ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7780/16 от 07.11.2016 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2а-7780/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 ноября 2016 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа

в составе: председательствующего судьи Оробинской О.В.,

при секретаре Муратовой А.В.,

с участием административного истца ФИО1, его представителя по доверенности ФИО2,

представителя административного ответчика Воронежской таможни по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Воронежской таможне о признании незаконным отказа Левобережного таможенного поста Воронежской таможни (№) от 11.08.2016г. в оформлении паспорта на ввезенное транспортное средство для индивидуального использования и требования о предоставлении сведений о наличии одобрения транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, возложении обязанности на Левобережный таможенный пост Воронежской таможни оформить и выдать паспорт на транспортное средство,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Воронежской таможне, в котором указал, что 23.03.2016г. он обратился к ответчику с заявлением о выдаче паспорта на ввезенное им транспортное средство индивидуального пользования – автомобиля марки <данные изъяты>, VIN – (№), (ДД.ММ.ГГГГ) года выпуска, в связи с прибытием 09.03.2016г. из Латвии на постоянное место жительство в г. Воронеж в соответствии с Соглашением «О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев», заключенным 02.06.1993 года между Правительством Российской Федерации Правительством Латвийской Республики. Имеет «удостоверение переселенца из Латвийской республики в Российскую Федерацию», которое предоставляет право на освобождение от уплаты таможенных пошлин и ограничений на одно ввезенное транспортное средство для индивидуального пользования. В отношении ввезенного автомобиля, задекларированного по пассажирской таможенной декларации от 21.03.2016г. для личного пользования, на Левобережном таможенном посту, ему было предоставлено освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.

На обращение о выдаче паспорта на принадлежащее ему транспортное средство, исполняющий обязанности начальника Воронежской таможни ФИО4 письмом от 24.04.2016г. сообщил, что в соответствии с международным договором РФ о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, паспорт транспортного средства выдается независимо от соответствия требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, при условии уплаты утилизированного сбора за ввозимое транспортное средство в РФ (ст. 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Федеральная таможенная служба России в письме от 30.05.2016г. сообщила о необходимости уплаты утилизационного сбора и предоставления свидетельства ТС, содержащего сведения об экологических классах транспортного средства. Он уплатил утилизационный сбор в размере 5 356 руб.

В письме (№) от 11.08.2016г. начальник Левобережного таможенного поста Воронежской таможни ФИО5 сообщил, что оформление ПТС должностными лицами таможенного поста будет осуществляться только после получения сведений о наличии одобрения типа транспортного средства (ОТТС) или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). При этом сослался на пункт 57 Совместного приказа МВД России (№), Минпромэнерго России (№), Минэкономразвития России (№) от 23.06.2005г. «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств».

Из письма следует, что для оформления ПТС ему необходимо пройти дорогостоящее мероприятие по проведению сертификации автомобиля, что существенно нарушает его права и законные интересы.

Отказ Воронежской таможни в оформлении паспорта транспортного средства и требование о предоставлении сведений о наличии одобрения типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции ТС противоречит п. 10 Соглашения от 02.06.1993 года между Правительством Российской Федерации Правительством Латвийской Республики, которое предусматривает освобождение от таможенных пошлин переселенцев и членов их семей, в т.ч. и одно транспортное средство индивидуального пользования.

Кроме того, паспорта не выдаются на транспортные средства в случае несоответствия экологического класса автомобиля требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, согласно абзацу 4 пункта 70 «Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утв. Совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России (№) от 23.06.2005г.

Однако, в силу приказа МВД России, Минпромторга и ФТС России от 11.11.2015г. (№) в пункт 71 Положения внесены изменения: «Требования абзаца четвертого пункта 70 настоящего Положения не распространяются на транспортные средства, указанные в подпунктах 3 и 5 пункта 3 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, а также принадлежащие физическим лицам, переселяющимся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными соглашениями о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.»

В связи с чем, считает, что на автомобиль, ввезенный физическим лицом при переселении на постоянное место жительства в соответствии с международным соглашением о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, ПТС выдается независимо от соответствия транспортного средства требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.

С учетом принятых судом уточнений предмета исковых требований просит признать незаконным отказ Левобережного таможенного поста Воронежской таможни (№) от 11 августа 2016 года в оформлении паспорта на ввезенное транспортное средство для индивидуального пользования – автомобиль <данные изъяты>, VIN – (№) и требование о предоставлении сведений о наличии одобрения ТС или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства; обязать Левобережный таможенный пост Воронежской таможни оформить и выдать ему паспорт на транспортное средство RENAULT ESPACE, VIN – <***>.

В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель по доверенности ФИО2 административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, пояснили изложенное, представили письменные замечания на возражения административного ответчика.

Представитель административного ответчика Воронежской таможни по доверенности ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, представила письменные возражения на иск.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что согласно удостоверению БЛ (№) от 01.03.2016г. административный истец ФИО1 является переселенцем из Латвийской Республики в Российскую Федерацию. Из поданной пассажирской таможенной декларации от 21.03.2016г. следует, что им перемещается транспортное средство <данные изъяты>, VIN – (№), (ДД.ММ.ГГГГ) года выпуска.

21.03.2016г. ФИО1 обратился к начальнику Левобережного таможенного поста Воронежской таможни ФИО5 с заявлением, в котором просил оформить принадлежащий ему автомобиль <данные изъяты>, VIN – (№)(ДД.ММ.ГГГГ) года выпуска без уплаты таможенных пошлин, предоставив удостоверение переселенца из Латвийской Республики в Российскую Федерацию.

В соответствии со ст. 10 «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев» (Заключено в г. Москве 02.06.1993) стороны обеспечивают на взаимной основе освобождение от таможенных пошлин переселенцев и членов их семей и ограничений на ввоз и вывоз вещей, мебели и другого движимого имущества, но не более 3 единиц или комплектов предметов каждого наименования, и одно транспортное средство индивидуального пользования.

Как следует из заявленного административного иска, пояснений сторон, представленных документов, в отношении ввезенного автомобиля, задекларированного по пассажирской таможенной декларации от 21.03.2016г. для личного пользования, на Левобережном таможенном посту Воронежской таможни, ФИО1 было предоставлено освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.

Далее, из представленного административным ответчиком комплекта документов к поданной ФИО1 Пассажирской таможенной декларации видно, что 11.08.2016г. административный истец ФИО1 обратился к начальнику Левобережного таможенного поста Воронежской таможни ФИО5 с заявлением, в котором просил выдать паспорт транспортного средства на принадлежащее ему транспортное средство <данные изъяты>, VIN – (№), (ДД.ММ.ГГГГ) года без предоставления одобрения типа транспортного средства (ОТТС) или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), необходимых для заполнения строки 17 ПТС, т.к. он является переселенцем из иностранного государства в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с Международным Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев» от 02.06.1993г.

Письмом начальника Левобережного таможенного поста Воронежской таможни ФИО5 (№) от 11.08.2016г., в выдаче ПТС отказано, ФИО1 было сообщено о необходимости для заполнения строки 17 «Одобрение типа ТС» ПТС в отношении вышеуказанного транспортного средства с последующим оформлением ПТС предоставления сведений о наличии ОТТС или СБКТС.

В соответствии с пунктом 20 «Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утв. Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России (№) от 23.06.2005г., оформление паспортов таможенными органами и подразделениями Госавтоинспекции осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением, при условии представления транспортных средств или шасси таможенным органам или подразделениям Госавтоинспекции.

Согласно пункту 57 данного Положения выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.

При отсутствии значений каких-либо реквизитов или при невозможности их установить в соответствующих полях делается запись "отсутствует" или "не установлено". Внесение не предусмотренных настоящим Положением записей, знаков или символов в паспорта либо оставление значений реквизитов незаполненными не допускается (пункт 22).

В соответствии с порядком оформления паспортов ТС «Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» (пункт 41) в строке "17. Одобрение типа ТС" указываются номер, под которым сведения об ОТТС или Свидетельстве включены в реестр, предусмотренный Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, дата выдачи ОТТС или Свидетельства и наименование органа по сертификации или испытательной лаборатории, оформивших указанные документы.

Приказом МВД России (№), Минпромторга России (№), ФТС России (№) от 11.11.2015г. в приказ МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. (№) внесены изменения.

Пункт 60.9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств стал предусматривать закрытый перечень случаев, допускающих отсутствие сведений в ПТС о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, а именно:

«Допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства в случаях оформления паспортов на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги).»

Как следует из представленного ФИО1 в Левобережный таможенный пост Воронежской таможни удостоверения переселенца и установленных в судебном заседании обстоятельств, административный истец не является лицом, признанным в установленном порядке беженцем или вынужденным переселенцем, участником национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, ввозимое им транспортное средство ранее не было зарегистрировано в органах внутренних дел.

В связи с чем требование Левобережного таможенного поста Воронежской таможни о предоставлении ФИО1 сведений о наличии ОТТС или СБКТС основано на законе, оснований для признания незаконным отказа Левобережного таможенного поста Воронежской таможни выдаче ПТС в суд не усматривает.

Ссылку административного истца в обосновании своей позиции на пункты 70, 71 «Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утв. Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России (№) от 23.06.2005г., в редакции Приказа МВД России, Минпромторга России, ФТС России (№) от 11.11.2015 суд считает не состоятельной, поскольку отказ в оформлении ПТС не был связан с непредоставлением истцом сведений об экологическом классе транспортного средства.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных административных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Воронежской таможне о признании незаконным отказа Левобережного таможенного поста Воронежской таможни (№) от 11.08.2016г. в оформлении паспорта на ввезенное транспортное средство для индивидуального использования и требования о предоставлении сведений о наличии одобрения транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, возложении обязанности на Левобережный таможенный пост Воронежской таможни оформить и выдать паспорт на транспортное средство – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: О.В. Оробинская

Решение изготовлено в окончательной форме 14.11.2016г.