняли специалисты, что нужно придти и подать заявление в Пенсионный фонд, чтобы выплатить сумму пенсии за последние 3 года. Вернуться к 2007 году не представляется возможным, в связи с тем, что прошел срок более 10 лет с момента прекращения выплаты пенсии. Дубровская Т.А. в течение полугода не получала пенсию, которая приходила в почтовое отделение. Это считается длительным неполучением, поэтому начисление пенсии приостанавливается и данные деньги уходят обратно в бюджет Пенсионного фонда. Эти деньги обезличиваются. В Пенсионном фонде хранятся только сведения о начисленных пенсиях. Они не открывают счета в кредитных организациях на имя пенсионера, так как пенсионер сам выбирает доставку пенсии, либо через кредитные организации, либо через органы доставки, либо через почту, либо какие-то организации, с которыми заключены договоры с территориальным органом пенсионного обеспечения. Соответственно, если возвращаются деньги, не полученные через почтовое отделение, они возвращаются обратно в бюджет Пенсионного фонда. Если бы Дубровская Т.А. представила им номер счета в кредитной организации, то ей бы направлялись деньги на счет, на котором они бы хранились. В пенсионном деле имеется ответ от 30.03.2018, в котором Дубровской Т.А. разъяснено, что ей необходимо обратиться к ним с заявлением о получении перерасчета пенсии за последние 3 года, так как на тот момент еще не прошло 10 лет с момента прекращения пенсионных выплат, однако Дубровская Т.А. обратилась только 09.11.2018 года, а в августе 2018 года уже прошло 10 лет. Если бы до окончания 10-летнего срока Дубровская Т.А. обратилась к ним, то ей бы была произведена выплата только за последние 3 года, но не за 2007-2008 года, так как невыплата пенсии произошла по вине Дубровской Т.А..

Выслушав административного истца и представителей административных ответчиков, изучив материалы дела и исследовав все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Из части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует что, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.

Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализация законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном указанным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно положениям части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий, бездействия органов, наделенных властными полномочиями и их должностных лиц, является совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия требованиям закона и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.

Согласно ст.10 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокурору Новосибирской области поступило заявление Дубровской Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу начисления пенсии по старости УПФР по Мошковскому району. (л.д.37-38)

Согласно сопроводительному письму и.о. начальника отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере прокуратуры Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, обращение Дубровской Т.А. по вопросу начисления пенсии по старости УПФР по Мошковскому району направлено Управляющему Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области. О результатах рассмотрения просит уведомить заявителя и прокуратуру Новосибирской области. Данное сопроводительное письмо направлено Дубровской Т.А. для сведения. (л.д.39)

Согласно представленному ответу заместителя управляющего ОПФР по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному Дубровской Т.А., указано, что на ее обращение, поступившее в ОПФР по Новосибирской области из Прокуратуры Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ, уже были даны разъяснения по вопросам пенсионного обеспечения в письмах ОПФР от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГа, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном ответе заявительнице еще разъяснены положения пенсионного законодательства Российской Федерации, а также данные о пенсионных начислениях Дубровской Т.А., в том числе и по пенсионным выплатам за 2007 год. (л.д.17-20)

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Мошковского района Новосибирской области поступило заявление Дубровской Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу начисления пенсии по старости УПФР по Мошковскому району. (л.д.23)

Согласно сопроводительному письму и.о. прокурора Мошковского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, обращение Дубровской Т.А. по вопросу начисления пенсии по старости УПФР по Мошковскому району направлено Управляющему Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области. О результатах рассмотрения просит уведомить заявителя и прокуратуру Мошковского района Новосибирской области. Данное сопроводительное письмо направлено Дубровской Т.А. для сведения. (л.д.32)

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Мошковского района Новосибирской области поступило повторное заявление Дубровской Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ, в котором она просит дать ответ от ДД.ММ.ГГГГ, на каком счету и где находятся не полученные ею пенсионные деньги. (л.д.22)

Из ответа прокурора Мошковского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГж-2020, следует, что на обращение Дубровской Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ, которое было направлено в ОПФР по Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ ОПФР по Новосибирской области дал ответ, согласно которому Дубровская Т.А. вправе обратиться в УПФР в Мошковском районе с заявлением на перерасчет пенсии. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется. (л.д.21)

Из ответа заместителя управляющего ОПФР по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, направленного Дубровской Т.А. и в прокуратуру Мошковского района Новосибирской области следует, что на обращение Дубровской Т.А. по пенсионному обеспечению, поступившему из прокуратуры Мошковского района Новосибирской области, следует, что ей неоднократно давались разъяснения в письмах ОПФР, в том числе и в письмах ОПФР от ДД.ММ.ГГГГ, она поставлена в известность о подаче заявления о перерасчете пенсии, до настоящего времени Дубровская Т.А. с заявлением не обратилась. (л.д.33)

Согласно ответу заместителя управляющего ОПФР по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, направленного Дубровской Т.А. и депутату Законодательного Собрания Новосибирской области <данные изъяты>, Дубровской Т.А. подробно разъяснен порядок выплаты пенсии, в том числе и по пенсионным выплатам до ДД.ММ.ГГГГ. Также Дубровской Т.А. рекомендовано обратиться с заявлением для решения вопроса о возможности выплаты пенсии в Управление ПФР в Мошковском районе с документом, удостоверяющим личность. Кроме этого, указано, что без обращения Дубровской Т.А. в УПФР с документом, удостоверяющим личность, вопрос не будет рассмотрен по существу. (л.д.40-41)

ДД.ММ.ГГГГ в УПФР в Мошковском районе Новосибирской области поступило заявление Дубровской Т.А., в котором заявительница просит рассмотреть вопрос о возврате начисленной ей пенсии до августа 2008 года, так как данную пенсию ей отказались выдавать на почте ввиду отсутствия паспорта, а также просит выплатить ей пенсию за все время с 2008 года по 2018 год.

На данное обращение Дубровской Т.А. начальником УПФР в Мошковском районе Новосибирской области (межрайонное) был дан ответ со ссылкой на п.5 ст.11 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» о прекращении переписки и оставлении обращения без исполнения, так как на вопрос, затронутый в обращении неоднократно давались ответы (ответ ОПФР от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.56)

Обращаясь с настоящим административным иском, Дубровская Т.А. указывает, что она так и не получила сведений на каком счету, находятся неполученные ею пенсионные денежные средства с июля 2006 года по декабрь 2008 года.

В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регламентирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №59-ФЗ).

В силу ч.1 ст.12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона №59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

В силу ч.5 ст.11 Федерального закона №59-ФЗ в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Согласно ч.2 ст.26 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Дав оценку указанным обстоятельствам, суд не находит в действиях прокуратуры Мошковского района, Новосибирской областной прокуратуры, ОПФР по Новосибирской области нарушений правовых норм, а также прав и законных интересов административного истца.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении уточненных требований, поскольку указанные заявления рассмотрены, на них даны ответы, которые были направлены Дубровкой Т.А. в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 №45.

Руководствуясь ст.ст.174, 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Дубровской Т. А., с учетом уточнений, к прокуратуре Мошковского района Новосибирской области, прокуратуре Новосибирской области, ОПФР по Новосибирской области о признании незаконным бездействие прокуратуры Мошковского района Новосибирской области, признании, что на письменные обращения Дубровской Т.А. в прокуратуру Мошковского района ответы представлялись не по существу поданных заявлений; обязании прокуратуры Мошковского района Новосибирской области представить ответы с указанием, на какой счет переведены неполученные ею пенсионные выплаты (согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ); обязании ОПФР по Новосибирской области представить информацию с указанием, на каком счету находятся неполученные ею пенсионные выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь 2008 года, обязании прокуратуры Новосибирской области указать причину, на основании которой, по настоящее время, ей так и не представлен счет, куда были переведены неполученные ею пенсионные выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь 2008 года, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Мошковский районный суд Новосибирской области.

Мотивированное решение составлено 20 октября 2021 года.

Судья М.В.Мухина