ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-77/2018 от 10.04.2018 Болховского районного суда (Орловская область)

Дело № 2а-77/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2018 года город Болхов

Болховский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Макаровой О.В.,

с участием административного истца Игнатова В.А.,

представителя ответчика Корнеева А.В.,

при секретаре Голиковой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Игнатова В.А. к Администрации Однолуцкого сельского поселения <адрес> о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Игнатов В.А. обратился с иском к Администрации Однолуцкого сельского поселения <адрес> о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельных участков, мотивируя свои требования тем, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 7,2 га, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> с/с, категория земель - земли сельхозпроизводства, разрешенное использование - дачное строительство; земельный участок площадью 3,4 га, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель - земли сельхозпроизводства, разрешенное использование - дачное строительство; земельный участок площадью 5,7 га, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, Однолуцкий с/с, категория земель - земли сельхозпроизводства, разрешенное использование - дачное строительство.

ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление в администрацию Однолуцкого сельского поселения <адрес> об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида разрешенного использование «дачное строительство» на вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». Административным ответчиком Администрацией Однолуцкого сельского поселения <адрес> было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении вида разрешенного использования, в связи с тем, что в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и объединениям. Истец полагает, что данное решение администрации Однолуцкого с/п <адрес> является незаконным и необоснованным. Вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид возможны только в соответствии законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем обсуждения на публичных слушаниях. Указанные положения законодательства администрацией выполнены не были, решение об отказе в изменения вида разрешенного использования было принято без проведения публичных слушаний. Администрацией Однолуцкого сельского поселения был дан ответ об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков без ссылки на нормы действующего законодательства. Земельный участок относится к категории «сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - «дачное строительство». Этот участок не используется истцом под данный вид разрешенного использования, дачное строительство на нем не велось и не ведется. Этот участок используется в целях сельскохозяйственного производства, как и было установлено ранее. Изменяя в 2009 году вид разрешенного использования земельного участка с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство» не была изменена категория земель. Категория указанных земельных участков осталась прежней - «земли сельскохозяйственного назначения», что само по себе недопустимо. Для устранения данного несоответствия истцом было подано заявление в администрацию Однолуцкого с/п <адрес> об изменении вида разрешенного использования земельного участка, но истцу было отказано.

Просит суд признать незаконным отказ Администрации Однолуцкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в изменении вида разрешенного использования - «дачное строительство» на вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства» в отношении земельных участков: земельного участка площадью 7,2 га, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Однолуцкий с/с; земельного участка площадью 3,4 га, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>; земельного участка площадью 5,7 га, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> вид разрешенного использования вышеуказанных земельных участков «дачное строительство» на вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства».

В судебном заседании административный истец Игнатов В.А. заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Однолуцкого сельского поселения <адрес>Корнеев А.В. исковые требования не признал, просил суд в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку нарушений прав истца со стороны ответчика не допущено.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п. 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В судебном заседании установлено, что административному истцу Игнатову В.А. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 7,2 га, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, Однолуцкий с/с, категория земель - земли сельхозпроизводства, разрешенное использование - дачное строительство; земельный участок площадью 3,4 га, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, категория земель - земли сельхозпроизводства, разрешенное использование - дачное строительство; земельный участок площадью 5,7 га, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельхозпроизводства, разрешенное использование - дачное строительство.

ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление в администрацию Однолуцкого сельского поселения <адрес> об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида разрешенного использования «дачное строительство» на вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».

Административным ответчиком Администрацией Однолуцкого сельского поселения <адрес> было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении вида разрешенного использования.

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

В силу п. 2 указанной статьи правовой режим земель определяется в зависимости от их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пунктом 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) установлено, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» действие закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.

В соответствии со статьями 77, 78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Согласно ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах сохранения целевого использования земельных участков.

Действующим законодательством для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>; земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>

Постановлением Главы Однолуцкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего истцу, с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства»; изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего истцу, с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для дачного строительства».

Постановлением Главы Однолуцкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего истцу, с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения дачного хозяйства».

Таким образом, судом установлено, что изначально земельные участки с кадастровыми номерами 57:01:0040401:197, 57:01:0040401:200, 57:01:0040401:211, имели вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».

С учетом положений п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - «земли населенных пунктов».

Судом установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что участки не используются истцом под вид разрешенного использования «для дачного строительства», дачное строительство на них не велось и не ведется, эти участки используются истцом в целях сельскохозяйственного производства.

При этом, изменяя в 2009 году вид разрешенного использования земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство» не была изменена категория земель, категория указанных земельных участков осталась прежней - «земли сельскохозяйственного назначения».

Одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.

Так как ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» не предусматривают возможность предоставления земель сельскохозяйственного назначения без перевода их из данной категории в другую для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, а категория земельного участка не менялась, у административного ответчика отсутствуют законные основания для отказа в изменении вида разрешенного использования «дачное строительство» на вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства».

Довод истца о необходимости проведения публичных слушаний при решении вопроса об изменении одного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения является несостоятельным.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. В связи с чем, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственного назначения.

Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.п. 5 п. 2 ФЗ №218-ФЗ от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ администрации Однолуцкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе изменения вида разрешенного использования - «дачное строительство» на вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства» в отношении земельного участка, площадью 7,2 га, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> земельного участка, площадью 3,4 га, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>; земельного участка площадью 5,7 га, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>

Изменить вид разрешенного использования земельного участка площадью 7,2 га, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Однолуцкий с/с; земельного участка, площадью 3,4 га, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес><адрес>; земельного участка площадью 5,7 га, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> - «дачное строительство» на вид разрешенного использования земельного участка - «для сельскохозяйственного производства».

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Болховский районный суд Орловской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Председательствующий: