Дело № 2а-778/2020
(24RS0057-01-2020-000996-53)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шарыпово 28 августа 2020 года
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тупаленко В.М.,
при секретаре судебного заседания Мартюшевой М.О.,
с участием прокурора Илькова А.В. (по поручению),
представителя административного истца ФИО1 (по доверенности от 12.08.2020 года, диплом о высшем образовании ВСГ №), представителя административного ответчика ФИО2 (по доверенности № от 18.08.2020 года, диплом о высшем образовании К №), представителя заинтересованного лица ФИО5 председателя Совета местного отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОСИИЯ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии «Патриоты России» к избирательной комиссии Муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края о признании незаконным решения о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Шарыповского окружного Совета депутатов первого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края»,
УСТАНОВИЛ:
Избирательное объединение Красноярское региональное отделение Политической партии «Патриоты России» обратилось с административным исковым заявлением к избирательной комиссии Муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края о признании незаконным и отмене решения № от 06 августа 2020 года о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Шарыповского окружного Совета депутатов, первого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края».
Требования мотивированы тем, что Решением избирательной комиссии муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края от 20.02.2020 № назначены выборы депутатов Шарыповского окружного Совета депутатов первого созыва. Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ (далее также - ЦИК) от 03.04.2020 № отложено голосование на выборах, назначенных на территориях субъектов Российской Федерации (приложение №), и приостановлены действия по подготовке и проведению указанных выборов. В частности, в соответствии с пунктом 51 указанного приложения №, отложено голосование на выборах депутатов Шарыповского окружного Совета депутатов первого созыва. Решением ИКМО от 17.07.2020 № возобновлены действия по подготовке и проведению выборов депутатов Шарыповского окружного Совета депутатов Красноярского края первого созыва с 29.07.2020. Но на момент окончания приема документов на выдвижение 01.94.2020, документы сдали только три партии ЛДПР, «Патриоты России» и «Единая Россия», документы КПРФ и «Справедливой России» как на 01.04.2020 так и на 03.04.2020 на момент приостановки избирательных действий отсутствовали в избирательной комиссии, следовательно, избирательное объединение «Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края» не сдало своевременно документы на выдвижение, следовательно их регистрация не законна. Решением избирательной комиссии муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края от 06 августа 2020 года № зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Шарыповского окружного Совета депутатов первого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края» по единому избирательному округу. 06 августа 2020 года решением Избирательной комиссии муниципального образования Шарыповский муниципальный округ № был зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Шарыповского окружного Совета депутатов первого созыва, выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" по единому избирательному округу. В соответствии со ст.27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» избирательная комиссия не была своевременно уведомлена о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Отсутствует Уведомление избирательным объединением «Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края» избирательной комиссии муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края о проведении конференции (собрания) о выдвижении кандидатов на выборах депутатов Шарыповского окружного Совета депутатов первого созыва. Общетерриториальный список кандидатов избирательного объединения не заверен печатью избирательного объединения, исполнен с нарушениями требования Закона к оформлению общетерриториального списка. Одновременно со списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет следующие документы:
а) удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании; однако копия, вышеуказанного документа удостоверенная ФИО9, то есть неуполномоченным на то лицом (не руководителем избирательного объединения), решение о создании «Местного отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края» не представлено, отсутствует согласование кандидатов в депутаты по общетерриториальному списку, с вышестоящим органом партии, другие решения принятые политической партией и ее структурными подразделениями о реорганизации и переименовании структурных подразделений, не заверены уполномоченным представителем избирательного объединения, решение конференции или общего собрания « Местного отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края» о выдвижении списка кандидатов, отсутствует в избирательной комиссии, Список уполномоченных представителей не заверен печатью и не уполномоченным на то съездом (конференцией) избирательного объединения. Доверенности на уполномоченных по финансовым вопросом, выдана с нарушением Закона (установленного порядка), так как Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края, не является юридическим лицом, то доверенность на уполномоченного по финансовым вопросам должна быть заверена нотариусом. В нарушение требований пункта 20 статьи 44 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» первый финансовый отчет избирательного объединения представлен только на бумажном носителе, без указания даты его представления, в машиночитаемом виде указанный финансовый отчет не предоставлен. В нарушение требований пункта 5 статьи 24 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» не представлены в машиночитаемом виде сведения о размере и об источниках доходов каждого кандидата из списка кандидатов, а также об имуществе, принадлежащем каждому кандидату из списка кандидатов на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Кроме того, в нарушении пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 № 67-ФЗ представленные избирательным объединением «Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе в избирательную комиссию муниципального образования Шарыповский муниципальный округ для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов в депутаты Шарыповского окружного Совета депутатов шестого созыва, оформлены в отношении кандидатов из общетерриториального списка с нарушением требований настоящего Федерального закона. Так в избирательную комиссию муниципального образования Шарыповский муниципальный округ в отношении кандидатов ФИО5, ФИО3 и ФИО4, выдвинутых в составе списка кандидатов в депутаты Шарыповского окружного Совета депутатов шестого созыва избирательным объединением «Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края», представлены копии паспортов и копии документов, подтверждающих указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании (копия диплома), а также о роде занятий (копия пенсионного удостоверения, свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), при этом заверенные кандидатами, в то время как указанные документы согласно подпунктам «а» и «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона должны быть заверены представителем избирательного объединения. Кроме того, кандидатами в заявлениях не указаны квалификации по диплому, сведения о членстве в партии и статусе не подтверждены, отсутствуют сведения о доходах в машиночитаемом виде. Таким образом, у избирательной комиссии муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края имелось безусловное основание для исключения кандидатов: из заверенного списка кандидатов, выдвинутых не существующим избирательным объединением «Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края» в количестве 3 человек. Превышение числа кандидатов, исключенных из заверенного списка кандидатов по решению избирательной комиссии, принятому в связи с наличием предусмотренных пунктом 26 настоящей статьи оснований для такого исключения, более чем на 50 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в органы местного самоуправления является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов (подпункт «з» пункта 25 статьи 38 Федерального закона).
При рассмотрении дела представитель административного истца ФИО1 (по доверенности) в судебном заседании уточнил исковые требования, просил исключить из заверенного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Шарыповском районе Красноярского края» кандидатов ФИО5, ФИО3, ФИО4, решение Избирательной комиссии муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края от 06 августа 2020 года № о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Шарыповского окружного Совета депутатов первого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края» по единому избирательному округу- признать не законным и отменить. Полагает, что основаниями для удовлетворения заявленных требований являются следующие нарушения: свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации заверено не тем лицом, должно быть заверено руководителем избирательного объединения, нет решения о создании «Местного отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края», доверенность на финансового уполномоченного ФИО11 не заверена надлежащим образом, а должна быть заверена нотариально, так как выдана не юридическим, а физическим лицом, местное избирательное объединение согласно Устава политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ не имело полномочий выдвигать кандидатов на данные выборы, отсутствует документ о согласовании списка кандидатов с региональным отделением, первый финансовый отчет сделан на 23 июля 2020 года по выписке из лицевого счета от 24 июля 2020 года, сдан 29 июля 2020 года, что является нарушением действующего законодательства, у кандидата ФИО5 нет уведомления избирательной комиссии о замене паспорта.
Представитель административного ответчика ФИО2 (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, по доводам изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, согласно доводам изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснение сторон, заключение прокурора, полагавшего об удовлетворении заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (часть 5 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно ст.76 указанного Закона, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будут установлено0 что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренными пунктами 24- 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как следует из материалов дела, решением Избирательной комиссии Красноярского края № от 20.01.2020 года полномочия избирательной комиссии муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края возложен на избирательную комиссию Шарыповского района Красноярского края.
Решением избирательной комиссии муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края от 20.02.2020 № назначены выборы депутатов Шарыповского окружного Совета депутатов первого созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 03.04.2020 № отложено голосование на выборах, назначенных на территориях субъектов Российской Федерации (приложение №), и приостановлены действия по подготовке и проведению указанных выборов. В частности, в соответствии с пунктом 51 указанного приложения №, отложено голосование на выборах депутатов Шарыповского окружного Совета депутатов первого созыва.
Решением ИКМО от 17.07.2020 № возобновлены действия по подготовке и проведению выборов депутатов Шарыповского окружного Совета депутатов Красноярского края первого созыва с 29.07.2020г.
Решением Избирательной комиссии Красноярского края № от 16 декабря 2015 года была сформирована территориальная избирательная комиссия Шарыповского района Красноярского края.
Решением Избирательной комиссии Красноярского края № от 16 декабря 2015 года председателем территориальной избирательной комиссии Шарыповского района Красноярского края ФИО2
26.03.2020 года в избирательную комиссию муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края от председателя Совета местного отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края ФИО5 направлено уведомление о том, что 30.03.2020 года состоится заседание Совета местного отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края в проект, повестки которого включен вопрос: «О выдвижении тайным голосованием кандидатов в депутаты Шарыповского окружного Совета депутатов первого созыва».
Протоколом заседания Совета местного отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края от 30.03.2020 года рассмотрены вопросы о выдвижении тайным голосованием списка кандидатов в депутаты Шарыповского окружного Совета депутатов первого созыва, утвержден единогласно список кандидатов в количестве 3 человек: ФИО5, ФИО3, ФИО4, утверждены полномочные представители, наименование избирательного объединения, об эмблеме и печати избирательного объединения.
Согласно ст. 33 ФЗ №67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Пункт 2.1. предусматривает, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Согласно пункта 2.2. данной статьи вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Пунктом 3 статьи предусмотрено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
01.04.2020 года в ИКМО от избирательного объединения «Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края» были приняты следующие документы:
- общетерриториальный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением на бумажном носителе, в машиночитаемом виде,
- список уполномоченных представителей избирательного объединения Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края,
- доверенность от 30.03.2020 года на уполномоченного представителя ФИО11,
- решение Совета местного отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края № от 30.03.2020 года о выдвижении тайным голосованием списка кандидатов в депутаты Шарыповского окружного Совета депутатов первого созыва в количестве 3 человек в установленном порядке размещения в нем следующих кандидатов 1.ФИО5, 2. ФИО3, 3. ФИО4;
- решение Бюро Совета регионального отделения партии № от 03.03.2007 года о создании местного отделения партии в Шарыповском районе Красноярского края;
- решение Президиума Центрального Совета политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: ФИО6/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ № ПР от 22.03.2007 года о создании местных отделений в составе регионального отделения Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Красноярском крае,
- выписка из протокола от 25.06.2009 г. VI съезда политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ:ФИО6 /ПЕНСИОНЕРЫ/ ЖИЗНЬ об изменении наименования,
- Решение Совета регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Красноярском крае № от 30.09.2009 года об изменении полных, сокращенных и кратких наименований структурных подразделений регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Красноярском крае с приложением №
- свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Красноярском крае от 26.03.2013 года с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №
- решение Бюро Совета регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Красноярском крае № от 23.03.2020 года о согласовании общетерриториального списка кандидатов для выдвижения на выборах депутатов Шарыповского окружного Совета депутатов первого созыва в количестве трех человек ФИО5, ФИО3, ФИО4, подписанная председателем Совета регионального отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Красноярском крае;
- заявления кандидатов ФИО5, ФИО3, ФИО4 о согласии баллотироваться по общетерриториальному избирательному округу,
- копии паспортов на кандидатов ФИО5, ФИО3, ФИО4,- копии документов о профессиональном образовании на кандидатов ФИО5, ФИО4,
- справки с основного места работы на кандидатов ФИО5, ФИО4,
- справки о принадлежности кандидатов к политической партии на кандидатов ФИО5, ФИО3, ФИО4,
- сведения о размере и об источниках доходов на кандидатов ФИО5, ФИО3, ФИО4,
- свидетельство о заключении брака серия № от 03.02.1995, согласно которого ФИО12 после заключения брака присвоена фамилия ФИО13,
- свидетельство о расторжении брака серия №№ от 20.05.1998 года согласно которого ФИО13 после расторжения брака присвоена фамилия ФИО13,
- свидетельство о заключении брака серия №№ от 15.01.1999 года, согласно которого ФИО13 после заключения брака присвоена фамилия ФИО14,
- свидетельство о расторжении брака серия №№ от 08.08.2006 года согласно которого ФИО14 после расторжения брака присвоена фамилия ФИО14
- свидетельство о заключении брака серия № от 15.08.2008 года согласно которого ФИО14 после заключения брака присвоена фамилия ФИО5,
- оптический диск, внешний носитель информации USB Flash Drive
Также были сданы дополнительные документы:
- первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата/ избирательного объединения
- выписка из лицевого счета за период с 01.04.2020 по 23.07.2020 года;
- справка об открытии специального избирательного счета;
- договор специального избирательного счета избирательного объединения от 01.04.2020 года.
06 августа 2020 года решением Избирательной комиссии муниципального образования Шарыповский муниципальный округ № зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Шарыповского окружного Совета депутатов первого созыва, выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ".
Решением избирательной комиссии муниципального образования Шарыповский муниципальный округ от 06 августа 2020 года № зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Шарыповского окружного Совета депутатов первого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края».
Доводы административного истца о не предоставлении в ИКМО местным избирательным объединением документов о своем создании, об отсутствии у Совета местного отделения партии полномочий в выдвижении кандидатов в депутаты, отсутствие документа о согласовании списка кандидатов с региональным отделением, не могут быть приняты во внимание исходя из следующего.
Согласно подпункту 25 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, избирательное объединение - это политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения.
Федеральным законом от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» в п.2 ст..25 определено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что полномочиями принятия решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительного органа местного самоуправления на уровне регионального отделения политической партии обладает конференция или общее собрание такого отделения, а при выдвижении списка кандидатов иными структурными подразделениями партии - общее собрание или иной орган подразделения, предусмотренный уставом политической партии.
В главе 6 Устава Политической партии Справедливая Россия предусмотрены положения о местном отделении партии, которое является структурным подразделением партии, созданным и осуществляющим свою деятельность, как правило, на территории одного или нескольких районов, городов.. . Местное отделение с правами юридического лица создается по решению Президиума. Местное отделение без образования юридического лица создается по решению Президиума, Совета или Бюро Совета соответствующего регионального отделения. Местные отделения на территории своей деятельности участвуют в выборах в соответствии с законодательством РФ, Выборными коллегиальными органами местного отделения являются: Конференция (Общее собрание) местного отделения и Совет местного отделения.
В статье 48 устава определена компетенция Совета местного отделения партии, где в п.п. 13 п. 2 также определена компетенция Совета местного отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, в том числе, выдвижение по предварительному согласованию с Советом или Бюро Совета регионального отделения тайным голосованием кандидатов на должность главы и на иные выборные должности муниципальных образований, кандидатов и (или) список кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных ооразований.
На основании Решения Бюро Совета регионального отделения партии от 03.03.2007 г. № создано местное отделение партии в Шарыповском районе Красноярского края, решением Президиума Центрального совета Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»: ФИО6/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ создано путем согласования решения № от 03.03.2007г Бюро Совета регионального отделения Партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Красноярском крае местное отделение в Шарыповском районе Красноярского края (п.9).
Согласно выписке из протокола от 25.06.2009 г., на VI съезде политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ:ФИО6 /ПЕНСИОНЕРЫ/ ЖИЗНЬ принято решение об изменении наименования Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»: ФИО6/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ на Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
Решением Совета регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Красноярском крае № от 30.09.2009 года изменены полные, сокращенные и краткие наименования структурных подразделений регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Красноярском крае с приложением №, под пунктом 61 указано Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края.
Указанные документы подтверждают создание Местного отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края.
Решением Бюро Совета регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Красноярском крае № от 23.03.2020 года согласован общетерриториальный список кандидатов для выдвижения на выборах депутатов Шарыповского окружного Совета депутатов первого созыва в количестве трех человек ФИО5, ФИО3, ФИО4.
Решением Совета местного отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края № № от 30.03.2020 года выдвинут тайным голосованием список кандидатов в депутаты Шарыповского окружного Совета депутатов первого созыва в количестве 3 человек 1.ФИО5, 2. ФИО3, 3. ФИО4.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что выдвижение кандидатов в депутаты произведено Советом местного отделения политической партии в соответствии с уставом, и согласовано в установленном порядке, согласно устава партии.
Доводы административного ответчика о том, что доверенность на финансового уполномоченного ФИО11 не заверена надлежащим образом, то есть нотариально, поскольку выдана не юридическим лицом, а физическим лицом ФИО5, как председателем Совета местного отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края, не могут быть приняты во внимание, поскольку нарушений требований ст.ст. 185,185.1 ГК РФ при оформлении доверенности избирательным объединением не установлены.
Пункт 5.1. ст. 26 Закона Красноярского краяот 02.10.2003 г. №8-1411 ( ред. от 21.11.2019г.) « О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» предусматривает, что одновременно со списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет: а) удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.
Избирательным объединением в ИКМО было представлено свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Красноярском крае от 26.03.2013 года с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером № заверенное Председателем Совета регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Красноярском крае ФИО15, что является нарушением, поскольку указанное свидетельство должно было быть заверено руководителем избирательного объединения, то есть Местного отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края.
Согласно п. 1 ст. 29 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 регистрация кандидатов, выдвинутых по одномандатным и многомандатным избирательным округам, осуществляется окружными избирательными комиссиями, а кандидатов, выдвинутых по общетерриториальному списку, кандидатов на должность главы муниципального образования, а также при совмещении функций окружных комиссий в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 настоящего Закона, - избирательной комиссией муниципального образования. Регистрация кандидата, списка кандидатов соответствующей избирательной комиссией осуществляется при наличии документов, указанных в пункте 2 статьи 23, пункте 5 (при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 5.1) статьи 24 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии, на которую распространяется действие пунктов 3, 4, 6 и 7 статьи 35.1 Федерального закона или пункта 9 статьи 26 настоящего Закона. Подписные листы представляются в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. На регистрацию должны быть представлены также первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения в соответствии с подпунктом "а" пункта 20 статьи 44 настоящего Закона; протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде; при необходимости - справка об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидатах в соответствии с пунктом 2 статьи 23 и пунктом 5 статьи 24 настоящего Закона.
Пункт 1.1 данной статьи предусматривает, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктом 2 статьи 23, пунктом 5 (при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также пунктом 5.1) статьи 24 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено абзацем вторым пункта 2 статьи 23 настоящего Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно п. 20 ст. 44 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 избирательное объединение представляет в соответствующую избирательную комиссию финансовые отчеты (на бумажном носителе и в машиночитаемом виде) о размере своего избирательного фонда, о всех источниках его формирования, а также всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда, со следующей периодичностью: а) первый финансовый отчет - одновременно с представлением в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, при этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.
Решением ИКМО Шарыповский муниципальный округ Красноярского края № от 01.03.2020г. утвержден Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходование этих средств, в том числе по каждой операции, при проведении выборов депутатов Шарыповского окружного Совета депутатов первого созыва.
Пунктом 1.4. данного Порядка предусмотрено, что избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной компании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.
Согласно п.4.2. Порядка избирательное объединение обязано предоставить в соответствующую избирательную комиссию на бумажном носителе и в машиночитаемом виде свои финансовые отчеты (первый и итоговый) о размере своего избирательного фонда, о всех источниках его формировании, а также о всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда.
Подпунктом а, п. 4.6. Порядка уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения представляют на бумажном носителе ив машиночитаемом виде в соответствующую избирательную комиссию свои финансовые отчеты со следующей периодичностью: первый финансовый отчет –одновременно с предоставлением в соответствующую избирательную комиссию документов необходимых для регистрации списка кандидатов, при этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдаче документа.
Остаток средств на специальном избирательном счете на дату составления первого финансового отчета подтверждается банковской справкой (иным банковским документом), прилагаемой к отчету.
Первый финансовый отчет сдан уполномоченным представителем ФИО11 в ИКМО 29 июля 2020г. по состоянию на 23 июля 2020 года (то есть более 5 дней), на основании выписки из лицевого счета от 24 июля 2020г., изготовленной 11:13:26 (время) за период с 01.04.2020г. по 23.07.2020г., что является нарушением норм действующего законодательства.
Кроме того, в заявлении о согласии баллотироваться от 30.03.2020 г. кандидатом ФИО5 указан документ удостоверяющий личность- паспорт гражданина РФ серия № выдан 26.12.2009г., код подразделения 240-037, эти же сведения о паспорте указаны в заявлении кандидата ФИО5 от 30.03.2020г. о согласии быть уполномоченным представителем избирательного объединения.
В дальнейшем ФИО5 заменила паспорт, в материалах дела имеется копия паспорта на ФИО5 серии №№, выдан 07.04.2020г., код подразделения 240-037, заверенная секретарем ИКМО ФИО16 29.07.2020г., при этом уточнений и дополнений в сведениях о паспорте заявление кандидата ФИО5 о согласии баллотироваться от 30.03.2020 г. не содержит. Указанные уточнения и дополнения не содержит и заявление кандидата ФИО5 быть уполномоченным представителем избирательного объединения от 30.03.2020г..
Извещение о неполноте сведений кандидата ФИО5 ИКМО в избирательное объединение не направляло, хотя о замене кандидатом ФИО5 паспорта комиссии было известно 29.07.2020г., в день заверения его секретарем ИКМО ФИО16, при этом решение о регистрации списка кандидатов принято 06.08.2020г., что является нарушением норм действующего законодательства.
Согласно пункта 25 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации списка кандидатов, являются: б) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); б.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов).
Пунктом 26 данной статьи предусмотрены основания исключения кандидата из заверенного списка кандидатов, в том числе: ж) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов; з) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; и) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона
Оценивая выявленные в судебном заседании нарушения требований ФЗ № 67-ФЗ, Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411, суд исходит из того, что избирательное законодательство является строго формализованным. В Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ, Законе Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 отсутствуют понятия значительности либо незначительности, существенности либо несущественности допущенных нарушений, в связи с чем каждое из выше перечисленных оснований должно было послужить поводом для отказа избирательному объединению Местное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края в регистрации общетерриториального списка кандидатов по единому избирательному округу.
В силу ст. 244 КАС РФ при установлении нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения избирательной комиссией суд удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными.
Руководствуясь ст.ст.175-178, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования Шарыповский муниципальный округ № от 06 августа 2020 года о регистрации обшетерриториального списка кандидатов в депутаты Шарыповского окружного Совета депутатов выдвинутого избирательным объединением Местное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края.
Исключить из заверенного списка кандидатов выдвинутого избирательным объединением Местное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Шарыповском районе Красноярского края кандидатов: - ФИО5, ФИО3, ФИО4.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Красноярского краевого суда в течение пяти дней со дня принятия судом решения путем подачи жалобы через Шарыповский городской суд Красноярского края.
Председательствующий: В.М. Тупаленко