Дело № 2а-778/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2017 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи | Мальченко А.А., |
при секретаре | ФИО1, |
с участием административного истца | ФИО2, |
представителя административного ответчика | ФИО3, |
представителя заинтересованного лица | ФИО4, |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению ФИО2, ФИО5 к администрации города Дивногорска Красноярского края о признании действий незаконными,
Установил:
ФИО5 и ФИО2 обратились в суд с иском к администрации г. Дивногорска, в котором просят признать незаконными действия администрации г. Дивногорска, выраженные в ответах №, № от ДД.ММ.ГГГГ на заявления ФИО2 и ФИО5 о предоставлении в собственность земельного участка.
Кроме того, административные истцы просят обязать администрацию города Дивногорска принять решение о предоставлении им в собственность по 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером №, площадью 830 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ административные истца, являясь собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, обратились в администрацию г. Дивногорска с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № на праве общей долевой собственности.
Сообщениями №, № от ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано в предоставлении земельного участка в собственность.
Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок не находится на территории муниципального образования г. Дивногорск, рекомендовано с данным вопросом обратиться в администрацию Емельяновского района Красноярского края. Кроме того, в обжалуемом ответе указано, что спорный земельный участок не является участком с точки зрения земельного законодательства, так как его границы не определены в соответствии с законодательством.
Вместе с тем, спорный земельный участок имеет статус ранее учтенного. Сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости на основании договора купли-продажи 2/3 доли домовладения от ДД.ММ.ГГГГ.
Являясь собственниками дома, расположенного на испрашиваемом участке, имея право на приобретение в собственность землю, истцы считают отказ администрации в предоставлении земельного участка в собственность незаконным.
В судебном заседании истец ФИО2, действуя в своих интересах и являясь представителем ФИО5 по доверенности, административное исковое заявление поддержал по всем изложенным в нем основаниям.
ФИО2 показал, в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, объектом права было 2/3 доли домовладения, состоящего из части жилого дома и земельного участка площадью 830 м. кв., расположенного в <адрес>, <адрес> Земельный участок с кадастровым номером № имеет статус ранее учтенного. Сведения об указанном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости. В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, он приобрел 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Россия, <адрес> момент заключения договора доля в праве на жилой дом принадлежала продавцу на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, выданном нотариусом Красноярского нотариального округа ФИО6 Указанная доля жилого дома неразрывно связана с земельным участком с кадастровым номером № в силу закона. Договор купли-продажи 2/3 доли домовладения, расположенного в <адрес><адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ также был удостоверен отметкой нотариуса Красноярского нотариального округа ФИО6
Село Овсянка входит в перечень населенных пунктов МО города Дивногорска, в указанном доме он имеет регистрацию.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала. Поддержала позицию в ранее представленном отзыве, считает, что заявления ФИО2 и ФИО5 не могут быть удовлетворены, так как испрашиваемый ими земельный участок не имеет границ, а также индивидуально-определенных признаков, находится в Емельяновском районе Красноярского края.
Представитель заинтересованного лица – МКУ «АКПБ» - ФИО4 в судебном заседании показала, что земельный участок, в отношении которого поданы заявления ФИО2 и ФИО5, не находится на территории г. Дивногорска, отнесен к Емельяновскому району Красноярского края, так как расположен на левом берегу реки Енисей.
Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В п. 3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации определено, чтоземельныйучастоккак объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав наземлюявляется недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеетхарактеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определённой вещи.
Статьей 39.20 ЗК РФ установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», главным индивидуализирующим признакомземельного участкаявляются его границы, которые определяются кадастровыми инженерами при выполнении кадастровых работ посредством определения координат характерных точек таких границ.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию города Дивногорска Красноярского края ФИО2 и ФИО5 поданы заявления о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, а также уточнении его характеристики в части изменения адреса (описания местоположения) объекта, категории земель, вида разрешенного использования. К заявлению о предоставлении земельного участка заявители приложили копию кадастрового паспорта земельного участка и кадастровый паспорт жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Дивногорска Красноярского края ФИО2 и ФИО5 направлены ответы, исходя из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером № не является земельным участком с точки зрения земельного законодательства, так как его границы не установлены и его невозможно индивидуализировать среди других земельных участков. Кроме того, спорный земельный участок находится на левом берегу реки Енисей, что относится к Емельяновскому району Красноярского края, поскольку граница между муниципальными образованиями проходит по правому берегу реки Енисей.
В судебном заседании установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером № не установлены в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается кадастровым паспортом № от ДД.ММ.ГГГГ.
На спорном земельном участке расположен жилой дом, 1938 года постройки, с кадастровым номером №, находящийся в общей долевой собственности ФИО5 и ФИО2 в размере по 1/3 доли, что подтверждается соответствующим кадастровым паспортом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая решение об отказе требований административных истцов, суд исходит из следующих обстоятельств.
В силу п. 2 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные пп. 1 - 4 п. 2 ст. 39.15 настоящего Кодекса. Одним из таких документов является схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (пп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).
В силу п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка, является одним из этапов предоставления в собственность или в аренду земельных участков собственникам зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках и имеющих исключительное право на их приобретение.
В соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Истцами к заявлениям о предоставлении земельного участка в собственность не приложена схема расположения земельного участка, невозможно определить его местоположение, сделать вывод о его характеристиках, соответствие площади необходимой для эксплуатации жилого дома.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд также исходит из следующих обстоятельств.
Согласно Закону Красноярского края от 28.01.2005 № 13-2928 (ред. от 26.03.2009) "Об установлении границ муниципального образования город Дивногорск и наделении его статусом городского округа», граница муниципального образования город Дивногорск по смежеству с землями муниципального образования Емельяновский район проходит от точки 365 (узловая точка) до точки 1 (узловая точка) протяженностью 161822,31 м.
Согласно уставу муниципального образования город Дивногорск, а также в силу положений названного закона, в состав МО г. Дивногорск входит село Овсянка.
Названным законом установлены границы муниципального образования город Дивногорск, согласно которому граница г. Дивногорска проходит по правому берегу реки Енисей.
Указанные границы также подтверждаются Генеральным планом Муниципального образования город Дивногорск, выписка из которого представлена в судебное заседание.
Статьей 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В соответствии с перечнем наименований и учетных номеров кадастровых округов РФ, утвержденных Приказом Росреестра от 28.12.2015 « П/675 "О кадастровом делении территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы", Красноярский край имеет номер кадастрового округа – 24.
Приказом комитета по земельным ресурсам и землеустройству Красноярского края № 131 от 16 января 2001 года «О кадастровом делении территории кадастрового округа – Красноярского края» установлено, что территория МО город Дивногорск имеет номер кадастрового района 46, а Емельяновского района 11.
Таким образом, в кадастровом номере объекта недвижимого имущества первые две цифры свидетельствуют о кадастровом округе (24 – Красноярский край), следующие две цифры – о кадастровом районе.
Кадастровый номер земельного участка, в отношении которого подано заявление, имеет кадастровый №, кадастровый номер жилого дома – №, который находится в кадастровом квартале №.
Кадастровые номера дома и кадастрового квартала дают основание полагать о нахождении земельного участка в Емельяновском районе, так как имеют индекс 11 в кадастровом номере. Для разрешения заявления по существу администрации города Дивногорска необходимы координаты нахождения дома либо границы земельного участка, который истцы просят предоставить в собственность и характеристики которого они намерены уточнить.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд наряду с указанными обстоятельствами учитывает следующие обстоятельства.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 7 ЗК РФ, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
На основании Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Решением Дивногорского городского Совета депутатов Красноярского края от 29.11.2012 № 28-176-ГС "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Дивногорска" утверждены регламенты территориальных зон, выделенных в схеме территориального зонирования города, их кодовые обозначения.
С учетом того, что отсутствуют координаты месторасположения земельного участка и расположенного на нем дома, невозможно определить, предусмотрен ли градостроительным регламентом для территориальной зоны, к которой относится испрашиваемый участок, виду разрешенного использования.
Правовых оснований для удовлетворения требований и признании действий администрации г. Дивногорска незаконными суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2, ФИО5 к администрации города Дивногорска Красноярского края о признании действий незаконными – отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд в течение 1 (одного) месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Дивногорский городской суд Красноярского края.
Судья А.А. Мальченко
«Согласовано» _________________________судья А.А. Мальченко