Дело № 2а-77/2018 Решение в окончательной форме принято 18.07.2018
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Пено 18 июля 2018 года
Пеновский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Лебедевой О.Н., исполняющей обязанности председателя Пеновского районного суда Тверской области, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пеновского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Рунского сельского поселения Пеновского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в ведении реестра муниципального имущества с нарушением требований законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Пеновского района Тверской области обратился в суд с административным иском в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Рунского сельского поселения Пеновского района Тверской области, с учетом уточнения исковых требований просил:
1) признать незаконным бездействие администрации Рунского сельского поселения Пеновского района Тверской области, выразившееся в не приведении реестра муниципального имущества в соответствие с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. №422 и незаконными действия администрации по его ведению не по форме и не в порядке, предусмотренном Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. №424;
2) обязать администрацию Рунского сельского поселения Пеновского района Тверской области привести реестр муниципального имущества в соответствие с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424 в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, а именно: в разделе 1 реестра в позиции 1, 2, с 10 по 14 - указать сведения о кадастровой стоимости имущества; в графе 10 с позиции 1 по 14, в подразделе 4 раздела 1 с позиции 1 по 7 «сведения о возникновении (прекращении) права муниципальной собственности» указать сведения о событии, связанном с указанной в графах датой; в подразделе 2 в позиции с 5 по 8 указать правообладателя имущества; в подразделе 3: в позиции с 1 по 6 указать кадастровую стоимость имущества, в позициях с 4 по 6 указать индивидуальные характеристики объекта, в позиции с 4 по 6 указать реквизиты документа - основания возникновения права муниципальной собственности; в разделе 2 реестра подразделе 1: в позиции 1 указать степень износа имущества; в подразделе в позиции 1 не указать правообладателя имущества, сведения о реквизитах документов - оснований возникновения права муниципальной собственности, в графе 7 подраздела 2 указать сведения о событии, с которым связана дата, указанная в графе; в подразделе 3 раздела 2 с позиции 1 по 3 указать сведения о правообладателе имущества.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Пеновского района в мае 2018 года проведена проверка исполнения администрацией Рунского сельского поселения Пеновского района Тверской области Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В результате прокурорской проверки установлено, что администрация Рунского сельского поселения Пеновского района ведет реестр муниципального имущества в порядке и по форме несоответствующим Порядку ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424.
Так, в реестре, который ведет администрация сельского поселения, по позициям реестра (раздел 1 подраздел 1):
- 1, 2, 10-14 - отсутствуют сведения о кадастровой стоимости имущества;
- в графе 10 с позиции 1 по 14 «сведения о возникновении (прекращении) права муниципальной собственности» указана только дата, без указания на то, какое именно событие связано с этой датой. Аналогичные нарушения в подразделе 4 раздела 1 с позиции 1 по 7.
Раздел 1 (подраздел 2): в позиции с 5 по 8 не указан правообладатель имущества.
Раздел 1 (подраздел 3): позиции с 1 по 6 не указана кадастровая стоимость имущества; в позициях с 4 по 6 не указаны индивидуальные характеристики объекта; в позиции с 4 по 6 отсутствуют реквизиты документа - основания возникновения права муниципальной собственности.
По позициям реестра (раздел 2 подраздел 1) 1 - не указана степень износа имущества. Подраздел 2 раздела 2: позиция 1 не указан правообладатель имущества, отсутствует сведения о реквизитах документов - оснований возникновения права муниципальной собственности, графа 7 подраздела не содержит сведений о событии, с которым связана дата, указанная в графе. Подраздел 3 раздела 2 с позиции 1 по 3 не содержит сведений о правообладателе имущества.
В результате незаконного бездействия ответчика, а именно: не приведения реестра муниципальной собственности в соответствие с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424, а также в результате ведения реестра не по форме и не в порядке, предусмотренном Порядком, нарушаются интересы Российской Федерации, муниципального образования Рунского сельского поселения на полный, надлежащий, прозрачный и достоверный учет публичного имущества, надлежащее управление и распоряжение муниципальным имуществом, а также на эффективное противодействие коррупции на территории сельского поселения, поскольку, ненадлежащее ведение реестра муниципального имущества может затруднить использование муниципальной собственности, способствовать коррупционным проявлениям в данной сфере.
Административный истец прокурор Пеновского района Тверской области и административный ответчик Администрация Рунского сельского поселения Пеновского района Тверской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается расписками о получении судебных извещений. В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
На основании ч.7 ст.150 и ст.291 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) указанное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, представители этих лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 46 Конституции РФ определено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из анализа приведенных норм закона следует, что административное исковое заявление, поданное в порядке Главы 22 КАС РФ, может быть признано обоснованным только в том случае, если обжалуемое решение, действие (бездействие), которыми нарушены права и свободы, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, должно и могло быть выполнено соответствующим государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным служащим, но не выполнено им.
В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.l ст.5 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года, каждое Государство-участник, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 9 Конвенции, каждое Государство-участник принимает в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы надлежащие меры по содействию прозрачности и отчетности в управлении публичными финансами. Такие меры охватывают среди прочего следующее: процедуры утверждения национального бюджета, своевременное представление отчетов о поступлениях и расходах, а также систему стандартов бухгалтерского учетами аудит и связанного с этим надзора.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу ст.3 указанного закона противодействие коррупции в РФ основывается, кроме всего прочего, на принципах законности, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетном применении мер по предупреждению коррупции, сотрудничестве государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Исходя из п.14 ст.7 ФЗ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что основным направлением деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции, в том числе, является совершенствование порядка использования публичного имущества, государственных и муниципальных ресурсов, а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.
Согласно подп. «г», п. 8 раздела 4 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 № 460, одним из основных направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции является совершенствование системы учета государственного имущества и оценка эффективности его использования.
Из ст. 132 Конституции РФ следует, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
Согласно ст.51 ФЗ №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.п. 5.2.28.59. Постановления Правительства РФ от 5 июня 2008 №437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» минэкономразвития на основании принят порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.
Согласно пункту 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 года № 424, и вступившего в законную силу с 28 июня 2012 года, реестр состоит из 3 разделов, в частности: в раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, с указанием конкретных сведений о данном имуществе; в раздел 2 включаются сведения о муниципальном движимом имуществе, с указанием конкретных сведений о данном имуществе; в раздел 3 включаются сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником), с указанием конкретных сведений о данном имуществе и имущественных правах.
Материалами дела установлено, что прокуратурой Пеновского района Тверской области 27 апреля 2017 года в адрес Рунского сельского поселения Пеновского района Тверской области по результатам проверки исполнения администрацией Рунского сельского поселения законодательства, регламентирующего порядок учета муниципального имущества выявлены нарушения при ведении Реестра муниципального имущества, внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности (л.д.13-14).
Согласно ответа Рунского сельского поселения Пеновского района Тверской области, поселение признает наличие указанных нарушений, указывает, что в ближайшее время будут приняты меры к их устранению (л.д.15, 16).
Актом проверки от 29 мая 2018 года исполнения Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» администрацией Рунского сельского поселения Пеновского района Тверской области, проведенной прокуратурой Пеновского района Тверской области, копией Реестра муниципального имущества Муниципального образования «Рунское сельское поселение» Пеновского района Тверской области подтвержден факт нарушения требований законодательства при ведении Реестра муниципального имущества Рунского сельского поселения, об устранении которых заявлены исковые требования (л.д.12, 18-32).
Бездействие Администрации Рунского сельского поселения Пеновского района Тверской области выразившееся в не приведении реестра муниципальной собственности в соответствие с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424, а также в результате ведения реестра не по форме и не в порядке, предусмотренном Порядком, нарушены интересы Российской Федерации, муниципального образования Рунского сельского поселения на полный, надлежащий, прозрачный и достоверный учет публичного имущества, надлежащее управление и распоряжение муниципальным имуществом, а также на эффективное противодействие коррупции на территории сельского поселения, поскольку, ненадлежащее ведение реестра муниципального имущества может затруднить использование муниципальной собственности, способствовать коррупционным проявлениям в данной сфере, в связи с чем административные исковые требования прокурора Пеновского района Тверской области, заявленные в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На момент рассмотрения дела в суде нарушенное право неопределенного круга лиц не восстановлено.
Частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В соответствии со статьей 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Административный истец просит обязать администрацию Рунского сельского поселения Пеновского района Тверской области устранить допущенные нарушения закона в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Административный ответчик на неразумность указанного срока не ссылался, возражений по заявленным требованиям от него не поступило.
При таких обстоятельствах суд считает, что срок, который просит установить прокурор для устранения выявленных нарушений, является разумным и достаточным.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Пеновского района Тверской области к Администрации Рунского сельского поселения Пеновского района Тверской области удовлетворить.
1) Признать незаконным бездействие администрации Рунского сельского поселения Пеновского района Тверской области, выразившееся в не приведении реестра муниципального имущества в соответствие с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. №422 и незаконными действия администрации по его ведению не по форме и не в порядке, предусмотренном Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. №424;
2) Обязать администрацию Рунского сельского поселения Пеновского района Тверской области привести реестр муниципального имущества в соответствие с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424 в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, а именно: в разделе 1 реестра в позиции 1, 2, с 10 по 14 - указать сведения о кадастровой стоимости имущества; в графе 10 с позиции 1 по 14, в подразделе 4 раздела 1 с позиции 1 по 7 «сведения о возникновении (прекращении) права муниципальной собственности» указать сведения о событии, связанном с указанной в графах датой; в подразделе 2 в позиции с 5 по 8 указать правообладателя имущества; в подразделе 3: в позиции с 1 по 6 указать кадастровую стоимость имущества, в позициях с 4 по 6 указать индивидуальные характеристики объекта, в позиции с 4 по 6 указать реквизиты документа - основания возникновения права муниципальной собственности; в разделе 2 реестра подразделе 1: в позиции 1 указать степень износа имущества; в подразделе в позиции 1 не указать правообладателя имущества, сведения о реквизитах документов - оснований возникновения права муниципальной собственности, в графе 7 подраздела 2 указать сведения о событии, с которым связана дата, указанная в графе; в подразделе 3 раздела 2 с позиции 1 по 3 указать сведения о правообладателе имущества.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Пеновский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Лебедева