ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7763/2023 от 02.10.2023 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2а-7763/2023

66RS0004-01-2023-004692-84

Мотивированное решение изготовлено 02.10.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2023 года г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Трапезникова О.В., при помощнике судьи Кожиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора <адрес> г. <ФИО>1, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. <ФИО>1 о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

установил:

прокурор <адрес> г. <ФИО>1, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Верх-Исетский районный суд г. <ФИО>1 с административным исковым заявлением к администрации г. <ФИО>1, с учетом уточнений, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрации прав на недвижимое имущество, бесхозяйной вещи, обязать обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрации прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйной вещи в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование уточненного административного иска указано, что прокуратурой <адрес> г. <ФИО>1 проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства по обращению бесхозяйных объектов в муниципальную собственность на территории <адрес> г. <ФИО>1. Согласно приказу заместителя <ФИО>1 администрации г. <ФИО>1 от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ бесхозяйными являются инженерные сети и объекты инженерной инфраструктуры в г. <ФИО>1: <адрес>. Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. Аналогичное положение закреплено в ст. 9 Устава муниципального образования "город <ФИО>1" (далее - Устав). В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в государственный орган в силу возложенных на него законом полномочий. Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного просил признать незаконным бездействие административного ответчика по непринятию мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйной вещи – <адрес>, обязать администрацию г. <ФИО>1 принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрации прав на недвижимое имущество, бесхозяйной вещи, обязать обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрации прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйной вещи: <адрес> в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Помощник прокурора <адрес> г. <ФИО>1<ФИО>4 в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации г. <ФИО>1, заинтересованное лицо заместитель <ФИО>1 г. <ФИО>1<ФИО>1<ФИО>6 при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

При реализации предоставленных действующим законодательством полномочий прокурор самостоятелен в выборе мер прокурорского реагирования и вправе либо внести представление, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом, прокурор, обращаясь с настоящим исковым заявлением, преследует цель обеспечить права и интересы жителей, круг которых определить не представляется возможным.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> г. <ФИО>1 проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства по обращению бесхозяйных объектов в муниципальную собственность на территории <адрес> г. <ФИО>1.

В ходе проверки установлено, что согласно приказу заместителя <ФИО>1 администрации г. <ФИО>1 от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ бесхозяйными являются инженерные сети и объекты инженерной инфраструктуры в г. <ФИО>1: <адрес>.

Кроме того, проверкой установлено, что ответчиком не принято должных мер по регистрации права муниципальной собственности на указанный участок водопроводной сети.

Согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с подп. 4 и 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В силу пункта 1 статьи 2 Устава муниципального образования "город <ФИО>1" в соответствии с федеральным и областным законодательством муниципальное образование "город <ФИО>1" является городским округом.

Согласно пункту 3 статьи 6 Устава муниципального образования исполнительно-распорядительным органом указанного муниципального образования является Администрация города <ФИО>1.

Согласно пункта 1 статьи 37 Устава администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Частью 2 статьи 9 Устава к вопросам местного значения отнесена, в том числе, организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст. 225 названного Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, из пунктов 4 и 5 которого следует, что принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества производится в заявительном порядке.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) на компетентные органы местного самоуправления возложена обязанность по подготовке бесхозяйной вещи на учет. После обращения данного имущества в муниципальную собственность оно подлежит содержанию за счет средств муниципального образования.

По истечении года со дня постановки на учет бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять недвижимой вещью, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на вещь.

В связи с тем, что данный участок является бесхозным, нарушаются права неограниченного круга лиц на получение надлежащих коммунальных услуг. Кроме того, в результате возможного прорыва на трубопроводе может быть причинён вред здоровью, жизни граждан и имуществу граждан и организаций.

Суд приходит к выводу, что спорный участок водопроводной сети является инженерным сооружением, обладающим признаками недвижимого имущества, не имеет собственника и отвечает признакам бесхозяйной вещи.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд усматривает основания для удовлетворения административных исковых требований о признании бездесвтия незаконным, возложении на администрацию г. <ФИО>1 обязанности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйной вещи, <адрес>

В соответствии с ч. 2 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Учитывая объем работ по устранению выявленных нарушений, суд считает необходимым возложить ан администрацию г. <ФИО>1 обязанность в срок не позднее 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет и присвоении кадастрового номера бесхозяйной вещи, объекта: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176-180, 265.5, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Прокурора <адрес> города <ФИО>1 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. <ФИО>1 по непринятию мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйной вещи – <адрес>

Обязать администрацию г. <ФИО>1 принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрации прав на недвижимое имущество, бесхозяйной вещи: <адрес>

Обязать администрацию г. <ФИО>1 обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрации прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйной вещи: <адрес>, в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. <ФИО>1.

Судья