Дело <№>а-779/2017
Решение
Именем Российской Федерации
22 февраля 2017 года г. Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Асмоловой О.А.,
при секретаре Зюрюкиной И.С.,
с участием административного истца Павлович Т.И.,
представителя административного истца Михайловой С.В., представившей доверенность
от 28.06.2016 года,
представителя административного ответчика Блезняковой А.С., представившей доверенность от 13.09.2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Павлович Т. И. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области о признании недействительным решения налогового органа о регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица,
установил:
Павлович Т.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области, далее- МРИ ФНС № 19 по Саратовской области, о признании недействительным решения налогового органа о регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
В обоснование заявленных требований указала, что решением Кировского районного суда г. Саратова от 11 ноября 2016 года удовлетворены исковые требования Павлович Т.И., Власовой Т.А., Артюхина С.В., Николаевой Н.И. к Трусовой Л.П., Астафьевой Л.С., Бондаренко Г.А., Клиновой Л.П., Мосоловой Л.В., Каргиной С.В., Рихтер Т.Ю., Лаврентьевой Л.П., Назаровой В.В., Губенко Э.Х., Кузнецовой З.И., Бесчастновой Т.М., товариществу собственников жилья «Эдельвейс-7», далее- ТСЖ«Эдельвейс-7», о признании недействительными решения внеочередного общего собрания членов ТСЖ "Эдельвейс-7" и решения заседания правления ТСЖ "Эдельвейс-7" многоквартирного жилого дома № 6 по ул. Рябиновская в г. Саратове от 04.06.2016 г. В рамках указанного гражданского дела истцами оспаривались решения внеочередного общего собрания членов ТСЖ "Эдельвейс-7", проводимого в форме заочного голосования от 01.06.2016 года и решения заседания правления ТСЖ "Эдельвейс-7", в соответствии с которыми в ТСЖ были избраны новое правление и председатель ТСЖ. Указанное решение суда в настоящее время в законную силу не вступило, между тем истцу стало известно о том, что 29.11.2016 года МРИ ФНС № 19 по Саратовской области было принято решение о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц, далее- ЕГРЮЛ, (в сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица), в соответствии с которыми в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ТСЖ «Эдельвейс-7» указана Трусова Л.П. Указанные сведения внесены на основании заявления, поданного в налоговый орган Трусовой Л.П., при этом Трусова Л.П. являлась лицом, которое было указано в качестве единоличного исполнительного органа ТСЖ "Эдельвейс-7" в решении правления ТСЖ «Эдельвейс-7». Однако правовых оснований для внесения изменений в ЕГРЮЛ о смене исполнительного органа ТСЖ «Эдельвейс-7» не имелось. Указанными действиями налогового органа нарушены права истца как законно избранного председателя правления ТСЖ «Эдельвейс-7».
В соответствии с протоколом внеочередного общего собрания ТСЖ «Эдельвейс-7» от 29.09.2015 года были избраны правление и ревизионная комиссия, полномочия которых никакими решениями уполномоченных органов ТСЖ «Эдельвейс-7» досрочно прекращены не были. Указанный факт исключал возможность избрания нового правления ТСЖ. Ответчиком были проигнорированы требования п. 4.2 ст. 9 Закона № 129 –ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и не была проведена проверка достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ «Эдельвейс-7». При этом у регистрирующего органа не могло не возникнуть обоснованных сомнений в достоверности предоставляемых сведений, поскольку от председателя правления Павлович Т.И. было подано заявление о внесении сведений об ограничении на осуществление регистрационных действий в отношении ТСЖ «Эдельвейс-7», которое было отражено в решении № 1333. Кроме того, при рассмотрении искового заявления о признании незаконными решений общего собрания и заседания правления ТСЖ «Эдельвейс-7» МРИ ФНС № 19 по Саратовской области была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, в связи с чем была осведомлена о принятом судом решении.
Истец просит признать недействительным решение МРИ ФНС № 19 по Саратовской области от 29.11.2016 года о регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ТСЖ «Эдельвейс-7», внесенных в ЕГРЮЛ (запись № 6166451012293).
Внести в ЕГРЮЛ изменения в части сведений о лице, имеющем право действовать от имени ТСЖ «Эдельвейс-7» без доверенности, указав в качестве такого лица Павлович Т. И..
Административный истец Павлович Т.И. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, дав пояснения аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного истца Михайлова С.В. также поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика по доверенности Блезнякова А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, при этом указала, что решение налогового органа основано на законе. В обоснование заявленных доводов указала, что оснований для проведения проверки достоверности предоставляемых сведений для внесения изменений в ЕГРЮЛ не имелось.
Заинтересованное лицо ТСЖ «Эдельвейс-7» надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, представитель в судебное заседание не явился.
С согласия участников процесса, суд определил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица ТСЖ «Эдельвейс-7».
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что оспариваемое решение принято регистрирующим органом 25.11.2016 года, административный истец 23.12.2016 года обратился в суд за защитой нарушенного права, то есть в пределах срока, установленного законом на обжалование решения налогового органа.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее- Федеральный закон №129-ФЗ, под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.
Статьей 9 Федерального закона №129-ФЗ установлен порядок представления документов на государственную регистрацию. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Форма заявления N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, утвержденная Приказом ФНС России от 25.01.2012 года N ММВ-7-6/25@, предусматривает нотариальное засвидетельствование подлинности подписи заявителя.
Кроме того, согласно п. 1.3 ст. 9 Федерального закона №129-ФЗ, при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
На основании ст. 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, свидетельствуя подлинность подписи, нотариус удостоверяет, что подпись на документе сделана определенным лицом, но не удостоверяет фактов, изложенных в документе.
В п. 38 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных Приказом от 15.03.2000 года N 91, указано, что при свидетельствовании, в соответствии со статьей 80 Основ, подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает личность должностных лиц и их полномочия на право подписи. В подтверждение полномочий нотариусу представляются, в частности, приказ о назначении или протокол об избрании (назначении) должностного лица; устав (положение) или иной учредительный документ организации, утвержденный в установленном порядке; свидетельство о регистрации юридического лица; в необходимых случаях доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона №129-ФЗ для государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Приказом ФНС России №ММВ-7-14/72@ от 11.02.2016 «Об утверждении оснований и способов проведения, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» утверждена форма заявления Р38001-«Возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ».
Судом установлено, что 27.07.2016 года за входящим № 10439А в регистрирующий орган заявителем Трусовой Л.П. представлено удостоверенное в нотариальном порядке заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме Р14001.
Таким образом, представленный документ отвечал предъявляемым к нему требования, установленным действующим законодательством, тем самым заявителем были соблюдены необходимые условия для регистрации вносимых изменений.
Согласно представленных в регистрирующий орган документов, в ЕГРЮЛ подлежали внесению сведения о наименовании юридического лица, об адресе месте нахождения постоянного действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом, о прекращении полномочий Павлович Т.И. как лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица и возложении указанных полномочий на заявителя.
В ходе рассмотрения представленного на государственную регистрацию заявления, МРИ ФНС № 19 по Саратовской области установлено, что 12.07.2016 года Павлович Т.И. в регистрирующий орган подано заявление №39 о приостановлении государственной регистрации от 07.07.2016 года, содержащее также просьбу не производить выдачу свидетельства ОГРН и ИНН в отношении ТСЖ «Эдельвейс-7» Трусовой Л.П. до вступления в законную силу решения суда о признании протокола внеочередного общего собрания членов ТСЖ «Эдельвейс-7» и протокола членов правления ТСЖ «Эдельвейс-7» об избрании председателем правления Трусову Л.П. недействительным, не производить государственную регистрацию изменения сведений о председателе правления ТСЖ «Эдельвейс-7».
К заявлению Павлович Т.И. прилагалась копия искового заявления с отметкой о его принятии Кировским районным судом г. Саратова 12.07.2016 года.
28.07.2016 года Павлович Т.И. в регистрирующий орган представлено повторное возражение по форме №Р38001. Согласно вышеуказанным возражениям, Павлович Т.И. просила приостановить внесение изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица ТСЖ «Эдельвейс-7», согласно заявлению по форме №Р14001, представленному Трусовой Л.П. 27.07.2016 года за № 10439А и не производить выдачу выписки из ЕГРЮЛ Трусовой Л.П. до вступления в законную силу вышеуказанного решения суда.
03.08.2016 года, с учетом возражений Павлович Т.И., в соответствии с пп. «л» п.1 ст.23 №129- ФЗ регистрирующим органом вынесено решение об отказе в государственной регистрации №1043 9А.
Заявителем Трусовой Л.П. в соответствии с пунктом 1 статьи 25.2 №129-ФЗ подана жалоба в Управление федеральной налоговой службы России по Саратовской области об отмене данного решения.
По итогам рассмотрения жалобы, вышестоящим налоговым органом 24.11.2016 года принято решение об удовлетворения жалобы Трусовой Л.П. и отмене решения об отказе в государственной регистрации №10439А от 03.08.2016 года МРИ ФНС № 19 по Саратовской области в связи с отсутствием оснований для проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
В связи с отменой вышестоящим налоговым органом решения об отказе в государственной регистрации от 03.08.2016 года №10439А, 25.11.2016 года МРИ ФНС № 19 по Саратовской области принято решение о государственной регистрации изменений за вх. № 16720А по ранее представленным документам.
В силу п.4.4. статьи 17 Федерального закона №129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.
МРИ ФНС <№> по Саратовской области не усмотрела оснований для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, которые могли бы послужить основанием для приостановления государственной регистрации изменений, вносимых ТСЖ «Эдельвейс-7».
Суд не может согласиться с доводами административного истца о необходимости проведения правовой экспертизы представленных Трусовой Л.П. документов, а именно: протокола внеочередного собрания членов ТСЖ «Эдельвейс-7» от 01.06.2016 года и протокола правления ТСЖ «Эдельвейс-7» от 04.06.2016 года, поскольку указанные документы не прилагались заявителем к регистрационным документам, в отношении которых принято оспариваемое решение, а были представлены в налоговый орган при обращении 05.07.2016 года за выдачей ОГРН, а также при обращении 07.07.2016 года с заявлением о повторном получении свидетельства №2418В. В связи с вышеизложенным, протокол внеочередного собрания членов ТСЖ «Эдельвейс-7» от 01.06.2016 года и протокол правления ТСЖ «Эдельвейс-7» от 04.06.2016 не могли быть предметом рассмотрения при принятии решения о государственной регистрации, поскольку не прилагались заявителем к регистрационным документам, в отношении которых принято оспариваемое решение.
Вместе с тем, внесение изменений в ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ «Эдельвейс-7» производилось в соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона №129-ФЗ по нотариально удостоверенному заявлению, предоставление вышеуказанных документов в регистрирующий орган не требовалось.
Кроме того, суд учитывает, что налоговая инспекция, как регистрирующий орган, не исследует юридические факты, предшествующие подаче заявления, на налоговый орган не возлагается обязанность проведения юридической экспертизы представленных документов, всю ответственность за полноту и достоверность представленных сведений несет заявитель.
Суд также не может согласиться с доводами административного истца о необходимости проведения проверки достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, при наличии возражений Павлович Т.И., а также в связи с участием МРИ ФНС № 19 по Саратовской области в качестве третьего лица при рассмотрении искового заявления Кировским районным судом г.Саратова о признании недействительным протокола внеочередного собрания членов ТСЖ «Эдельвейс-7» от 01.06.2016 года и протокола правления ТСЖ «Эдельвейс-7» от 04.06.2016 года, поскольку данное утверждение не основано на требовании закона.
В силу требований пункта 3 статьи 51 Гражданского Кодекса Российской Федерации до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Федерального закона №129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а)изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б)получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в)получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г)проведения осмотра объектов недвижимости;
д)привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В связи с тем, что на момент принятия оспариваемого решения у регистрирующего органа не имелось оснований для возникновения обоснованных сомнений в достоверности предоставляемых заявителем сведений, МРИ ФНС № 19 по Саратовской области обоснованно было принято решение о регистрации изменений в отношении ТСЖ «Эдельвейс-7» в ЕГРЮЛ.
Поскольку представленные для государственной регистрации ТСЖ «Эдельвейс-7» документы не признаны не соответствующими закону, процедура проведения государственной регистрации, предусмотренная федеральным законом, не нарушена, в удовлетворении административных исковых требований Павлович Т.И. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области надлежит отказать.
Руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Павлович Т. И. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <№> по <адрес> о признании недействительным решения налогового органа о регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, -отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца после изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27.02.2017 года
Судья О.А. Асмолова