ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-77/20 от 15.01.2019 Райчихинского городского суда (Амурская область)

Дело № 2а-77/2020

УИД: 28RS0015-01-2019-001371-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

13 февраля 2020 года г. Райчихинск

Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Грачевой О.В.,

при секретаре Хомяковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску Администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс Амурской области к Дальневосточному управлению Ростехнадзора в лице представительства отдела государственного энергетического надзора по Амурской области о признании незаконным акта проверки готовности к отопительному периоду, возложении обязанности выдать паспорт готовности,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация рп пгт. Прогресс обратилось в Райчихинский городской суд с административным исковым заявлением к Дальневосточному управлению Ростехнадзора в лице представительства отдела государственного энергетического надзора по Амурской области о признании незаконным акта проверки готовности к отопительному периоду, возложении обязанности выдать паспорт готовности, указав в обосновании своих требований следующее.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточным управлением Ростехнадзора проведена проверка готовности к отопительному периоду муниципального образования рабочий поселок пгт. Прогресс Амурской области. По результатам проверки объекты теплоснабжения ООО «Амурская угольная компания» не отвечает нормам в сфере теплоснабжения и рабочий поселок пгт. Прогресс не готов к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ годов, в выдаче паспорта готовности отказано до устранения нарушений, указанных в перечне замечаний к акту проверки чем нарушены права муниципального образования на надлежащее исполнение полномочий в сфере организации теплоснабжения населения в границах городского округа.

Все требования, указанные в перечне замечаний к акту проверки полагает незаконными и необоснованными по следующим основаниям:

- котельные относятся к объектам II категории, в связи с чем актов технологической и (или) аварийной брони не требуется, наличие или отсутствие указанных актов не относится к предмету проверки готовности к отопительному периоду муниципальных образований согласно Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года N 103 (далее – Правила оценки);

- готовность к отопительному периоду тепловых сетей от тепловой камеры ФГКУ комбинат «Амурский» подтверждается актом гидравлического испытания магистральных тепловых сетей от ДД.ММ.ГГГГ, актом готовности котельной к эксплуатации в отопительный период ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, актами готовности потребителей (МКД) от ДД.ММ.ГГГГ;

- администрация пгт. Прогресс неоднократно объявляла торги по выбору управляющей компании для обслуживания тепловых сетей от ТК ФГКУ комбинат «Амурский» (район <адрес>). На торги не вышла ни одна организация. Обслуживанием данных тепловых сетей занимается МАУ «Благоустройство»;

- административным ответчиком не учтено, что при отсутствии приборов учета на котельных коммерческий учет тепловой энергии теплоснабжающей организацией осуществляется расчетным способом, что допустимо на основании п. 115 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), ч.3 ст.19 ФЗ «О теплоснабжении» и объемы выработки тепловой энергии учитываются Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области при утверждении тарифов;

- используемая на территории поселка открытая система теплоснабжения подразумевает горячее водоснабжение путем отбора горячей воды из тепловой сети и накладывает ограничения на использование приборного учета подпиточной воды, как самостоятельного и автономного устройства, так как позволяет определить утечки теплоносителя. Превышающие установленные нормы, принимать меры к обнаружению мест утечки и их устранению в силу неконтролируемого использования горячего водоснабжения потребителю в течении суток. Это снимает обязанность с теплоснабжающих организаций вести контроль режима потребления подпиточной воды на котельных используя расчетный метод. Контроль за расходом подпиточной воды и нормативными утечками на котельных ведется в соответствии с технологическими нормами Раздела 3 «Балансы теплоносителя» «Схемы теплоснабжения рабочего поселка пгт. Прогресс до ДД.ММ.ГГГГ (актуализация на ДД.ММ.ГГГГ)». Установить баки подпиточной воды технологически невозможно и отсутствует свободное место для установки, проектами никогда не предусматривалась.

- организация водно-химического режима необходима только в случаях если используется техническая вода и для предотвращения загрязнения котловых труб из-за некачественной воды и последующих аварий. На котельных используется питьевая вода из артезианских скважин, отвечающая требованиям СанПиН. Контроль качества холодной воды, подаваемой в котельные осуществляется.

Полагает, что исключительным обстоятельством, когда не выдается паспорт готовности муниципального образования и составляется акт с указанием замечаний указан в п.15 и п.19 Правил, согласно которым имеется несоблюдение требований, указанных в подпунктах 1, 7, 9 и 10 пункта настоящих Правил и установленное несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций (п.п.1 п.18 Правил).

Просит суд признать незаконным акт проверки готовности к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ муниципального образования пгт. Прогресс; признать незаконными пункты 1,2-7 перечня замечаний к акту проверки готовности к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ муниципального образования пгт. Прогресс; обязать Дальневосточное управление Ростехнадзора выдать паспорт готовности муниципального образования рабочий поселок пгт. Прогресс в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца Сметана Т.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям. На вопросы суда пояснила, что котельные <адрес> и <адрес> имеют открытую систему теплоснабжения, используют воду артезианских скважин, обеспечивают подачу тепловой энергии в жилые многоквартирные дома <адрес>, а также социально значимые объекты (<адрес>). Котельные имеют II категорию надежности, поэтому получение у электросетевых организаций актов технологической или аварийной брони не требуется. Поскольку торги по выбору управляющей организации обслуживания тепловых сетей от ТК ФГКУ комбинат «Амурский» не состоялись, тепловые сети обслуживает МАУ «Благоустройство», в связи с чем комиссии не были предоставлены результаты проверки данных сетей и по указанной причине отсутствует соглашение с ФГКУ комбинат «Амурский» об управлении системой теплоснабжения. Не отрицает, что водно-химический анализ воды котельных не проводился, на котельных не организован режим потребления тепловой энергии, истек срок поверки узла коммерческого учета реализуемой тепловой энергии котельной <адрес> а на котельной <адрес> данный прибор отсутствует, но имеется решение суда от ДД.ММ.ГГГГ об оборудовании прибором учета тепловой энергии муниципальную котельную «<адрес> Решение суда не исполнено.

Представитель административного ответчика Дальневосточного управления Ростехнадзора Пукач А.Р. требования не признал, пояснил, что поскольку управлением Ростехнадзора было установлено, что муниципальное образование не готово к отопительному сезону по критериям, установленным Правилами оценки, оснований для выдачи паспорта готовности не имеется. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель административного ответчика Дальневосточного управления Ростехнадзора Пинчуков В.В. требования не признал, пояснил, что каких-либо нарушений при проведении проверки готовности муниципального образования к отопительному сезону допущено не было. Котельные, находящиеся в пользовании ООО «Амурская угольная компания», с открытой системой теплоснабжения, являются объектами централизованной системы горячего водоснабжения и входят в категорию потребителей электрической энергии, ограничение потребления которых может привести к экономическим, социальным последствиям. Непредставление административным ответчиком документов, подтверждающих наличие согласованных с электросетевыми организациями актов технологической и (или) аварийной брони, запрошенных в ходе проведения проверки, явилось основанием указания данного нарушения в перечне замечаний. Включенные в перечень замечания выявлены по результатам проверки в связи с не предоставлением муниципальным образованием запрошенных в программе проверки документов.

Помощник прокурора г. Райчихинск на основании доверенности Вайс Т.А. в судебном заседании требования администрации пгт. Прогресс поддержала.

Представитель заинтересованного лица ФГКУ комбинат «Амурский» Петряков П.В. требования администрации пгт. Прогресс поддержал.

Представитель заинтересованного лица ООО «Амурская угольная компания» в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела надлежаще уведомлен.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно п. 1, 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в полномочия органов местного самоуправления городских округов входит организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду.

Согласно распоряжению заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, на основании плана-графика проведения проверок готовности муниципальных районов, городских поселений и городских округов Амурской области к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ годов, постановлено провести проверку готовности к отопительному периоду 2019/2020 годов в отношении муниципального образования рабочий поселок (пгт) Прогресс. Создана комиссия, срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Предмет проверки – соблюдение обязательных требований в области теплоснабжения.

В распоряжении перечислен перечень необходимых документов для предоставления муниципальным образованием, в том числе: акты проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспорта готовности всех теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период, иные документы, необходимые для оценки готовности муниципального образования, в том числе указанные в Программе проверки.

На основании Программы проверки готовности к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ муниципального образования, среди документов, проверяемых в ходе проверки, указаны: документы, подтверждающие наличие согласованных с электросетевыми организациями актов технологической и (или) аварийной брони у теплоснабжающих и теплосетевых организаций ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям; перечень теплоснабжающих, теплосетевых организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования; акты ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии; акты ввода в эксплуатацию приборов учета и акты периодической поверки приборов учета.

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссия Дальневосточного управления Ростехнадзора в соответствии с установленной программой провела проверку муниципального образования Амурской области рабочий поселок (пгт) Прогресс на предмет готовности к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ годы.

В ходе проведения проверки комиссия установила факт не готовности муниципального образования к работе в указанном отопительном периоде, в связи с чем, пришла к выводу, что объект будет готов к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ при условии устранения в установленный срок выявленных замечаний.

Кроме того, в указанном документе главой пгт. Прогресс отмечено о несогласии с установленным сроком устранения недостатков в п. 5 перечня, а также по п.3 о том, что более трех раз объявлялись торги на определение ресурсоснабжающей организации для обслуживания сетей по <адрес>. МАУ «Благоустройство» занимается обслуживанием данных сетей по распоряжению.

В приложении к акту от ДД.ММ.ГГГГ содержится перечень замечаний к требованиям по готовности:

отсутствуют подтверждающие документы наличия согласованных с электросетевыми организациями актов технологической и (или) аварийной брони на котельные «Агромех» и «Кирзавод» (нарушение п.п. 11 п. 13 раздела III Правил оценки),

не оформлены результаты проверки актами проверки готовности к отопительному периоду по тепловым сетям от тепловой камеры ФГКУ комбинат «Амурский» (нарушение п. 7 раздела II Правил оценки),

наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении по тепловой сети от ТК ФГКУ комбинат «Амурский» (нарушение п.п. 1 п. 13 раздела III Правил оценки),

документы, подтверждающие организацию коммерческого учета реализуемой тепловой энергии теплоснабжающей организацией котельная «<адрес>» истек срок очередной поверки (нарушение п.п. 9 п. 13 раздела III Правил оценки),

документы, подтверждающие организацию коммерческого учета реализуемой тепловой энергии теплоснабжающей организацией котельная «Агромех» истек срок очередной поверки (нарушение п.п. 9 п. 13 раздела III Правил оценки),

не организован контроль режима потребления тепловой энергии, ввиду отсутствия контроля подпиточной воды на котельных «<адрес>», «<адрес>» (нарушение п.п. 7 п. 13 раздела III Правил оценки),

документы, подтверждающие соблюдение водно-химического режима на котельных «Агромех», «Кирзавод» (нарушение п.п. 11 п. 13 раздела III Правил оценки).

В силу части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) под федеральным государственным энергетическим надзором в сфере теплоснабжения понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в рамках предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения полномочий, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных настоящим Федеральным законом, техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, и осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований.

Частью 4 статьи 4.1 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что федеральный государственный энергетический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

В силу части 2 указанной статьи проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления, а в ценовых зонах теплоснабжения органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о теплоснабжении, проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения (ч. 4 ст. 20).

Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (ч. 5 ст. 20).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 г. N 610 утверждено Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора (далее - Положение).

Согласно пункту 2 (2) Положения государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляется органами государственного надзора и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее - обязательные требования в сфере теплоснабжения), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования в сфере теплоснабжения лиц к ответственности, а также деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере теплоснабжения, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в сфере теплоснабжения.

Дальневосточное управление Ростехнадзора является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территориях <адрес>, <адрес> и <адрес> и осуществляет деятельность в соответствии с Положением о Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно установленному ч. 2 ст. 20 Закона о теплоснабжении распределение полномочий по проведению проверок готовности к отопительному периоду, административный ответчик обладает полномочиями в пределах своей компетенции осуществлять проверки теплоснабжающих организаций и муниципальных образований.

Оценивая доводы представителя административного истца о том, что проверка проведена административным ответчиком в нарушение установленных Правил оценки, суд приходит к следующему.

На основании п. 5 Правил оценки, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов образовываются соответствующие комиссии.

Пунктом 6 Правил оценки предусмотрено, что при проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III - V настоящих Правил. Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения в отношении требований, установленных настоящими Правилами, комиссии осуществляют проверку соблюдения локальных актов организаций, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.

В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки.

Главы III - V Правил оценки определяют требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии, требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований.

На основании изложенного, комиссия, которая проводит проверку муниципального образования, вправе проверить выполнение теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требования указанных Правил оценки, в том числе по вопросам, отраженным в акте, предусмотренным п.п. 11 п. 13 раздела III, п. 7 раздела II, п.п. 1 п. 13 раздела III, п.п. 9 п. 13 раздела III, п.п.7 п. 13 раздела III, п.п. 11 п. 13 раздела III Правил.

В связи с этим, утверждение представителя административного истца о том, что муниципальное образование может быть проверено только по вопросам, закрытый перечень которых изложен в п. 18 раздела V Правил оценки, суд находит несостоятельным.

Кроме того, п.п. 4 п. 18 Правил оценки устанавливает, что муниципальное образование проверяется на выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

Об этом так же говорит п. 23.4 Методических рекомендаций по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду (утв. Приказом Ростехнадзора от 17.07.2013 N 314) при оценке готовности муниципальных образований к отопительному периоду проверяется, в том числе, выполнение требований Правил оценки готовности к отопительному периоду N 103 по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии (разделы VII и VIII настоящих Методических рекомендаций).

Доводы административного истца о незаконном требовании документов, подтверждающих наличие согласованных с электросетевыми организациями актов технологической и (или) аварийной брони у теплоснабжающих и теплосетевых организациях судом не могут быть признаны как обоснованные.

Как следует из доводов административного иска и пояснения представителя административного истца, на территории муниципального образования (в рамках проверки) используется открытая система теплоснабжения.

Как следует из материалов дела, ООО Амурская угольная компания» на основании договоров аренды приняла в пользование муниципальное имущество для предоставления потребителям п. Новорайчихинск, п. Прогресс услуги по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (пункт 19.1 статьи 2 определено, что открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) - технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.

В соответствии с п. 2 приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов - относятся к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим социальным последствиям.

Указанный в программе проверки готовности к отопительному периоду муниципального образования и необходимый для предъявления документ, подтверждающий наличие согласованных с электросетевыми организациями актов технологической и (или) аварийной брони у теплоснабжающих и теплосетевых организациях комиссии предоставлен не был.

Поскольку административный истец не представил, а административный ответчик на момент составления акта проверки готовности от ДД.ММ.ГГГГ достоверно знал, что котельные муниципального образования не соответствуют указанным требованиям пункта 13 Правил оценки, а именно отсутствуют результаты проверки готовности к отопительному периоду и соглашение об управлении данной системой теплоснабжения по тепловым сетям от ТК ФГКУ комбинат «Амурский», водно-химический анализ воды котельных не проводился, на котельных не организован режим потребления тепловой энергии, истек срок поверки узла коммерческого учета реализуемой тепловой энергии котельной «Кирзавод», а на котельной «Агромех» данный прибор отсутствует, что отсутствует акт проверки готовности к отопительному периоду тепловой сети от тепловой камеры ФГКУ комбинат «Амурский», суд приходит к выводу, что Дальневосточное управление Ростехнадзора за пределы установленных полномочий не вышло, нарушения прав и законных интересов административного истца не допустило.

По мнению суда, являются несостоятельными доводы представителя административного истца о том, что акт проверки с приложением перечня может быть составлен только в случае, установленном п. 19 Правил оценки.

Указанный п. 19 устанавливает, что к обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 настоящих Правил.

Анализ п. 18 Правил оценки позволяет прийти к выводу, что только по поводу требования п.п. 1 п. 18 Правил (отсутствие плана действий...) можно установить конкретный срок устранения нарушения. В отношении оставшихся трех подпунктов, включая п.п. 4 (выполнение требования по оценке теплоснабжающих организаций) установление конкретных сроков, по мнению суда, невозможно. На это и указывает п. 19 Правил оценки.

При этом, по общему правилу, установленному пунктом 7 Правил оценки результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, который должен содержать следующие выводы комиссии по итогам проверки:

- объект проверки готов к отопительному периоду;

- объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;

- объект проверки не готов к отопительному периоду.

В силу пункта 8 Правил оценки при наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний, с указанием сроков их устранения.

Оспариваемый акт от ДД.ММ.ГГГГ указанным требованиям соответствует.

Изложенная позиция, вопреки мнению представителя административного истца подтверждается, а не опровергается положениями Методических рекомендаций по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду (утв. Приказом Ростехнадзора от 17.07.2013 N 314), так как пункты 18 - 20 указанных рекомендаций содержат иные основания для составления акта с обязательствами по срокам устранения замечаний, помимо п.п. 1 п. 18 Правил оценки.

В соответствии с пунктом 9 Правил оценки, в том случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки выдается паспорт готовности к отопительному периоду.

В силу п. 10 Правил оценки, сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.

Пунктом 11 Правил оценки установлено, что в случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.

Поскольку по результатам проверки комиссией установлена неготовность муниципального образования пгт. Прогресс к работе в отопительном периоде ДД.ММ.ГГГГ годов, объект проверки (муниципальное образование) обязан продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению требований по готовности до ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению суда, оспариваемый акт, а также отсутствие паспорта готовности не препятствует осуществлять административному истцу его функции в сфере теплоснабжения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

При недоказанности хотя бы одного из названных условий административное исковое заявление не может быть удовлетворено.

Принимая во внимание, что судом не установлено нарушений прав администрации пгт. Прогресс оспариваемыми действиями, а также не установлено несоответствие их закону, то правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

отказать Администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс Амурской области в удовлетворении заявленных к Дальневосточному управлению Ростехнадзора в лице представительства отдела государственного энергетического надзора по Амурской области требований о признании незаконным акта проверки готовности к отопительному периоду, возложении обязанности выдать паспорт готовности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд Амурской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 18.02.2020.

Вступившие в законную силу постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2020 года.

.

.

Судья Райчихинского городского суда О.В. Грачева