ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-777/2021 от 30.03.2021 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-777/2021

УИД: 26RS0023-01-2021-001200-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2021 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чернышовой Т.В.,

при секретаре Рожкове М.С.,

при участии в судебном заседании административного истца ФИО1, представителя административного ответчика – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Территориальному отделу № 30 Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальному отделу № 30 Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействия Территориального отдела № 30 Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, повлекшего нарушение права административного истца, предусмотренного пунктом 3 части 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, обязании административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение права административного истца на получение письменного ответа путем направления в адрес заявителя соответствующего ответа.

Требования административного истца основаны на том, что 25.11.2020 в Территориальный отдел № 30 Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю им подано заявление об исполнении исполнительного документа, выданного на основании судебного акта о взыскании в его пользу за счет ОМВД России по Минераловодскому городскому округу денежных средств, однако письменный ответ по его обращению в порядке, предусмотренном Законом № 59-ФЗ по существу поставленных в обращении вопросам не получен.

В судебном заседании ФИО1 доводы административного искового заявления поддержал, пояснил, что им не оспариваются действия органа федерального казначейства по исполнению требований исполнительного документа. Он полагает, что орган федерального казначейства не выполнит требования Законом № 59-ФЗ в части направления в его адрес письменного ответа по существу поданного им 25.11.2020 обращения.

Административным ответчиком Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю представлены письменные возражения на административное исковое заявление, в которых оно просит в удовлетворении требований административного истца отказать. Указывает, что бездействия, повлекшее нарушение прав административного истца, являющегося взыскателем по исполнительному документу серии ФС <номер>, равно как и нарушений Закона № 59-ФЗ, не распространяющегося на спорные правоотношения, возникшие между ФИО1 и Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю, в результате подачи истцом документов, предусмотренных пунктами 1, 2 статьи 242.1 БК РФ, не допущено. Управление при исполнении требований исполнительного документа действовало в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Кроме того, Территориальный отдел № 30 Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю является структурным подразделением Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю и не может являться административным ответчиком по делу.

В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю - ФИО2 доводы возражений на административное исковое заявление поддержал.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу положений главы 24.1 БК РФ, части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» органы Федерального казначейства организуют исполнение требований судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений и средства бюджетных и автономных учреждений по месту открытия должникам как получателям средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета, а также по месту открытия должникам лицевых счетов федерального бюджетного (автономного) учреждения, бюджетного (автономного) учреждения субъекта Российской Федерации, муниципального бюджетного (автономного) учреждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 БК РФ), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Согласно пункту 1 статьи 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 242.3 БК РФ орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Частью 6 статьи 242.2 БК РФ предусмотрен специальный трехмесячный срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов на исполнение.

Судом установлено, что 25.11.2020 ФИО1 в Территориальный отдел № 30 Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю подано заявление о направлении для исполнения исполнительного документа серии ФС <номер>, выданного Минераловодским городским судом Ставропольского края на основании определения от 03.08.2020 по делу № 2а-319/2020, предусматривающего взыскание с Отдела МВД России по Минераловодскому городскому округу Ставропольского края (далее - должник) в пользу ФИО1 судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 14000 руб., с приложением документов, включающих исполнительный документ серии ФС <номер>, определение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 03.08.2020 по делу № 2а-319/2020 и реквизиты банковского счета взыскателя.

Данное заявление зарегистрировано Территориальным отделом № 30 Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю 26.11.2020 за вх. № 1105.

Исполнительный документ принят к исполнению 27.11.2020 в соответствии со статьей 242.3 БК РФ, что подтверждается копией уведомления о поступлении исполнительного документа от 27.11.2020, направленной органом федерального казначейства должнику в соответствии с пунктом 2 статьи 242.3 БК РФ.

Должником по исполнительному документу – Отделом МВД России по Минераловодскому городскому округу представлена Заявка на кассовый расход от 09.12.2020 № 0000-2865 на сумму 14000 руб.

Платежным поручением от 10.12.2020 № 192539 на сумму 14 000 руб. денежные средства перечислены на расчетный счет взыскателя ФИО1, о чем в Минераловодский городской суд Ставропольского края органом федерального казначейства направлено уведомление о возврате полностью исполненного исполнительного документа от 11.12.2020 № УИС-20-00119012-2 с приложением исполнительного листа с соответствующей отметкой об исполнении в соответствии с пунктом 11 статьи 242.3 БК РФ.

Не оспаривая по существу действия Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, административный истец ссылается на то, что административным ответчиком нарушены положения Закона № 59-ФЗ, ввиду не направления в его адрес письменного ответа по существу поданного им 25.11.2020 обращения.

Реализация гражданином Российской Федерации закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Законом № 59-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 9, пункту 4 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 12 названного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, по результатам которого дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.05.2015 № 1163-О, по смыслу взаимосвязанных положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию.

В силу частей 1 и 2 Закона № 59-ФЗ настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В рассматриваемом случае ФИО1 обратился в Территориальный отдел № 30 Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю в соответствии с главой 24.1 БК РФ с заявлением о принятии исполнительного документа к исполнению.

Таким образом, правоотношения между ФИО1 и Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю возникли в рамках БК РФ, а не в рамках Закона № 59-ФЗ.

Законом № 59-ФЗ прямо предусмотрено, что он не распространяется на правоотношения, которые регулируются другими Федеральными законами.

В соответствии с действующим законодательством, информирование взыскателя по исполнительному документу не предусмотрено.

Заявление от 25.11.2020 не содержит в себе вопросов, требующих ответа в порядке Закона № 59-ФЗ.

Доводы административного истца о наличии у органа Федерального казначейства обязанности в рамках Закона № 59-ФЗ направить в его адрес письменный ответ по существу поданного им 25.11.2020 обращения, основаны на неверном толковании норм материального права.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что бездействия, повлекшего нарушение прав административного истца, являющегося взыскателем по исполнительному документу серии ФС <номер>, равно как и нарушений Закона № 59-ФЗ, не распространяющегося на правоотношения, возникшие между ФИО1 и Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю в результате подачи административным истцом заявления и документов, предусмотренного пунктами 1, 2 статьи 242.1 БК РФ, административным ответчиком – Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю не допущено. Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю действовало в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействия Территориального отдела № 30 Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, повлекшего нарушение права административного истца, предусмотренного пунктом 3 части 5 Закона № 59-ФЗ на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, обязании административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение права административного истца на получение письменного ответа путем направления в адрес заявителя соответствующего ответа, суд не усматривает.

Что касается вышеуказанных требований ФИО1, заявленных к Территориальному отделу № 30 Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, то в их удовлетворении суд отказывает на том основании, что в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю от 24.11.2020 № 426 «Об утверждении положений об отделах, созданных для осуществления функций Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на соответствующей территории» отдел № 30 Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю является структурным подразделением Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, создан для осуществления его функций на соответствующей территории и не имеет статуса юридического лица. Следовательно, Территориальный отдел № 30 Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю не может выступать в качестве самостоятельного административного ответчика с учетом положений части 5 статьи 38 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Территориальному отделу № 30 Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействия Территориального отдела № 30 Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, повлекшего нарушение права административного истца, предусмотренного пунктом 3 части 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, обязании административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение права административного истца на получение письменного ответа путем направления в адрес заявителя соответствующего ответа, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд Ставропольского края в течении одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено 13.04.2021.

Судья Т.В. Чернышова