ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-779/2021 от 24.12.2021 Бологовского городского суда (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 декабря 2021 года город Бологое

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Бондаревой Ж.Н.,

при секретаре Филипповой Н.А.,

с участием помощника Бологовского межрайонного прокурора Гудаковой М.А.,

представителя административного ответчика – администрации МО «Бологовский район» Савельевой Ю.Ю.,

представителя заинтересованного лица ООО «Альтернатива» Петровой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать содержание и обслуживание бесхозяйного имущества,

установил:

Бологовский межрайонный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области (далее - администрации МО «Бологовский район») по неисполнению полномочий в части постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества и возложении обязанности организовать содержание и обслуживание бесхозяйного имущества.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией МО «Бологовский район» Тверской области требований законодательства о местном самоуправлении в части принятия мер по постановке на учет бесхозяйного имущества и организации его обслуживания.

Проверкой установлено, что администрацией МО «Бологовский район» Тверской области длительное время не предпринимаются меры по постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, а именно канализационных сетей, расположенных по адресу: Тверская область, г. Бологое, ул. Больничный городок, д. 40 и 32, а также канализационных сетей по адресу: г. Бологое, ул. Реалбаза, д. 10, равно как и меры по определению организации, осуществляющей содержание и обслуживание указанных бесхозяйных объектов.

В рамках контроля устранения нарушений, отраженных в представлении от 16.03.2021 за № 150ж-21 Бологовской межрайонной прокуратурой установлено, что администрацией МО «Бологовский район» Тверской области меры по постановке на учет бесхозяйного имущества, а именно канализационных сетей, расположенных у д. 32 и 40 по ул. Больничный городок, г. Бологое, Тверской области, а также уд. 10 по ул. Реалбаза, г. Бологое Тверской области не приняты.

До настоящего времени не решен вопрос о содержании и обслуживании указанного бесхозяйного имущества, что привело к переполнению канализационных колодцев и как следствие к образованию неприятного стойкого запаха в близь указанных территорий.

Игнорирование ответчиком данных требований, ведет к отсутствию контроля над состоянием бесхозяйного имущества, его работоспособности, создает угрозу бесперебойному водоотведению и нарушает права граждан, при этом водопроводные и канализационные сети являются социально значимыми объектами.

Непринятие мер органом местного самоуправления по постановке на учёт организации содержания и обслуживания бесхозяйного имущества, а именно канализационных сетей, ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц - жителей города Бологое, которые могут, как проживать вблизи указанных сетей, так и находиться рядом с ними в момент возникновения возможной опасности.

Со ссылкой на положения ч. 4 ст. 27, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст. 39, ч.4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Болотовский район» Тверской области по не исполнению полномочий в части постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества - канализационных сетей, расположенных по адресу: Тверская область, г. Бологое, ул. Больничный городок, д. 40 и 32, г. Бологое, ул. Реалбаза, д. 10 и непринятии мер по организации надлежащего водоотведения на вышеуказанной территории. Возложить обязанность на администрацию МО «Бологовский район» Тверской области обратиться в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - канализационных сетей, расположенных по адресу: Тверская область, г. Бологое, ул. Больничный городок, д. 40 и 32, г. Бологое, ул. Реалбаза, д. 10 в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Гудакова М.А. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика - администрации МО «Бологовский район» Савельева Ю.Ю. в судебном заседании участвовала, возражала против удовлетворения административного иска, суду пояснила, что организация, осуществляющая содержания и обслуживание бесхозяйного недвижимого имущества - канализации, расположенной по адресу: Тверская область, г. Бологое, ул. Больничный городок, д. 40 и 32, г. Бологое, ул. Реалбаза, д. 10, органом местного самоуправления не определена.

Представитель заинтересованного лица ООО «Альтернатива» Петрова Ю.С. в судебном заседании иск прокурора поддержала по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель заинтересованного лица ОАО РЖД Алехин В.А. в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста председатель комитета по управлению имуществом администрации МО Бологовский район Вихарев Р.В. суду показал, что канализационные сети, расположенные по адресу: Тверская область, г. Бологое, ул. Больничный городок, д. 40 и 32, являются общедомовым имуществом, а дом, расположенный по адресу: г. Бологое, ул. Реалбаза, д. 10 централизованной канализации не имеет.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца, по рассматриваемому иску – неопределенного круга лиц.

В соответствие со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Частью 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ч. 3 ст. 1 решения собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» Тверской области от 01.12.2020 № 129 «О принятии осуществления части полномочий Администрации города Бологое по решению вопросов местного значения городского поселения город Бологое Администрацией муниципального образования «Болотовский район» Тверской области» администрация МО «Бологовский район» осуществляет организацию в границах городского поселения электро-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, администрация МО «Бологовский район» является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, и обязана совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

Кроме того, определение органом местного самоуправления сетевой организации, на которую возлагается обязанность по содержанию выявленных бесхозяйных водопроводных и канализационных объектов, является необходимым условием для включения затрат на содержание и обслуживание бесхозяйных объектов в тарифы соответствующей организации.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 части 1 статьи 6).

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 8).

В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (часть 5 статьи 8).

Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 8).

Органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Организация в границах городского поселения водоотведения и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование канализации, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского поселения в пределах своих полномочий.

Местная администрация обязана обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной ей территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

В свою очередь, отсутствие собственника, а также организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных объектов водоотведения, является недопустимым, поскольку приводит к отсутствию контроля за состоянием работоспособности канализационных сетей, отсутствию обязанности по их содержанию и ремонту, что может привести к аварии, утечки содержимого сети, к загрязнению и отравлению почвы, воды и другим неблагоприятным последствиям как для окружающей природной среды, так и для человека.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о местном самоуправлении в части принятия мер по постановке на учет бесхозяйного имущества и организации его обслуживания, которой установлено, что администрацией МО «Бологовский район» Тверской области длительное время не предпринимаются действия по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества –канализации, расположенной по адресам: Тверская область, город Бологое, ул. Больничный городок, д. 40 и 32, ул. Реалбаза, д. 10, а также мер по определению организации, осуществляющей содержание и обслуживание указанного бесхозяйного объекта.

Кроме того, организация, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных бесхозяйных объектов, административным ответчиком не определена, что в судебном заседании не оспорено, доказательств обратного суду не представлено.

Тем самым, администрация МО «Бологовский район» при выявлении бесхозяйной канализации, расположенной по адресам: Тверская область, город Бологое, ул. Больничный городок, д. 40 и 32, ул. Реалбаза, д. 10, не имеющей эксплуатирующей организации, не исполнила возложенную законом обязанность по постановке ее на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества и определению организации, осуществляющей содержание и обслуживание указанной канализационной сети.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацией МО «Бологовский район» не принимаются предусмотренные законом меры в целях организации надлежащего функционирования и обслуживания системы водоотведения, что влечет нарушение гарантированных в статье 42 Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

Согласно информации, предоставленной ТУ Росимущества в Тверской области от 12 ноября 2021 года, в информационной базе федерального имущества отсутствуют сведения о следующих объектах недвижимого имущества: канализационные сети, расположенные по адресам: Тверская область, город Бологое, ул. Больничный городок, д. 40 и 32, ул. Реалбаза, д. 10.

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в информации от 27 октября 2021 года сообщает, что объекты недвижимого имущества: канализационные сети, расположенные по адресам: Тверская область, город Бологое, ул. Больничный городок, д. 40 и 32, ул. Реалбаза, д. 10, не проходили процедуру учета в реестре государственного имущества Тверской области.

По информации, представленной ОАО РЖД в ходе прокурорской проверки, указанные объекты недвижимого имущества отсутствуют на балансе ОАО РЖД.

Доводы ответчика о принадлежности канализационных сетей к общему имуществу многоквартирного дома суд отклоняет, поскольку они основаны на неверном толковании положений ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.

При таких обстоятельствах у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных прокурором требований в рамках полномочий, представленных частью 1 статьи 39 и частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Исходя из характера возложенных на ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, суд устанавливает срок исполнения решения – один месяц со дня его вступления в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать содержание и обслуживание бесхозяйного имущества - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области по не исполнению полномочий в части постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества – канализационных сетей, расположенных по адресу: Тверская область, город Бологое, ул. Больничный городок, д. 40 и 32, ул. Реалбаза, д. 10 и непринятии мер по организации надлежащего водоотведения на вышеуказанной территории.

Возложить на администрацию муниципального образования «Бологовский район» Тверской области обязанность обратиться в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - канализационных сетей, расположенных по адресу: Тверская область, город Бологое, ул. Больничный городок, д. 40 и 32, ул. Реалбаза, д. 10 в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Возложить на администрацию муниципального образования «Бологовский район» Тверской области обязанность определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных объектов, а именно: канализационных сетей, расположенных по адресу: Тверская область, город Бологое, ул. Больничный городок, д. 40 и 32, ул. Реалбаза, д. 10 с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Ж.Н.Бондарева

Мотивированное решение составлено 30 декабря 2021 года.

1версия для печатиДело № 2а-779/2021 ~ М-762/2021 (Решение)