ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-776/18 от 18.12.2018 Иловлинского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-776/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Иловля 18 декабря 2018 года

Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Ревенко О.В.,

при секретаре Кривохатько Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Иловлинском районе Волгоградской области, начальнику Управления Пенсионного фонда РФ в Иловлинском районе ФИО2 о признании сведений о состоянии его индивидуального лицевого счета застрахованного лица недостоверными и неактуальными и обязании представить достоверные сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Филиалу Государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Волгоградской области» о признании недостоверными и неактуальными сведений о состоянии его индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 1 июля 2018 года и обязании представить достоверные сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В обоснование иска указал, что 23 августа 2018 года в ответ на его обращение в филиал ГКУ ВО «МФЦ» ему были предоставлены сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 1 июля 2018 года. Вместе с тем, представленные ему сведения являются недостоверными и неактуальными, так как в них отсутствует информация о наличии его стажа (учтенного для целей назначения пенсии) и величине индивидуального пенсионного коэффициента, а также они противоречат сведениям о состоянии его индивидуального лицевого счета по состоянию на 1 июля 2016 года, выданных ему Управлением Пенсионного фонда РФ 2 августа 2016 года, согласно которым величина ИПК составляет 39,074, а стаж застрахованного лица – 17 лет 7 месяцев 25 дней.

Полагает, что предоставление недостоверных и неактуальных сведений о состоянии его индивидуального лицевого счета нарушает его права, закрепленных ст.24 Конституции РФ, и лишает его возможности проверить законность назначения ему пенсии и размер ее начисления.

На основании определения Иловлинского районного суда Волгоградской области от 29 октября 2018 года в качестве соответчика по настоящему делу привлечено Управление Пенсионного фонда РФ в Иловлинском районе Волгоградской области.

На основании определения Иловлинского районного суда Волгоградской области от 29 ноября 2018 года судом произведена замена ненадлежащего ответчика – ГКУ ВО «МФЦ» - на надлежащего – начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Иловлинском районе Волгоградской области ФИО2

Административный истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик – Управление Пенсионного фонда РФ в Иловлинском районе Волгоградской области надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела. Представитель административного ответчика представил письменные возражения на иск, в которых просил в удовлетворении административного иска ФИО1 отказать и рассмотреть дело в их отсутствие.

Административный ответчик – начальник Управления Пенсионного фонда РФ в Иловлинском районе Волгоградской области ФИО2, будучи надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в иске просила отказать, согласно представленным письменным возражениям.

В соответствии с ч.6,7 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и административных ответчиков.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч.11 названной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации;

индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» № 27-ФЗ, на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).

2. В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:

1) страховой номер;

2) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) пол;

6) адрес постоянного места жительства;

7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены сведения, указанные в подпунктах 1 - 6 пункта 2 настоящей статьи, наименование выдавшего их органа;

8) гражданство;

9) дата регистрации в качестве застрахованного лица;

9.1) идентификационный номер налогоплательщика;

10) периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии;

10.1) периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с выполнением определенных пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными;

10.2) периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30, со статьей 31 и с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";

11) иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

12) заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов.

В соответствии со ст.14 Федерального закона № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования" застрахованное лицо имеет право: получать бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы по своему обращению способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете (указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением); получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета; в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд; получать содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете сведения, предоставляемые посредством информационной системы "личный кабинет застрахованного лица", в составе, определяемом Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.

В соответствии со ст. 16 названного закона, органы Пенсионного фонда РФ обязаны предоставлять бесплатно застрахованному лицу по его обращению способом, указанным им при обращении, сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, включая информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, по форме, утверждаемой Пенсионным фондом Российской Федерации, в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица (указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).

Порядок предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (далее соответственно - ПФР, государственная услуга, Административный регламент) установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.01.2017 № 38-н.

В соответствии с п. 12 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем сведений о состоянии его индивидуального лицевого счета по форме "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" (СЗИ-6), утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 491п "Об утверждении формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 августа 2016 г., регистрационный N 43178) (далее соответственно - постановление правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 491п, сведения о состоянии ИЛС).

Требования к составлению формы СЗИ-6 установлены в Постановлении Правления Пенсионного фонда РФ от 15.06.2016 г. № 491п «Об утверждении сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованных лиц».

В соответствии с п.13 Административного регламента 13 государственная услуга предоставляется заявителю при его обращении о предоставлении сведений о состоянии ИЛС (далее - запрос) в территориальный орган ПФР или многофункциональный центр (в случае, если между территориальным органом ПФР и многофункциональным центром заключено соглашение о взаимодействии и государственная услуга предусмотрена перечнем, установленным соглашением) в срок, не превышающий 10 дней со дня получения запроса.

При направлении заявителем запроса в электронном виде, поданного с использованием сети Интернет, включая Единый портал, или через сайт ПФР с использованием "Личного кабинета застрахованного лица", сведения по запросу предоставляются заявителю в режиме реального времени в день обращения.

Между ГКУ ВО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и ГУ Отделением Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области 31 января 2017 года заключено Соглашение о порядке взаимодействия при организации предоставления государственных услуг Пенсионным фондом РФ в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенных на территории Волгоградской области.

В соответствии с п.4.1.4 Соглашения, УМФЦ вправе получать доступ к электронным сервисам ПФР в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) для осуществления государственных услуг ПФР в порядке, определяемом Регламентом обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде, размещенном на технологическом портале СМЭВ: (smev.gosuslugi.ru).

Судом установлено, что ФИО1 обратился в МФЦ за предоставлением государственной услуги по информированию о состоянии его индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования.

23 августа 2018 года на основании паспорта электронного сервиса, сведения из которого опубликованы на технологическом портале СМЭВ (smev.gosuslugi.ru) ему предоставлены сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета по состоянию на 1 июля 2018 года по форме СЗИ-6. (л.д.6-7).

Административным истцом заявлены требования о признании недостоверными и неактуальными сведения, представленные ему 23 августа 2018 года филиалом ГКУ ВО «МФЦ» в Иловлинском районе о состоянии его о состоянии его индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 1 июля 2018 года и обязании представить ему достоверные сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в представленных ему сведениях по состоянию на 1 июля 2018 года отсутствует информация о наличии стажа (учтенного для целей назначения пенсии) и о величине индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), что не соответствует данным, представленным ему УПФР в Иловлинском районе по состоянию на 2 августа 2018 года, где величина ИПК составляет 39,074, а стаж застрахованного лица – 17 лет 7 месяцев 25 дней.

В соответствии с ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Судом установлено, что ранее ФИО1 обращался в суд в порядке гражданского и административного судопроизводства с требованиями о внесении на его индивидуальный лицевой счет сведений о заработке застрахованного лица, периодах работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, о наличии и размере страхового стажа; о признании незаконными действий УПФ РФ в Иловлинском районе по неосуществлению оценки его пенсионных прав, невнесении на его индивидуальный лицевой счет сведений о размере страхового стажа, стажа работы, расчете индивидуального пенсионного коэффициента; незаконными действий в предоставлении недостоверной и неактуальной информации, содержащейся в сведениях о состоянии его индивидуального лицевого счета, об обязании произвести действия по обеспечению достоверной информации в сведениях о состоянии его индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями закона.

В обоснование своих требований ФИО1 приводил доводы об отсутствии в представляемой ему административным ответчиком информации о состоянии его индивидуального лицевого счета, как застрахованного лица, по форме СЗИ-6, сведений о его страховом стаже, величине индивидуального пенсионного коэффициента, а также иных сведений, предусмотренных Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

По результатам проверки указанных доводов судами первой и апелляционной инстанций каких-либо нарушений действующего законодательства и прав ФИО1 как застрахованного лица не установлено.

Указанные обстоятельства подтверждаются решениями Иловлинского районного суда Волгоградской области № 2-712/2018 от 28 декабря 2017 года, № 2а-289/2018 от 8 мая 2018 года, №2а-537/2018 от 26 июля 2018 года, № 2а-625/2018 от 17 августа 2018 года, а также апелляционными определениями судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда № 33-4022/2018 от 15 марта 2018 года, № 33а-10397/2018 от 11 июля 2018 года, № 33а-15334/2018 от 1 ноября 2018 года.

Как следует из указанных судебных актов, являясь получателем пенсии по старости на основании решения УПФ РФ в Иловлинском районе от 9 июня 2017 года, ФИО1 после назначения пенсии трудовую деятельность не осуществлял, соответственно, страховые взносы не уплачивал, в связи с чем информация о стаже и заработке, после назначения ему пенсии не могла отражаться его индивидуальном лицевом счете. Кроме того, сам лицевой счет ФИО3 как застрахованного лица соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации регулируются Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149-ФЗ от 26 июля 2006.

В соответствии с п.6 ст.3 названного Закона одним из принципов правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является достоверной информации и своевременность ее предоставления.

Из содержания частей 1 и 2 ст. 8 названного Закона следует, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Частью 6 данного закона предусмотрено право заинтересованных лиц обжаловать решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации.

Порядок предоставления Управлением Пенсионного фонда РОФ в Иловлинском районе Волгоградской области ФИО1 информации о состоянии его индивидуального лицевого счета (по форме СЗИ-6) и сведения, содержащиеся в нем, отвечают требованиям действующего законодательства и не нарушают права истца.

Суд обращает внимание на то, что в сведениях о состоянии лицевого счета ФИО1, представленных УПФР в Иловлинском районе по форме СЗИ-5, имеется информация как о страховом стаже ФИО1, так и о величине индивидуального пенсионного коэффициента (л.д.61-62).

При таких обстоятельствах, судом не установлена совокупность таких условий, как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) требованиям закона и нарушение этими действиями (бездействиями) прав и свобод административного истца, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении административного иска к Управлению Пенсионного фонда РФ в Иловлинском районе Волгоградской области, начальнику Управления Пенсионного фонда РФ в Иловлинском районе ФИО2 о признании сведений о состоянии его индивидуального лицевого счета застрахованного лица недостоверными и неактуальными и обязании представить достоверные сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись О.В. Ревенко

Мотивированное решение составлено 23 декабря 2018 года.

Председательствующий подпись О.В. Ревенко