ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7777/18 от 06.02.2019 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-875/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Перченко Н.Л.

при секретаре Персидской А.В.

с участием прокурора Дагбаевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Аэропорт Южно-Сахалинск»

о признании незаконным постановления администрации города Южно-Сахалинска от 03.04.2018 года № 779-па «Об отмене постановления мэра города Южно-Сахалинска от 09.02.2010 года № 217 «О создании аэропортовой комиссии по авиационной безопасности при администрации города Южно-Сахалинска»,

признании незаконным бездействия администрации города Южно-Сахалинска по неформированию новой аэропортовой комиссии по авиационной безопасности в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 года № 897,

возложении обязанности на администрацию города Южно-Сахалинска издать нормативный правовой акт о создании аэропортовой комиссии по авиационной безопасности при администрации города Южно-Сахалинска в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 года № 897,

взыскании с администрации города Южно-Сахалинска судебных расходов по уплате государственной пошлины,

установил:

АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» обратилось в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в его обоснование привело следующие обстоятельства.

В судебном заседании представитель административного истца Авраменко И.С. поддержал требования акционерного общества в полном объёме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

В судебном заседании представитель администрации города Южно-Сахалинска Капкаун В.В., действующая от имени органа местного самоуправления на основании доверенности, административный иск не признала по доводам изложенным в письменных возражениях.

Выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, исследовав письменные доказательства в их совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.

Данный вывод основан на следующих обстоятельствах, доказательствах и законоположениях.

Положениями статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела суд установил, что на основании постановления мэра города Южно-Сахалинска от 09.02.2010 года № 217 была создана аэропортовая комиссия по авиационной безопасности при администрации города Южно-Сахалинска, утверждено Положение о данной комиссии и ее состав.

В последующем, постановлениями администрации города от 24.05.2013 года № 863, от 01.02.2016 года № 181, от 05.07.2016 года № 2002-па в Положение о комиссии и состав этого коллегиального органа вносились изменения.

По мнению АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», оспариваемое постановление административного ответчика является незаконным, нарушающим права акционерного общества, которое, в целях получения сертификата, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил, должно представить в уполномоченный орган сведения о действующей аэропортовой комиссии по авиационной безопасности.

Установив по делу юридически значимые обстоятельства, суд считает, что оспариваемое постановление администрации города Южно-Сахалинска отвечает требованиям действующего законодательства и прав административного истца не нарушает.

В соответствии с положениями статьи 83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность – это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 года № 897 «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» утверждено Положение, которое определяет мероприятия по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Из содержания пунктов 8 и 10 данного Положения следует, что проведение мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществляет Федеральная авиационная служба России во взаимодействии с Федеральной службой безопасности РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством обороны РФ, Министерством иностранных дел РФ и Государственным таможенным комитетом РФ. Авиационные предприятия, аэропорты и эксплуатанты обеспечивают выполнение требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности.

Пунктом 11 Положения определено, что для выработки мероприятий, направленных на защиту авиационных предприятий, аэропортов и эксплуатантов от актов незаконного вмешательства, предотвращения и пресечения захватов и угонов воздушных судов, создаются аэропортовые комиссии по авиационной безопасности. Аэропортовая комиссия по авиационной безопасности состоит из представителей (руководителей) территориальных органов и предприятий министерств и ведомств, взаимодействующих с Федеральной авиационной службой России при проведении мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, и возглавляется заместителем руководителя местной администрации.

Данное Положение не содержит нормы, обязывающей орган местного самоуправления обеспечивать выполнение правил и процедур в области авиационной безопасности путем создания аэропортовой комиссии по авиационной безопасности. Не установлена такая обязанность и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа «город Южно-Сахалинск», а также нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы авиабезопасности.

Из этого следует, что ответственность по созданию аэропортовой комиссии по авиационной безопасности не может быть возложена на орган местного самоуправления по причине отсутствия соответствующих полномочий. А норма пункта 11 Положения о том, что аэропортовую комиссию возглавляет заместитель главы местной администрации не свидетельствует о наличии у администрации муниципального образования обязанности такую комиссию создать издав соответствующий правовой акт.

При этом закон предписывает, что именно авиационные предприятия, аэропорты и эксплуатанты обеспечивают выполнение правил и процедур по авиационной безопасности, местная администрация к числу таких субъектов не отнесена, следовательно, административное исковое заявление предъявлено юридическим лицом безосновательно.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» о признании незаконным постановления администрации города Южно-Сахалинска от 03.04.2018 года № 779-па «Об отмене постановления мэра города Южно-Сахалинска от 09.02.2010 года № 217 «О создании аэропортовой комиссии по авиационной безопасности при администрации города Южно-Сахалинска», признании незаконным бездействия администрации города Южно-Сахалинска по неформированию новой аэропортовой комиссии по авиационной безопасности в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 года № 897, возложении обязанности на администрацию города Южно-Сахалинска издать нормативный правовой акт о создании аэропортовой комиссии по авиационной безопасности при администрации города Южно-Сахалинска в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 года № 897, взыскании судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

Южно-Сахалинского городского суда Перченко Н.Л.