РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2020 года г.Кимовск Тульской области
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кадушкиным К.С.,
с участием
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика – Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва одновременно являющегося заинтересованным лицом – Главы муниципального образования город Кимовск Кимовского района ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-777/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Собранию депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва о признании недействительным решения о поведении депутата,
установил:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском к Собранию депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва, в котором просит признать недействительным решение Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района от 26.06.2020 №38-158 «О рассмотрении поведения депутата Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района ФИО1».
В обоснование заявленных административных требований указал, что с сентября 2018 года является депутатом Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва (далее – Собрание депутатов). Решением Собрания депутатов от 26.06.2020 № «О рассмотрении поведения депутата Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района ФИО1» постановлено: «1. Выразить депутату Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района ФИО1 порицание за его некорректное поведение. 2. Обязать извиниться перед сотрудниками полиции. Извинения принести с помощью видеозаписи. 3. Решение вступает в силу со дня принятия». Административный истец не согласен с данным решением по следующим основаниям: ему было отказано в допуске к участию в заседании Собрания депутатов его представителя ФИО5, действующего по доверенности; отсутствия у Собрания депутатов полномочий на привлечение его – депутата – к ответственности в виде порицания за некорректное поведение, так как в действующем законодательстве не определено понятие некорректного поведения и не установлена за него ответственность, а также полномочий на возложение обязанности принести извинения. Считает, что сведения, содержащиеся в обжалуемом решении, порочат его честь и доброе имя, право на защиту которых гарантировано ч.1 ст.23 Конституции РФ. Судебное решение необходимо административному истцу для опровержения сведений, распространенных в отношении него в средствах массовой информации.
Административный истец ФИО1 в с в судебном заседании поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика – Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва одновременно являющийся заинтересованным лицом – Глава муниципального образования город Кимовск Кимовского района ФИО2 в судебном заседании возражал против заявленных требований, пояснил, что основанием для вынесения обжалуемого решения послужил репортаж на федеральном канале «Рен-ТВ» с участием человека, похожего на ФИО1, а также обращение руководителя следственного отдела по г.Донской Следственного управления Следственного комитета от 26.05.2020 о неэтичном и некорректном поведении депутата Собрания депутатов ФИО1
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля ФИО6, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9).
Из материалов дела следует, что решением Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района от 28.04.2006 №10-31 принят Устав муниципального образования город Кимовск Кимовского района, с последующими изменениями и дополнениями (т.1 л.д.38-100, 108-170, 171-185, 186-201, 202-215, 216-221, 222-224, 225-227, 228-230, 231-233, 234-237, 238-240, 241-243, 244-247, т.2 л.д.1-17, 18-28).
Согласно ст.25 Устава (с изменениями и дополнениями) Собрание депутатов состоит из 20 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по смешанной избирательной системе, при которой 10 депутатов избираются по мажоритарной системе относительно большинства и 10 депутатов по пропорциональной избирательной системе в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах сроком на 3 года (ч.1). Собрание депутатов муниципального образования обладает правами юридического лица (ч.2).
В соответствии со ст.26 Устава (с изменениями и дополнениями) организацию деятельности Собрания депутатов осуществляет глава муниципального образования в соответствии с регламентом Собрания депутатов муниципального образования (ч.2). Собрание депутатов муниципального образования принимает регламент, регулирующий вопросы организации и деятельности Собрания депутатов муниципального образования, а также порядок принятия решений Собранием депутатов муниципального образования (ч.4). Из числа депутатов Собрания депутатов муниципального образования на срок его полномочий могут создаваться постоянные комиссии по вопросам, отнесенным к компетенции Собрания депутатов муниципального образования (ч.7).
Статьей 29 Устава (с изменениями и дополнениями) определен статус депутата. Согласно ч.2 данной статьи депутаты Собрания депутатов муниципального образования избираются на срок полномочий Собрания депутатов муниципального образования. Полномочия депутата Собрания депутатов муниципального образования начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Собрания депутатов муниципального образования нового созыва. Гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержания, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении них иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действия, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов, устанавливаются федеральными законами (ч.6). Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом (ч.7).
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района от 06.05.2010 №19-17 внесены изменения и дополнения в Устав муниципального образования город Кимовск Кимовского района, положения Устава изложены в редакции согласно приложению, куда впоследствии также вносились изменения и дополнения (т.2 л.д.29, 30-75, 76-78, 79-81, 82-88, 89-91, 92-95, 96-99, 100-106, 107-108, 109-112, 113-116, 117-119, 120-122, 123-125, 126-129, 130-133, 134-137, 138-143, л.д.144-217).
Согласно ч.1 ст.26 Приложения к решению Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района от 06.05.2010 №19-17 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Кимовск Кимовского района» (далее – Приложение), Собрание депутатов состоит из 20 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по смешанной избирательной системе. При этом 10 депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе, а 10 депутатов – по мажоритарной избирательной системе относительно большинства сроком на 5 лет. Собрание депутатов муниципального образования обладает правами юридического лица (ч.2 той же статьи).
Положения ч.2, ч.4 и ч.7 ст.27 Приложения соответствуют ч.2, ч.3 и ч.6 ст.27 Устава соответственно.
Статьей 30 Приложения определен статус депутата Собрания депутатов муниципального образования.
Положения ч.2, ч.6 и ч.7 ст.30 Приложения соответствуют ч.2, ч.6 и ч.7 ст.29 Устава соответственно.
Собрание депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района поставлено на учет 31.01.2006 в налоговом органе по месту нахождения в Межрайонной ИФНС России №3 по Тульской области (Территориальный участок 7115 по г.Кимовску и району межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3) с присвоением ИНН/КПП <***>/711501001 (т.1 л.д.27, т.2 л.д.219).
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва от 07.10.2019 №22-99 главой муниципального образования город Кимовск Кимовского района избран ФИО2, срок полномочий которого равен сроку полномочий Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района (т.1 л.д.36-37, т.2 л.д.220-221).
Собрание депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района зарегистрировано 31.01.2006 за ОГРН <данные изъяты> (т.1 л.д.28, т.2 л.д.218).
Согласно выписке из ЕГРН от 05.10.2020 №№ основным видом деятельности является 84.11.3 Деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера. Действовать от имени юридического лица без доверенности имеет право ФИО2 (т.1 л.д.29-35).
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 3-го созыва от 30.05.2018 № утверждено Положение о статусе депутата Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района (т.3 л.д.14, 15-23).
Согласно данному Положению в своей деятельности депутат Собрания депутатов руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Тульской области, Уставом муниципального образования город Кимовск, регламентом Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района, правовыми нормативными актами органов местного самоуправления муниципального образования город Кимовск Кимовского района и настоящим Положением (п.1.6).
Согласно п.11.1 нарушение настоящего Положения, регулирующего деятельность депутата Собрания депутатов, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российский Федерации.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области от 10.09.2018 №86-4 «О результатах выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района четвертого созыва по многомандатному избирательному округу №4» выборы депутатов Собрания депутатов, проводившиеся 09.09.2018, признаны состоявшимися, результаты выборов – действительными, избранным депутатом, среди пяти депутатов, получившим большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другим кандидатам, является ФИО1 (т.2 л.д.222-223).
На основании постановления территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области от 19.09.2018 №87-1 «О регистрации депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района четвертого созыва» депутатом Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района четвертого созыва зарегистрированы 20 кандидатов, среди которых ФИО1 (т.2 л.д.224-225).
19.09.2018 ФИО1 выдано удостоверение № (т.1 л.д.7).
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва от 21.09.2018 №1-1 утвержден временный Регламент Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района, в который впоследствии внесены изменения (т.2 л.д.226-227, 228-238, 239-, 240-241, 242-243, 244-245).
Согласно ст.1 временного Регламента настоящий Регламент призван обеспечить деятельность Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района, как представительного органа местного самоуправления муниципального образования город Кимовск Кимовского района, установить порядок осуществления своих полномочий, основные правила и процедуру его работы.
Граждане, желающие присутствовать на заседании Собрания депутатов не позднее, чем за три дня до начала заседания направляют письменную заявку в Собрание депутатов. Список приглашенных обнародуется на заседании Собрания депутатов (ст.12 временного Регламента).
На заседании Собрания депутатов обсуждается проект повестки дня. По предложению об исключении из повестки заседания и включении в повестку заседания вопросов проводится процедурное голосование. Собрание депутатов не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня заседания (ст.32 временного Регламента).
Согласно ст.33 временного Регламента при рассмотрении повестки дня заседания определяется очередность вопросов повестки.
Депутат Собрания депутатов обязан, в том числе, соблюдать Регламент, не допускать нарушений правил депутатской этики (ст.39 временного Регламента).
На каждом заседании Собрания депутатов ведется протокол, в котором фиксируется работа заседания Собрания депутатов. К протоколу заседания Собрания депутатов прилагаются, в том числе, решения, принятые Собранием депутатов, с оригиналами документов по данным вопросам (ст.55 временного Регламента).
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва от 26.06.2020 № внесены изменения и дополнения в решение Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва от 21.09.2018 №1-1 «Об утверждении временного Регламента Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района», а именно, данное решение Собрания депутатов от 21.09.2018 №1-1 дополнено главой Х «Ответственность за нарушение Положения о статусе депутата Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района, депутатской этике, депутатских обязанностей и норм Регламента» (т.2 л.д.246-252).
Актуальная редакция временного Регламента также содержит вышеуказанные положения, включая главу Х об ответственности депутата за нарушение Положения о статусе депутата Собрания депутатов (т.3 л.д.1-11).
В Положении «О депутатской этике», являющемся приложением к решению Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва от 21.09.2018 №1-1, дано понятие депутатской этики – это обязательные для каждого депутата Собрания правила поведения при осуществлении депутатской деятельности, основанные на нравственных критериях, открытости, честности, верности слову, соблюдении законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (ч.1 ст.1).
Отношения депутата с должностными лицами, гражданами и другими депутатами строятся на принципах взаимного уважения и делового этикета (ч.2 той же статьи).
Любая информация о нарушении депутатом этических и правовых норм, в том числе распространенная в средствах массовой информации или иным образом подлежит проверке постоянной комиссией Собрания депутатов муниципального образования по мандатным вопросам, регламенту, депутатской этике и правовому обеспечению деятельности органов местного самоуправления (ч.3 ст.1).
В соответствии со ст.2 деятельность депутатов Собрания основывается на сочетании интересов государства и интересов жителей города Кимовска Кимовского района, соблюдении законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, следовании моральным принципам, отражающим идеалы добра, справедливости, гуманизма, милосердия, честности и порядочности (ч.1). Депутат должен в равной мере заботиться как о собственном достоинстве, так и уважать достоинство других депутатов, должностных лиц и граждан (ч.2). В личном поведении и в быту депутат обязан соблюдать общепризнанные нормы морали, а также поддерживать авторитет депутата (ч.3). Депутат должен воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать Собрание, его самого, избирателей и иных лиц (ч.4).
Согласно ст.6 Положения в случае обвинения депутата, группы депутатов или Собрания в неблаговидных, неэтичных и иных поступках (действиях), порочащих репутацию представительного органа местного самоуправления со стороны официальных лиц, граждан, общественно-политических организаций, средств массовой информации, Собрание, глава муниципального образования город Кимовск Кимовского района может поручить проверку обоснованности данных обвинений Комиссии.
За нарушение данного Положения главой 4 предусмотрена ответственность.
Согласно ч.1 ст.8 за нарушение правил депутатской этики, установленных настоящим Положением, к депутату могут быть применены следующие меры воздействия: 1) обязать депутата принести публичные извинения; 2) объявление депутату публичного порицания; 3) оглашение на заседании Собрания фактов, связанных с нарушением депутатом правил депутатской этики, установленных настоящим положением.
Решение о применении к депутату мер воздействия за нарушение правил депутатской этики принимает Собрание депутатов большинством голосов от числа избранных в Собрание депутатов (ст.9 Положения).
Вышеуказанное Положение определяет моральные принципы и правила поведения, а также этические нормы, обязательные для депутата Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района как в рамках заседаний, так и в отношениях с государственными и (или) муниципальными органами, избирателями и иными лицами.
Актуальная редакция Положения «О депутатской этике» содержит аналогичные положения (т.3 л.д.12-13).
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва от 26.06.2020 №38-158 «О рассмотрении поведения депутата Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района ФИО1» решено: 1. Выразить депутату Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района ФИО1 порицание за его некорректное поведение. 2. Обязать извиниться перед сотрудниками полиции. Извинения принести с помощью видеозаписи. 3. Решение вступает в силу со дня принятия (т.1 л.д.8).
В обоснование предъявленных требований ФИО1 ссылалась на то, что при принятии оспариваемого решения ему было отказано в допуске к участию в заседании Собрания депутатов его представителя ФИО3, действующего по доверенности; отсутствия у Собрания депутатов полномочий на привлечение его – депутата – к ответственности в виде порицания за некорректное поведение, так как в действующем законодательстве не определено понятие некорректного поведения и не установлена за него ответственность, а также полномочий на возложение обязанности принести извинения. В связи с чем считает, что сведения, содержащиеся в обжалуемом решении, порочат его честь и доброе имя, право на защиту которых гарантировано ч.1 ст.23 Конституции РФ.
В соответствии с ч.1 ст.23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Согласно п.1 ст.152.1 Гражданского кодекса РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату.
Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением п.1 настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации (п.2 ст.152 Гражданского кодекса РФ).
Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением п.1 настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения (п.3 той же статьи).
Согласно п.1 ст.152.2 Гражданского кодекса РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.
Не являются нарушением правил, установленных абзацем первым настоящего пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле.
Из разъяснений, содержащихся в п.44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу пп.1 п.1 ст.152.1 Гражданского кодекса РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.
Вместе с тем согласие необходимо, если единственной целью обнародования и использования изображения лица является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли.
Не требуется согласия на обнародование и использование изображения гражданина, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения).
Из разъяснений, содержащихся в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что согласно пп.2 п.1 ст.152.1 Гражданского кодекса РФ не требуется согласия гражданина для обнародования и дальнейшего использования изображения, полученного при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, в том числе открытых судебных заседаниях, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.
В частности, изображение гражданина на фотографии, сделанной в публичном месте, не будет являться основным объектом использования, если в целом фотоснимок отображает информацию о проведенном публичном мероприятии, на котором он был сделан.
В судебном заседании представитель административного ответчика, одновременно являющийся заинтересованным лицом, – ФИО2 пояснил, что поводом, послужившим к принятию данного решения, явился видеоролик программы ЧП на федеральном канале «Рен-ТВ» и поступившее 26.05.2020 в адрес главы муниципального образования город Кимовск Кимовского района письмо руководителя следственного отдела по г.Донской СУ СК России по Тульской области о рассмотрении вопроса о некорректном, неэтичном поведении депутата Собрания ФИО1 на комиссии по мандатным вопросам, регламенту, депутатской этики и правовому обеспечению деятельности органов местного самоуправления Собрания депутатов.
Из письма руководителя следственного отдела по г.Донской Следственного управления Следственного комитета от 26.05.2020 №, адресованного главе муниципального образования город Кимовск Кимовского района следует, что в материале проверки КУСП № от 26.05.2020 по рапорту об обнаружении признаков преступления начальника ОУУП и ПДН МОМВД России «Кимовский» об оскорблении ФИО7 сотрудников полиции при исполнении служебных обязанностей, имеются сведения о некорректном, неэтичном поведении депутата Собрания депутатов ФИО1, допущенных при обращении с представителями власти – сотрудниками полиции МОМВД России «Кимовский», в связи с чем просит рассмотреть вопрос о некорректном, неэтичном поведении депутата Собрания депутатов ФИО1 на комиссии по мандатным вопросам, регламенту, депутаткой этики и правовому обеспечению деятельности органов местного самоуправления Собрания депутатов (т.3 л.д.24).
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч.1.1 настоящей статьи.
По фактам, изложенным в обращении руководителя следственного отдела по г.Донской Следственного управления Следственного комитета от 26.05.2020 №, а также видеоролике на федеральном канале «Рен-ТВ» в программе «ЧП», 03.06.2020 состоялось заседание постоянной комиссии Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района по мандатным вопросам, регламенту, депутаткой этики и правовому обеспечению деятельности органов местного самоуправления. На повестку дня были поставлен вопрос о рассмотрении поведения депутата Собрания депутатов ФИО1 (т.3 л.д.25-27, 28).
Письмом Собрания депутатов от 25.06.2020 №ФИО1 на его депутатский запрос отказано в допуске его представителя ФИО5 на заседание Собрания депутатов (т.1 л.д.9).
На очередном заседании Собрания депутатов 26.06.2020 на повестку дня был поставлен, в том числе, вопросы о внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов от 21.09.2018 №1-1 «Об утверждении временного Регламента Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района», за которое присутствующие проголосовали единогласно и о рассмотрении поведения депутата Собрания депутатов ФИО1, по которому большинством голосов принято решение: выразить депутату ФИО1 порицание за его некорректное поведение и обязать извиниться перед сотрудниками полиции. Извинения произвести с помощью видеозаписи (т.3 л.д.29-32).
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО6, являющаяся консультантом аппарата Собрания представителей муниципального образования Кимовский район, на которую должностной инструкцией возложена часть функций по организации и сопровождению работы Собрания депутатов, разъяснила процедуру принятия обжалуемого решения, основанием для которого послужили обращение руководителя следственного отдела по г.Донской ФИО8 и видеоролик на федеральном канале «Рен-ТВ».
У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля, поскольку они логичны, последовательны, согласуются с письменными материалами дела.
Доводы административного истца о том, что ФИО6 не может являться свидетелем по делу, поскольку в силу ч.1 ст.51 КАС РФ свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения административного дела, и которое вызвано в суд для дачи показаний, являются несостоятельными, поскольку согласно ч.2 той же статьи в качестве свидетеля также может быть вызвано в суд лицо, которое принимало участие в составлении документа, исследуемого судом как письменное доказательство, либо в создании или изменении объекта, исследуемого судом как вещественное доказательство.
Из материалов дела следует, что ФИО6 является консультантом аппарата Собрания представителей муниципального образования Кимовский район и на нее возложена часть функций по организации и сопровождению работы Собрания депутатов, к тому же она принимала участие в очередном заседании Собрания депутатов 26.06.2020, на котором рассматривался в числе прочих вопрос о поведении депутата Собрания депутатов ФИО1
Из видеоролика, представленного административным ответчиком, просмотренного с участием сторон в судебном заседании следует, что на канале «Рен-ТВ» вышел репортаж о человеке, внешне схожем с депутатом Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района ФИО7, где данный человек, разговаривал на повышенных тонах, обращаясь к лицам, с которыми вел разговор на «ты», впоследствии указав, что они могут уезжать, высказал речь, которая сотрудниками телеканала изъята для прослушивания зрителями и употребил выражение «дебил» (т.1 л.д.101).
При просмотре данного видеоролика административный истец ФИО1 пояснил, что на нем изображен человек, похожий на него и его супругу, не может пояснить, являлся ли он участником данных событий, при этом поведение этого человека, по его мнению, не является некорректным либо неэтичным.
Исходя из положений ч.ч. 9, 11 ст.226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдения сроков обращения в суд; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), - соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, прежде всего является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Уже затем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении данного дела судом не установлена необходимая совокупность вышеуказанных условий.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение административного ответчика в полной мере соответствуют действующему законодательству, Уставу муниципального образования город Кимовск Кимовского района (с изменениями и дополнениями), Положению «О депутатской этике», Положению о статусе депутата Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района, временному Регламенту Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района (с изменениями и дополнениями), принято в пределах компетенции органа, наделенного полномочиями на принятие оспариваемого решения и не нарушает прав и законных интересов административного истца. При принятии оспариваемого решения права ФИО1 не были нарушены отказом в допуске его представителя по доверенности ФИО5, поскольку рассматривался вопрос о поведении ФИО1 именно как депутата Собрания депутатов, действующим законодательством не предусмотрено обязательное участие представителя, письменный отказ в допуске представителя рассмотрен, мотивирован. При этом при желании ФИО5 присутствовать на заседании Собрания депутатов он в соответствии со ст.12 временного Регламента не позднее, чем за три дня до начала заседания, должен был направить письменную заявку в Собрание депутатов.
В соответствии с ч.1 ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Как усматривается из требований, изложенных в исковом заявлении, ФИО1 просил признать недействительным решение Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района от 26.06.2020 № «О рассмотрении поведения депутата Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района ФИО1».
Исходя из вышеизложенного, а также в силу предписаний п.2 ч.2 ст.1 и ч.1 ст.218 КАС РФ, рассмотрев заявленные требования по правилам административного судопроизводства, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований к Собранию депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва о признании недействительным решения о поведении депутата – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 14.10.2020.
Председательствующий