ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-77/20 от 22.06.2020 Мышкинского районного суда (Ярославская область)

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«22» июня 2020 г. г. Мышкин

Мышкинский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Акутиной Н.Ю.,

при секретаре Соловьевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Мышкинского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по внесению изменений в нормативный правовой акт, и возложении обязанности по приведению Порядка организации и осуществления муниципального земельного контроля в границах сельских поселений на территории Мышкинского муниципального района в соответствие с требованиями Закона Ярославской области,

у с т а н о в и л :

Прокурор Мышкинского района обратился в Мышкинский районный суд ЯО с административным иском к Администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области (далее Администрация ММР) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по внесению изменений в Порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля в границах сельских поселений на территории Мышкинского муниципального района, утвержденный постановлением Администрации ФИО1 от 26.12.2017 г. № 694, и возложении обязанности в трехмесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу привести указанный Порядок в соответствие с требованиями Закона ЯО от 04.07.2018 г. № 41-з «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Ярославской области».

В административном иске указано, что прокуратурой Мышкинского района в ходе правового мониторинга нормативно-правовой базы органа местного самоуправления – Администрации ММР установлены нарушения требований ч. 2 ст. 72 ЗК РФ, согласно которой муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи. Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Ярославской области установлен Законом ЯО от 04.07.2018 г. № 41-з. Порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля в границах сельских поселений на территории Мышкинского муниципального района утвержден постановлением Администрации ММР от 26.12.2017 г. № 694, однако он не приведен в соответствие с требованиями вступившего в силу с 21.07.2018 г. Закона ЯО от 04.07.2018 г. № 41-з. В адрес Администрации ММР прокуратурой МР вносилось представление о принятии мер по устранению нарушений, которое было признано обоснованным, но изменения в спорный муниципальный правовой акт не внесены. Невыполнение ответчиком обязанности по приведению указанного правового акта в соответствие с требованиями Закона ЯО от 04.07.2018 г. № 41-з влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, собственников земельных участков, расположенных на межпоселенческой территории ФИО1, а также в отношении объектов земельных отношений, распложенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений.

В ходе рассмотрения административного дела прокурор Мышкинского района уточнил исковые требования в части внесения изменений в конкретные пункты Порядка организации и осуществления муниципального земельного контроля в границах сельских поселений на территории Мышкинского муниципального района, утвержденного постановлением Администрации ММР от 26.12.2017 г. № 694.

Представитель административного истца помощник прокурора Мышкинского района Голикова Е.В. исковые требования к Администрации ММР поддержала по основаниям, указанным в первоначальном административном исковом заявлении, поскольку административный ответчик приводит спорный Порядок в соответствие с Законом ЯО от 04.07.2018 г. № 41-з путем его принятия в новой редакции.

Представитель административного ответчика Администрации ММР ФИО2, выступающая по доверенности, исковые требования административного истца прокурора Мышкинского района с учетом их уточнения в судебном заседании признала. Она не оспаривала незаконность бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер по внесению изменений Порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля в границах сельских поселений на территории Мышкинского муниципального района, утвержденный постановлением Администрации ММР от 26.12.2017 г. № 694, и возложение обязанности в трехмесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу привести указанный Порядок в соответствие с требованиями Закона ЯО от 04.07.2018 г. № 41-з «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Ярославской области».

Выслушав представителей административного истца прокурора МР Голикову Е.В. и административного ответчика Администрации ММР ФИО2, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Мышкинского района. Суд приходит к такому выводу на основании заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований и представленных сторонами доказательств, а также с учетом признания иска представителем административного ответчика Администрации ММР.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.

Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на главу 22 данного Кодекса, устанавливающую порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Ярославской области установлен Законом ЯО от 04.07.2018 г. № 41-з. В ст. 4 Закона ЯО указано, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере осуществления муниципального земельного контроля относятся, в том числе организация и осуществление муниципального земельного контроля на территории соответствующего муниципального образования Ярославской области, разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере муниципального земельного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Ярославской области.

Порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля в границах сельских поселений на территории Мышкинского муниципального района утвержден постановлением Администрации ММР от 26.12.2017 г. № 694, однако он в нарушение действующего законодательства до настоящего времени не приведен в соответствие с требованиями вступившего в силу с 21.07.2018 г. Закона ЯО от 04.07.2018 г. № 41-з. Действующая редакция Порядка в отношении граждан не соответствует требованиям статей 5, 6, 9-14 Закона ЯО от 04.07.2018 г. № 41-з, т.е. противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Указанные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании представителем административного ответчика Администрации ММР ФИО2.

Исходя из изложенного, непринятие административным ответчиком мер по внесению изменений в Порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля в границах сельских поселений на территории Мышкинского муниципального района, утвержденный постановлением Администрации ММР от 26.12.2017 г. № 694, нарушает права неопределенного круга лиц на надлежащее осуществление муниципального земельного контроля в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

При вынесении решения по настоящему делу суд учитывает признание иска административным ответчиком Администрацией ММР. В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (ст. 227 КАС РФ).

Таким образом, требования прокурора Мышкинского района к Администрации ММР подлежат удовлетворению.

С учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, принципов разумности и справедливости, длительности неисполнения административным ответчиком обязанности по приведению Порядка организации и осуществления муниципального земельного контроля в границах сельских поселений на территории Мышкинского муниципального района, утвержденного постановлением Администрации ММР от 26.12.2017 г. № 694, в соответствие с требованиями Закона ЯО от 04.07.2018 г. № 41-з «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Ярославской области» суд устанавливает срок исполнения решения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При этом суд отмечает, что при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке, предусмотренном ст. 358 КАС РФ.

Статьей 200 КАС РФ предусмотрено, что при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.

Из приведенной нормы следует, что частное определение - это способ реагирования суда на случаи выявления нарушения законности, которые не могут быть устранены им самостоятельно при рассмотрении административного дела предоставленными административным процессуальным законом средствами.

Установленное данной нормой право суда вынести частное определение при выявлении случаев нарушения законности вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; при рассмотрении вопроса о необходимости вынесения частного определения суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела, исходя из задачи административного судопроизводства укрепления законности и предупреждения нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 4 ст. 3 КАС РФ).

Суд не находит оснований для вынесения по настоящему делу в адрес административного ответчика Администрации ММР частного определения.

Действительно, в ходе рассмотрения настоящего административного дела выявлено нарушение законности в деятельности административного ответчика Администрации ММР в части непринятия мер по приведению Порядка организации и осуществления муниципального земельного контроля в границах сельских поселений на территории Мышкинского муниципального района, утвержденного постановлением Администрации ММР от 26.12.2017 г. № 694, в соответствие с требованиями Закона ЯО от 04.07.2018 г. № 41-з «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Ярославской области». Однако именно для устранения данного нарушения и обратился административный истец в суд с административным иском к Администрации ММР с установлением срока исполнения обязанности - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При таких обстоятельствах суд не находит в нестоящее время оснований для вынесения в адрес Администрации ММР частного определения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 177, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить исковые требования прокурора Мышкинского района Ярославской области к Администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области.

Признать бездействие Администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области, выразившееся в непринятии мер по внесению изменений в Порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля в границах сельских поселений на территории Мышкинского муниципального района, утвержденный постановлением Администрации ФИО1 от 26.12.2017 г. № 694, незаконным.

Возложить на Администрацию Мышкинского муниципального района Ярославской области обязанность в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести Порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля в границах сельских поселений на территории Мышкинского муниципального района, утвержденный постановлением Администрации ФИО1 от 26.12.2017 г. № 694, в соответствие с требованиями Закона Ярославской области от 04.07.2018 г. № 41-з «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Ярославской области».

Обязать Администрацию Мышкинского муниципального района Ярославской области в срок до 10.11.2020 г. сообщить суду и административному истцу прокурору Мышкинского района об исполнении решения по настоящему административному делу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Мышкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Акутина